Дальневосточная политика России и обострение отношений с Японией в начале 20 века

В к.XIX в. обострилась борьба великих держав за раздел Китая. Прочные позиции имела в Китае Англ. Активизировали политику и США. Для России дальневосточный вопрос занимает 1 место.

Необходимость укреплений: хозяйственные интересы, Приморье, Северная Маньчжурия; нужен флот и незамерзающий порт.

Резкое обострение борьбы на Дальнем Востоке нач. в 80-е гг., когда Рос. к этому совершенно не была готова. Эк. колонизация Приамурья и Приморья, возвращенных России в 1858—1860 гг. по договорам с Китаем, развертывалась медленно. Очень мало человек было заселено, плюс плохие пути сообщения, слабое развитие промышленности и сельского хозяйства в регионе. Колонизация проходила неудовлетворительно из-за отсутствия свободы переселения и задавленности крестьян центра страны нуждой и крепостнической эксплуатацией.

Россия до 1894 г. стремилась вести дружественную политику со своими соседями — Китаем и Японией, так как правительство понимало слабость своих позиций. Россия развивала с Китаем и Японией торговые отношения. Торговля шла ч/з Владивосто к, где была введена беспошлинная торговля, и приграничные города Кяхту, Благовещенск, Иркутск, Бийск и др. Широко развивалась меновая торговля с Маньчжурией, Монголией, Тувой. Россия вывозила на восток хлопчатобумажные, суконные, льняные ткани, металлические изделия, сахар, серебро, а ввозила чай, шелковые ткани, фарфор и т. п. Торговля с Россией была более выгодна для Китая: баланс торговли был в его пользу, обеспечивался приток серебра.

Россия считала главным своим врагом на Дальнем Востоке Англию, недооценивая агрессивность Японии. Готовясь отразить натиск Англии, российское правительство с 80-х гг. начало планировать проведение Транссибирской магистрали, строительство ее началось после 1890 г., когда Александру III доложили о попытках английского капитала получить концессию на железную дорогу от Пекина к Хунчуню.

Витте в 1892 г. представил программу использования сибирской дороги не только в стратегических, но и в экономических целях. Суть ее сводилась к экономическому проникновению в Китай и Корею, вывозу капиталов, развитию транзитной торговли Запада с Востоком через Россию. Такая возможность связывалась с продолжением дружественных отношений с Китаем, Японией и Кореей. Сложившаяся внешнеполитическая обстановка показала слабость этого плана.

Япония претендовала: Корея, Маньчжурия, Ляодунский полуостров, Сахалин. 1904 г.- в Японии возникла «Мина сохранения Сахалина»

Уже в 1894 г. Япония ввела войска в Корею, а затем развязала войну с Китаем. По условиям Симоносекского договора 1895 г. Япония получала огромную контрибуцию с разгромленного Китая, а также Ляодунский полуостров, ряд островов. Китай отказывался от протектората над Кореей. По инициативе российского правительства 3 великие державы - Германия, Франция и Россия - потребовали от Японии отказаться от Ляодунского полуострова, и последняя вынуждена была уступить, получив с Китая дополнительную контрибуцию> взрыв недовольства в Японии и принятие ее правительством десятилетнего плана подготовки к войне с Россией.

Витте удалось частично осуществить свой план проведения экономической экспансии в Китай. Россия дала Китаю в 1895 г. заем в 150 млн. руб. под гарантию российского правительства для уплаты контрибуции. В этом же году был создан Русско-китайский банк. В 1896 г. в Москву на коронацию приехал руководитель китайской политики Ли-Хунчжан. С ним был заключен Московский договор об оборонительном союзе против Японии и о строительстве Китайской восточной железной дороги (КВЖД) по территории Маньчжурии (соединить Читу с Владивостоком по более короткому пути). В 1897 г. КВЖД начали строить, а в 1901 г. по ней прошел первый поезд.

К этому времени большое влияние на царя приобрела группа лиц во главе с отставным гвардейским офицером А. М. Безобразовым, так называемая «безобразовская клика». Эта клика требовала смелых наступательных действий. В 1897 г. Россия ввела эскадру кораблей в Порт-Артур, а затем заключила с Китаем договор об аренде Ляодунского полуострова на 25 лет и о постройке ж/д от КВЖД до Порт-Артура. Россия получила незамерзающие порты: военный — в Порт-Артуре и торговый — в Даляне (Дальнем).

В 1900 г. Россия вместе с другими великими державами участвовала в подавлении восстания в Китае, поднятом обществом «Ихэтуань». Восстание было жестоко разгромлено. Русский отряд генерала Линевича в авг. 1900 г. был отведен из Пекина на север и не участвовал в карательных действиях войск остальных интервентов.

Однако «безобразовская клика» настаивала на том, чтобы не торопиться с выводом войск из Маньчжурии. Под видом лесной стражи в Маньчжурию были введены солдаты. Все это вызвало резкое недовольство Японии, Англии, США. В 1902 г. Японии удалось заключить договор с Англией, по которому последняя обязывалась сохранять дружественный нейтралитет в случае войны Японии с одной державой и вступить в войну на ее стороне в случае войны Японии с двумя державами.

В течение 1903 г. японская сторона требовала вывода русских войск из Маньчжурии и признания своих исключительных прав на Корею, а ответы России были уклончивы. Проведение дальневосточной политики целиком оказалось в руках «безобразовцев». В июле 1903 г. на Дальнем Востоке было образовано наместничество и наместником Порт-Артура был назначен адмирал Е. И. Алексеев - ставленник этой клики. Витте был уволен в отставку. Во второй половине 1903 г. Япония стала высказывать все более жесткие требования и 31 декабря 1903 г. по существу предъявила ультиматум в расчете на то, что отказ России будет использован как повод для начала войны. Япония объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией.

