Так кто же отвечает за огонь в Очаге?

Как вы понимаете, речь пойдет о семейных ролях.

Роль – это набор предписаний, которые определяют, каким должно быть поведение человека, занимающего определенное место в семье. В разных контекстах роль определяет предписание, описание, оценку и действие. Здесь имеются явные процессы, и тогда роль видна невооруженным глазом и понятна всем участникам, а могут быть в нее зашиты и скрытые процессы, включая, убеждения, ценности и социальные установки - стереотипы. Эти последние проявляются не сразу и могут входить в противоречие как на индивидуальном уровне, так и на уровнях взаимодействия, так называемых микро- и макро системном.

Когда семья живет длительное время вместе, то постепенно, реагируя на жизненные вызовы, на различные ситуации, происходит естественное распределение ролей, таких, как: всеобщий утешитель, козел отпущения, вечная жертва, семейная гордость и т.д.

И если эти роли не жесткие, если какая-то функция не «присыхает» к человеку, не висит на нем, как кандалы, не давая права сделать шаг вправо - или влево – это нормально, это здоровая система. Если же правила и роли жесткие, закрепленные навечно – то это патологические роли.

Например, вы – тот, на ком все держится. Это тот, кто помнит, что билеты надо купить в отпуск, что картошка заканчивается, детей надо собрать в школу и так далее. Вы обо всех заботитесь, заботитесь, это всех устраивает, но вот в какой-то момент вы решаете, что хотите заняться … танцами. И в ответ возникает реакция: «Что ты, какие танцы! В нашей семье такого не было! Так не делают! А кто же будет огород сажать, пол мыть?»

И это значит, что роль стала патологической. Она прилипла к человеку, и ограничивает развитие не только его личности, но и развитие всей семейной системы. Наличие патологической роли служит маркером внутрисемейного нарушения. Семья застряла, заржавела.

Нарушение функционирования семьи может быть на различных уровнях, индивидуальном, микро – и макросистемном, но тотальный характер носит патологизирующее влияние трансгендерных механизмов - передача от поколения к поколению традиционных, консервативных представлений. В нашей культуре очень перегружена роль женщины как жены и матери. Она как будто должна пожизненно обеспечивать семейную систему, само существование Семейного Очага связывается с ролью жены-матери. В результате человек чувствует себя в западне, ему кажется, что он не может и жить –то по-другому, он за все отвечает. «И наше общество на протяжении многих поколений, благодаря гендерному неравенству, поддерживая эту мифологию, успешно гробит женщин» (Людмила Петрановская).

 

Предлагаю вам послушать притчу – не притчу, анекдот не анекдот …диалог. Называется «Наставление Мудрой женщины».

-Ты - женщина, ты - мудрее, ты отвечаешь за огонь в Очаге. (Очаг с большой буквы).

- Но где Очаг?

- Ты должна его создать!

- Я должна одна его создать?

- Нет, вместе с мужем!

- Но где взять мужа, который умеет строить Очаг? Чтобы Очаг не погас, нужны стены. Где тот, с которым как за каменной стеной?

- Таких нет. Ты должна его создать таким.

- Я должна переделать того, который есть?

- Нет, переделывать нельзя! Ты должна его принимать таким, какой он есть!

- С таким, как есть, я чувствую себя одиноко, я хочу, чтобы мы вместе…

- Ты хочешь его переделать! Это запрещено!

- Но мне холодно, я хочу тепла и любви…

- Ты женщина, ты мудрее, и это ты отвечаешь за огонь в Очаге.

 

Как видите, круг замкнулся. Ты хочешь тепла – ты и строишь Очаг – ты и отвечаешь за огонь. Тогда другому остается только погреться у этого Очага.

 

Это несправедливо, и постепенно такое представление всё-таки изживается. Хотя до сих пор еще можно услышать в разговоре двух подруг: «Извини, дорогая, не могу больше с тобой, надо идти кормить мужа». Знакомо вам? А вы задавали вопрос подруге: «Муж инвалид? Он не может сам себя накормить?» - скорее всего, нет. Вы принимаете это как данность. Вы находитесь в плену сложившихся в обществе клишированных схем, которые действуют консервативно и формируют в сознании каждого члена социума ложное знание и представление.

Я провела небольшое социсследование. Раздала своим подругам и коллегам листочки со словами: Семья, Музыка, Терапевт, Шофер, Руководитель, Сила, и попросила их распределить на 2 кучки: какие слова больше относятся к женщине, какие – к мужчине. Результат оказался очень четким: первые три слова - Семья, Музыка, Терапевт – все участники отнесли к женщине, слова Шофер, Руководитель, Сила – к мужчине. Хотя объективно эти слова нейтральны и могут принадлежать как женскому, так и мужскому. Это действуют гендерные стереотипы.

 

Но так было не всегда и не везде.

 

Образ женщины, жены и матери менялся в зависимости от того, каким был мир вокруг. В один исторический период женщина занималась воспитанием и образованием детей, в другой период от неё требовались маскулинность и собранность. В одной стране быть матерью означало иметь глобальную власть и центральное место в семье, в другом же обществе женскими чертами были хрупкость и подчиненность. Подобным же образом менялись и другие семейные роли: семья уже не отправляет одного из своих сыновей служить в дружину, а одну из дочерей – в монастырь замаливать грехи семьи.

 

Современные семьи в большинстве своем уже не вписываются в традиционные консервативные представления о ролевой структуре. Фиксация ролей неуместна. Гораздо полезнее творческий подход, когда есть свобода выбора, кому быть строителем, кому охранителем, и какой Очаг вообще строить.

Своим выступлением я хочу предостеречь тех, кто в кризисные моменты обращается за поддержкой к социуму. Там ее практически нет. Мудрая женщина на самом деле не такая уж и мудрая, если она пытается опираться на старые изжившие своё схемы. Только обращение к профессионалам поможет разобраться с семейной системой и вывести семью из кризиса на новый виток развития. Один из практических инструментов помощи семье – это плейбэк-театр, нечто среднее между искусством и психотерапией. Он дает возможность сближаться, находить формы поддержки друг друга, дает возможность посмотреть на ситуацию по-новому, по-другому, так, как вы ее еще не видели.

 

Для развития творческого отношения к жизни – приходите на наш мастер-класс Играющая семья, и Плейбэк-театр вам в помощь!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: