Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

План

Вступление.

Лермонтов - поэт-романтик, а для романтизма характерен особый герой - одино­кая, гордая личность, противостоящая обществу, с которым она находится в нераз­решимом конфликте. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова одинок в дружбе, в любви, в светской толпе, а временами его одиночество достигает вселенского мас­штаба. Однако одиночество не навязано ему миром, а избрано им добровольно.

 

Основная часть. Как лирический герой М.Ю. Лермонтова воспринимает своё оди­ночество?

1. Сравнение лермонтовской поэзии со стихами А.С. Пушкина, позволяющее выявить специфику трактовки темы одиночества.

а) А.С. Пушкин воспевает дружбу, товарищество, любовь - те прекрасные чув­ства, которые сближают людей, вдохновляют на творчество;

б) У М.Ю. Лермонтова дружеской лирики почти нет, а любовная окрашена в тра­гические тона: в любви лирического героя преследует измена и предательство, он одинок. Стихотворение «Я не унижусь пред тобою...»;

в) Слово «один» как наиболее часто встречающееся в лирике М.Ю. Лермонтова. Примеры названий стихотворений либо стихотворных строчек, в которых присут­ствует слово «один» или производные от него.

 

2. М.Ю. Лермонтов - создатель уникальной философской концепции одиноче­ства.

а) Одиночество лирического героя не навязано ему извне, а выбрано им добро­вольно и сознательно как единственно возможное состояние души. Стихотворение «Стансы»:

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровожденный миг

Почел потерянным досугом...

На светлый запад удалюсь,

Вид моря грусть мою рассеет,

Ни с кем в отчизне не прощусь –

Никто о мне не пожалеет!

б) Одиночество как знак собственного избранничества. Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой...», «О, полно извинять разврат...»;

в) Мотив изгнания, странничества, разлуки с родиной как сопутствующий теме одиночества. Стихотворение «Листок»;

г) Ненависть и презрение к светскому обществу, в котором нет никого, кто бы мог разделить убеждения и жизненные принципы лирического героя. Стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён...»;

д) Одиночество лирического героя способно приобретать космические масштабы. Стихотворение «Демон».

 

Заключение.

Тема гордого одиночества - одна из наиболее характерных для М.Ю. Лермонтова. Получив законченное выражение в лирике, тема гордого одиночества воплотилась и в других произведениях поэта - поэмах «Мцыри», «Демон», романе «Герой наше­го времени».

Как видим, по плану должно быть ясно, о чем будет написано сочинение, какова его основная мысль, какова система доказательств справедливости сформулирован­ного тезиса, к каким выводам приходит автор работы. Таким образом, без плана невозможно написать логично выстроенное сочинение.

Структура итогового сочинения

Вступление.

Определите ключевое слово в Вашей теме, оно должно иметь общий понятийный смысл с концептом, внутри которого предложена данная тема. Употребите это слово в форме назывного предложения. Ответьте на вопрос, что означает это понятие. Мо­жете дать определение понятию из толкового словаря.

Например:

Честь и бесчестие... В.И.Далъ в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» так определяет слова честь и бесчестие. «Честь - внутреннее нравствен­ное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая со­весть». «Бесчестье - всякое действие, противное чести: стыд, срам, позор, поноше­ние, поругание».

 

2. Основная часть:

а) заявите Ваш тезис. Выскажите Ваше мнение, определив своё отношение к дан­ному понятию;

б) развёрнуто и убедительно докажите Вашу точку зрения, обратившись к 1-2 ли­тературным произведениям. Больше привлекать не надо, так как можете не успеть раскрыть тему. Помните, что обращение ко второму произведению предполагает но­вый абзац.

В начале основной части можно использовать следующие клише:

«В том, что это именно так, я убедилась, прочитав произведение.... (не забудьте указать автора)»

«Подтверждение своей точки зрения я нашла в... (название произведения и ав­тора)»

«За доказательством своего мнения я хотела бы обратиться к... (название про­изведения и автора)»

«Хочется обратиться к страницам романа (рассказа и т.д.)... (название произ­ведения и автора)»

«Именно этой теме посвящён текст романа (рассказа и т.д.)... (название произ­ведения и автора)»

«Обратимся к страницам повести (рассказа, романа и т.д.)... (название произ­ведения и автора)»

«Эта же тема поднимается и произведении... (название произведения и авто­ра)»

Помните о том, что Вы должны, как сказано в критериях, показать разный уро­вень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (напри­мер, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте вы­бранной темы.

Раскрывая тему, не уходите от неё, не подменяйте тему другой.

 

Заключение.

Подведите итог своим размышлениям, обобщите сказанное.

«И в заключение мне хотелось бы сказать, что...»

«К какому же можно прийти выводу, размышляя над данной темой...»

Помните об абзацном членении текста. Каждый абзац — отдельная мысль. Сплош­ной текст тяжело читается.

Перечитайте свой текст несколько раз, проверяя его. Проверьте орфографические и пунктуационные ошибки. При повторном прочтении обратите внимание на рече­вые ошибки и грамматические. Если возникли хоть какие-то сомнения по поводу написания какого-либо слова, замените его или исключите из текста, не рискуйте и попробуйте заменить слово синонимом или «выбросить» его из текста.

Помните, что одним из видов речевых ошибок является повтор однокоренных слов. Избегайте повторов.

Не забудьте о том, что сначала работа должна быть написана на черновике. Може­те сокращать слова. Но черновик должен быть.

Любое сочинение начинается со вступления, в котором обозначается тезис, в рус­ле которого будет раскрываться тема сочинения.

Критерий грамотного вступления таков: по вступлению любой прочитавший дол­жен определить тему сочинения. Ведь во вступлении вы заявляете то, о чём будете писать.

Если тема сочинения сформулирована достаточно широко, то во вступлении вы должны объяснить выбор материала, на котором будете её раскрывать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: