Структура сочинения, речевые клише Каждая часть – отдельный абзац!
|
1. Вступление
| · Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)
· Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и...
· Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки).
· В центре внимания автора (находятся)...
· Главные усилия автора направлены...
Виды вступления:
· вопросно-ответное единство
· цепочка вопросительных предложений.
· назывное предложение
· риторический вопрос
· цитата
· парадоксальное высказывание
|
2. Формулировка проблемы. Проблема– это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
| Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.
Речевые клише:
· Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
· Касается.. проблемы.
· Уделяет внимание... проблеме.
· Над какой-л. проблемой думать, работать.
· Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
· Автор затрагивает проблему...
· Много места уделено проблеме...
· Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
· Автор очень эмоционально отстаивает идею...
· Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме...
· Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).
|
3. Комментарий (характеристика + актуальность проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста
| К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная…
· Насколько проблема злободневна?
· Что делает её злободневной?
· Традиционна ли эта проблема или нова?
· Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
· Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
· Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?
· Кому приходилось обращаться к данной проблеме?
· Об этом много пишут …
· Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…
· Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…
· Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
· Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме...
· Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…
· Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.
· Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.
|
4. Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
| Средства выражения авторской позиции
· Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)
· Автор убедительно доказывает свою мысль…,
· …- Так определяет автор своё отношение к …
· Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
· Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…
· Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…
· Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …
· Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы
· Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);
· Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);
· Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;
· Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к...;
· Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни
· Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;
· Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;
· Автор показывать негативную сторону нашей жизни;
· В словах автора звучит мнение большинства людей;
· Автор пытается найти в читателе единомышленника;
· Автор пытается понять, почему...;
· Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо;
· Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…
· Автор позиция ясна: …
· - Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально
· Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;
· Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни
Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому
|
5-6. Моя позиция +2 аргумента
| Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Позиция согласия/несогласия. За. Против
· особенно близка мне мысль автора о…;
· мне близка позиция автора по отношению к …;
· согласен с автором в том, что…;
· вполне согласен с мыслями автора о…;
· нельзя не согласиться с автором в том, что…;
· автор прав, утверждая, что…
· осмелюсь не согласиться с автором в том, что…;
· мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора…;
· мысли автора о… близки мне, однако…;
· позволю себе не согласиться с автором в том, что…
· на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)…;
· Возможно, не все верно (правильно, безупречно...)
· В отличие от автора, я считаю, что...
· Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.
· в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;
· Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...
· Писатель упускает из виду (пренебрегает)...
· На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...
· Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.
· К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.
Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.
· В качестве аргументов могут выступать:
· а) логические доказательства, доводы;
· б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;
· в) мнения авторитетных людей, цитаты и др.
· Вспомним…
· Это подтверждается …
· В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
· Пример из литературы
· По выбору учащегося, можно из личного опыта
|
8. Заключение
| · В заключение хотелось бы отметить...
· Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что...
· На мой взгляд, статья (очерк) предназначена...
· Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
· Таким образом, нельзя не согласиться…
|