Родовой объект данной группы преступлений - общественная безопасность и общественный порядок.
Видовой объект — безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта.
Непосредственный объект — безопасность движения и эксплуатации конкретного вида транспорта
С объективной стороны преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении установленных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта. Диспозиции статей, содержащих ответственность за рассматриваемые преступления, являются бланкетными, т.е. отсылающими к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права. Так, бланкетная диспозиция ст. 264 УК РФ отсылает к Правилам дорожного движения.
Подавляющее большинство транспортных преступлений может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Исключение составляют приведение в негодность транспортных средств или путей
сообщения (ст. 267 УК РФ), что может быть совершено лишь путем действия, и неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ), осуществляемое путем бездействия.
|
|
Составы большинства преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта, сконструированы законодателем как материальные составы (исключение составляют ст. 270 и 271 УК РФ), что предполагает наличие общественно опасных последствий. Во всех этих преступлениях такими последствиями является причинение смерти, тяжкого вреда здоровью личности или в некоторых случаях крупного материального ущерба.
Нарушения правил, повлекшие легкий вред здоровью или незначительный материальный ущерб, рассматриваются в административном, дисциплинарном или гражданско-правовом порядке.
Субъектом преступлений может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет ст. 267 УК РФ. В некоторых случаях предусмотрен специальный субъект (например, ст. 263,264, 266 УК РФ и др.).
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта - это общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасное функционирование транспорта, в результате чего наступают указанные в законе последствия.
Посягательства на безопасное функционирование транспорта при отсутствии указанных в уголовном законе последствий могут влечь за собой административную, дисциплинарную или материальную ответственность.
Транспортные преступления подразделяют на две группы: 1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, что предполагает непосредственно их вождение и эксплуатацию (ст. 263, 263.1, 264, 271 УК РФ); 2) иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 266, 267, 268,269, 270 УК РФ).
|
|
Основной непосредственный объект нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств — безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — жизнь, здоровье людей. В соответствии с ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорожное движение — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Безопасность дорожного движения — это состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности участников от дорожно-транспортных происшествий.
Предмет преступления:
— автомобиль (легковой и грузовой; для перевозки грузов и пассажиров (в том числе автобусы), автомобиль специального назначения (например, пожарные, санитарные, гоночные);
— трамвай, представляющий собой рельсовый городской электротранспорт, предназначенный в основном для перевозки пассажиров;
— другое механическое транспортное средство.
В соответствии с примечанием к ст. 264 УК РФ под другими транспортными средствами понимаются:
— троллейбусы — т.е. городской безрельсовый транспорт с электрической тягой;
— тракторы;
— иные самоходные машины, т.е. специальные механизмы, предназначенные для выполнения различных работ (строительных, дорожных, погрузочных и пр.) и оборудованные автономным двигателем, что позволяет им самостоятельно передвигаться (например, экскаватор, грейдер, автокран, автопогрузчик и т.д.);
— мотоциклы, представляющие собой двух- или трехколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания (с объемом двигателя свыше 49,8 куб. см);
— иные механические транспортные средства.
В примечании к ст. 264 УК РФ не дается исчерпывающий перечень механических транспортных средств, но в силу п. 1.2 Правил дорожного движения РФ к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более SO куб. см и имеющие максимальную конструктивную скорость не более SO километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. 1, 2 или ч. 3 ст. 268 УК РФ.
Под признаки ст. 264 УК РФ не подпадает нарушение Правил дорожного движения при управлении боевыми, специальными или транспортными машинами, например, Министерства обороны РФ, МВД России. Нарушение правил вождения этих машин военнослужащими рассматривается как преступление против военной службы и квалифицируется по ст. 350 УК РФ.
Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками:
1) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;
2) наступление общественно опасных последствий - причинение тяжкого вреда здоровью человека;
3) причинная связь между допущенным нарушением и наступившими последствиями.
Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании на дороге.
|
|
Нарушение правил эксплуатации транспортных средств может выразиться в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей, грузов.
Рассматриваемое преступление может быть совершено путем как действия, так и бездействия.
Состав материальный. Преступление окончено с момента наступления тяжкого вреда здоровью человека.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК РФ о преступлениях против личности.
Не является преступлением такое нарушение правил безопасности функционирования транспорта, при котором лицо, управляющее транспортным средством, не должно н не могло предвидеть наступление указанных в ст. 264 УК РФ последствий. Здесь имеет место невиновное причинение вреда (казус).
Субъектом данного преступления является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил дорожного движения РФ, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.
Части 2-6 ст. 264 УК РФ содержат следующие квалифицирующие признаки:
ч. 2 - то же деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения;
ч. 3 - деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть человека;
|
|
ч. 4 — деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека;
ч. 5 - деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц;
ч. 6 - деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст. 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.
Транспортные преступления, не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ)
Родовой объект — общественная безопасность.
Видовой объект — безопасность движения и эксплуатации транспорта как разновидность общественной безопасности.
Основной непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие безопасное функционирование различных видов транспорта.
Дополнительный объект - жизнь, здоровье людей, отношения собственности.
Предмет преступления:
- любые транспортные средства;
- пути сообщения (автотранспортные, железнодорожные, воздушные, водные);
- средства сигнализации или связи;
- транспортное оборудование, к которому относятся мосты, тоннели и т.д.;
- транспортные коммуникации.
Транспортные коммуникации — это те же средства сигнализации, средства связи и иное техническое устройство, обеспечивающее безопасность функционирования любого вида транспорта, а также автомагистрали, водные и другие пути, даже в той части, где они не оборудованы техническими устройствами.
Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками:
1) деяние — выраженное:
- в разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования
— блокировании транспортных коммуникаций;
2) общественно опасные последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба (ущерб, сумма которого превышает 1 млн рублей);
3) причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
Под разрушением подразумевается приведение в состояние полной негодности технического средства или транспортного оборудования, полный распад системы с потерей способности функционировать по своему назначению и не подлежащий восстановлению.
Повреждение - это приведение в состояние частичной непригодности транспортного средства либо изменение функциональных свойств транспортной коммуникации, в силу чего они полностью или частично теряют свои функциональные способности, но могут быть восстановлены.
Иные способы приведения в негодное состояние различны, это поджог транспортного средства, механическое воздействие на средство сигнализации или связи, подкладывание на рельсы, посадочную полосу посторонних предметов (бревен, камней) и т.п. действия.
Приведение в негодное для эксплуатации состояние предполагает невозможность их использования по назначению.
Блокирование транспортных коммуникаций заключается в создании препятствий для свободного передвижения любого конкретного вида транспорта (например, преграждение взлетной или посадочной полосы аэропорта стволами деревьев или автомагистрали арматурой). Блокирование дороги может осуществляться и непосредственно людьми, выдвигающими определенные требования.
Состав материальный. Преступление окончено с момента наступления тяжкого вреда здоровью человека или причинения крупного ущерба.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
Субъект - физическое, вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Часть 2 ст. 267 УК РФ предусматривает квалифицирующий признак: то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Часть 3 ст. 267 УК РФ предусматривает особо квалифицирующий признак: деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 267 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.