Административный процесс и Административно-процессуальное право

Вопросы:

1. Сущность административного процесса

2. Предмет, метод, источники и система Административно-процессуального права

До середины 60-х годов – на базе гражданского и уголовного процесса. На первый план выдвигалась их юрисдикционной сферы.

Современное российское право регулирует:

Гражданский процесс

Уголовный процесс

Конституционный процесс

Законодательный процесс

Арбитражный процесс

Административный процесс

Бюджетный процесс

Другие…

Каждый вид процесса регулируется соответствующими законодательными актами.

Из всех разновидностей процессов: Гражданский процесс, Уголовный процесс и Административный процесс претендуют на звание отрасли.

Процесс

По Бахраху – юридический процесс – это разновидность социального процесса,

1. сознательная и целенаправленная деятельность

2. Связана с реализацией властных полномочий

3. Запрограммирована на юридические последствия

4. Промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах

5. Полная или почти полная регламентация деятельности процессуальными нормами

Процесс – это такая деятельность, с помощью которой решение органов государственной власти облачается в предусмотренную законом юридическую форму (правовые акты).

У каждого вида процесса есть свой властный источник (соответствующая ветвь государственной власти)

С одной стороны административный процесс включает в себя ряд производств.

С другой стороны – это ряд стадий.

 

Это не любая властная деятельность, а юридическая по содержанию, деятельности и результату.

Смысл – в достижении предусмотренного законом юридического результата.

Общепринятое понятие административного процесса – порядок осуществления государственно-управленческой деятельности, совокупность последовательный действий, совершаемых с целью реализации норма административного права.

Административный процесс, его составляющие базируются на принципах процессуальной деятельности.

Принципы административного процесса:

1. Принцип законности

2. Принцип заинтересованности масс

3. Принцип быстроты процесса

4. Охраны интересов личности и государства

5. Принцип гласности

6. Материальной истины

7. Равенства сторон

8. Национального языка

9. Самостоятельности в принятии решений

10. Ответственности компетентных органов за ненадлежащее ведение процесса и принятое решение.

В отечественной правовой науке есть устойчивое убеждение о структуре процесса:

Гражданский процесс: Виды производств:

1. Производство в суде первой инстанции (исковое производство)

2. Производство, возникающих из административно-правовых отношений

3. Особое производство

4. Производство в кассационной инстанции

5. Производство в надзорной инстанции

6. Исполнительное производство

Конституционный процесс:

1. Производство по делам о соответствии Конституции нормативный актов, актов органов гос власти и договоров между ними

2. Производство по делам о соответствии конституции не вступивших в силу международных договоров

3. По спорам о компетенции

4. По конституционности законов по запросам судов

5. О толковании конституции

6. О даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту России в государственной измене или тяжком преступлении

Уголовный процесс:

1. Производство в суде первой инстанции

2. Производство в кассационной инстанции

3. В надзорной инстанции

4. По делам несовершеннолетних

5. По делам по применении принудительных мер медицинского характера

6. Производство в судах присяжных

Структуру административного процесса следующие производства:

1. По принятию нормативных актов государственного управления

2. По предложениям и заявлениям граждан и обращениям организации в сфере государственного управления

3. Производство по административно-правовым жалобам и спорам

4. Производство о поощрениях

5. Производство по делам об административных правонарушениях

6. По дисциплинарным делам

7. Регистрационное производство

8. Лицензионное производство

9. Исполнительное производство

Для всех жалоб общим является информация о нарушении права человека, которое порождает определённые правовые последствия.

3 вида производств:

1. Правотворческое производство

2. Право-наделительные производства

3. Правоохранительные производства

Эти группы связывает коренная, общая связь административного процесса.

Все виды производств –

1. в сфере государственного управления.

2. Каждый вид осуществляется, преимущественно, осуществляется органами исполнительной власти.

3. Материально-правовые отношения ряда отраслей российского права реализуемые в ходе того или иного производства регулируются нормами административно-процессуального права.

Существующие административно-процессуальные нормы с учётом федерального устройства в группы:

1. Административно-процессуальные нормы, регулирующие принципы административного процесса, всех составляющих его производств

2. Административно-процессуальные нормы, определяющие основы правового статуса участников процесса (нормы, регулирующие предметную и территориальную подведомственность субъектов, правомочных решать дела; нормы, регулирующие дееспособность; нормы, устанавливающие порядок участия в процессе свидетелей, экспертов и других лиц, для которых это участие - необходимо).

3. Регулируют начальную стадию административного процесса (возбуждение), (нормы, устанавливающие порядок возбуждения производства по делу; нормы, определяющие место и время разбирательства; нормы, предусматривающие основания возбуждения дела; нормы, предусматривающие основные условия рассмотрения административных дел; Устанавливающие обязанность выяснения обстоятельств дела; нормы, предусматривающие условия, при которых может быть приостановление производства или его прекращение; правила оформления протокола)

4. Регулирование порядка вынесения постановления по делу (устанавливающие основания вынесения постановления по делу; определяющие сроки вынесения постановления; регламентирующие порядок вынесения постановления; нормы, определяющие условия, связанные с необходимостью внесения изменений и дополнений в принятое постановление)

5. Нормы, регулирующие порядок исполнения постановления, принятого по делу.

6. Административно-процессуальные правила, регулирующие заключительную стадию административного процесса (факультативная) – обжалование.

 

Предмет, метод, источники и система Административно-процессуального права

Предмет регулирования – первый признак выделения отрасли.

Административно-процессуальное право – отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, возникающие в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной сласти и субъектов российской федерации, а так же иными компетентными субъектами.

Элементы предмета процессуальной отрасли права:

1. Фактическое общественное отношение, ставшее предметом регулирования материальной отрасли

2. Материально-правовое отношение, опосредующее данное общественное отношение.

Виды отношений административно-процессуального права:

1. Фактическое (простое) отношение

2. Материально-правовое отношение

3. Процессуальное отношение

Простое отношение – регулируется материальной нормой административного права.

Предметом административно-процессуального права – материально-правовые отношения, складывающиеся в связи с осуществлением задач государственного управления и административно-процессуальная процедура их реализации.

Основа системы норм:

1. Особенность: Они регулируют вопросы общего свойства и распространяются на самые различные группы отношений. (Общая часть)

Образуют: административно-процессуальные нормы, регулирующие статус участников процесса; регулирующие порядок производства по индивидуально-конкретным делам в сфере государственного управления; Регулирующие контрольно-надзорную деятельность в целях обеспечения законности при рассмотрении индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти.

2. Более узкие сферы общественных отношений (особенная часть)

Образуют: нормы, регулирующие различные производства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: