В любом обществе господствующим течениям в культуре противостоит контркультура. Парадокс молодежных движений (битники, хиппи, рокеры и другие) заключался в том, что первоначально они несли вызов господствующей культуре «общества потребления». Затем — становились частью этой культуры, модой, приносящей немалые прибыли предпринимателям от индустрии досуга и шоу-бизнеса.
Показательна судьба популярного музыкального ансамбля 1960-х гг. «Битлз». Первоначально они выступали в небольших клубах, привлекая внимание слушателей не столько исполнительским искусством, сколько свободной манерой поведения на сцене и умением затронуть в своих песнях темы, которые волновали молодежь. Со временем «Битлз» получили мировую известность. Возникло множество подражавших им музыкальных коллективов. Тема молодежного бунта занимала важное место в творчестве многих писателей, представителей критического реализма — в частности, Джерома Сэлинджера. Его роман «Над пропастью во ржи» вошел в сокровищницу мировой литературы. Рэй Брэдбери в романе«451° по Фаренгейту», Патрик Зюскинд «Парфюмер», Чак Паланик «Бойцовский клуб», Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого», Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» и т.д.
Одна из особенностей эпохи глобализации всестороннее распространение продукции массовой культуры.
В октябре 2005 г. по решению ЮНЕСКО была принята конвенция о культурном многообразии. Она закрепляет за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку национальным культурным проектам.