Для повышения точности и уменьшения шероховатости поверхности зубья колес подвергаются отделочной обработке. Чистовая обработка незакаленных колес производится шевингованием и обкаткой, закаленных — шлифованием и притиркой.
При шевинговании (рис. 22.40, а) зубчатое колесо 2 вводится в зацепление с инструментом в виде зубчатого колеса 1, их оси смещены на 10...15°, а на поверхности зубьев инструмента изготовлены канавки. При таком зацеплении в точке А скоростьvm можно разложить на составляющиеvи и,аг. Составляющаяvнаправлена вдоль зубьев и является скоростью резания. Обработка в данном случае состоит в срезании с поверхности зубьев очень тонких стружек. Отделку проводят металлическим инструментом — шевером (рис. 22.40, б). В процессе обработки зубчатое колесо перемещается возвратно-поступательноSnpи подается в радиальном направленииSt.Направления вращения шевера иш и заготовки изаг периодически изменяются.
в Рис. 22.40.Чистовая обработка зубчатых колес:а— шевингование; б— шевер; в— зубообкатка; г— шлифование по методу копирования; д— шлифование по методу обкатки; е-ж— притирка |
а |
б |
При обкатке (рис. 22.40, в) три закаленных зубчатых колеса 1,2,4 располагаются под углом 120°. Одно из них приводится в движение от электродвигателя и ведет обрабатываемое колесо 3, а через него и другие колеса. Чтобы обеспечить равномерное сглаживание и уплотнение обеих сторон каждого зуба, перио
дически производится реверсирование направления вращения колес.
Шлифование позволяет получить точный профиль зубьев и малую шероховатость поверхности. Производится оно методом копирования и обкатки. При шлифовании по методу копирования форма шлифующей части круга соответствует форме профиля впадины в нормальном сечении (рис. 22.40, г). Шлифовальный круг получает вращательное движениеv,возвратно- поступательное движение на длину шлифуемых зубьев и периодическую подачу на глубину шлифования S. Обрабатываемое колесо при этом остается неподвижным, после обработки выводится из зацепления с кругом и поворачивается на один зуб.
При шлифовании методом обкатки (рис. 22.40, д) воспроизводится зацепление рейки и зубчатого колеса. Роль рейки выполняют шлифующие плоскости двух кругов. Шлифовальный круг совершает вращательноеvи возвратно-поступательное движения. Шлифуемое колесо получает вращательное движение и, в одном направлении и прямолинейное перемещениеv2в обратном, имитируя качение колеса на неподвижной рейке. При этом шлифуется одна сторона зуба. Затем направление обкаточного движения изменяется и шлифуется противоположная сторона соседнего зуба. После этого круг выводится из впадины, и колесо поворачивается на один зуб.
Притирка позволяет производить чистовую обработку зубчатых колес после термической обработки. Различают две схемы притирки: на параллельных осях одним притиром и на скрещивающихся осях тремя притирами. Между притиром (чугунное колесо) и обрабатываемым колесом вводится смесь абразивного порошка с маслом.
По первой схеме (рис. 22.40, е) обрабатываемое колесо Д получает медленное вращательное и быстрое возвратно-поступательное движения вдоль своей оси. Притир П вращается обрабатываемым колесом и совершает быстрое возвратно-поступательное движение в направлении, перпендикулярном своей оси.
По второй схеме (рис. 22.40, ж) обрабатываемое колесо Д вращается и приводит во вращение три притира П, притормаживаемые тормозом, что обеспечивает плотное прилегание зубьев. Обрабатываемое колесо получает также возвратно-поступательное движение вдоль своей оси для обработки на всю длину профиля
зубьев. Ось верхнего притира расположена параллельно оси обрабатываемого колеса, а у других притиров оси вращения повернуты под углом 3...100, что повышает эффективность обработки.