Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п Разделы, темы Количество часов
Авторская программа Рабочая про­грамма Рабочая программа по классам
1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.
I. Россия-Родина моя            
II. День, полный событий            
III. О России петь – что стре­миться в храм            
IV. В музыкальном театре            
V. В концертном зале            
VII. Чтоб музыкантом быть, так на­добно уменье            
VIII. Гори, гори ясно, чтобы не погасло            
IX. Музыка вокруг нас            
X. Музыка и ты            
  Итого 135 часов 135 часов 33 часа 34 часа 34 часа 34 часа

Личностные метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учеб­ного предмета, курса

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные резуль­таты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этниче­ской и националь­ной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкаль­ного наследия русских компо­зиторов, музыки Русской православной церкви, различных направле­ний современного музыкального искусства России;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур. народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, националь­ных стилей;

— умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельно­сти, их пони­мание и оценка — умение ориентироваться в культурном мно­гообразии окружаю­щей действительности, участие в музы­кальной жизни класса, школы, города и др.;

— уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребно­стей, ценностей и чувств;

— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудниче­ства с учите­лем и сверстниками;

— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, шко­лы, города и др.;

— формирование этических чувств доброжелательности

и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляю­щего себя в эмоционально-ценностном отноше­нии к искус­ству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных дейст­вий учащих­ся, проявляющихся в познавательной и практической дея­тельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществле­ния в разных формах и видах музыкальной деятельности;

— освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания со­держания музыкальных обра­зов; определять наиболее эффек­тивные способы достижения результата в исполнительской и творче­ской деятельности;

— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различ­ных музыкально-твор­ческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешколь­ной музы­кально-эстетиче­ской деятельности;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-твор­ческих возможностей;

— овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных сти­лей и жанров в соответ­ствии с щелями и задачами деятельности;

— приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направ­лений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о му­зыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления анало­гий в процессе инто­национно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и дру­гих видов музыкально-творческой деятельности;

— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использова­нием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедий­ные презен­тации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельно­сти:

— формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном разви­тии;

— формирование общего представления о музыкальной картине мира;

— знание основных закономерностей музыкального искус­ства на примере изучаемых музыкальных произведений;

— формирование основ музыкальной культуры, в том чис­ле на материале музыкальной культуры род­ного края, разви­тие художественного вкуса и интереса к музыкальному искус­ству и музыкальной деятельно­сти;

— формирование устойчивого интереса к музыке и различ­ным видам (или какому-либо виду) музы­кально-творческой деятельности;

— умение воспринимать музыку и выражать свое отноше­ние к музыкальным произведениям;

— умение эмоционально и осознанно относиться к музы­ке различных направлений: фольклору, му­зыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержа­ние, интонаци­онно-образ­ный смысл произведений разных жанров и стилей;

— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музы­кально-пластиче­ских композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной шко­лы научится:

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выраже­ния чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, вы­ражая свое отноше­ние к нему в различных видах деятельности;

• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопостав­лять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить оте­чественные народ­ные музыкальные традиции;

• соотносить выразительные и изобразительные интона­ции, узнавать характерные черты музыкаль­ной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполни­тельской деятельности;

• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструменталь­ного) воплощения различных художественных образов;

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музы­кально-пластическое движе­ние, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• определять вилы музыки, сопоставлять музыкальные об­разы в звучании различных музыкальных инстру­ментов;

• оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкаль­ного творчества разных стран мира


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: