Как источник социализации детей»

Конспект ЛЕКЦИОННОГО занятия

По дисциплине

«ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»

НА ТЕМУ: «ПРЕДМЕТНЫЙ МИР

КАК ИСТОЧНИК СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»

 

 

 

Тольятти, 2015

Тема: Предметный мир как источник социализации детей.

Время проведения: 90 минут

Задачи:

1) образовательные:

· сформировать у студентов представление о предметном мире как источнике социализации детей;

· обеспечить понимание студентами функций предметного мира, его характеристик, классификаций предметов;

· познакомить студентов с этапами освоения детьми предметного мира.

2) воспитательные:

· способствовать осознанию студентами высокой социальной значимости профессии, необходимости ответственного и качественного выполнения профессиональных задач.

Вид урока: текущая лекция.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы:

- словесные методы: монологический (лекция);

- метод совместной коллективной деятельности (совместный анализ получаемого материала);

- инструктивный рассказ (при выдаче домашнего материала).

 

 

I. Вводная часть 5 мин. II. Основная часть 80 мин. ? Вывод Заключи тельная часть 5 мин Добрый день уважаемые студенты! Рада вас видеть! Сегодня у нас лекция по предмету: «Теории и технологии социализации детей». Тема лекции: «Предметный мир как источник социализации детей». Но, прежде, староста отметит отсутствующих. Переходим к плану. План: 1.Функции предметного мира, его характеристика, классификация предметов. 2. Этапы освоения детьми предметного мира. Первый вопрос, который сегодня мы с вами рассмотрим, звучит так: «Функции предметного мира, его характеристика, классификация предметов». Но вначале, попробуйте немного поразмыслить и на примере любого предмета (назначение, способы действия и др.) попробуйте доказать, что в нем заложен опыт человечества. Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков. Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения. Эта важная функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т.д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т.е. составляют то окружение, которое обеспечивает человеку как биологическому существу жизнь. Предметы могут оказаться и опасными для жизни маленького ребенка (нож, игла, плита и др.), но объективно они не теряют своей функции жизнеобеспечения (когда находятся в руках взрослого). По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. Так мы подошли к определению следующей важной функции предметов: функции, способствующей ориентировке ребенка в окружающем мире. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый... Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности. Большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка внесли такие ученые как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, А.М. Леушина, Л.Г. Розенгарт-Пупко, О.В. Дыбина-Артамонова и другие. Предметный мир в их исследованиях рассматривается как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, его созданием и преобразованием. Другими словами, поставлен акцент на признаки, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека (взрослого или ребенка): форма, материал, функция, назначение, его создание и преобразование. Это объясняется тем, что через данные особенности предметного мира перед детьми в большей степени раскрываются все аспекты социальной действительности в движении и развитии (природа, человек, общество, вещный мир). Содержание названных признаков предметного мира раскрывается также в ряде работ З.М. Богуславской, Г.А. Кислюк, где форма предмета рассматривается как пространственный признак, выражающийся во внешних очертаниях и получивший обобщенное отражение в геометрических фигурах. В.И. Логинова определяет функцию предмета как способ использования предметов человеком, а назначение – как способность удовлетворить определенные потребности человека, то ради чего они созданы. При этом отчетливо проявляется признак предмета – результат труда, продукт деятельности человека. Наполняясь таким конкретным содержанием, предмет несет в себе доступную для детей информацию об окружающей действительности и помогает ему познать её. Понимание многообразия окружающей действительности и ее осознание происходит легче, если перед детьми предметный мир предстает сгруппированным по каким-либо существенным основаниям. Существуют разнообразные классификации предметного мира. В их основу могут быть положены разные особенности предметов: материал (деревянные, стеклянные, пластмассовые и др.), форма (прямоугольные, овальные), строение и др. Со второй половины XIX в. стала складываться классификация предметов по функциональному значению, т.е. способам использования: мебель, посуда, одежда, орудия труда и т.п. В основу классификации может быть положено назначение предмета (способность удовлетворять потребность взрослого и ребенка). Потребность ребенка в игровой деятельности может удовлетворяется через разные виды игрушек (условные, реалистические, предметы-заместители). В трудовой – через орудия труда, в художественной – через наглядно-информационные предметы, облегчающие художественное восприятие, и комплект предметов, составляющих оснащение продуктивной деятельности. Естественные потребности человека (ребенка и взрослого) могут удовлетвориться через предметы, необходимые для его жизни: посуду, мебель, одежду, обувь, предметы личной гигиены, постельные принадлежности и т.д. Музыкальные инструменты, картины, телевизор, книги, предметы народно-прикладного искусства и т.п. способствуют удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей ребенка и взрослого. Кроме того, выделены специальные группы предметов, облегчающих труд взрослых в быту (электроприборы, утюг, пылесос, полотер и др.) и в производстве (станки, экскаватор, трактор, роботы, компьютеры и т.п.). О.В. Дыбина считает, что предметный мир целесообразно рассматривать с позиций пользы для ребенка, состоящих из трех групп предметов. Первая группа предметов – это те, с которыми ребенок не действует, т.к. дети в силу объективных причин лишены возможности непосредственного контакта с ними, их отношение социально опосредовано взрослыми (например, предметы, облегчающие труд взрослых на производстве). Однако задача этих предметов велика: они служат образцом творческой деятельности взрослого, ребенок получает информацию о них как о результате труда человека, о том, что эти предметы созданы для удовлетворения потребности людей. У детей формируются представления о предметах, проявляется интерес к ним, а также к человеку – их создателю и преобразователю. Вторая группа – предметы, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Он действует с ними, видит их многообразие. Ребенок не преобразовывает этих предметов, но они имеют огромное значение для его развития: дети имеют возможность увидеть их и действовать с ними на практике. Третья группа – предметы, с которыми ребенок действует, т.к. они доступны его преобразовательной деятельности в разных диапазонах. Эти предметы по содержанию приближены к реальной жизни, т.е. имеют аналогию с предметами, находящимися в обращении у взрослых, позволяют детям приобщаться к творческой деятельности, формировать у ребенка творческий интерес к миру предметов и миру взрослых. Соответствующие действия с ними способствуют выработке таких нравственных качеств, как аккуратность добросовестность при выполнении преобразований, понимание того, что от добросовестности и старательности, вещь становится более красивой удобной, дольше служит людям. Именно эта группа предметов является наиболее значимой для активного творческого освоения предметного мира дошкольниками. Преобразования, осуществляемые с данными предметами и при помощи них, могут способствовать успешному развитию творческого начала в человеке. Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков. Итак, теперь мы с вами рассмотрим этапы освоения детьми предметного мира. Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из нескольких этапов. 1 этап. Случайно-спонтанное познание предметного мира (младенчество – ранний возраст). На протяжении этапа меняется характер познания: со случайно-спонтанного на спонтанно-исследовательский. 1 этап включает в себя подэтапы: 1-ое полугодие жизни ребенка. Здесь характер познания предметного мира исходит из зрительного, слухового сосредоточения. Задача взрослого - организация предметной среды, необходимо подбирать и вносить в окружение ребенка предметы разного по силе и тембру звучания, контрастные по цвету, из различных материалов. Обязательное условие – безопасность игрушек и предметов. до 9 мес. Активно происходит становление манипулятивной деятельности, в рамках которой появляются целенаправленные движения: прокатывание, вкладывание, открывание, закрывание. Задача взрослого – обучать действовать с предметами. Основной метод – совместные действия с ребенком, которые сопровождаются словесными высказываниями. с 9 до 12 мес. Ребенок овладевает соотносящими действиями, т.е. учится связывать движения. Он овладевает такими действиями как вкладывание, нанизывание колечек на стержень пирамидки. Задача взрослого – научить ребенка ориентироваться в ближайшем окружении, вносить в личное пользование предметы, необходимые для жизни ребенка, побуждать действовать с этими предметами и называть их. У ребенка должен появиться к концу 1-го года жизни указательный жест, действия с расческой. 2-ой год жизни – начало 3-го года жизни. Ребенок овладевает обобщенными способами использования предметов ближайшего окружения. Задача взрослого – обучать действиям с предметами с помощью показа, сопровождая объяснениями. Знакомый предмет ребенок использует по назначению, а к незнакомому использует спонтанно-исследовательский характер познания. 2 этап. Этап вариативного познания предметного мира (его границы подвижны – младший дошкольный возраст – 4-ый год жизни ребенка). Данный этап характеризуется усвоением детьми представления вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по-разному: палочкой копают, достают предметы, едят и т.д. Приобретение подобных представлений приводит к появлению предметов-заместителей, что, как известно, свидетельствует о зарождении сюжетно-ролевой игры. Задача взрослого – показать возможность вариативного использования предмета. Данный этап важен и потому, что он способствует развитию воображения, творческих способностей. Педагогические задачи данного этапа освоения ребенком мира предметов следующие: – обогащение предметной среды, окружающей ребенка; – формирование представлений о связи между функцией предмета и его назначением; – развитие творческого отношения к окружающему миру. Обогащение предметной среды происходит за счет предметов, которые могут быть многофункциональными: конструкторов (из одних и тех же деталей можно собирать разные изделия), предметов, одинаковых по назначению, но разных по цвету, материалу, размеру – мячей, посуды и др. предметов, которые ребенок может легко использовать в качестве заместителей (палочки, дощечки и др.). Но разнообразие предметов не самоцель. Важно, как именно взрослый использует их для обогащения социального опыта ребенка. Каждый новый предмет обязательно обсуждается с детьми: что он из себя представляет, зачем и кому нужен, как с ним действовать, какую функцию он будет выполнять, находясь в группе. Например, на стене появляется новая картина. Воспитатель просит детей сказать, что изменилось. Если дети замечают картину, то воспитатель предлагает всем вместе рассмотреть, что на ней изображено, а затем подумать, зачем картину повесили в комнате, какая от нее польза. Если же речь идет о предмете, с которым можно действовать, педагог обучает детей способам действия. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например, нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что нужно попросить молоток у плотника. А если плотника сегодня нет, а работу надо сделать обязательно? Педагог всякий раз усложняет для детей задачу. Дети могут предложить забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т. д. Не следует спешить с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. 3 этап. Этап в освоении ребенком предметного мира – спонтанно-исследовательский и преобразующий. Этот этап характеризуется тем, что дети, проявляя интерес к предметам, хотят изучить их, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. Иначе говоря, ребенок осознанно стремится исследовать окружающий его предметный мир (и поэтому часто «ломает» игрушки). Второй особенностью является то, что у детей возникает желание самим создавать какие-то предметы или же преобразовать старые. Эти две особенности свидетельствуют о том, что к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту у ребенка развиваются наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.), происходит дальнейшее развитие «ручной умелости» (Т.С. Комарова), стремление к преобразующим видам творческой деятельности (Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Л.Е. Одерий и др.), развивается продуктивное воображение (О.М. Дьяченко, Л.А. Парамонова и др.). Отношение к взрослым людям, оценка их деятельности начинают носить все более деловой характер. На этом третьем этапе перед педагогом стоят следующие задачи: – продолжать расширять и углублять представления детей о предметах, их свойствах, качествах, назначении, функции; – развивать фантазию, творческое воображение, желание и умение преобразовывать предметы; – формировать представление о том, что предметы изготовляют люди для удовлетворения своих потребностей. Для решения данных задач используются разные методы и приемы. При подборе игрушек педагог прежде всего обращает внимание на то, чтобы в группе имелись предметы, соответствующие данному этапу. Особенностями таких игрушек являются функциональность, наличие мелких деталей, «секрета» (озвученность или др.). Необходимы также игрушки, которые отражают сегодняшний день. В группе должна быть техника: пылесос, ноутбук. Если их нельзя держать постоянно, то следует приносить, периодически рассматривать, как они работают, выявлять, какой принцип заложен в механизме действия. Можно принести кофемолку и рассмотреть, соблюдая меры безопасности, каким образом из зерен получается молотый кофе, Таким образом, взрослый постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывает интерес к их строению, функции, назначению. Можно с подгруппами детей организовать проекты типа «Как сохранить тепло (с помощью каких предметов можно сохранить тепло)?», «С помощью каких предметов можно осветить темную комнату?» и др. К решению первой задачи этого этапа педагог привлекает родителей. Он объясняет необходимость такой работы, рекомендует научить детей дома пользоваться бытовой техникой. И дома, и в дошкольном учреждении и школе следует привлекать детей к оформлению помещений. Это способствует пониманию детьми назначения предметов, их роли в жизни человека, дает возможность практически участвовать в преобразовании предметной среды. Вторая задача может рассматриваться и как самостоятельная, и как подготовительная к решению следующей задачи. В первом ее качестве эта задача решается через игры-упражнения, логические задачи, дидактические игры, наблюдения. Например, в игре «На что похоже» дети придумывают, на что похожи тот или иной предмет, облака, чернильная клякса, ветка, шишка и др. Полезны игры типа «Продолжи линию, дорисуй, измени рисунок», «Что предмет рассказывает о себе?», «Найди пару (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением — веник и пылесос, счеты-калькулятор и др.). Важной и интересной частью работы на этом этапе является ознакомление детей с настоящим, прошлым и будущим предметов. На примере любого предмета педагог может рассказать и объяснить, как человек, удовлетворяя потребность в предмете, изменял его. В педагогический процесс включаются разные виды деятельности детей и разные формы работы с ними. Например, педагог может познакомить детей с происхождением предметов одежды, мебели, техники. Прежде всего необходимо отобрать познавательный материал, учитывая возрастные особенности детей (дошкольник или младший школьник). Затем следует продумать, освоение какого материала потребует специальных занятий, а что можно освоить с детьми в трудовой деятельности, в игре, а также какие можно организовать развлечения, праздники, как привлечь к участию в них всех детей с учетом интересов и способностей каждого. Важно, чтобы не «потерялась» главная задача — знакомить детей не с предметом, как таковым, а с деятельностью человека по удовлетворению потребности в предмете, с его преобразующей деятельностью. Существенна для развития творческого начала в личности ребенка и заключительная часть — будущее предмета. Дети рассматривают изучаемый предмет в том виде, в котором он сегодня существует, и анализируют его с позиции того, что в нем нас сегодня удовлетворяет, а что хотелось бы изменить (бумага рвется, в ручке заканчивается паста и т. п.). Педагог предоставляет им возможность фантазировать, придумывать, занимать позицию типа «Если бы я стал изобретателем, чтобы я сделал с этим предметом». Можно предложить ребенку попробовать воплотить его мечту в рисунке, в поделке. Таким образом, предметный мир таит в себе богатейшие возможности для социализации личности ребенка, но реализованы они могут быть лишь при внимательном грамотном отношении педагога к этому процессу.   Спасибо вам за работу на занятии. Все свободны.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: