С позиций финансового менеджмента пассивы предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов. Рассматривая экономическую сущность пассивов, следует в первую очередь отметить следующее, что п о источникам формирования в их составе выделяют собственный капитал, заемный капитал, товарный кредит и внутреннюю кредиторскую задолженность.
Содержание собственного капитала рассмотрено ранее в разделе 1. В настоящем разделе мы понимаем под ним расширенный собственный капитал.
Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе в форме денежных средств или их эквивалентов. Все формы заемного капитала представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.
Товарный кредит – это скрытая форма кредитования в форме отсрочки платежа за поставленные предприятию сырье, материалы или товары.
|
|
Внутренней кредиторской задолженностью называются обязательства, сформированные перед работниками, государственными органами, а также перед собственниками по дивидендным платежам.
Пассивы предприятия формируются для удовлетворения его потребности в приобретении необходимых активов. Если определена величина необходимых активов, то желательно оптимизировать структуру привлечения средств для их приобретения.
Совокупность заемного капитала, товарных кредитов и внутренней кредиторской задолженности носит название привлеченных средств.
При формировании пассивов предприятия необходимо придерживаться следующих принципов.
1. Перспективности (Учет перспектив развития предприятия). Формируемая структура пассивов должна быть достаточно рациональна, не только с точки зрения текущих задач обеспечения хозяйственной деятельности, но и в ближайшей перспективе.
2. Рациональности. Объем привлекаемых средств должен соответствовать размеру вложений в необходимые оборотные и внеоборотные активы предприятия. Для новых предприятий в состав этих средств необходимо включать и расходы, связанные с организацией деятельности предприятия.
3. Обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Структура собственных и привлеченных средств, не должно приводить к возникновению неустойчивого финансового положения.
4. Обеспечение минимизации затрат на привлечение средств из различных источников.
5. Обеспечение роста эффективности собственного капитала. Реализация этого принципа означает обеспечение роста показателя рентабельности собственного капитала.
|
|
Легко понять, что эти 5 основных критериев вообще говоря противоречивы и, как мы видели в разделе 2, рост эффективности собственного капитала приводит к увеличению финансового риска (см. 2-ю формулу Дюпона). Точно также принцип рациональности может входить в противоречие с принципом перспективности.
Общая потребность в привлечении новых средств может определяться двумя основными методами:
Прямой метод расчета общей потребности в капитале основывается на определении необходимого размера активов, позволяющих предприятию эффективно развивать свою деятельность. Этот метод строится по следующему алгоритму:
1) Определяется общая потребность в активах. Иногда этот расчет может быть вариантным, включая минимально необходимую, рациональную и максимально необходимую сумму активов.
2) Определяются источники покрытия этих потребностей за счет различных источников.
Фактически прямой метод расчета аналогичен методам рассмотренным в разделе «Финансовое планирование».
Косвенный метод расчета строится на том, что производство конкретного объема продукции требует привлечения определенного объема средств. Взаимосвязь между объемом продукции и используемыми ресурсами определяется показателем отдачи активов (ОТА). Таким образом, зная целевой объем производства (В), общая потребность в необходимом привлечении средств (П) составит
П = В/ ОТА
При расчете ОТА он обязательно рассчитывается с учетом переоценки основных средств. Кроме того желательно учитывать его величину за ряд лет, а также его значения для других предприятийэтой же отрасли экономики.
Использование косвенного метода расчета может потребоваться для приблизительной оценки потребности в привлечении средств и проверки возможности их получения. В случае, если оказывается, что привлечь средства в необходимом размере не удается, то целевой объем производства может быть скорректирован.
Среди механизмов управления пассивами наиболее сложными являются вопросы оптимизации структуры их привлечения, которые требуют более подробного изложения.