Благодарю за внимание

Слайд №1

Актуальность исследования. Уфимский медицинский колледж является важнейшей составной частью системы профессионального образования. При этом от результатов деятельности и состояния здоровья участников образовательного процесса в огромной степени зависит возможность максимальной передачи знаний и опыта, способствующих воспитанию и обучению будущих специалистов.

Социальная значимость труда преподавателя медицинского колледжа определяется необходимостью решать задачу формирования студента не только как будущего специалиста, но и как здорового человека, здоровой личности, ориентированной на соблюдение здорового образа жизни.

А это возможно, только если педагог на собственном опыте познал ценность здорового образа жизни, целенаправленной работы над своим здоровьем.

Между тем, изучение здоровья педагогических коллективов, проведенное рядом исследователей, свидетельствует об их высокой заболеваемости, уровень которой превышает таковой в ведущих отраслях промышленности. Необходимо подчеркнуть, что показатели болезненности преподавательского состава медицинского колледжа носят латентный характер из-за недоучтенных случаев заболеваний.

Ответственный характер трудовой деятельности педагогов медицинского колледжа характеризуется эмоциональной насыщенностью и значительным числом факторов, вызывающих различные стрессогенные ситуации и снижение их качества жизни. Однако в доступной нам литературе опубликованы единичные работы, посвященные данной проблеме, которые в основном затрагивали изучение психологических свойств личности преподавателей, особенностей их эмоционального реагирования.

В этой связи для принятия решений по укреплению здоровья педагогов необходим научно обоснованный подход на основе комплексного социально-гигиенического анализа факторов, влияющих на состояние их здоровья.

Слайд №2

Цель: изучить и теоретически обосновать роль медицинской сестры здравпункта в совершенствовании профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровьяпреподавателей медицинского колледжа.

Слайд№ 3

Задачи:

1. Провести анализ преподавательского состава и изучить состояние их здоровья по данным заболеваемости с временной утратой трудоспособности (Заболеваемость с временной утратой трудоспособности)

2. Оценить качество жизни и психологический статус преподавателей.

3. Дать социально-гигиеническую оценку образа жизни и условий профессиональной деятельности педагогов.

4. Оценить уровень медицинской активностипреподавателей.

5.Учитывая, что не все педагоги имеют высшее медицинское образование, определить уровень их знаний о факторах риска, влияющих на состояние здоровья.

6.В соответствии с результатами исследования разработать рекомендации для педагогического коллектива о мерах по сохранению здоровья

Слайд №9

Научная новизна

исследования:

-проведено комплексное социально-гигиеническое изучение здоровья педагогического коллектива Уфимского медицинского колледжа.

-получена оценка зависимости здоровья педагогов от комплекса социально-гигиенических, социально-психологических факторов, условий профессиональной деятельности и образа жизни;

-установлены факторы, способствующие возникновению хронической патологии у преподавателей;

-изучено качество жизни специалистов занимающихся педагогической деятельностью,

- установлена значимость различных нарушений психологического статуса в состоянии их здоровья.

Научно-практическая значимость. Полученная комплексная социально-гигиеническая характеристика преподавателей позволила активизировать профилактическое направление в укреплении их здоровья, что позволяет не только сохранить здоровье значимой для общества профессиональной группы, но и повышает уровень преподавания, который влияет на качество подготовки будущих специалистов среднего медицинского звена, призванных сохранять здоровье населения.

Здоровье преподавателей медицинского колледжа характеризуется низким уровнем и распространенностью хронических заболеваний, формирующихся под влиянием комплекса факторов, включающих образ жизни и условия профессиональной деятельности.

Комплексное социально-гигиеническое исследование и система многофакторной оценки позволили установить резерв снижения заболеваемости при воздействии на ряд модифицированных факторов, способствующих возникновению хронической патологии педагогов.

Разработанная программа социально-гигиенического мониторинга здоровья преподавателей медицинского колледжа позволяет своевременно осуществлять лечебно-профилактические мероприятия и диспансерное наблюдение.

Личный вклад автора. Личное участие автора выразилось в определении основной идеи исследования, формировании цели и задач, выборов методов его выполнения, осуществлении сбора, статистической обработки, анализа материалов, обобщении результатов.

Разработанный системный социально-психологический подход к анализу и комплексному развитию культуры здорового образа жизни педагога медицинского колледжа, который обеспечил всестороннее познание этого феномена и уточнение категории, раскрывающей совокупность взаимосвязанных профессиональных качеств, способствующих эффективному решению задач образования в области здоровья и определяющих здоровье сберегающий стиль жизнедеятельности педагога.

Социально-психологическая модель эффективного развития культуры здорового образа жизни педагога раскрывает сущность, содержание этого феномена и описывает алгоритм, технологию и комплекс взаимосвязанных условий организации социально-психологического сопровождения личностно-профессионального развития педагога. Представленные в модели функциональные элементы развития культуры здорового образа жизни педагога сельской школы раскрывают содержание социально-психологического сопровождения непрерывного профессионального образования в области здоровья,охватывая диагностику эффективности развития культуры здорового образа жизни педагога, разработку и реализацию программ развития у него культуры здорового образа жизни в ходе профессиональной деятельности с использованием учебного комплекса, деятельности в соответствии с динамикой личностно-профессионального развития в сфере здорового образа жизни.

Социально-психологические критерии, показатели и уровни эффективного развития культуры здорового образа жизни педагога представлены как целостное критериальное оценочное основание. Разработанные критерии, показатели и уровни эффективного развития культуры здорового образа жизни педагога составляют критериальное оценочное основание. Критерий выступает ведущим признаком и эталоном соответствия сформированное культуры здорового образа жизни внутренним потребностям и ожиданиям социума. Показатели дают возможность выявлять качественные и количественные признаки соответствия уровня развития культуры здорового образа жизни педагога и оценить динамику их изменений. Выявленные высокий, средний, низкий и неудовлетворительный уровни эффективности развития культуры здорового образа жизни характеризуют ступени и стадии ее изменения.

Экспериментально исследованное влияние социально-психологических условий на эффективность развития культуры здорового образа жизни педагога проявление и наиболее существенное влияние социально-психологических, нормативно-правовых и организационно-педагогических условий. Представленный авторский системный подход, учитывающий социокультурные реалии сельской местности, позволил раскрыть социально-психологические особенности и механизмы влияния наиболее существенных условий на эффективность развития культуры здорового образа жизни педагога сельской школы.

Социально-психологические рекомендации по эффективному развитию культуры здорового образа жизни педагога с учетом влияния выявленных социально-психологических условии и «Культура здоровья педагога», обеспечивающий социально-психологическое сопровождение развития основных компонентов культуры здоровья педагога.

Методология изучения отношения к здоровью может быть использована в качестве теоретической базы в исследовании данного явления у представителей различных профессиональных групп, а сама программа может быть включена в учебные планы подготовки студентов разных специальностей. Кроме того, разработаны концептуальные основы охраны здоровья студентов, а также усовершенствована и дополнена программа социальной поддержки и охраны здоровья студенческой молодежи, включая

организационные образовательные, социальные и медицинские технологии на уровне органов и учреждений здравоохранения, образования, уровней законодательной и исполнительной власти. Это позволит определить механизмы реализации и разработать пути совершенствования системы управления здоровьем студентов, связанные с региональными социально-экономическими особенностями и проблемами студенческой жизни.

Последнее время в гигиеническую науку, исследующую влияние на человека различных факторов (физических, химических, биологических и социальных), все больше внедряются новые технологии, позволяющие количественно учитывать влияние этих факторов на здоровье людей, прогнозировать развитие ситуаций, управлять ею, вести за ситуацией динамическое наблюдение и представлять органам управления территориями выводы по результатам экспертиз и мониторинга в наглядном виде (например, результатов анализа с применением методов оценки реального и потенциального риска здоровью людей, итогов использования системы социально-гигиенического мониторинга, географических информационных систем и т.д.).

Одновременно происходит улучшение методологической и методической базы гигиенических исследований, развитие междисциплинарных связей с другими науками.

В настоящее время широко применяется система социально-гигиенического мониторинга. Проведение обеспечивает: установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку; прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека; определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения; подготовку решений по реализации мер, направленных на охрану здоровья населения и среды обитания человека.

Значительное внимание ученых привлекают случаи массовой экологически обусловленной патологии, являющейся следствием как остро выраженных аварий, так и результатов вредного для людей постепенного изменения качества среды их обитания. Поэтому в рамках социально-гигиенического мониторинга решается такая задача, как выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения.

Было отмечено, что количественная оценка риска для той или иной ситуации, территории, региона на каждый момент времени не является величиной постоянной. Это обусловлено как объективными факторами, например, постоянно меняющимися концентрациями химических веществ, так и субъективными – несовершенством методов анализа, недостаточной информацией в области токсикологии, биохимии и др.

ВЫВОДЫ

1. Оценка состояния здоровья преподавателей медицинского колледжа показала низкий его уровень. Наличие хронических заболеваний при социологическом опросе выявлено у 74% преподавателей, практически каждый в течение года перенес острое заболевание.заболевание с временной утратой нетрудоспособности у педагогов за период 2014 г как в случаях, составил.

Это свидетельствует о низкой активности оформления преподавателями листка нетрудоспособности при обострении хронического заболевания.

2. При оценке психологического статуса установлено, что большинство педагогов 91% были подвержены нервно-психическому напряжению уже при стаже работы 5-10 лет, что требует проведения психологической коррекции многогранного профессионального становления преподавателей как с позиций адаптации к профессии, так и в плане реализации потенциала специалиста.

3. Установлено, что, несмотря на наличие высшего профессионального медицинского образования, преподаватели характеризовались недостаточным уровнем медицинской активности, а именно несвоевременным обращением за медицинской помощью в лечебно -профилактические учреждения предпочтением самолечения в случае возникновения заболевания.

4. Профессиональная деятельность преподавательского состава была сопряжена со значительной преподавательской нагрузкой, связанной непосредственно как с проведением, так и с подготовкой к образовательному процессу.

5. Из установленных факторов риска возникновения хронической патологии ведущими являлись стаж работы в медицинском колледже более 20 лет, наличие психоэмоционального напряжения, голосовая нагрузка при аудиторных занятиях свыше 4 часов, курение и низкий уровень медицинской активности.

 

Благодарю за внимание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: