Методические требования к занятиям по сравнению предметов

1) предметы для сравнения подбирают таким образом, чтобы было достаточное количество сравниваемых признаков (цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение и др.);

2) сравнение должно быть плановым, последовательным – от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению;

3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово;

4) дети должны проявлять максимум речевой активности.

Проводятся занятия по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов. Для занятий подбирают предметы (картинки) нескольких близких видов, входящих и не входящих в данное понятие. Например, для освоения обобщающего слова транспорт берут картинки с изображением не только транспортных средств, но и комбайна, пушки, швейной машины и др. Сначала дети рассматривают и описывают картинки, изображающие транспорт (1-я часть занятия), затем сравнивают их и выделяют общий признак, на основе которого делается обобщение (возить, перевозить) и вводится обобщающее слово (2-я часть), и, наконец, проводятся упражнения по отбору из разных картинок тех, которые относятся к транспорту (подведение под понятие) (3-я часть). Аналогичная работа ведется с другими родовыми понятиями. Далее идет их дифференциация: одежда – летняя, зимняя, демисезонная, птицы – зимующие, перелетные; транспорт – воздушный, водный, наземный, подземный.

Таким образом, на основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов у детей постепенно формируется понятийный характер слов.

Занятия с игрушками в старшем дошкольном возрасте занимают меньшее место. Игрушка используется для уточнения и активизации словарного запаса. Проводятся беседы об игрушках, в процессе которых их сравнивают по различию и сходству.

Словарь детей активизируют при помощи картинок. По картинам проводятся беседы. Дети составляют описания, рассказы по картинам. Для развития словаря полезен прием придумывания названия картине. Придумывая название, дети выделяют главное в содержании картины и выражают это в словах или словосочетаниях.

Поддерживается интерес к образному слову. Вслед за воспитателем дети дают образные характеристики предметам в процессе наблюдений, рассматривания картин: «Елочка в снежной шубке снеговой»; «Дымок стелется над поездом белым облачком»; «Вдали протянулась голубой лентой речка». Используя богатство родного языка, привлекаем внимание детей к словам с различными смысловыми оттенками (яблоня, яблонъка, яблоневая аллея, яблоневый сад; темно-зеленые елочки, желтовато-зеленая трава, светло-зеленые листья березы).

Ведущей задачей словарной работы в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.

Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуются упражнения и игры, направленные на:

1. употребление детьми наименований предметов и их признаков.

Например, для активизации слов, обозначающих части тела, можно провести игру «Дорисуй голыша» (из исследования Ю. С. Ляховской). Дети рассматривают, что нужно еще дорисовать, называют недостающие части: брови, нос, переносица, ресницы, веки, пальцы. Воспитатель дорисовывает на доске, а затем дети делают то же самое на своих незаконченных рисунках. Рассматривание и рисование сопровождаются загадыванием Петрушкой загадок: «Вокруг озера камыши растут» (ресницы); «Один говорит, двое глядят, двое слушают» (рот, глаза, уши); «Всегда во рту, а не проглотишь» (язык).

В играх, игровых упражнениях на подбор слов активизируются имена существительные, глаголы, прилагательные. Например, детям ставят вопросы: «Что можно шить? штопать? примерять? надвинуть? застегнуть? подпоясать? завязать? надеть?» В ответ они должны назвать подходящие предметы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек.

Аналогичная задача решается в игре «Назови, какой». К названному предмету дети подбирают определения (шарф – теплый, легкий, длинный, короткий, узкий, широкий, вязаный, красивый).

2. классификацию предметов и их обобщение:

· различные виды классификации предметов и их словесных обозначений по разным признакам (распределение слов по группам: овощи, посуда, растения), по родовому и подродовому признаку: транспорт – железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный, машины – сельскохозяйственные, бытовые, военные;

· исключение из заданной группы предметов и слов, не обладающих общим признаком (стол, стул, диван, стакан, кровать, кресло, платье – «Какие предметы (слова) лишние?»);

· подбор к слову, обозначающему родовое понятие, слова с видовым значением (какие фрукты растут в саду?; назовите перелетных птиц; какие продукты продают в продовольственном магазине?);

· подведение слов видового значения под родовое на звание (туфли, сапоги, сандалии; берет, панама, шляпа);

· обобщение через противопоставление (ласточка – птица, а бабочка? платье – одежда, а туфли?);

· составление словосочетаний и предложений со словами, обозначающими видовые и родовые понятия.

Особое внимание уделяется семантизации лексики (раскрытию смысловой стороны слова).

Приёмы толкования значений слов:

· объяснение значений слов путем показа картинки, например словосочетание поздняя осень объясняется в процессе показа картин, отражающих состояние природы осенью;

· сопоставление слова с другими словами – надевать – что?; одевать – кого?;

· объяснение этимологии слова. Например, в рассказах для детей этого возраста встречаются такие слова: дрозды-рябинники, зайчата-листопаднички, лиса зимой мышкуeт, ноябрь-полузимник, цапля-болотница. Их объяснение дается через словообразовательный анализ;

· составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом;

· пояснение слова другим словом, близким по значению: калужинка – лужица, мужественный – храбрый;

· подбор к слову слова, противоположного по значению (антонима): неряха – чистый, опрятный, аккуратный;

· объяснение значения слова через его определение: герой – человек, отличающийся храбростью, совершающий подвиги; березняк – березовый лес;

· сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: