Современная система международного экологического сотрудничества объединяет следующие основные направления:
1) парламентское сотрудничество, состоящее в координации законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем путем разработки модельных (рекомендательных) законов в сфере экологии;
2) взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализации экологических программ под эгидой ООН;
3) конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем;
4) научно-техническое сотрудничество, направленное на обмен научно-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз и т.п.;
5) экологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов, проведение международных экологических форумов и т.д.
Весомый вклад в реализацию международных соглашений и программ мирового сообщества по оздоровлению среды обитания вносят международные финансовые организации — Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ), которые определили охрану окружающей среды в качестве одной из главных задач своей деятельности. ЕБРР стал первым международным финансовым институтом, закрепившим в своем уставе в качестве приоритетных следующие направления деятельности:
* оказание помощи странам в операциях по формированию экологической политики, включая разработку эффективных правовых и нормативных документов, а также создание организационных условий и подготовку кадров для обеспечения мониторинга и соблюдения стандартов;
* содействие применению рыночных методов в управлении национальными экологическими программами;
* поощрение развития в странах рынка экологических товаров и услуг, а также инвестиций в проекты по сохранению и улучшению окружающей среды;
* организация или поддержка специальных исследований и программ по экологическому образованию населения, предпринимателей, банкиров и т.д.;
* проведение экологических процедур, связанных с экологической оценкой, планированием, управлением, аудированием и мониторингом операций и проектов банка.
Основными инструментами реализации экологической политики ЕБРР являются: исследования в области охраны окружающей среды; техническая помощь, направленная на поддержку; экологических проектов и программ; кредиты, инвестиции, обеспечивающие финансирование экологических проектов, и т.д.
Перспективы международного сотрудничества в деле охраны природы нашей планеты неразрывно связаны с процессами глобализации, в контексте которых решение глобальных экологических проблем немыслимо без широкого взаимного обмена не только информацией, но и природосберегающими технологиями. Назрела также необходимость создания международного механизма экологического контроля, поскольку открытость, возможность удостовериться в добросовестном выполнении партнерами принятых на себя обязательств — неотъемлемые компоненты международного сотрудничества в природоохранной сфере. Для этого нужна разработка системы глобального экологического контроля, предусматривающая все возможные формы и методы проверки, включая инспекции (аналогично тому, как это происходит, например, в военной области).
55. Участие РБ в международном экологическом сотрудничестве.
Современная с-ма международного экологического сотрудничества объединяет следующие основные направления:
1) парламентское сотрудничество, состоящее в координации законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем путем разработки модельных (рекомендательных) законов в сфере экологии;
2) взаимодействие исполнительных структур отдельных гос-в, ориентированное на координацию разработки и реализации экологических программ под эгидой ООН;
3) конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем;
4) научно-техническое сотрудничество, направленное на обмен научно-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз и т. п.;
5) экологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов, проведение международных экологических форумов и т. д.;
Наиболее распространенной и действенной формой сотрудничества по вопросам охраны окр среды явл заключение международных договоров и иных соглашений. Партнерами в таких соглашениях обычно выступают страны-соседи или гос-ва, объединенные общностью интересов в сохранении природной среды региона или совместном использовании некоторых ресурсов.
Современное конвенционное регулирование направлено на предотвращение возможных последствий для окр среды опасных видов хоз деятельности. С этой целью международным сообществом были подписаны след документы: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), Венская конвенция об охране озонового слоя (1985), Конвенция о помощи в случае ядерной войны или радиационной аварийной ситуации (1986), Конвенция о перевозке опасных грузов (1989) и др.
Всеобщую заинтересованность представляет и сохранение биологического и ландшафтного разнообразия планеты. В целях создания материальных стимулов сохранения биоразнообразия конвенцией закреплено признание биологических ресурсов суверенной собственностью гос-в, располагающих ими. Кроме того, страны, владеющие большим разнообразием генофонда, согласно конвенции имеют право взимать плату за доступ к этому ценному ресурсу.
Принятые международные соглашения принесли конкретные позитивные результаты. Так, реализация Конвенции о предотвращении трансграничного загрязнения атмосферы на большие расстояния привела к значительному снижению уровня загрязнения воздуха в Европе. Резко уменьшилось количество убиваемых в Африке слонов в результате принятой в 1990 г. Конвенции о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны.
Другой эф-ной формой международного сотрудничества явл создание и деятельность межправительственных специализированных учреждений при ООН. Созданная по решению Стокгольмской конференции специальная структура ООН – Программа ООН по окр среде (ЮНЕП) – занимается наиболее острыми проблемами глобального экологического кризиса: изменением климата, опустыниванием земли, деградацией почв, вырубкой лесов, сокращением запасов пресной воды, загрязнением океана, сокращением биологического разнообразия. Одно из начинаний ЮНЕП – создание всемирной с-мы слежения (мониторинга) за состоянием и изменениями биосферы. Программа ООН по окр среде (ЮНЕП) – центральное учреждение ООН в данной области, обеспечивающее комплексный и цельный подход к решению многочисленных составляющих общей проблемы сохранения биосферы. Весомый вклад в реализацию международных соглашений и программ мирового сообщества по оздоровлению среды обитания вносят международные финансовые организации – Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ), которые определили охрану окр среды в качестве одной из главных задач своей деятельности. ЕБРР стал первым международным финансовым институтом, закрепившим в своем уставе в качестве приоритетных след направления деятельности:
· оказание помощи странам в операциях по формированию экологической политики;
· содействие применению рыночных методов в управлении национальными эколог программами;
· поощрение развития в странах рынка экологич товаров и услуг, а также инвестиций в проекты по сохранению и улучшению окр среды;
· организация и поддержка специальных исследований и программ по экологич образованию населения, предпринимателей, банкиров и т. д.;
· проведение экологич процедур, связанных с экологич оценкой, планированием, управлением, аудированием и мониторингом операций и проектов банка.
Являясь одним из учредителей ООН, РБ на постоянной основе поддерживает контакты с межправительственными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ, ЕЭК по проблемам окр среды и водным ресурсам, Международной справочной с-мой источников информации по окр среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др. Расширяется взаимодействие РБ с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ и т. д. В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранных органов Беларуси с Программой развития ООН (ПРООН) в нашей республике, в рамках которой реализуются проекты по устойчивому развитию на областном, районном уровнях и межсекторные программы устойчивого развития. В республике продолжается работа по реализации разработанного целевой группой ЕЭК ООН проекта “Мониторинг и оценка качества вод бассейна реки Западный Буг”, выполняемого совместно с Польшей и Украиной.
РБ развивает и двустороннее сотрудничество в области охраны природы, прежде всего со странами СНГ, а также с другими сопредельными гос-ми и потенциальными инвесторами. Подписаны и реализуются межправительственные соглашения с Латвией, РФ, Украиной, а также межведомственные (между природоохранными ведомствами) – с Польшей, Данией, Молдовой, Болгарией, Словакией.