Информационная карта урока

Этап урока (структура зависит от типа урока) Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
Организационный момент Здравствуйте, ребята, начинается урок литературного чтения. Меня зовут Мария Анатольевна и сегодня урок проведу у вас я. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.   Проверьте и оцените свою готовность.   Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.   Л2.  
Актуализация знаний - Давайте вместе проведем речевую разминку, обратите внимание на доску. Лена искала булавку. Булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день. - Давайте прочитаем скороговорку представляя, что в конце каждой строчки стоит восклицательный знак. - А теперь прочитаем, будто в конце каждой строчки стоит вопросительный знак. - Теперь в первой строчке выделяем имя «Лена» с интонацией. - Теперь выделим интонацией глагол «искала»   - Сейчас выделим интонацией существительное «булавка». - Дети, уже на протяжении нескольких уроков вы читаете стихи. Вот вам и дома нужно было подготовить чтение наизусть стихотворение Заболоцкий «Оттепель». - Ребята, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту? - Почему? - Так зачем же нам читать стихи?   Делают речевую разминку.     Дети отвечают по поднятой руке. - мы не всегда замечаем красивое, в окружающей нас природе. - чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы. Л1,К1,Р1.  
Изучение нового материала     -Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях. - Что вы о нем знаете? Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья. Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей. Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием. Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка), но он не прекращал писать свои произведения. Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. - Сейчас же мы познакомимся с его двумя известными произведениями. -А теперь открываем учебник на странице 110, слушаем и внимательно следим. - Поднимите руки, кому понравилось это произведение? - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? - Прочитайте первую строфу стихотворения, начнем с первого ряда. - Почему поэт пишет, что пруды светлы, хотя нет солнца? - Почему поэт сравнивает пруды с зеркалами? - Почему он называет пруд чашей недвижной воды? - Прочитайте вторую строфу стихотворения. В действие нашей картины, которую мы представляем, вмешивается новый герой – дождь. - Почему поэт сравнивает каплю дождя со шляпкой гвоздя? Возможно, по принципу наличия схожих форм: капелька, ударяясь о толщу земли или воды, становится плоской, как и верхушка гвоздика. Далее следует интересная связь «шляпки гвоздя» и «сотнями игол». Перед нами два острых и маленьких предмета, которые сравниваются с каплями дождя. Если вспомнить, как дождь умеет бить по лицу, то его прикосновение мы вправе назвать острым и неприятным, когда дождинки покалывают кожу. - Следующая строчка «Сверкающий ливень запрыгал» дарит нашему дождю более крупный масштаб: он уже превратился в ливень. - Как вы понимаете выражение «ливень запрыгал»? - Прочитайте третью строфу стихотворения. - Как вы понимаете, что ветер играет с листвой? Ветер также играет с молодыми березками, ведь молодые березки, очень хрупкие и гибкие из - за этого они могли соприкоснуться друг с другом. - Появление солнечного луча в третьей строчке стихотворения указывает на то, что солнце возвращается. Поэт пишет, что луч зажигает блестки, как вы понимаете это выражение? «Зажег задрожавшие блестки» означает, что луч освещает капельки росы, заставляя их блестеть. - А как вы думаете, почему луч налил лужи синевой? - Прочитайте четвертую строфу стихотворения. Бунин употребляет простонародное слово «вон», создавая впечатления беседы автора произведения и читателя. Повтор «весело жить, и весело думать о небе, / о солнце, о зреющем хлебе…» усиливает чувства хорошего настроения. Слова «счастьем простым дорожить» являются основной идеей стихотворения. Именно в этих строчках автор пытается донести до нас, что мы должны замечать красоту, которая окружает нас. - Прочитайте последнюю строфу стихотворения. - Как вы понимаете «с открытой бродить головой»? Раньше не принято было ходить без шляпы, поэтому эта фраза означает подставлять свою голову солнцу, ветру, сливаться с природой в единое целое. - В третьей и четвертой строке«Глядеть, как рассыпали дети / в беседке песок золотой». Дети в беседки рассыпали этот песок, что означает, что они просто играют и радуются жизни. - Последняя строка «Иного нет счастья на свете…» раскрывает хорошее настроение автора произведения, которое возникает из - за неба, радуги и появлении дум о «небе, о солнце, о зреющем хлебе», которые приводят к мысли о том, что следует «счастьем простым дорожить». - Так что же такое для автора настоящее богатство?   Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы учителя     - Потому что солнце скрылось за облаками, но его лучи все равно освещают пруд - Потому что в прудах отражаются сады, вода же в прудах неподвижна из - за этого напоминает зеркало. - Потому что вода лишена, какого либо движения.     - Капли ударяются об воду в пруду и отскакивают от нее. - То, что ветер не очень сильный, он тихо их поднимает и опускает, как будто играет.     - Лужи стали отражать синее небо.     - Настоящее богатство для автора является счастье в мелочах, в солнце, в ясном небе, в радуге и тд.   К1,П1,П2.  
Физминутка Давайте немного отдохнем, встаем и повторяем за мной. Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки) Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте) За природой наблюдали. (Повороты головой влево - право.) Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны) И их лучики согрели. Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.) Стали карликами дети. А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе.) Великанами мы стали. Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.) Крыльями махали. Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши.) Ногами топаем. (Притопы на месте.) Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места) И немножечко устали. Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили, Вот так, вот так, (Круговые движения головой вправо-влево.) Головой своей крутили. Медвежата мед искали, Дружно дерево качали, Вот так, вот так, (Пружинистые сгибания и разгибания рук.) Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили (Шаги на месте, раскачиваясь из стороны в сторону.) И из речки воду пили. Вот так, вот так, (Наклоны вперед, руки внизу.) И из речки воду пили. А потом они плясали, (Покружится.) К солнцу лапы поднимали. Вот так, вот так, (Руки вперед, вверх, в стороны, вниз.) К солнцу лапы поднимали. Делают физминутку.    
Продолжение работы по теме -Познакомимся ещё с одним произведением И. Бунина. Открываем стихотворение на странице 112 и ваша задача будет проследить за моим чтением по учебнику. - Почему стихотворение называется «Детство»? Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина "Детство" написано в зрелом возрасте и содержит воспоминания из детства поэта. Автор является героем произведения. Погружаясь в воспоминания, он делится с читателями чувствами, которые ему очень дороги.Стихотворение наполнено яркими впечатлениями от общения с природой.   - Поднимите руки, кому понравилось это произведение? - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? -Есть ли слова, которые вам непонятны? Давайте выясним значение непонятных слов. Бор – это лес, в котором растут сосны; Аромат - приятный запах; Шелк – мягкая, гладкая ткань; Зной – это очень жарко, когда трудно дышать.; Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие; Прильнуть – прислониться. - Давайте прочитаем первую строфу стихотворения, начнем со второго ряда. - Ребята, кто из вас был в лесу? Чувствовали вы свежий аромат деревьев? А знаете ли вы, почему именно в жаркий день в бору пахнет смолой? - В третьей строчке поэт передает свое настроение, именно в жаркий день поэт любил прятаться от жары в бору, при этом ощущая аромат смолы. - А как вы понимаете выражение «бродить по этим солнечным палатам!»? Поэт сравнивает лес с солнечными царскими палатами. Царские палаты всегда были большие и очень красивые. И лес, казался для него таким же большим и таким же богатым.   - Прочитаем теперь вторую строфу стихотворения. - Как думаете, герой бродил по лесу босиком или в обуви? Поэт воспринимает мир всем и органами чувств, помнит особые запахи леса, помнит каков на ощупь песок, какова на ощупь кора сосны. - Сможем ли мы прочувствовать всю гладкость песка, бродя в обуви? - «Прильнув к сосне», автор тут же переносится в те времена, когда он был ребенком, когда ему было всего «десять лет». Когда он, возможно, также прильнув к огромному «стволу-гиганту», ощущал мощь и красоту природы.   - Прочитаем последнюю строфу стихотворения. - Как вы думаете, пугает ли поэта грубость и морщинистость коры? Почему? Его не печалит грубость коры сосны. Он полон светлых переживаний, замечая как всё вокруг прекрасно. Запах этой сосны навсегда отпечатался в памяти автора и ассоциируется с солнечным и жарким летом. Открывают учебник и следят за чтением учителя. - Стихотворение называется «Детство», потому что поэт писал его, вспоминая свое детство     -В бору, ароматом, сладостный, прильнуть, палатам, зной. Высказывают свои мнения по поводу значения этих слов.   - Потому что смола выделяется из деревьев, когда очень жарко.     - Разве об этом сказано?   - Нет   - Нет. К1,К2,П1,П2,
Применение и закрепление знаний - Сейчас я вам раздам карточки, вам нужно будет правильно их выполнить. Выполняют карточки. Р2,Р3.
Итог урока - С творчеством какого автора мы познакомились? Что вы о нем запомнили? - С какими произведениями вы познакомились на уроке? - Что их объединяет? - Чему они учат?   Учащиеся подводят итоги. Р3.
Информация о домашнем задании -Домашним заданием будет у вас выучить наизусть стихотворение, которое вам больше всего понравилось. Стихотворение «Нет солнца, но светлы пруды» на стр.110 или стихотворении «Детство» на стр.112. Записывают домашнее задание.    
Рефлексия -Ребята, вас на партах есть два цветка голубой и красный. Если вам понравился урок, и вы узнали что то новое, то поднимите красный цветок, а если не понравилось, то голубой. - Ребята, спасибо вам. Урок закончен!   Оценивают свою работу.    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: