Механизм образования условных рефлексов. Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности

При действии условного раздражителя в соответствующей воспринимающей зоне коры больших полушарий возникает 1 очаг возбуждения. При подкреплении условного раздражителя безусловным в соответствующей зоне коры больших полушарий возникает 2, более сильный очаг возбуждения (доминант). В результате многократного повторения такого возбуждения возбуждение из 1 очага переходит во 2. Происходит суммация возбуждения (проторение нервного пути). Между очагами возникает временная нервная связь. Она становится тем прочнее, чем чаще одновременно возбуждаются оба участка коры. После нескольких сочетаний связь становится настолько прочной, что при действии одного условного раздражителя возбуждение возникает и во 2 очаге. Так условный раздражитель становится сигналом к определенной врожденной деятельности.

Условия: должен присутствовать условный раздражитель; условный раздражитель должен предшествовать безусловному с интервалом 5-10 сек.; действия условного и безусловного раздражителя должно совпадать и повторяться несколько раз; должны отсутствовать посторонние раздражители

Условно-рефлекторные реакции новорожденного вырабатываются на биологически важные стимулы. В первые дни постнатальной жизни у ребенка отмечается образование натуральных пищевых рефлексов на время кормления. При строгом режиме кормления на 5–7 день отмечается повышение количества лейкоцитов и газообмена еще до приема пищи. Дети пробуждаются, у них наблюдается повышенная двигательная активность.

Ко 2-й неделе после рождения формируется реакция на «положение для кормления», которая выражается в непроизвольных сосательных движениях, движении головы, при открывании рта. Условными сигналами в данном случае служит комплекс раздражителей, действующих на рецепторы кожи, двигательного и вестибулярного анализаторов. Эти стимулы возникают при типичном для кормления грудью положении тела ребенка.

Таким образом, первыми начинают образовываться натуральные пищевые рефлексы сосания и общедвигательные реакции. В течение первого месяца условные реакции неустойчивы, могут быть выработаны пока лишь на комплекс раздражителей, требуют постоянного подкрепления. Позднее образуются экстерорефлексы, о сроках появления, которых также имеются неоднозначные мнения. Так, приводятся данные о том, что первыми образуются условные рефлексы с участием обонятельного, тактильного и двигательного анализаторов. Ряд авторов приводят такую последовательность образования экстерорефлексов: сначала на кожные, позднее на звуковые, а затем на зрительные сигналы. В среднем можно считать, что до месячного возраста искусственные рефлексы крайне неустойчивы, требуют тем большего числа сочетаний, чем младше ребенок; закрепляются эти условные реакции на 2–3-м месяце жизни. Последовательность возникновения рефлексов, вырабатываемых на различные индивидуальные раздражители, зависит от сроков созревания сенсорных систем.

Одна из характерных особенностей условно-рефлекторной деятельности грудного возраста заключается в том, что в это время действенными являются комплексные раздражители. Часто один из компонентов такого комплекса – слово. К 10–11 месяцам у ребенка вырабатывается уже много адекватных реакций на словесные сигналы. Но в большей степени реакции идут на комплекс: слова, интонации, обстановки, положения тела и т. п. Ответные же реакции ребенка представляют собой одиночные рефлекторные акты.

Понятно, что для образования условных рефлексов необходимо время. Выделяют несколько стадий развития условно-рефлекторной деятельности:

индиффирентная (стадия безразличия) характеризуется возникновением ориентировочной реакции в ответ на раздражитель;

стадия сосредоточения (установочная) - затормаживание ранее имевшейся активности ребенка, проявление внимания к раздражителю.

стадия неустойчивого условного рефлекса – условный раздражитель не всегда вызывает ответную реакцию, условная реакция непостоянна, слабо выражена.

стадия устойчивого условного рефлекса – постоянство реакции, хорошая выраженность ее проявления.

стадия автоматизма - для осуществления реакции не обязательно подкрепление.

Образование условных рефлексов на первом месяце жизни идет довольно медленно. Так, если у новорожденных детей формирование условной мигательной реакции на звуковой раздражитель требует около 400 сочетаний с безусловным стимулом (в данном случае это струя воздуха, направленная в глаз), то в дошкольном возрасте условный рефлекс появляется уже после 2–5 сочетаний. После 10–20 сочетаний образуется прочный условный рефлекс. Скорость образования условных реакций у детей старше 10 лет и взрослых практически не различается.В период выработки условных рефлексов могут появиться межсигнальные реакции. Эта возрастная особенность связана с ограничением иррадиации процессов возбуждения в результате нарастания тормозного с процесса. В первые 5–6 лет жизни при выработке рефлексов на комплексный раздражитель реакции возникают как на комплекс раздражителей, так и на его отдельные компоненты (хотя подкрепляется лишь комплекс). И только к 11–12 годам отмечаются реакции только на комплекс раздражителей в 66 % случаев.

В раннем детстве условно-рефлекторная деятельность существенно изменяется. Дети в этом возрасте вычленяют отдельные компоненты из комплекса раздражителей: предметы, сигналы и т. д. В возрасте 2–3 лет интегративная деятельность мозга усиливается, появляются условные рефлексы на отношения величин, массы, расстояний, окраски. Становится возможным образование рефлексов не только на различные типы раздражителей, но также и на различную интенсивность одного и того же раздражителя. В этом возрасте и далее в первом детстве очень велика роль подражательного и игрового рефлексов. Дети копируют взрослых, их жесты, слова, интонации, манеры. Системы условных связей, выработанных в период раннего детства, отличаются особой прочностью: они могут быть заторможены на длительное время, но затем легко восстанавливаются.

В 4–6 лет активно формируются все основные проявления ВНД, значительно возрастает подвижность и уравновешенность нервных процессов. К 6–7 годам развитие коркового торможения создает условия для быстрого и дифференцированного формирования условных связей. Период второго детства – наиболее спокойный в развитии ВНД.

В подростковом же периоде отмечается ряд изменений условно-рефлекторной деятельности, связанных с половым созреванием. В это время отмечается преобладание возбуждения, что часто проявляется в неадекватных реакциях на внешний стимул. По сравнению с предыдущим возрастом затруднена выработка временных связей, и закрепление требует большего времени и усилий. Снижается также и скорость образования рефлексов 1-й и 2-й сигнальных систем. К концу же подросткового периода устанавливаются гармоничные взаимоотношения между корой и подкоркой, процессами возбуждения и торможения. После 15–17 лет ВНД считается созревшей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: