При управлении логистическими затратами на торговом предприятии используют:
1. Учет логистических издержек по видам деятельности
2. Построение системы оценки логистических издержек
3. Анализ общих издержек на логистику
4. Анализ прибыльности рыночного сегмента
5. Анализ издержек на логистику и доходов
6. Построение системы логистических показателей
7. Контроль над логистическими издержками
1. Учет логистических издержек по видам деятельности предназначен для соотнесе-ния всех соответствующих затрат с выполненными работами, создающими добавленную стоимость. Разрабатывается калькуляция логистических издержек по видам деятельности:
- затраты на обслуживание потребителей (обслуживание, послепродажное обслужи-вание, возврат товара);
- затраты на содержание запасов (уровень обслуживания, упаковка, инфраструктура)
- транспортные затраты (форма собственности, частота отправок);
- затраты на складирование (выбор места размещения, хранение товара);
- затраты на информацию (обработка заказов, логистические коммуникации, прогно-зирование спроса).
|
|
Калькуляция логистических издержек по видам деятельности должна дать инфор-мацию, позволяющую определить, приносит ли конкретный клиент, заказ, продукт или услуга прибыль. Это требует сопоставления конкретного дохода с конкретными расходами.
2. Система оценки логистических издержек должна производиться по основным направлениям:
1. Определение издержек (по видам деятельности). Общие логистические издержки связаны с прогнозированием спроса, управлением заказами, транспортировкой, управлением запасами, складированием и упаковкой. Они требуют отделения от других видов затрат.
2. Временные рамки издержек – период времени, в течение которого накапливаются оцениваемые затраты.
3. Компоновка издержек – это заказы потребителе, каналы распределения, продукты и услуги с добавленной стоимостью:
- по группам функциональных издержек (расходы прямые и косвенные за конкретный оперативный период)
- группировка распределительных издержек – соотнесение общих логистических затрат с натуральными показателями деятельности (лог.затраты в расчете на тонну, заказ, центнер, товарную единицу, товарную категорию)
- группировка постоянных и переменных издержек – для выявления причастности логистических затрат к текущим и потенциальным операциям.
3. Анализ общих (совокупных) издержек на логистику чаще включает рассмотрение затрат на управление запасами и транспортировку.
1. Общие расходы на содержание запасов:
- затраты на единицу продукции (затраты на приобретение этой продукции)
|
|
- стоимость заказа (затраты на размещение единицы повторного заказа)
- затраты на хранение (затраты на хранение единицы в запасе в течение установлен-ного периода времени, составляют 19-35% от годовых затрат, страхование – 0,5-5%, грузопереработка – 1-2%, убытки и устаревание – 4-6%, административные функции – 1-2%, площадь хранения – 2-5% и др.)
- затраты, связанные с возникновением дефицита (на снижение дефицита: экспедирование, отправка срочного заказа, услуги более дорогих поставщико).
2. Транспортировка:
- переменные издержки
- постоянные издержки
- сопряженные издержки (при принятии решения об оказании конкретной услуги)
- общие издержки.
Торговому предприятию необходимо:
- определять долю лог. издержек, приходящихся на региональные продажи и продажи за пределами данного региона
- определять долю лог. издержек, приходящихся на каждый из каналов продаж (дилерские, активные и через розничную сеть)
- определять долю лог. издержек, приходящихся на каждую группу продукции.
4. Анализ прибыльности рыночного сегмента - необходим для сравнения потребителей (доход, переменные издержки производства, валовая прибыль, переменные торговые издержки, транспортные расходы, затраты на складирование, административные расходы на заказ, общие издержки маркетинга/распределения, чистая прибыль по сегментам, минус активы (запасы, дебиторская задолженность), чистая прибыль от потребителя).
5. Анализ издержек на логистику и доходы фирмы – позволяет достичь высокого базового уровня обслуживания, не поставив в зависимость от накопления запасов.
6. Система логистических показателей
1. Первая группа: показатели, характеризующие интенсивность работы склада:
1.1. Показатели, характеризующие трудоемкость работы:
- Товарооборот склада общий = количество всех позиций полученных и отправленных / анализируемый период времени (сутки, месяц, год).
- Товарооборот склада по прибытию = количество прибывших позиций / анализируемый период времени (сутки, месяц, год).
- Товарооборот склада по отправлению = количество позиций отправленных / анализируемый период времени (сутки, месяц, год).
- Удельный товарооборот склада = товарооборот склада общий / площадь склада
- Коэффициент неравномерности загрузки склада = товарооборот наиболее напряженного месяца / среднемесячный товарооборот склада.
- Показатель хранения = количество позиций на складе * количество суток хранения.
- Количество обработанных заявок (на отгрузку и приемку) в единицу времени.
1.2. Показатель, характеризующий интенсивность прохождения товаров через склад.
1.3. Коэффициент оборачиваемости товаров на складе = товарооборот склада общий/ количество позиций, хранящихся на складе.
2. Вторая группа: показатели, характеризующие эффективность использования складских площадей:
2.1. Вместимость склада = количество товара в куб. м., которое может одновременно вместить склад.
2.2. Полезная площадь склада = вместимость склада / высота укладки товара.
2.3. Коэффициент использования вместимости склада = количество товара в куб. м. в анализируемом периоде / вместимость склада.
2.4. Грузонапряженность склада = количество товарных позиций / полезная площадь склада.
3. Третья группа: показатели, характеризующие уровень сохранности товара и финансовые показатели работы склада:
3.1. Количество случаев несохранности и порчи товара по вине работников склада.
3.2. Расходы склада = сумма затрат на организацию хранения товара.
3.3. Себестоимость хранения товара = расходы склада / показатель хранения.
3.4. Производительность труда работников склада = товарооборот склада в анализируемом периоде / численность работников склада.
3.5. Выработка на одного работника склада = стоимость перерабатываемого им товара в единицу времени.
|
|
3.6. Коэффициент оборачиваемости запасов по стоимости = стоимость отгруженного товара в анализируемом периоде / средняя стоимость запасов в том же периоде.
3.7. Коэффициент неликвидов = запас неликвидных товаров по стоимости / общий запас по стоимости * 100%.
4. Четвертая группа: качество складского сервиса и удовлетворение потребителей:
4.1. Обеспечение выполнения заявок на отгрузку точно к указанному сроку.
4.2. Полнота удовлетворения заявок на отгрузку = выполненное количество заявок / общее количество заявок.
4.3. Ошибки в выполнении заявок на отгрузку.
4.4. Жалобы потребителей.
4.5. Оценка потребителем степени удовлетворения сервисом.
7. Контроль над логистическими издержками – ориентация на финансовый учет, заранее установленные нормативы и гибкий бюджет.
Контроль осуществляется на всех этапах логистического процесса, оценка в денежных и натуральных показателях. Важным покзателем является маржа категорий.