Цель и задачи спортивной тренировки

ЛЕКЦИЯ № 4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ:

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП), СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (СФП) В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

Разработала доцент кафедры МО

Морозова Л.В.

 

 

Санкт – Петербург

Введение

 

Спорт в системе физического воспитания занимает видное место. Он служит для физического развития и укрепления здоровья людей, подготовки их к труду и защите Родины. Систематические занятия спортом расширяют границы функциональных возможностей организма человека.

Спорт — важное средство формирования личности: он воспитывает трудолюбие и волю.

Суть спорта заключается в соревновательной деятельности и в подготовке к ней спортсменов и команд. Непосредственной целью такой деятельности и подготовки является достижение высоких спортивных результатов или победы над соперником. Подготовка спортсмена — сложный многосторонний процесс, включающий спортивную тренировку, спортивные соревнования и другие факторы, дополняющие тренировку и соревнования,— общий режим жизни, специальное питание, отдых, средства восстановления и реабилитации.

Подчеркивая актуальность выбранной темы, хотелось бы отметить, что спорт - неотъемлемая часть жизни человека. Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио и телевидение - внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят, как правило, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

При подготовке спортсмена используется система физических упражнений, организуемых на специальных учебно-тренировочных занятиях.

Спортивная тренировка - систематический круглогодичный, многолетний педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов.

Частными задачами спортивной тренировки являются:

Ø укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие спортсмена,

Ø воспитание его морально-волевых и физических качеств,

Ø формирование специальных умений,

Ø закрепление и совершенствование навыков избранного вида спорта,

Ø приобретение специальных знаний по гигиене,

Ø самоконтролю и др.

В процессе спортивной тренировки у занимающихся формируются положительные привычки, нравственные убеждения.

Успехи в спорте во многом зависят от системы спортивной тренировки. Отличие отечественной системы спортивной тренировки состоит в ее оздоровительной направленности (тут я бы поставила знак?). Она характеризуется прогрессивными принципами, научным подбором средств и методов, высоким уровнем организации педагогического и врачебного контроля, обеспечения необходимых гигиенических условий.

Оценивая готовность спортсмена к соревнованиям, часто пользуются понятиями «тренированность» и «спортивная форма».

Состояние тренированности отражает биологические изменения в организме спортсмена, которые происходят под воздействием тренировочных нагрузок и отдыха и выражаются в росте его работоспособности. Тренированность есть мера приспособления организма к конкретной работе, достигнутая тренировкой.

Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия обеспечения жизнедеятельности человека. Понятием "физическая подготовка" пользуются тогда, когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, военной, спортивной и иной деятельности.

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

ОФП - это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в выбранной сфере деятельности или виде спорта.

Средствами ОФ П являются физические упражнения (бег, плавание, спортивные и подвижные игры, лыжный спорт, велоспорт, упражнения с отягощениями и др.), оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. С ОФП связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих спортивной, военной, профессиональной и иной деятельности.

Необходимость широкого разнообразия средств ОФП определяется тем, что в сферу занятий физическими упражнениями с общей подготовительной направленностью вовлекаются практически все слои населения - от младенческого до пожилого возраста.

Задачи ОФП

1) укрепление и сохранение здоровья, совершенствование телосложения, гармоничное физическое развитие, поддержание общего уровня функциональных возможностей организма, многолетнее сохранение высокого уровня трудоспособности;

2) развитие всех основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты и ловкости;

3) создание базовой основы для специальной физической подготовленности к конкретным видам деятельности - трудовой, военной, бытовой и т.д.

ОФП - основная целевая задача педагогического процесса физического воспитания студенческой молодежи, ориентированная на укрепление их здоровья, повышение общей работоспособности и эффективности учебного труда. Однако следует помнить, что даже достаточно высокая общефизическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в подготовке к конкретному виду профессии или виду спорта. В этих случаях необходима дополнительная специальная подготовка: в области спорта - специальная физическая подготовка, в профессиональной деятельности - профессионально-прикладная физическая подготовка.

СФП характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: