Социальная защита населения как одно из главных направлений государственной социальной политики

Современная политика государства по социальной защите населения от различных социальных рисков представляет собой сложное и малоизученное явление, функционирование и развитие которого обременено, в частности, отсутствием единого понимания содержания, специфической терминологии, смешением или подменой одних понятий другими.

Понятие «социальная защита» имеет различное толкование в научной среде. Так, одними авторами оно рассматривается как «политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения»[15].

Другие ученые утверждают, что «социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней и иных институтов, а также систему социальных служб, обеспечивающих определенный уровень социальной защищенности, достижение социально-приемлемого уровня жизни населения, в соответствии с конкретными условиями общественного развития»[16].

Как свидетельствуют аналитики, социальная защита населения− важнейшее направление политики государство. Российское государство провозгласило себя социальным государством, защищающим права всех граждан. В настоящее время социальная защита представляет собой систему широкого набора мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, поддержку социально уязвимых групп населения.

Современная социальная защита в России представляет собой комплексную систему социальных мер, решающих следующие задачи:

· снижения социальной напряженности в обществе;

· оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

· адаптации населения к новым социально-экономическим условиям, социальной реабилитации граждан, в том числе несовершеннолетних, являющихся инвалидами;

· создания благоприятных условий для людей, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, а также во временном приюте;

· защиты прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Стоит подчеркнуть, что сохраняющиеся проблемы в экономике обусловливают рост потребности населения в социальной защите. Социально-экономическая ситуация объективно предопределяет масштабность и направления работы отрасли, вынужденной постоянно наращивать объемы социального обслуживания, развивая систему в целом.

Социальная защита населения способствует сохранению стабильности в стране, предоставляет гражданам уверенность в будущем, создаёт условия для полноценного функционирования общества.

Подытоживая всё вышесказанное, мы можем утверждать, что социальная защита населения − одно из ключевых направлений социальной политики государства. В современных условиях данное направление должно реформироваться и соответствовать изменяющимся мировым тенденциям.

 

 

Заключение

Перераспределение полномочий в социальной сфере между уровнями власти, монетизация льгот и начавшаяся реализация национальных проектов актуализировали научную и экспертную дискуссию о содержании и возможных направлениях реформирования социальной сферы в России.

Определяя основные черты современной российской социальной политики, российские эксперты единодушно сходятся во мнении об отсутствии в ней системной стратегии. На позицию экспертов наслаиваются различные политические оценки, присущий участникам дискуссии социальный оптимизм/пессимизм; принадлежность к различным школам. Однако базовая оценка ситуации остается неизменной. Особенность российской ситуации в социальной сфере, как считают оппоненты правительственного курса, состоит в невыполнении государством правил и обязательств, обеспечивающих социальную стабильность в слабой концептуальной обеспеченности социальной политики, в результате чего Россия от одних социально-политических мифов переходит к другим. [17]

Кроме того, отсутствие эффективных действий в социальной сфере аналитики объясняют ресурсными ограничениями, несовершенством экономических и политических институтов и неготовностью власти «к их радикальному переустройству». Так же это объясняется разрывом между интенциями властей и ожиданиями населения («государство и население говорят на разных языках»), зависимостью социальной политики от политических интересов и избирательных циклов и несовершенством законодательства в социальной сфере, позволяющим «широко» трактовать реформы.[18]

Надо сказать, что социальные реформы мыслились властью как путь «выравнивания» социального пространства и сглаживания региональных различий. Однако, как свидетельствуют эмпирические исследования, полученный эффект оказался прямо противоположенным. Монетизация льгот увеличила различия в доходах населения в «богатых» и «бедных» регионах, спровоцировала рост межрегионального неравенства в области проведения социальной политики, т.к. в связи с реформой на «бедные» регионы были возложены непосильные социальные обязательства. Незнание реформаторами логики функционирования российского пространства становится мощнейшим тормозом на пути социальных преобразований. «Централизаторская» политика федеральных властей входит в противоречие с региональным многообразием и в этом смысле «становится тупиковой». Выработка решений в социальной сфере без консультаций с регионами приводит к тому, что они вынуждены работать в «адаптационном режиме», приспосабливаясь к законам, которые с ними не согласовывались, что еще больше усиливает «региональное дробление».[19]

Результаты исследований в области социальных реформ дают основания говорить о том, что пока федеральный центр не готов к качественной перестройке социальной политики. И дело не только в отсутствии концепции. Не менее важно нежелание центра учитывать при проведении социальных преобразований многообразие региональных ситуаций, с одной стороны, с другой, – в центре пока не делается реальных шагов по выработке единой социальной политики, в которой нуждаются сегодня регионы.

Реализация же национальных проектов не решает многих социальных проблем, накопившихся в социальной сфере регионов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) на сегодняшний момент реализация социальных реформ не достигла запланированных результатов.

2) прямые затраты государства на социальную сферу не уменьшились, а продолжают увеличиваться, так как социальные реформы предполагают внедрение новых механизмов, новых технологий и инноваций.

3) необходимо дальнейшее реформирование социальной сферы, при котором центральная власть должна активно взаимодействовать с региональными властями.

4) нынешней власти следует выработать оптимальную стратегию реализации реформ, которая сможет «сгладить» социальную напряжённость в обществе.