 


 

23. Причины русско-японской войны. Военные планы и подготовка сторон

Особенности войны:

1. Первая война с применением крупнокалиберной техники, мин, пулеметов

2. 1885 – Россия покупает лицензию на «Максим»

3. Исход сражения решался на море, т.к. без флота Япония не смогла бы высадить десант

4. Война не полностью русско-японская (помощь Японии со стороны Англии и США), Россия без союзников

План войны японского командования отличался наступательным характером, предусматривал внезапное нападение на русский флот и его уничтожение, затем высадку войск в Корее и у Порт-Артура, быстрый захват крепости штурмом, разгром русской армии и захват КВЖД до прибытия крупных русских резервов. Несмотря на разветвленную шпионскую сеть, японцы недооценили и русскийй флот, и русскую армию, и гарнизон Порт-Артура, что привело к затяжке войны.

План России был нечетким, он предусматривал оборону Порт-Артура и Владивостока с моря и суши, постепенный отход русской армии по линии КВЖД с боями местного значения до сосредоточения крупных сил в районе Харбина. Этот план не учитывал большое стратегическое значение Порт-Артура, переоценивал силу русской Тихоокеанской эскадры, отдавал инициативу Японии.

Россия не готова к войне

1. После того как Япония атаковала русские корабли, у России было повреждено 3 корабля, крейсер «Варяг» был потоплен (Япония – 80 кораблей, Россия – 63)

2. Командующий Дальневосточным флотом – Макаров (3 месяца), был подорван на броненосце «Петропавловск»

3. Отсутствие единого руководства (3 командующих)

Причины:

-экономические (строительство КВЖД и аренда п-ова Ляодун)

-политические (отвлечь страну от приближающейся революции)

- геополитический - борьба за сферы влияния на Дальнем Востоке

Характер войны: империалистический, несправедливый с обеих сторон. Силы сторон: Россия – 1 млн.135 тыс. человек (всего), реально 100 тыс. человек, Япония - 143 тыс. человек + морской флот + резерв (около 200тыс). Количественное и качественное превосходство Японии на море (80:63). Военные силы России в целом были значительно больше, чем у Японии. К 1904 г. она имела 1135-тысячную армию и 3,5 млн. человек запасных и ополченцев.

Царское правительство не верило, что «маленькая» Япония первой нападет на Россию, и поэтому держало основную массу сухопутной армии у западных и южных границ. Даже сделав ставку на войну с Японией, царь не принял мер к посылке на Дальний Восток воинских контингентов.

На Дальнем Востоке к 1904 г. было разбросано по разным местам всего около 100 тыс. солдат. Подвоз войск затруднялся тем, что Сибирская магистраль на Кругобайкальском участке еще не была достроена (завершена в 1905 г.). Пропускная способность дороги у Байкала составляла в 1903 г. 2 пары поездов в сутки, а одна дивизия занимала 20 эшелонов. Мобилизованные сибирские части показали себя в боях выше всяких похвал, но присылали с запада в мирное время наспех сформированные соединения из недисциплинированных, плохо обученных солдат и проштрафившихся офицеров. Даже в ходе войны наиболее отборные войска задерживались в центре для борьбы с революцией. Слабой была и подготовка части офицеров.

Экономическая отсталость России проявилась в вопросах вооружения армии. Новыми, лучшими в мире видами оружия-винтовкой С. И. Мосина была снабжена лишь 1/3 армии. Артиллерийское обеспечение войск было самым слабым среди европейских армий. Не было тяжелой артиллерии новейших образцов. Очень мало было пулеметов, телефонной и телеграфной аппаратуры. Программа строительства флота специально для Дальнего Востока полностью не была завершена. Не было закончено строительство укреплений Порт-Артура, недостаточно заготовили снарядов, патронов, продовольствия и фуража.

Япония подготовилась к войне значительно лучше. Военная программа ею была к 1904 г. перевыполнена. В действующей армии насчитывалось 143 тыс. солдат и 8 тыс. офицеров, а вместе с флотом и резервом-200 тыс. из полумиллиона человек, подлежавших призыву. Армия была обучена немецкими инструкторами и хорошо вооружена. Войска имели тяжелую и горную артиллерию. Каждая японская дивизия имела б тыс. носильщиков (кули), что делало ее более мобильной, чем русские дивизии.

В подготовке к войне Японии оказали большую помощь Англия и США, близоруко считавшие главным своим соперником на Дальнем Востоке Россию. Они предоставили Японии денежные кредиты, строили для нее корабли, снабжали оружием. Решающее значение в войне имело превосходство на море. Россия не завершила свою программу постройки кораблей для Тихоокеанской эскадры.

Количественное превосходство японцев на Дальнем Востоке по броненосцам и тяжелым крейсерам было незначительным — 14 против 11, но они имели больше крейсеров и миноносцев. Общее соотношение кораблей к началу войны было 80: 63, не считая 10 русских кораблей во Владивостоке и 3-ю японскую эскадру (27 кораблей), защищавшую Корейский пролив и сопровождавшую транспорты. Но главное превосходство у Японии было в качестве кораблей. Последние все были новейшего типа, более быстроходные, имели бронирование бортов в два раза больше, лучшее артиллерийское вооружение.

Российское правительство неправильно оценило роль флота в надвигавшейся войне. В последний момент Россия отказалась купить у Аргентины два новейших броненосных крейсера, и их купила Япония.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: