Увеличение контингента обучающихся

Изменения в системе образования Донецкой Народной Республики за время становления государственности

 

Система образования Донецкой Народной Республики за время становления государственности претерпела изменения, связанные не только с историческими реалиями, но и внутренними изменениями состояния. 2017 год –последний учебный год, который определен в рамках переходного периода. С 2018-2019 учебного года нас ожидают новые стандарты, программы, направления, формировать которые мы будем совместно на основе того наработанного за 3 года материала, которым мы уже владеем в совершенстве, с учетом ошибок и предвидя будущее. Образование – основная отрасль, формирующая сознание, корректирующая личность, а значит и государство в целом.

Проанализируем сделанное за последний учебный год. Среди достижений отрасли можно назвать:

Увеличение контингента обучающихся.

На начало 2017 года в Донецкой Народной Республике 542 учреждения реализуют образовательные программы дошкольного образования, в которых получают дошкольное образование 54949 детей (54009 в 2016-2017 (+2%) Для удовлетворения спроса населения в получении дошкольного образования в 2017-2018 учебном году планируется открытие свыше 50 групп (2644гр в 2016-2017 (+2%) в дошкольных образовательных учреждениях городов, районов.

- в 485 образовательных организациях общего среднего образования растёт контингент обучающихся:

Учебный год 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018
Кол-во обучающихся 127,1 тыс.чел 132,1 тыс.чел +4% 137,7 тыс. чел +8,3% 142,1 тыс.чел +11,8%
               
1-ый класс     708 кл   701 кл   762 кл

- количество обучающихся в организациях, подведомственных сектору специального образования

Учебный год Количество функционирующих организаций, Количество детей
2014-2015    
2015-2016    
2016-2017    

Расширение сети образовательных организаций.

В 2016-2017 учебном году расширилась сеть учреждений специального образования. В ноябре 2016 года зарегистрировано Государственное учреждение дополнительного образования «Республиканский центр дополнительного образования для слепых и слабовидящих детей и взрослых», целью которого является социальная адаптация и психологическая реабилитация детей и взрослых с проблемами зрения (на 20.07.2017 года контингент составляет 32 инвалида по зрению).

В феврале 2017 года возобновлена работа Государственного общеобразовательного учреждения «Углегорская специальная школа-интернат № 6», где обучаются дети-сироты и дети, лишённые родительского попечения, с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью), а также имеют возможность обучаться дети с нарушениями зрения (на 20.07.2017 года контингент обучающихся составляет 31 обучающийся).

Участие в программе интеграции образования Донецкой Народной Республики и Российской Федерации.

Программа, которая была утверждена на государственном уровне, коснулась всех уровней образования. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, учреждений общего среднего, дополнительного образования делятся опытом с коллегами из 11 субъектов Российской Федерации. И месяц от месяца такие связи становятся только теснее. Из наиболее значимых стратегических партнеров хотелось бы отметить Свердловскую и Воронежскую область, которые открыто делятся своими наработками с нами, принимают наших представителей и приезжают в ДНР с презентацией собственных наработок.

Гуманитарную программу по привлечению в образовательные организации Донецкой Народной Республики жителей временно подконтрольной Украине территории.

Образование Донецкой Народной Республики дает возможность проявить себя и жителям временно подконтрольной Украине территории. Малая академия наук, учреждения специального образования, дополнительного образования приглашает к участию во всех знаковых мероприятиях всех наших соотечественников. Пользуясь случаем, хотим анонсировать конкурс для учителей русского языка, проводимом Министерством образования и науки на базе Донецкого республиканского института дополнительного профессионального образования, посвященном Дню Учителя.

Оздоровление обучающихся в рамках государственной программы и возможностей, предоставляемых Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

Вот уже третий год в рамках государственной программы по оздоровлению обучающихся работает Межведомственная комиссия на базе Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики. В 2017 году на оздоровление планируется 4762 ребенка. Кроме государственной программы, Министерство образования работает тесно с различными субъектами Российской Федерации, привлекая их к оздоровлению наших детей. Так, Нижегородская область откликнулась на наши предложения, и вот уже первая группа детей отправилась на санаторное лечение. Ведутся переговоры с другими областями Российской Федерации, Абхазии и Осетии.

В области общего среднего образования хотелось бы отметить следующее:

1) обеспечение автономии (самостоятельность в формировании кадрового состава, ведении образовательной, финансово-экономической, хозяйственной деятельности образовательных организаций);

2) создание республиканской системы мониторинга качества образования на основе единой системы индикаторов, статистики и параметров качества образования;

3) внедрение переводных экзаменов, как одного из приемов повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности;

4) концепции: филологического, исторического, математического, инклюзивного обучения;

5) создание инновационного образовательного комплекса. Уже созданы комплексы при Донецком национальном торговом университете им. Туган-Барановского, Донбасской Национальной академии строительства и архитектуры. Создание комплексов – приоритетное направление и в рамках программы реформирования образования и науки. Мы призываем активнее все образовательные организации включаться в процесс создания комплексов, т.к. именно непрерывным образованием мы сможем создать стабильную систему преемственности.

6) введение в школьный курс предмета «Обществознание» 8-11кл.

7) внедрение курса «Урока гражданственности Донбасса»,

8) разработка авторских программ краеведческой, патриотической направленности «История Отечества»;

9) утверждение Положения об экспертном совете по присвоению (подтверждению) учебным изданиям грифа Минобрнауки, торжественное открытие которого состоялось 17.08. Экспертный совет готов к принятию материалов. Хотелось бы еще раз поблагодарить его членов, которые сначала в рамках рабочей группы, на добровольной и безвомездной основе формировали весь необходимый пакет нормативных документов, а теперь работают в рамках утвержденного Министерством образования и науки Экспертного совета.

10) проведение педагогических конкурсов, победители которых становятся призерами Всероссийских конкурсов педагогического мастерства.

Исходя из экономической и социальной ситуации в Республике, изменяются функции дошкольного образовательного учреждения. На первое место ставится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе. Продление дошкольного детства до 6,5 лет изменило контингент детей в дошкольных образовательных учреждениях, программу воспитания и образования дошкольников.

С целью формирования очередности и комплектования дошкольных образовательных учреждений Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики внесены изменения к Порядку приема детей в дошкольные образовательные учреждения, которые предоставляют возможность родителям (законным представителям) поставить ребенка на очередь для получения места в дошкольном образовательном учреждении с момента исполнения ребенку одного года.

В 2017-2018 учебном году с целью организации эффективного обмена опытом для дальнейшего профессионального развития педагогов дошкольных образовательных учреждений, получения возможности участвовать в международных конкурсах Министерством образования и науки планируется помимо ежегодного Республиканского конкурса педагогического мастерства воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Наставница года» проведение конкурсов для всех категорий педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.

С введением нового Государственного образовательного стандарта дошкольного образования планируется привести в соответствие Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Донецкой Народной Республики и внести изменения в Типовую образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» с учетом мнений практических работников и мониторинга содержания направлений образовательных областей.

Стратегической целью развития сферы образования в Донецкой Народной Республике по-прежнему является обеспечение доступного качественного образования в соответствии с требованиями развития экономики, потребностями социума и демографической ситуации.

Для достижение поставленной стратегической цели определены тактические задачи:

 обеспечение равного доступа к качественному образованию;

 сохранение и развитие сети дошкольных учреждений с учетом демографической ситуации в городской и сельской местности, увеличение количества мест под существующую потребность, в том числе за счет развития новых экономически целесообразных форм дошкольного образования;

 обеспечение безопасных условий жизнедеятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях, качественного функционирования здоровьесберегающей системы, в том числе за счет налаживания эффективного взаимодействия между учреждениями образования и учреждениями здравоохранения;

 продолжение работы по созданию условий для реализации личных творческих способностей одаренных детей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности за счёт стимулирования творческой инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений, профессионального роста педагогов, активизации их творческого потенциала, повышения эффективности факультативных занятий;

 продолжение работы по развитию и укреплению материально-технической базы, созданию единого информационного пространства;

 продолжение работы по формированию гражданственности, патриотизма и национального самосознания участников образовательного процесса на основе государственной идеологии; готовить к самостоятельной жизни и труду; формированию толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития;

 продолжение работы по обновлению путей взаимодействия семьи, детского сада и школы на принципах содействия, содружества и сотворчества;

 созданию оптимальных механизмов взаимодействия всех уровней управления образования и повышения эффективности управления образовательного учреждения.

В Донецкой Народной Республике в настоящее время большое внимание уделяется реформированию системы образования, особая роль уделяется модернизации системы дополнительного образования детей.

Данный вид образования исторически сложился как специфическая часть системы непрерывного образования, обеспечивающая развитие ребенка и молодого человека в его свободное время.

В Республике 148 учреждений дополнительного образования в сфере образования, искусств, физической культуры и спорта, а именно: 48 школ искусств, музыкальных школ; 21 спортивные школы системы физкультуры и спорта, 79 учреждений дополнительного образования системы образования.

Всего дополнительным образованием охвачено 70% обучающихся Республики.

Стратегические ориентиры развития системы дополнительного образования детей (ДОД) в Донецкой Народной

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ

 модернизация и устойчивое развитие сферы ДОД

 увеличение масштаба деятельности системы ДОД

 повышение качества услуг

 разнообразие ресурсов, социальная адаптация ребёнка

 профессиональное и жизненное самоопределение подрастающего поколения

Совершенствование содержания образования с учётом социального заказа

Расширение доступа к дополнительным образовательным услугам детей с ОВЗ, развитие моделей инклюзивного ДОД

Создание системы ресурсной и нормативной поддержки обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения с учётом особенностей УДО

Разработка, апробация и внедрение авторских программ ДОД

Создание системы показателей, критериев и индикаторов, определяющих эффективность ДОД

Создание на базе УДО комплексных социальных организаций, оказывающих многопрофильные образовательные услуги

Изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий

Разработка и внедрение комплекса целевых и учебных программ, электронных пособий и учебников, пилотных проектов развития инновационных методов работы в сфере ДОД

Апробация и внедрение инновационных форм воспитательной работы на основе интеграции общего и дополнительного образования

Создание сервисов открытого образования в сети Интернет, сетевых проектных сообществ в сфере ДОД

Создание системы Интернет-навигаторов программ и услуг ДОД

Разработка и внедрение инновационных образовательных и социальных проектов в сфере ДОД

Развитие системы ДОД как составляющей республиканской системы поиска и поддержки одарённых детей

Разработка и внедрение системы выявления и учёта достижений детей в ДОД, механизма учёта достижений детей при поступлении в организации СПО и ВПО

Ежегодное проведение Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН

Организационно-методическое сопровождение республиканских и международных ученических конкурсов

Развитие сферы «неформальной» педагогики: молодёжных и детских объединений, творческих сообществ и просветительских проектов

Социальное партнёрство

Расширение возможностей использования потенциала организаций культуры и спорта в ДОД.

Расширение функций УДО - организационно-методический центр по развитию ДОД для общеобразовательных организаций разных планов: микрорайона, города, республики

Переход УДО в разряд профессиональных стартовых площадок для получения допрофильного и начального профессионального образования

Использование возможностей школьного дополнительного образования с учётом его специфики, содержания, особенностей

Разработка республиканской межведомственной программы развития ДОД на 2018-2020 гг.

Формирование сети экспериментальных площадок по отработке моделей и механизмов сетевого взаимодействия УДО и организаций, работающих с детьми по месту жительства, детских общественных объединений на республиканском и муниципальном уровне

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ ОБЩЕСТВА

Технический профиль

Основной формой работы в системе технического творчества является научно-исследовательская, проектная и опытно-конструкторская практическая работа обучающихся.

Задача: популяризация инженерных профессий, необходимость мотивации подростков к интеллектуальному развитию и формированию инженерного мышления, научно-техническому творчеству.

Новыми тематическими ориентирами научно-технического творчества детей и молодежи могут стать приоритетные направления, такие как:

 цифровое производство – трехмерное проектирование, моделирование и прототипирование, изготовление опытных образцов и деталей;

 образовательная робототехника – знакомство с основами конструирования и программирования роботов, изучение основ электроники и электротехники, обучение основам использования программируемых процессоров для создания действующих установок;

 графический дизайн и 3D моделирование.

Наряду с новыми тематическими ориентирами научно-технического творчества детей и молодежи, следует больше уделять внимания традиционным направлениям, таким как:

- судомоделирование;

- авиамоделирование;

- автомоделирование;

- картинг;

- радиоконструирование;

- спортивная радиопеленгация.

Система научно-технического творчества молодежи на новом этапе развития должна стать катализатором подготовки специалистов, способных в рамках современной городской техносферы самостоятельно планировать и осуществлять производственно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, педагогическую и проектно-конструкторскую деятельность в различных секторах экономики.

Туристско-краеведческое направление

Содержание развития и воспитания личности обучающегося средствами туристско-краеведческой и туристско-спортивной работы - это интегральная часть образовательных программ дополнительного образования детей и программ воспитательной работы.

В этой связи подготовка юных туристов-краеведов при реализации образовательных программ дополнительного образования детей должна способствовать выработке у воспитанников потребности к постоянному получению знаний, расширению кругозора.

Эколого-натуралистическое направление

• реализация программы учебно-исследовательской направленности Республиканской заочно экологической школы;

• реализация образовательных программ по дополнительному образованию по эколого-лесохозяйственной и природоохранной, эколого-эстетической, эколого-краеведческой, сельскохозяйственной направленностей путем создания системы проведения республиканских мероприятий с обучающимися;

• организация летнего и каникулярного отдыха детей, реализуемая в форме проведения: профильных школ - экологические школы (летняя, осенняя, зимняя), школа юных друзей природы, школа комплексного исследования экосистем, школа юных опытников-растениеводов; экологических и сельскохозяйственных практикумов;

• обеспечение информационной и программно-методической продукцией системы учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности;

• проведение совещаний, семинаров, конференций и т.п. для повышения профессионального мастерства руководящих и педагогических работников учреждений дополнительного образования детей.

Как видим, анализ существующей системы образования показал, что переходный период принес свои результаты, сформировал социальный заказ, который и лег в программу реформирования. Совместными усилиями образование Донецкой Народной Республики станет глубже, продуктивнее, социально значимее. Надеемся на плодотворное сотрудничество в рамках формирования новых Государственных стандартов и направлений работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: