Этап урока | Действия учителя | Действия детей | УУД |
Организационный момент | Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. -Здравствуйте, ребята. Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Зовут меня Виктория Сергеевна | Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя) | |
Актуализация знаний | -Ребята, отгадайте загадки. -Как большая кошка он Грациозен и умён. Но не любит разных игр Полосатый грозный… (ТИГР) -Почему тигра называют грациозным? -Почему его называют грозным? Ребята, назовите мне первый согласный звук в этом слове. -Солнце светит, но не греет, Словно сахар, снег белеет. Средь торосов целый день Дремлет северный... (Тюлень) -Кто такой тюлень? Ребята, назовите мне первый согласный звук в этом слове. Как же вы думаете ребята с какими звуками мы познакомимся на сегодняшнем уроке? -Ребята, откройте азбуки на странице52. Нам дана картинка, рассмотрите ее и прочтите отрывок из произведения -Найдите мне в стихотворении слова со звуками [т] и [т'] -Посмотрите на иллюстрацию и назовите мне слова со звуками [т] и [т'] - Еще раз осмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название поэмы и ее автора -Ребята, какие произведения А.С. Пушкина вы знаете? («Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане») -Мы видим, что А.С.Пушкин писал много сказок, а чему нас учат сказки, ребята? -Они учат нас доброте, отзывчивости, трудолюбию, учат отличать хорошие поступки от плохих, учат нас как нужно вести себя. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» - Какой момент поэмы изображен? | -Тигр - он стройный, красив в движении - он величественный, суровый Тигр-т - Тюлень - морское животное, у которого лапы – ласты (как лопаты) Тюлень- т' Со звуком [т] и [т'] Кот, златая цепь, ходит. Кот, трава, листья, старик. - А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» - Изображен момент, когда кот ходил по цепи вокруг дуба. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) |
Звуковой анализ слова Работа со словом киты | -Ребята, посмотрите на картинку на доске. -Что на ней изображено? -Как вы думаете, что делают киты? Сначала: давайте произнесем слово: Киты - Разделим слово на слоги. Поставили все руку на локоть под подбородок. Сколько раз ударит подбородок о руку, столько слогов. Так сколько у нас слогов? -Как вы определили? - Какой слог ударный? (второй) - Теперь давайте дети нарисуем схему нашего слова и поставим ударение. -Так на какую букву падает ударение -Какой это звук? -давайте попробуем выделить последний согласный звук -Какой это звук? -Как вы определили, что это согласный звук? -Что вы еще можете сказать об этом звуке? -Назовите первый звук? Какой это звук? -Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет сделает? -Назовите мне 2 звук? Какой это звук? -Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет сделает? -Назовите мне 3 звук? Какой это звук? -Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет сделает? -Назовите мне 3 звук? Какой это звук? Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет сделает? -Ребята посмотрите на доску. Как называется слог, в котором гласный и согласный произносятся едино, «сливаются»? -Ребята, так сколько же звуков в этом слове? -Посмотрите на доску. На ней изображена схема какого-то слова… что вы можете сказать о слове по этой схеме? Из скольких слогов состоит слово? Как вы догадались? -Какой первый звук? Докажите -Какой второй звук? Докажите -Какой третий звук? Докажите -Какой четвертый звук? Докажите -Хорошо, теперь посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Подходит ли слово куры к этой схеме? -Назовите мне 1 звук? Какой это звук? -Назовите мне 2 звук? Какой это звук? -Назовите мне 3 звук? Какой это звук? -Подходит ли слово куры к нашей схеме? | На картинке изображены киты. Плавают. -В этом слове 2 слога: ки/ты. -В слове два гласных звука. -Ударение падает на букву ы -Гласный Согласный -Он твердый, глухой -[к]. согласный, глухой -зеленым -[и].гласный, безударный -Красным -[т].Согласный, глухой, твердый. -синим -[ы].Гласный, ударный -Красным -Это слог-слияние - 4 звука -В этом слове два слога Потому что в слове два гласных звука. -Первый звук согласный, потому что в схеме он обозначен белым светом -Второй звук гласный, т.к. в схеме обозначен красным цветом - Третий звук согласный, т.к. в схеме обозначен белым. Четвертый звук гласный, т.к. в схеме обозначен красным цветом. -Коты -Да [к] –согласный. [о] – гласный. [т] – согласный. [ы] – гласный. -Да | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) Коммуникативные УУД (умение слушать, говорить) |
Упражнение на слышание звука слышании | -Ребята, давайте выполним следующее задание: я буду называть слова и сели вы услышите звуки [т] или [т'], то хлопайте в ладоши, если же нет, сидите смирно.(кот, платок, барабан, Никита, дорога, сеточка, книга, дом, кровать, молоток) | - тетрадь, кит, кот, цветы,телевизор | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) |
Физкультминутка | Давайте, ребята, немного с вами отдохнем. Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше подтянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Подтяните, отпустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали. | ||
Обозначение звука буквой | - Ребята, какие буквы вы видите на доске? - Правильно ребята, звук [т] и [т']на письме обозначаются буквой т Посмотрите, на 53 странице показаны заглавная и строчная буквы Т, т. -Где нам встречается заглавная буква Т, а где строчная? -Заглавная буква Т нам встречается в начале предложений, в именах людей и кличках животных(Таня, Тузик, Тоша), а также в названиях городов, сел и деревень. Скажите мне, как вы думаете, на что похожа буква Т? -Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуете запомнить, а затем назвать мне слова с буквой «Т» и со звуками [т] и [т']» Топот лап заполнил лес: Таракан на Тыкву влез, Тигр Тыкву в зубы взял, По Тропинке пошагал, А за ними оленята И пятнистые Телята Птиц везут на голове, Трактор едет по Траве. И Трещит из Тучи гром: - Вон гнездо, и буква в нем! Т — антенна - Выше крыши - Все увидит, все услышит, Телевизоры включаем, У экранов не скучаем. На антенну Т похожа, И на зонтик вроде тоже. Тритоны азбуку учили, Тридцать три буквы получили Тоска, тужурка, том, тетрадь - Букву Т нужно всем знать. -Какие же слова вы запомнили? -Ребята, сейчас я вам раздам полоски бумаги и из них мы выложим букву «Т». | -Т большая и т маленькая - Дети слушают | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализировать объект) Коммуникативные УУД (умение говорить, переработка информации на основе анализа, умение принимать и передавать графическую информацию) |
Работа с текстом Анализ текста | -Давайте прочитаем текст на странице 53. -Текст будем читать по цепочке. (Перечитывают текст) -Ребята как вы думаете, о ком идет речь в стихотворении? -Сколько предложений в тексте? Посчитайте? -Как узнать где заканчивается предложение? Какие знаки должны стоять в конце предложении? -Поставьте пальчик, где заканчивается первое предложение, а я пройду и посмотрю? Второе? Третье? Четвертое? -Назовите слова, где есть звук [т] -Ребята, давайте также выполним задание на стр.53 внизу: задайте друг другу вопросы со словами КТО и КАК, работать вы будете в парах, а затем мы с вами проверим, что у вас получилось. -Ребята, давайте посчитаем, сколько слогов в слове ОКУНИ? Поставили все руку на локоть под подбородок. Сколько раз ударит подбородок о руку, столько слогов. Так сколько у нас слогов? -Как вы определили? - Молодцы, ребята. | - -В тексте 6 предложений - Точка, восклицательный знак. Дети показывают -Таня, кот, Никита, тут, котик-коток. - 3 слога - В этом слове 3 гласных звука. | Познавательные УУД (умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации) Коммуникативные УУД (умение говорить, переработка информации на основе анализа) |
Подведение итогов | -Какой звук учились слышать и выделять из слов? -Звук [т] является гласным или согласным? -Как на письме обозначают звук «т»? | -Звук [т] -Звук [т] согласный -Звук [т] на письме обозначается буквой т. | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения) |
Рефлексия | -Молодцы. Вы все старались, выполняя задания. Оцените свою работу при помощи листков, которые лежат у вас на партах. Если у вас все получилось и у вас не возникло трудностей, то поднимите веселый смайлик. А если у вас остались вопросы, то поднимите грустный смайлик. На этом наш урок окончен! До свидания! | Учащиеся оценивают свою работу. | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения) |