3.Назревание глобального кризиса советской системы. Политика перестройки и концепция обновления советского общества. М.С.Горбачев.
В 70—80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню — ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Между тем возможности такой — затратной — модели роста неуклонно сокращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста населения снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким бременем для экономики были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет (равенство) с США.
|
|
Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.
Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, ибо отрыв развитых экономик мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.
Положение в сельском хозяйстве также не внушало оптимизма. Затраты государственных средств непрерывно росли (в 70-е гг. они достигли более 30% всех бюджетных расходов), но отдача была крайне мала. Колхозно-совхозная экономика, охотно принимая огромные капиталовложения, сколько-нибудь заметного роста производства не демонстрировала.
Отсюда весьма серьезные деформации в социальной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно росли, и это было бесспорным достижением. Но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефицит, очереди, «блат» (когда необходимые товары приобретали по знакомству) были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появилось нормированное распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в этих условиях было естественным и даже неизбежным явлением. В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.
|
|
Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных депутатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, готовившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние годы, имел всеобъемлющий характер.
Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные чиновники определенного уровня), употребляя термин тех лет, «перерождались». Л. И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. — Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Партийная элита, чутко уловив перемены, тяготилась тем, что ее всевластие не подкреплено собственностью. Чем дальше, тем больше она стремилась к закреплению за собой той доли общественной собственности, которой она управляла. Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70— 80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым (1982—1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений.
О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения. Правозащитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Апатия, равнодушие, цинизм, поразившие общество, по-своему, но столь же ясно подтверждали этот вывод. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм — неподвижностью, преемственность — кризисом.
В середине 1980-х годов в СССР наступил экономический кризис. Он выражался в падении темпов роста производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой, экономики. Ухудшилась трудовая дисциплина, массовым стало неуважение к чес-тному труду.
Попытка партийного руковод-ства сохранить власть путем «закручивания гаек», предпринятая Ю.В. Андроповым, оказалась безуспешной Общество нуждалось в карди-нальных переменах.
Начало нового этапа в истории ССCP, получившего название «перестройка»,связано с именем М С. Горбачева (с марта 1985 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС). Главной задачей перестройки Аыло остановить распад «сис-темы» государственного социализма и обеспечить интересы • правящей элиты.
В 1987—1988 гг. перестройка сводилась главным образом к «радикальной экономической реформе»,затем в нее включили pеорму политической системы и Курс на «обновление» идеологии.
|
|
Идея перевода централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки.Первыми шагами к рыночной экономике стали Закон о государственном предприятии (I987), предоставивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам, Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (1989 г.), открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства.
Однако справиться с кризисом не удалось. Экономические реформы не давали желаемых результатов без обновления политической системы. Осознавая это, Горбачев и его сторонники решились на демократизацию политических структур. Решение о реформе политической системы в СССР было принято на XIX партконференции КПСС (летом 1988 г.) Вкачестве первоочередной задачи выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, проведение демократических выборов народных депутатов, формирование новых органов власти. Былпровозглашен курс на создание правового государства.
После партконференции началось изменение структуры управления в СССР. В советскую систему были привнесены элементы парламентаризма и разделения властей. Учреждается новый высший аорган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР.Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы. На I съезде Народных депутатов СССР (май-июнь 1989 года) М. С. Горбачев был избран главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а вмарте 1990 г. Президентом СССР с правомиздавать указы и постановления.
Важнейшим инструментом демократизации стала гласность — объективнее освещение всех сторонжизни общества.В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья о руководящей роли КПСС, ликвидирована однопартийная система руководства страной, стали создаваться различные партии и общественные движения.
|
|
Родился 2 марта 1931 в селе Привольное Красногвардейского района Ставропольского края в крестьянской семье. В 16 лет (1947) за высокий намолот зерна на комбайне был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1950, после окончания школы с серебряной медалью, поступил на юридический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Активно участвовал в деятельности комсомольской организации университета, в 1952 вступил в КПСС. После окончания университета в 1955 был направлен в Ставрополь в краевую прокуратуру. Работал заместителем заведующего отделом агитации и пропаганды Ставропольского крайкома ВЛКСМ, первым секретарем Ставропольского горкома комсомола, затем вторым и первым секретарем крайкома ВЛКСМ (1955-1962). В 1962 Горбачев перешел на работу в партийные органы. В стране в то время шли
хрущевские реформы. Органы партийного руководства были разделены на промышленные и сельские. Появились новые управленческие структуры - территориально-производственные управления. Партийная карьера М.С. Горбачева началась с должности парторга Ставропольского территориально-производственного сельхозуправления (три сельских района). В 1967 он окончил (заочно) Ставропольский сельскохозяйственный институт. В декабре 1962 Горбачев был утвержден заведующим отделом организационно-партийной работы Ставропольского сельского крайкома КПСС. С сентября 1966 Горбачев - первый секретарь Ставропольского горкома партии, в августе 1968 он был избран вторым, а в апреле 1970 - первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС. В 1971 М.С. Горбачев стал членом ЦК КПСС. В ноябре 1978 Горбачев стал секретарем ЦК КПСС по вопросам агропромышленного комплекса, в 1979 - кандидатом в члены, в 1980 - членом Политбюро ЦК КПСС. В марте 1985 Горбачев стал генеральным секретарем Компартии. 1985 год - рубежный в истории государства и партии. Закончилась эпоха застоя (так определялся теперь 'брежневский' период). Началась пора перемен, попыток реформирования партийно-государственного организма. Этот период в истории страны был назван 'перестройкой' и ассоциировался с идеей 'совершенствования социализма'. Горбачев начал с широкомасштабной антиалкогольной кампании. Были повышены цены на алкоголь и ограничена его продажа, виноградники по большей части были уничтожены, что породило целый комплекс новых проблем - резко увеличилось употребление самогона и всевозможных суррогатов, бюджет потерпел значительные убытки. Антиалкогольная кампания проводилась в стране, еще не пережившей шок от катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.
