Глава 3. Перспективы развития института уполномоченного экономического оператора

Как уже отмечалось, институт УЭО является новым для России, а это, несомненно, рождает почву для его совершенствования. По мнению автора, для формулировки перспективных направлений развития в России института уполномоченного экономического оператора необходимо, в первую очередь, обратить внимание на позитивный опыт функционирования УЭО в зарубежных государствах.

Несмотря на особенности, несомненно, существующие в каждой стране, можно сделать однозначные выводы о том, что генеральная линия развития уполномоченных экономических операторов в целом едина. Более того, можно подчеркнуть, что основные экономики мира (ЕС, США, Китай, Корея, Австрия, Венгрия) рассматривают уполномоченного экономического оператора как основу упрощения таможенных процедур и, самое главное, как основу, обеспечивающую безопасность торговли как для предпринимателей, так и для государства. Таможенные службы видят в УЭО прежде всего партнёра по диалогу, предоставляя серьёзные упрощения взамен на гарантии соблюдения законодательства.

Если обобщить все проанализированные материалы, то можно выделить следующие перспективные направления, над которыми сегодня работают зарубежные таможенные администрации.

1) Предоставление возможности стать экономическим оператором не только декларанту, но и всем остальным участникам поставки товаров (отправитель, получатель, перевозчик, брокер (таможенный представитель), владелец склада и т.д.). Конечно, реальный объём упрощений у разных звеньев торговой цепочки разнится, исходя из специфики их деятельности.

 

Однако возможность присваивать статус УЭО каждому из таких звеньев позволяет формировать целые «уполномоченные торговые цепочки». Когда товары передаются от уполномоченного отправителя к уполномоченному получателю, и при этом задействованы уполномоченный перевозчик и брокер, с точки зрения таможенного контроля надёжность и безопасность всей торговой поставки повышается в разы за счёт синергического эффекта – товар поступает от надёжного отправителя и на каждой стадии передаётся в надёжные руки. Соответственно, в целом конкретная товарная партиявызывает больше доверия и требует меньше усилий для таможенного контроля[13].

 

2) Сочетание упрощений по таможенным формальностям (операциям) с упрощением таможенного контроля.

При этом во многих странах создаётся ступенчатая иерархия уполномоченных экономических операторов, с каждой ступенью оператору предоставляется всё больший объём упрощений и послаблений при таможенном контроле, однако и требования к работе оператора ужесточаются – оператору нужно беречь свою таможенную и налоговую репутацию, не совершать грубых нарушений, чем больше послаблений, тем глубже и тщательнее проверка со стороны таможенных органов качества и систем работы оператора и особый упор на подбор оператором своего персонала. При таком подходе таможенные органы переходят от оценки риска по конкретной партии к оценке системы работы компании в целом, анализируя, насколько внутренняя организация претендента на статус УЭО работает на предотвращение нарушений. В ряде стран таможенные органы идут ещё дальше – анализируют и проверяют контрагентов компании-претендента, в том числе и за рубежом, на предмет надёжности их внутренних механизмов, обеспечивающих законодательство (включая системы учёта и контроля, информационные системы, системы подбора и контроля персонала, системы разграничения доступа, порядокхранения и перевозки товаров и т.п.). Такие проверки подразумевают выезд представителей таможни из той страны, где зарегистрирован претендент на статус УЭО, в страну, где работают его контрагенты. Особенно активно это направление развивает таможенная служба США[14].

