т.к. подразумевает переработку первичного материала.
Действительно, лектор не должен передавать слушателям только содержание предмета – схему учебника или соответствующей методической разработки. Проще говоря, он должен переработать этот в материал конкретной лекции – изменить форму изложения, композицию, стиль, язык (см. об этом: В.В. Одинцов. Искусство слова: ораторская речь и художественная литература// Вопросы лекционной пропаганды, Вып. 6,М., 1981).
Следует различать
· учебные лекции – для будущих профессионалов;
· популярные лекции носят эпизодический характер, поскольку проводят для лиц, у которых есть потребность получить информацию по интересующему их вопросу.
В целом жанр лекции приближен по своим характеристикам к жанру публичного выступления с научным докладом. Жанр лекции находит реализацию в коммуникативной ситуации, которая обладает следующими характеристиками:
1) лекция разворачивается в научно-педагогической сфере общения, в публичной официальной обстановке, ведущая коммуникативная установка – передача и популяризация научных знаний;
2) отношения коммуникантов – адресанта и группового (коллективного) адресата – комплиментарны, ассиметричны. Автор лекции занимает ведущую позицию в коммуникации: он значительно превосходит аудиторию своей осведомленностью о предмете разговора. Слушатели лишены коммуникативной активности, получить право высказать могут только с разрешения лектора;
3) локально-темпоральные характеристики могут быть представлены в 2-х вариантах: 1) в едином времени и пространстве, что подразумевает контактное общение; 2) дистантный тип общения, опосредованный техническими средствами;
4) основа лекции – информативное общение, кроме этого, лектор использует стратегии воздействия на адресата и управления вниманием слушателей, что осуществляется через применение средств адресованности;
5) лекция имеет бытийную модальность, те. отношение автора и адресата к сообщаемому определяется как априорное, не требующего верификации: информация не подвергается сомнению;
6) тематика лекции определяется целями и задачами учебной дисциплины, актуальностью определенных научных проблем и научных интересов лектора;
7) имеет композиционную вариативность и может включать следующие ключевые категории: тезис, аргумент, иллюстрацию, цитацию, доказательство, обобщение;
8) лекция совмещает черты устной и письменной форм коммуникации, степень предварительной разработки может варьироваться. В одном случае проговаривание написанного текста – воспроизведение и трансляция письменного, в другом – публичное произнесение подготовленного материала, содержащее элементы разговорного стиля;
9) лекция – статическая коммуникативная ситуация, в ее основе – монолог, по наблюдениям Холгера Лимберга, доля интеракции в лекции зависит от 2-х факторов: стиль автора и продолжительность лекции. В менее продолжительных лекциях легче выстроить все содержание в монологической форме.
Структура жанра лекции имеет 2 компонента:
· информативный, предполагает чередование различных способов изложения (описание, повествование, объяснение, рассуждение, и информации в виде инструкции, указания);
· организующий, включающий метатекстовые средства организации изложения (объявления, регуляторы поведения, призывы к тишине).
(см. об этом: Вестник Лен гос унив им. А.С. Пушкина. Научный журнал. Том № 1, 2013).
Средствами адресованности в статических ситуациях научного общения, в частности в лекциях, являются:
1) обращение;
2) формулы приветствия и прощания;
3) сигналы актуализирующие внимание – форма повелительного наклонения (обратите внимание);
4) сигналы, формирующие контакт – глаголы с ментальной семантикой (вы помните);
5) сигналы инструктивного характера – императивы (запишите);
6) вопросно-ответные комплексы;
7) имитация диалога с аудиторией: вы подскажите, почему так происходит;
8) адресату приписывается совместность ментальных действия – местоимение в форме 1 л мн. ч.: сейчас мы намного больше знаем;
9) контактное средство, ориентирующее слушателя – местоимение в форме 2 л. дат.п., мн.ч.: я вам попробую объяснить.