В мае 1985, выступая на партийно-хозяйственном активе в Ленинграде, генеральный секретарь не скрывал, что темпы экономического роста страны снизились, и выдвинул лозунг 'ускорить социально-экономическое развитие'.
Горбачев получил поддержку своим программным заявлениям на XXVII съезде КПСС (1986) и на июньском (1987) пленуме ЦК КПСС. В 1986-1987, надеясь пробудить инициативу 'масс', Горбачев и его сторонники взяли курс на развитие гласности и 'демократизацию' всех сторон общественной жизни. Гласность в большевистской партии традиционно понималась не как свобода слова, а как свобода 'конструктивной' (лояльной) критики и самокритики.
Однако в годы перестройки идея гласности усилиями прогрессивных журналистов и радикальных сторонников реформ, в частности, секретаря и члена Политбюро ЦК КПСС А.Н.Яковлева, получила развитие именно в свободе слова. XIX партконференция КПСС (июнь 1988) приняла резолюцию 'О гласности'. В марте 1990 был принят 'Закон о печати', достижение определенного уровня независимости СМИ от партийного контроля. С 1988 полным ходом шел процесс создания инициативных групп в поддержку перестройки, народных фронтов, других внегосударственных и внепартийных общественных организаций. Как только начались процессы демократизации, а контроль партии снизился, обнажились многочисленные скрывавшиеся до этого межнациональные противоречия, в некоторых районах СССР произошли межэтнические столкновения. В марте 1989 состоялись первые в истории СССР относительно свободные выборы народных депутатов, итоги которых вызвали шок в аппарате партии. Во многих регионах на выборах провалились секретари партийных комитетов. В депутатский корпус пришло немало интеллектуалов, критически оценивавших роль КПСС в обществе.
Съезд народных депутатов в мае того же года продемонстрировал жесткое противостояние различных течений и в обществе, и в депутатской среде. На этом съезде Горбачев был избран председателем Верховного Совета СССР. Действия Горбачева вызвали волну нарастающей критики. Одни критиковали его за медлительность и непоследовательность в проведении реформ, другие - за поспешность; все отмечали противоречивость проводимой им политики. Так, принимались законы о развитии кооперации и почти сразу же - о борьбе со 'спекуляцией'; законы о демократизации управления предприятиями и одновременно - об усилении централизованного планирования; законы о реформе политической системы и свободных выборах, и сразу же - об 'укреплении роли партии' и т.п. Попыткам реформ сопротивлялась сама партийно-советская система - ленинско-сталинская модель социализма.
Власть генерального секретаря не была абсолютной и во многом зависела от 'расклада' сил в Политбюро ЦК. Менее всего властные полномочия Горбачева были ограничены в международных делах. При поддержке Э.А. Шеварднадзе (министра иностранных дел) и А.Н.Яковлева Горбачев действовал напористо и результативно. Начиная с 1985 (после 6 с половиной лет перерыва) ежегодно проходили встречи руководителя СССР с президентами США Р.Рейганом, а затем Дж.Бушем,
президентами и премьер-министрами других стран. В 1989 по инициативе Горбачева начался вывод советских войск из Афганистана, произошло падение Берлинской стены и воссоединение Германии. Подписание Горбачевым в 1990 в Париже вместе с главами государств и правительств других стран Европы, а также США и Канады 'Хартии для новой Европы' положило конец периоду 'холодной войны' конца 1940-х - конца 1990-х годов. Однако во внутренней политике, особенно в экономике, появились признаки серьезного кризиса. Возрос дефицит продовольствия и товаров повседневного спроса. С 1989 полным ходом шел процесс распада политической системы Советского Союза. Попытки остановить этот процесс с помощью силы (в Тбилиси, Баку, Вильнюсе, Риге) приводили к прямо противоположным результатам, усиливая центробежные тенденции. Демократические лидеры Межрегиональной депутатской группы (Б.Н. Ельцин, А.Д. Сахаров и др.) собирали в свою поддержку многотысячные митинги.
В первой половине 1990 практически все союзные республики объявили о своем государственном суверенитете (РСФСР - 12 июня 1990). Летом 1991 был подготовлен к подписанию новый союзный договор. Попытка государственного переворота в августе 1991 не только перечеркнула перспективу его подписания, но и придала мощный импульс начавшемуся распаду государства. 8 декабря в Беловежской Пуще (Белоруссия) состоялась встреча руководителей России, Украины и Белоруссии, в ходе которой был подписан документ о ликвидации СССР и создании Содружества независимых государств (СНГ). 25 декабря 1991 г. М.С.Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР и подписал указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием Президенту России Б. Ельцину.
Своим последним указом бывший Президент СССР создал на базе бывших исследовательских институтов при ЦК КПСС Международный фонд социально-экономических и политологических исследований, получивший обиходное название "Фонд Горбачева", который и возглавил в качестве президента. В сентябре 1992 г. Горбачев отказался явиться в Конституционный суд РФ, куда был вызван для дачи свидетельских показаний по делу о конституционности указов Президента России о запрете КПСС. В ответ Конституционный Суд вынес не предусмотренное законами решение временно запретить Горбачеву выезжать за рубеж. Исключение было сделано в связи с похоронами Вилли Брандта в октябре 1992 г. Этот шаг властей, а также последовавшее с их стороны и поддерживаемое проправительственными средствами массовой информации давление на Фонд Горбачева, вызвали волну возмущения за рубежом, где бывший лидер СССР оставался очень популярен. В период руководства Коммунистической партией и государством М.С. Горбачев произвел радикальные изменения во внешнеполитическом курсе СССР.
В 1986 г. на ХХVII съезде КПСС обнародовал советскую программу построения безъядерного мира к 2000 г. В том же году во время визита в Индию подписал Делийскую декларацию о принципах ненасильственного и свободного от ядерного оружия мира. В 1988 г. в книге "Перестройка и новое мышление" представил концепцию "нового политического мышления", которое, по его мнению, должно было стать нормой международных отношений. Одним из важных внешнеполитических шагов Горбачева был вывод советских войск из Афганистана в феврале 1989 г. М.С.Горбачеву удалось завоевать симпатии и популярность во многих странах, разрушить стереотип "империи зла" в отношении СССР и положить конец "холодной войне". В 1985-1988 годах состоялось 5 встреч. Горбачева с президентом США Рейганом, в ходе которых были выработаны соглашения по сокращению некоторых видов ядерных и обычных вооружений. В 1989 г., во время встречи с президентом США Бушем Горбачев впервые заявил, что СССР готов не рассматривать США как военного противника. С подобным же заявлением выступила позже и американская администрация. Горбачев сыграл большую роль в объединении Германии. Наконец, Советский Союз впервые после второй мировой войны позволил народам Восточной Европы самостоятельно решать судьбы своих стран, осуществить выбор в пользу демократии и рыночной экономики.
В сентябре 1993 г. М.С.Горбачев осудил Указ Президента Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и назначении выборов в новый представительный орган - Федеральное Собрание как антиконституционный. Поддержал идею так называемого "нулевого варианта", предусматривавшего взаимную отмену Президентом, Съездом и Верховным Советом своих решений, принятых в ходе конфликта и назначение новых одновременных выборов Президента и Парламента. 3 октября 1993 г. призвал Ельцина вывести из Москвы войска и урегулировать отношения с парламентом путем переговоров.Неоднократно выступал с критикой радикально-реформаторской экономической политики, ведущей, по его мнению, к обнищанию народа, росту криминального капитала, к инфляции и безработице. Высказывался за ограничение самовластия президента, за расширение полномочий Федерального Собрания и Правительства, которое, по его определению, не должно быть придатком президентских структур.
Осуждал силовые методы решения чеченской проблемы, выступал за прекращение войны в Чечне и неоднократно предлагал себя в качестве посредника в переговорах о мирном урегулировании.
В 1996 г. М.С.Горбачев баллотировался на выборах Президента РФ. В первом туре выборов за него проголосовали 386 тысяч избирателей или 0,52% принявших в голосовании. В октябре 1999 г. заявил на съезде движения "Социал-демократы", что поддерживает инициативу по созданию объединенной социал-демократической партии и будет участвовать в этом процессе. В 2000 году стал главой Российской объединённой социал-демократической партии, которая в 2001 году влилась в Социал-демократическую партию России (СДПР); с 2001 по 2004 год -- лидер СДПР. В 2001 году Горбачев начинает снимать документальный фильм о политиках ХХ века, у которых лично берет интервью. 20 октября 2007 года стал главой Общероссийского общественного движения «Союз социал-демократов». В 2009 году в интервью Евроньюс Горбачёв повторно отметил, что его план не «не удался», а напротив -- тогда «начались демократические реформы», и что перестройка победила. 2 марта 2011 года, в день 80-летия, Указом Президента Российской Федерации награждён орденом Святого апостола Андрея Первозванного.