 

 

Список литературы:

1. Виноградова Е. Социальная политика: исторический, теоретический и практический аспекты // Экономические и социальные проблемы России: социальная политика и социальные реформы в России (2000–2003 гг.). М., 2004. С. 27.

2. Чирикова А.Е. «Социальные реформы в современной России: в оценках региональных лидеров» 2007 г. - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2007-11/chirikiva.pdf

3. Римашевская Н. «Реформирование социальной сферы России: проблемы, поиски решения» - Режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/discussion/document372.shtml

4. Травкина Д. В Екатеринбурге митинг против монетизации закончился столкновением протестантов с милицией /Новый регион – Общество/ 26.01.05 [Электронный ресурс]: www.NR2.RU

5. Баяндина Н. Монетизация льгот должна пройти без социальных потрясений/ Вечерний Екатеринбург/ 12.12.2008

6. Постановление правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 г. N 1428-ПП "О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов и порядке его индексации"

7. Терлецкий В. Монетизация по-екатеринбургски или очередной обман? [Электронный ресурс]: www.UralPolit.ru/ 2.11.2009

8. Волкодавов А. Акция протеста против «монетизации» в Нижнем Тагиле/Источник: ЕкатеринбургNEWS/23.02.2009

9. Зиянгирова Э. Пенсионеры Камышлова и Екатеринбурга готовы объединиться против монетизации льгот/[Электронный ресурс]: www.nakanune.ru/27.02.2009

10. Г. Улумбекова Уроки реформы российского здравоохранения// [Электронный ресурс]− Режим доступа: http://polit.ru/article/2010/02/11/healthcare/

11. Луков Вл. А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — 219 с.

12. Результату экспертного опроса "Образование в России" [Электронный ресурс]: Центр проблемного анализа и государственного- управленческого проектирования – 2011. − Режим доступа: http://www.rusrand.ru/experts/experts/experts_653.html

13. И. А. Растопшинроки реформирования высшей школы во второй половине XX века // Высшее образование для XXI века. Сб. М., − 2004− 25 с.

14. Социальная политика / под общ. ред. Н. А. Волгина. – М.: Экзамен, 2002. – 431 с.

15. Трудовое и социальное право России / под ред. Л. Н. Анисимова. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2001. – 30 с.

16. Виноградова Е. Социальная политика: исторический, теоретический и практический аспекты // Экономические и социальные проблемы России: социальная политика и социальные реформы в России (2000–2003 гг.). М.,− 2004− 27 с.

17. Якобсон Л. Социальная политика: коридоры возможного // Общественные науки и современность. − 2006. − № 2. 54 с.

18. Зубаревич Н. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М.: Эдиториал УРСС. − 2003. 123 с.

 

 

 


[1] Наталья Римашевская Реформирование социальной сферы России проблемы, поиски решения [Электронный ресурс]// Информационно-аналитический портал "Socpolitika". – 2007. − Режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/discussion/document372.shtml

[2] В России началась реформа здравоохранения // Электронный ресурс: http://www.rosmedstrah.ru/articles.php?show=1&id=211&offset=20&theme=37

[3] Наталья Римашевская Реформирование социальной сферы России проблемы, поиски решения [Электронный ресурс]// Информационно-аналитический портал "Socpolitika". – 2007. − Режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/discussion/document372.shtml

[4] Г. Улумбекова Уроки реформы российского здравоохранения − [Электронный ресурс]: // http://polit.ru/article/2010/02/11/healthcare/

[5] Луков Вл. А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 217-219.

[6] Результату экспертного опроса "Образование в России" [Электронный ресурс]: Центр проблемного анализа и государственного- управленческого проектирования – 2011. − Режим доступа: http://www.rusrand.ru/experts/experts/experts_653.html

[7] И. А. Растопшинроки реформирования высшей школы во второй половине XX века // Высшее образование для XXI века. Сб. М., − 2004− 25 с.

[8] Владимир Путин: положение людей не должно ухудшиться/ Российская Федерация сегодня, №3-2005

[9] Ирина Перакова, Вадим Бисеров/ Льготники сожгли Путина. [Электронный ресурс]: gazeta.ru

[10] Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

[11] Системные решения для коммунальной монетизации. [Электронный ресурс]: http://www.gkhinfo.ru/publications/100/104/

[12] С. Кара – Мурза «Экспорт революции.Ющенко. Саакашвили…». [Электронный ресурс]: http://www.kara-murza.ru/books/export/Chapter019.htm

[13] Е.Холмогоров. Проблема 2005. - “Спецназ России”, 2005, № 1 (100)

[14] В. Сафонов. Гусарам денег не дают. – «Политический журнал», 2005, № 4.

[15] Социальная политика / под общ. ред. Н. А. Волгина. – М.: Экзамен, 2002. – 431 с.

[16] Трудовое и социальное право России / под ред. Л. Н. Анисимова. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2001. – 30 с.

[17] Виноградова Е. Социальная политика: исторический, теоретический и практический аспекты // Экономические и социальные проблемы России: социальная политика и социальные реформы в России (2000–2003 гг.). М., 2004. 27 с.

[18] Якобсон Л. Социальная политика: коридоры возможного // Общественные науки и современность. 2006. № 2. 54 с.

[19] Зубаревич Н. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М.: Эдиториал УРСС. 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: