План
Вступление.
Лермонтов - поэт-романтик, а для романтизма характерен особый герой - одинокая, гордая личность, противостоящая обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова одинок в дружбе, в любви, в светской толпе, а временами его одиночество достигает вселенского масштаба. Однако одиночество не навязано ему миром, а избрано им добровольно.
Основная часть. Как лирический герой М.Ю. Лермонтова воспринимает своё одиночество?
1. Сравнение лермонтовской поэзии со стихами А.С. Пушкина, позволяющее выявить специфику трактовки темы одиночества.
а) А.С. Пушкин воспевает дружбу, товарищество, любовь - те прекрасные чувства, которые сближают людей, вдохновляют на творчество;
б) У М.Ю. Лермонтова дружеской лирики почти нет, а любовная окрашена в трагические тона: в любви лирического героя преследует измена и предательство, он одинок. Стихотворение «Я не унижусь пред тобою...»;
в) Слово «один» как наиболее часто встречающееся в лирике М.Ю. Лермонтова. Примеры названий стихотворений либо стихотворных строчек, в которых присутствует слово «один» или производные от него.
|
|
2. М.Ю. Лермонтов - создатель уникальной философской концепции одиночества.
а) Одиночество лирического героя не навязано ему извне, а выбрано им добровольно и сознательно как единственно возможное состояние души. Стихотворение «Стансы»:
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом;
Я б с ним препровожденный миг
Почел потерянным досугом...
На светлый запад удалюсь,
Вид моря грусть мою рассеет,
Ни с кем в отчизне не прощусь –
Никто о мне не пожалеет!
б) Одиночество как знак собственного избранничества. Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой...», «О, полно извинять разврат...»;
в) Мотив изгнания, странничества, разлуки с родиной как сопутствующий теме одиночества. Стихотворение «Листок»;
г) Ненависть и презрение к светскому обществу, в котором нет никого, кто бы мог разделить убеждения и жизненные принципы лирического героя. Стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён...»;
д) Одиночество лирического героя способно приобретать космические масштабы. Стихотворение «Демон».
Заключение.
Тема гордого одиночества - одна из наиболее характерных для М.Ю. Лермонтова. Получив законченное выражение в лирике, тема гордого одиночества воплотилась и в других произведениях поэта - поэмах «Мцыри», «Демон», романе «Герой нашего времени».
Как видим, по плану должно быть ясно, о чем будет написано сочинение, какова его основная мысль, какова система доказательств справедливости сформулированного тезиса, к каким выводам приходит автор работы. Таким образом, без плана невозможно написать логично выстроенное сочинение.
|
|
Структура итогового сочинения
Вступление.
Определите ключевое слово в Вашей теме, оно должно иметь общий понятийный смысл с концептом, внутри которого предложена данная тема. Употребите это слово в форме назывного предложения. Ответьте на вопрос, что означает это понятие. Можете дать определение понятию из толкового словаря.
Например:
Честь и бесчестие... В.И.Далъ в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» так определяет слова честь и бесчестие. «Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». «Бесчестье - всякое действие, противное чести: стыд, срам, позор, поношение, поругание».
2. Основная часть:
а) заявите Ваш тезис. Выскажите Ваше мнение, определив своё отношение к данному понятию;
б) развёрнуто и убедительно докажите Вашу точку зрения, обратившись к 1-2 литературным произведениям. Больше привлекать не надо, так как можете не успеть раскрыть тему. Помните, что обращение ко второму произведению предполагает новый абзац.
В начале основной части можно использовать следующие клише:
«В том, что это именно так, я убедилась, прочитав произведение.... (не забудьте указать автора)»
«Подтверждение своей точки зрения я нашла в... (название произведения и автора)»
«За доказательством своего мнения я хотела бы обратиться к... (название произведения и автора)»
«Хочется обратиться к страницам романа (рассказа и т.д.)... (название произведения и автора)»
«Именно этой теме посвящён текст романа (рассказа и т.д.)... (название произведения и автора)»
«Обратимся к страницам повести (рассказа, романа и т.д.)... (название произведения и автора)»
«Эта же тема поднимается и произведении... (название произведения и автора)»
Помните о том, что Вы должны, как сказано в критериях, показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Раскрывая тему, не уходите от неё, не подменяйте тему другой.
Заключение.
Подведите итог своим размышлениям, обобщите сказанное.
«И в заключение мне хотелось бы сказать, что...»
«К какому же можно прийти выводу, размышляя над данной темой...»
Помните об абзацном членении текста. Каждый абзац — отдельная мысль. Сплошной текст тяжело читается.
Перечитайте свой текст несколько раз, проверяя его. Проверьте орфографические и пунктуационные ошибки. При повторном прочтении обратите внимание на речевые ошибки и грамматические. Если возникли хоть какие-то сомнения по поводу написания какого-либо слова, замените его или исключите из текста, не рискуйте и попробуйте заменить слово синонимом или «выбросить» его из текста.
Помните, что одним из видов речевых ошибок является повтор однокоренных слов. Избегайте повторов.
Не забудьте о том, что сначала работа должна быть написана на черновике. Можете сокращать слова. Но черновик должен быть.
Любое сочинение начинается со вступления, в котором обозначается тезис, в русле которого будет раскрываться тема сочинения.
Критерий грамотного вступления таков: по вступлению любой прочитавший должен определить тему сочинения. Ведь во вступлении вы заявляете то, о чём будете писать.
Если тема сочинения сформулирована достаточно широко, то во вступлении вы должны объяснить выбор материала, на котором будете её раскрывать.