3) Взаимное признание УЭО – интереснейшее и очень перспективное направление, требующее, однако, серьёзной подготовительной работы. Взаимное признание подразумевает, что УЭО одной страны признаются в качестве УЭО и в стране-партнёре без дополнительной проверки. С точки зрения сегодняшнего российского законодательства эта работа кажется на первый взгляд бессмысленной – ведь в ЕАЭС, УЭО жёстко привязан к декларированию товаров и не предусматривает упрощения контроля. Поэтому кажется не совсем понятным, зачем заниматься взаимным признанием, если на этапе декларирования ничего в итоге не меняется. Однако если посмотреть на взаимное признание с точки зрения законодательства других стран, предусматривающего присвоение статуса УЭО перевозчикам, брокерам, владельцам складов, отправителям/получателям, а также упрощения таможенного контроля для УЭО, то взаимное признание значительно облегчает формирование «уполномоченных цепочек» при поставках товаров. Таможня страны назначения рассматривает товары, поступающие в адрес своего УЭО (в некоторых случаях – и не только в адрес УЭО) от отправителя, имеющего статус УЭО в стране отправления, как товары со значительно меньшим риском2. Взаимное признание УЭО предполагает большую взаимную работу стран-партнёров по двум направлениям – во-первых, необходимо сблизить критерии получения статуса УЭО, а во-вторых, необходимо обеспечить высокий уровень доверия между таможенными службами стран, намеренных пойти на взаимное признание УЭО. Заместитель генсека Всемирной таможенной организации С.Мухика озвучил, что таможенными службами –членами ВТО подписано уже 19 соглашений о взаимном признании УЭО. Наиболее продвинулись в этом направлении ЕС и США, Япония, Корея, Сингапур, Китай в последние годы активизировал переговоры с США, ЕС, Кореей и Японией.

4) Развитие института самооценки УЭО. Самооценка означает, что УЭО самостоятельно заполняет подробные анкеты, формы, установленные таможенными службами, самостоятельно в этих анкетах и формах оценивает своё соответствие критериям УЭО, оценивает качество и надёжность своих систем безопасности, доступа, защиты информации, бухгалтерского учёта, предоставляет информацию о своих партнёрах по бизнесу, и т.д. Результаты этой работы анализируются таможенной службой, которая делает вывод, насколько достоверно, подробно и честно УЭО охарактеризовал свою работу, учитывая это при присвоении статуса УЭО. Всемирная таможенная организация и таможенные службы стран, активно внедряющих институт УЭО, рассматривают самооценку как важнейший элемент самодисциплины компаний, а также повод и возможность для них самих провести внутренний аудит и пересмотреть стандарты своей работы.

5) Помощь УЭО со стороны таможенных органов. Присвоив статус УЭО, таможенные службы многих стран делают следующий шаг им навстречу – в таких странах законодательно и организационно закреплено содействие уполномоченным операторам. Оно может проявляться в следующих формах: помощь и консультации в обучении и контроле персонала, в совершенствовании системы учёта, а также выделение особых сотрудников таможни для взаимодействия с УЭО и оперативного устранения сбоев, возникающих при таможенном оформлении не по вине УЭО.

Несмотря на все хвалебные высказывания в адрес УЭО, его, конечно же, не стоит идеализировать. Контроль за работой УЭО не отменяет ни однастрана, просто он становится более точечным, адресным, основной упор делается на то, что таможенные службы вместе с другими государственными органами очень тщательно проверяют кандидатов «на входе», не распыляя своих усилий на проверки конкретных товарных партий. Как уже упоминалось выше, проверки компаний, претендующих на статус УЭО, становятся всё глубже, оценке подвергаются все звенья работы компании, её внутренние системы, оценивается репутация партнёров по бизнесу и т.п.

К основным претензиям, которые озвучиваются критиками института УЭО можно отнести: «УЭО – это дискриминация операторов…»; «УЭО подразумевает передачу им правоохранительных функций…»; «УЭО – повод избавиться от таможенных брокеров»; «УЭО увеличивает разрыв между крупными компаниями и малым и средним бизнесом». Скорее всего, эти опасения преувеличены, однако и безоговорочно отметать их было бы неправильным.

Стоит уделить внимание также тому, что в готовящемся Таможенном кодексе ЕАЭС (далее ТК ЕАЭС) планируется внести довольно существенные изменения в принцип функционирования УЭО.

Во–первых, в проекте изменений четко прослеживается тенденция предоставления УЭО больших преимуществ с одновременным ужесточением требований для присвоения статуса УЭО.

В ТК ЕАЭС планируется зафиксировать следующие условия включения юридического лица в реестр УЭО:

1) осуществление внешнеторговой деятельности или деятельности в сфере таможенного дела не менее трех лет до дня обращения в таможенный орган, в течение которых было подано не менее 10 таможенных деклараций за каждый год и (или) объем совершенных таможенных операций за каждый год составляет не менее пятисот тысяч евро в эквиваленте;

2) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;

3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней;

4) отсутствие на день обращения в таможенный орган задолженности (недоимки) в соответствии с налоговым законодательством;

5)отсутствие нарушений таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств-членов ЕАЭС, определенных в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС;

6)наличие системы учета товаров, отвечающей требованиям, установленным Комиссией, и обеспечивающей удаленный доступ таможенных органов к таким данным;

7)финансовая устойчивость организации, удовлетворяющая критериям, определенным Комиссией;

8) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для УЭО иностранных товаров;

9)соблюдение требований по безопасности и надежности, предусмотренных Комиссией1.

Можно подчеркнуть, что предлагаемые условия вполне адекватны и значительно повысят точность «образа» юридического лица, которое претендует на получение статуса УЭО.

При составлении планируемых новшеств в регулировании института УЭО, члены ЕЭК руководствовались международными стандартами и передовой практикой:

– Соглашение об упрощении торговли ВТО;

– Рамочные стандарты безопасности ВТамО;

– Практика ЕС;

– Практика АТЭС;

– Практика Китая;

– Практика США и Канады.

Вторым основополагающим и меняющим нынешний механизм института УЭО станет замена единого свидетельства УЭО на свидетельства трех типов (Рисунок 8).

Рисунок 8. Свидетельство УЭО

 

Соответственно, изменения предусмотрены и в разрезе предоставляемых таможенных упрощений (Рисунок 9).

Рисунок 9. Свидетельство УЭО

Несомненно, такие глобальные изменения выгодны и таможенным органам, и участникам ВЭД. Итак, таможенные органы поучат от нововведений следующие выгоды:

1) оптимизация ресурсов за счет выстраивания доверительных отношений с УЭО и сосредоточения ресурсов таможенных органов на иных участниках ВЭД, представляющих риски несоблюдения законодательства;

2) повышение уровня взаимодействия таможенных органов ЕАЭС при администрировании УЭО, что исключает возможное перетекание УЭО;

3) дополнение условий (требований) для УЭО, что минимизирует возможность проникновения в данную группу сомнительных компаний;

5) упразднение несвойственной функции таможенных органов по подтверждению основной направленности лица (производственная либо иная деятельность);

6) получение единой структурированной информации (сведений) о претенденте на присвоение статуса УЭО в электронном виде;

7) проведение более глубокого анализа документов и сведений в связи с увеличением срока рассмотрения вопроса о присвоении статуса УЭО;

8) подготовка платформы для взаимного признания статуса УЭО зарубежными таможенными администрациями.

Участники ВЭД, в свою очередь, могут получить от нововведений следующую выгоду:

1) расширение субъектного состава (перевозчик, экспедитор, таможенный представитель, склад);

2) единый расширенный перечень специальных упрощений;

3) базовые условия определены таможенным законодательством ЕАЭС;

4) возможность взаимного признания УЭО создает предпосылки для получения дополнительных преимуществ для УЭО, прежде всего для экспортеров;

5) упрощения сгруппированы для удобства применения и разделены по типам свидетельств;

6) соотнесение условий присвоения статуса УЭО с таможенными упрощениями;

7) сотрудничество и прямое взаимодействие УЭО с таможенными органами;

8) применение упрощений на всей территории ЕАЭС с учетом действия «принципа резидентства»;

9) упорядочение внутреннего контроля.

Подводя итог, можно подчеркнуть, что институт УЭО интенсивно развивается во всём мире. Конечно же, он требует своего скорейшего развития и в России и на территории ЕАЭС. Неполная реализация потенциала УЭО, зафиксированная в нашем сегодняшнем таможенном законодательстве, лишает выгод как добропорядочных участников ВЭД, так и таможню, порождая взаимное неудовольствие, недоверие.

Предусмотренные в новом ТК ЕАЭС новшества отлично вписываются в мировую практику развития института УЭО, что приближает Россию и ЕАЭС к возможности использования взаимного признания УЭО за рамками Союза.

Однако, ускоряя движение в этом направлении, требуется тщательно взвешивать каждый шаг, проводить широкое обсуждение, учитывать опыт других стран, развивать упрощения для УЭО в увязке с совершенствованием механизмов таможенного контроля. В этом случае баланс между упрощениями и эффективностью таможенного контроля позволит превратить УЭО в надёжную опору добросовестного бизнеса и таможенных органов.

 

Заключение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: