Критический рационализм

Феноменология

Феноменология – это философское направление, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания – рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания человеческого существования и культуры.

Родоначальником этого направления является немецкий философ Э.Гуссерль (1859-1938). Он понимал феноменологию как новую, строгую научную философию о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания во всей его частной конкретике.

Позитивизм

Позитивизм – это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующее на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX века. Его основателем был французский философ О.Конт (1798-1857). Уделом науки, по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопросы: «Почему?», она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать на вопрос: «Как?». Лишь в этом случае наука может стать позитивной. Это должно касаться как частных наук, так и философии. Задача положительной философии состоит в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.

Вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм – возникла на рубеже XIX – XX веков. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э.Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р.Авенариус (1843-1896). В отличие от «первого позитивизма», который в лице Конта рассматривал философию как науку синтезирующую, «второй позитивизм» сводил ее к теории познания и стремился построить теоретическую модель процесса познания. Эмпириокритицизм означал «критику опыта» и предполагал «очищение» опыта от всех положений, которые имеют метафизическую природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются «элементами мира».

Третьей исторической формой позитивизма является неопозитивизм – направление в философии XX века, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки: роли знаково-символических средств научного мышления, отношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания. Неопозитивизм зародился почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы XIX века. Его основными представителями являются: М.Шлик, Р.Карнап, Г.Рейхенбах, Л.Витгенштейн.

Представители «третьего позитивизма» утверждают, что философия не является ни наукой о какой-то реальности, ни теорией познания. Она – особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Поэтому первый вариант неопозитивизма получил название логического позитивизма.

Прагматизм

Прагматизм – это течение в современной философии, представители которого считают практическую полезность знания источником опасности и подчеркивают, что философия есть способ решения человеческих проблем.

Принципы прагматизма оказали существенное влияние на общий стиль американского мышления и практики, в том числе и политики.

Постпозитивизм

С конца 50 – начала 60-х годов ЧЧ века неопозитивизм как философское направление в исследовании науки стал терять свое влияние. Ему на смену пришел «четвертый позитивизм», или постпозитивизм, который пересмотрел проблематику философии, ее роль в науке и обществе, методы научного исследования. К числу его виднейших представителей относятся К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, Дж.Агацци.

Главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания.

Позитивисты:

• Заявляют о взаимопроникновении эмпирического и теоретического знания;

• Стремятся опереться на историю науки;

• Отказываются от куммулятивизма в понимании развития научного знания;

• Отказываются проводить жесткие границы между научным знанием и философией;

• Признают обусловленность науки внешними факторами, социальными и культурными.

Критический рационализм

Критический рационализм – это направление в современной философии, занимающееся выработкой некой «чистой» модели рациональности, верной для всех и во все времена. Он является одним из ведущих течений в постпозитивизме и наиболее ярко представляет эту стадию в разработке проблем методологии научного познания. Его основателем считается английский философ К.Поппер (1902-1988).

С точки зрения критического рационализма, предметом изучения являются не высказывания, а наука как целостная, динамичная развивающаяся система. Научное знание является целостным по своей природе, его нельзя разбить на отдельные высказывания или на независимые друг от друга уровни. В научном знании философские концепции тесно «переплетаются» и взаимосвязаны с собственно научными концепциями.

 

Экзистенциализм

Экзистенция в переводе с латинского означает «существование». Само это существование понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе.

В атеистическом варианте иное выступает как ничто, это означает, что человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу. Перед человеком открывается бездна последствий, и он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу. Он ответственен за свой выбор прежде всего перед собой, совсем нелегко постоянно нести это бремя ответственности, сознавая, что «созидая» себя, ты тем же самым творишь других людей и мир в целом.

Экзистенция человека – это нечто вроде его души. Экзистенция неуловима и не может быть познана: чем больше ее изучаешь, тем труднее ее понять. В силу своей иррациональности человек никогда не знает, чего он хочет; он не может понять себя и других и вследствие этого всегда одинок. Жизнь человека полна трагизма.

Персонализм

Персонализм – это теистическое направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир – проявлением творческой активности верховной личности, Бога. Персонализм существует в двух вариантах – французском, где его основателями выступили Э.Мунье и Ж.Лекруа и американском (Б.П.Боун, Р.Флюэллинг и Э.Брайтмен).

В центре внимания философии персонализма находится религиозно-этическая проблематика. Чтобы не нанести ущерба всемогуществу, мудрости и благости Бога, персоналисты заявляют о самоограничении воли Бога, предоставляющего своим творениям свободу выбора как дар, дающий им возможность быть соучастниками в осуществлении в мире богоугодного добра. Божественное самоограничение претворяется в персоналистской этике в ограничение божьей воли посредством свободы людей как кардинального этического принципа.

Структурализм

Структурализм – это методологическое направление в ряде гуманитарных наук (языкознании, этнографии, психологии, истории), выдвигающее на передний план анализ структуры исследуемого объекта. Он возник во Франции в первой половине ХХ века. Основными представителями структурализма являются антрополог Клод Леви Спороге, психоаналитик Жак Лакан, философ Мишель Поль Фуко и Луи Альтюсер.

Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных (неизменных) при некоторых преобразованиях. В таком понимании понятие структуры характеризует не просто устойчивый «скелет» какого-либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и так далее путем перестановки его элементов и некоторых других симметричных преобразований. Выявление структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается путем выведения различий между этими объектами в качестве превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного инварианта.

19. Сциентизм. Феноменология, прагматизм,критический рационализм.

Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному: от подражания точным наукам (система определений, логический формализм, аксиоматическое построение в анализе философско-мировоззренческих или социально-гуманитарных проблем, искусственное применение математической символики), вплоть до отрицания философско-мировоззренческих проблем как лишённых смысла для познания и значения (неопозитивизм) и рассмотрения естественных наук в качестве единственного возможного знания. Философии как особой форме познания сциентизм не придает значения

Аргументы сциентистов и антисциентистов

• Сциентисты приветствуют достижения науки. Антисциентиcты испытывают недоверие к научным инновациям.

• Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность.

• В качестве аргументов в свою пользу сциентисты привлекают знаменитый пример из прошлого, когда наука Нового временипыталась обосновать новые, подлинно гуманные ценности и культуру. Ими подчеркивается, что наука есть производительная сила общества, порождающая общественные ценности и имеющая огромные возможности для познания. В качестве контраргумента антисциентисты отмечают, что наука может порождать опасности, способные уничтожить всё человечество, и вместе с тем её многочисленные достижения не сделали человечество счастливее. По их мнению, это означает, что наука не может сделать свои успехи благом для человечества.

• Сциентисты полагают, что только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной, поэтому они во всём стремятся к «онаучиванию» всех сфер деятельности человека и всего общества в целом. У антисциентистов считается, что понятие «научное знание» имеет не то же самое значение, что понятие «истинное знание», и «знание» не означает «мудрость».

• Антисциентисты приводят в качестве аргументации различные сценарии катастроф, вызванных научными достижениями, неправильно применёнными человечеством (в качестве примера можно рассмотреть успехи в ядерной физике, которые привели как к изготовлению оружия, способного вызвать громадные разрушения, так и к появлению нового источника энергии). Сциентисты же считают, что подобные ошибки позволяют не допускать еще больших подобных ошибок в будущем.

Феноменология

Феноменология – это философское направление, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания – рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания человеческого существования и культуры.

Родоначальником этого направления является немецкий философ Э.Гуссерль (1859-1938). Он понимал феноменологию как новую, строгую научную философию о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания во всей его частной конкретике.

Прагматизм

Прагматизм – это течение в современной философии, представители которого считают практическую полезность знания источником опасности и подчеркивают, что философия есть способ решения человеческих проблем.

Принципы прагматизма оказали существенное влияние на общий стиль американского мышления и практики, в том числе и политики.

Критический рационализм

Критический рационализм – это направление в современной философии, занимающееся выработкой некой «чистой» модели рациональности, верной для всех и во все времена. Он является одним из ведущих течений в постпозитивизме и наиболее ярко представляет эту стадию в разработке проблем методологии научного познания. Его основателем считается английский философ К.Поппер (1902-1988).

С точки зрения критического рационализма, предметом изучения являются не высказывания, а наука как целостная, динамичная развивающаяся система. Научное знание является целостным по своей природе, его нельзя разбить на отдельные высказывания или на независимые друг от друга уровни. В научном знании философские концепции тесно «переплетаются» и взаимосвязаны с собственно научными концепциями.

20. Философия Древнего Востока

Философия Древнего Востока является не много старше европейской философии. Именно тут сформировались главные мировоззренческие концепции, в которых как мифы так и религия объединились с научными учениями. Наиболее влиятельные и известные философские учения были в Индии и Китае. Общими чертами, которые были характерны философии Древнего Востока, считаются следующие. Ну, во-первых, они характеризовались как неполные отделение предфилософии. Во-вторых, философию древнего Востока характеризовало то, что научные знания существенным и адекватным образом в философии не отображались. В-третьих, данной философии характерен традиционализм. В отличие от западной философии, в которой был характерен скепсис в ее поисках истины, древневосточная философия отрицала сомнения, она базировалась на постоянстве традиций а так же на преемственности поколений.

Самые первые философские учения появились в Ассирии, Вавилоне, Месопотамии и Египте. Здесь на границе IV-III тыс. до н.э. уже возникла письменность, что означало возникновение зачатков абстрактной мысли. Многие народы Древнего Востока в данный период еще не имели основных упорядоченных общефилософских систем, однако уровень становления искусства и наук был уже на достаточно высоком уровне. В Древнем Египте к примеру, философская мысль начинала свой путь от религиозного понятия к логическому, философскому истолкованию мифов. В Древнем Вавилоне возникновение философии было связано со стремительным развитием научных знаний, а так же с формированием особого рационального отношения к как к природе так и к людям.

В середине I -ого тысячелетия до н.э. в Индии и в Китае начала образовываться собственная оригинальная философия – это была древневосточная философия. В этих государствах в особенных экономических, общественно-политических, социальных и духовных условиях была присуща особая духовная атмосфера, которая в большей мере способствовала рождению философской идеи. Философия Древнего Востока появилась как разрешение противоречий, которые присутствовали между мифологическим толкованием мироздания и новым знаниями и мышлением. Однако появилась древневосточная философия не из мифологии, а из мировоззренческих переходных форм, именно их можно толковать как предфилософию. На этом уровне формирования знаний наряду с мифами есть и особенные «философемы», т.е неразвитые зачатки философской идеи.

Закономерности становления философии Древнего Китая, а так же Древней Индии имеют единые закономерности. Прежде всего, самосознание двух древнейших народов конструировалось в основном на основе родовых субстанциально-генетических взаимосвязях. В самых первых концепциях мировоззрения природа и человек трактовались как отдельные части единого целого. Виды познания в этих философиях были очень похожи. Кроме того, род был основной движущей силой изменения сознания людей. Еще для китайской и индийской культуры было свойственна оппозиция телесного и духовного. Поэтому именно в этих странах в качестве предфилософской идеи возникли мифы, ритуалы и табу как основы становления философии.

Первая философия Древнего Востока закладывала основной фундаментальные для основания для так называемого культурного традиционализма глубоко в сознание человека. По сути, данная философия начинает обслуживать социально-экономические интересы системы, которые в этих 2-ух странах просуществовали до ХХ в. Философия Индии и Китая обладала собственными индивидуальными особенностями. В Китае философские школы соотносились с конфуцианством, в Индии с буддизмом и брахманизмом. В Индии ни одна из школ не сумела приобрести свой официальный приоритет, однако в Китае, конфуцианство достигло статуса официальной идеологии страны.

21. Пространство, движение и время.

Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется определенное взаимодействие между ядром и электронами, образующими оболочку атома; живые организмы существуют только благодаря определенному взаимодействию составляющих их молекул, клеток и органов; общество существует благодаря обмену деятельностью между людьми, взаимодействию различных подсистем социального организма.

Кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями обществ происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Они могут включаться в более сложные системы, становиться их элементами. Например, ядра и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул, из молекул могут строиться макротела и т. д.

Итак, структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение-это и взаимное превращение элементарных частиц, расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

Материя не может существовать вне движения. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь. характеризуются определенным набором типов иформ движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя.

В обыденной жизни движение часто отождествляется с перемещением тел в пространстве. А так как одни тела могут перемещаться относительно поверхности 3емли, а другие покоиться, то обыденное сознание противопоставляет эти два состояния- покой и движение, считая их как бы равноправными. Однако всем, кто знаком хотя бы с общими принципами механики, ясно. что говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отсчета. Ваш дом покоится относительно поверхности 3емли, но он вращается вместе с 3емлей вокруг ее оси, перемещается вместе с 3емлей в пространстве относительна солнца. Вместе с 3емлей и Солнцем он вращается вокруг Центра нашей галактики, совершая движение относительно ее ядра со скоростью примерно 250 км. Наконец, вследствие расширения Вселенной вместе с нашей галактикой он может удаляться от других галактик. Таким образом, те предметы, которые мы называем покоящимися, на самом деле находятся в состоянии движения.

Таким образом, понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство, атрибут материи.

Основные типы движения

Правомерно говорить о двух основных типах движения: первый тип движения- это движение, когда сохраняется качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития- это всегда переход из одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются изпредшествующих им систем.

Выделим две разновидности процессов развития. Первая разновидность-это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая- процессы перехода от одного уровня к другому.

Формы движения материи

Соответственно иерархии форм материи существуют качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы:

1)формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи и предложил их следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения материи.

Формы движения, перечисленные в указанной классификации можно разбить на три блока Соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природе, живой природе и обществу. Неживую природу характеризует взаимосвязь физических и химической форм движения,. живую- биологическая а общество- социальная форма движения.

Понятие пространства и времени

3ададимся вопросом, каков смысл категорий “пространство “и “время”. В своей деятельности мы обнаруживаем такие особенности структурной организации мира, что части и элементы, из которых построены материальные объекты, определенным образом расположены друг относительно друга, образуют некоторые устойчивые конфигурации, что задает границы объекта по отношению к окружающей среде. Можно сказать, что каждый объект характеризуется своеобразной “упаковкой” входящих в него элементов, их расположенностьюотносительно друг друга, и это делает любые объекты протяженными. Кроме того, каждый объект занимает какое-то место среди других объектов, граничит с ними. Все эти предельно общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира,-- свойстваобъектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами- выступают как первые, наиболее общие характеристики пространства. Если их абстрагировать из действительности и отделить от самих материальных объектов, то мы получим представление о пространстве как таковом. Именно так и складываются представления о пространстве и понятие пространства. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы в свою очередь не членились на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Попытаемся выявить таким же образом содержание понятия времени. Материальный мир состоит не только из структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении и развитии, они представляют собой процессы, которые развертываются по определенным этапам. В них можно выявить некоторые качественные состояния, некоторые стадии, сменяющие одна другую. Смена этих стадий может характеризоваться определенной повторяемостью. Одна стадия по сравнению с другой стадией может наступать быстрее или позже. Такие особенности процессов характеризуются понятием длительности. Сравнение различных длительностей может стать основой для количественных мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Если эти характеристики абстрагировать от самих процессов и рассмотреть отношения длительностей как некоторые самостоятельные признаки процессов, то мы получаем представление о времени как таковом. Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития; если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла.

22. Системность. Синергетика.

Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой. Элемент - неразложимая далее относительно простая единица сложных предметов и явлений. В некоторых случаях он способен к самостоятельному существованию. Структура – это совокупность устойчивых связей и отношений между элементами.

Выделим наиболее общие свойства систем:

1. Поведение систем зависит не столько от свойств их элементов, сколько от композиции и связей между ними (напр. в зависимости от структуры кристаллической решетки углерод может выступать как графит, алмаз или карбин).

2. Система может состоять из подсистем или сама быть частью иерархически более высокой системы.

3. Свойства системы – это свойства целого, а не его элементов.

4. Система обладает динамической сложностью – из-за того, что некоторые элементы способны находится в разных состояниях, между ними возможны различные альтернативные связи.

5. Каждый элемент системы может оказать воздействие на всю систему (принцип домино).

6. Система стремится сохранять устойчивость путем включения связей между ее элементами. Резкое изменение может угрожать самому существованию системы.

7.Система обладает обратными связями, характеризующими ее взаимодействие с окружающей средой.

Необходимо также дать классификацию систем по характеру связи между элементами. В этом случае выделяются следующие виды систем: суммативные системы - это системы, в которых элементы достаточно автономны по отношению друг к другу, а связь между ними носит случайный, преходящий характер; целостные системы характеризуются тем, что здесь внутренние связи элементов дают такое системное качество, которого не существует ни у одного из входящих в систему элементов; неорганические системы (атомы, молекулы, Солнечная система), в которых возможны различные варианты соотношения части и целого, взаимодействие элементов осуществляется под воздействием внешних сил. Элементы такой системы могут терять ряд свойств вне системы или, наоборот, выступать как самостоятельные; органические системы характеризуются большей активностью целого по отношению к частям. Такие системы способны к саморазвитию и самовоспроизведению, а некоторые и к самостоятельному существованию. Высокоорганизованные среди них могут создавать свои подсистемы, которых не было в природе.

Однако, последние открытия в физике (исследования термодинамических процессов И. Пригожиным) и химии (ячейки Бенара) показывают, что системный подход требует определенной корректировки в той его части, которая касается принципов развития сложных систем. Мир в основном состоит из сложных систем, которые оказываются в состоянии равновесия лишь в порядке исключения. Развитие таких систем, их взаимопревращения определяются в первую очередь нелинейными, вероятностными процессами. Открытия в физике и химии явились основой для формирования нового научного направления – синергетики (по греч.synergos – согласованный, совместно действующий) или теории самоорганизующихся систем. Термин введен немецким ученым Г. Хакеном. Среди представителей синергетического подхода выделяют также И. Пригожина, С.П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого.

Основные положения синергетики:

1. Мир состоит в основном из сложных и открытых систем, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, перестраиваются (самоорганизуются).

2. Взаимодействующие системы постоянно изменяют происходящую ситуацию, формируя нелинейный мир.

3. Это означает, что в процессе развития система переживает как стабильные, так и нестабильные состояния (точки бифуркации).

4. В точках бифуркации на развитие системы могут оказать влияние самые незначительные факторы, которые ранее считались нейтральными, что в свою очередь ведет к невозможности длительного прогнозирования развития системы.

5. Бифуркационный характер развития позволяет предполагать фундаментальную роль случайности в процессе развития Вселенной.

23. Глобальные проблемы современности.

Классификация глобальных проблем

Исследователи предложили много вариантов классификации глобальных проблем человечества. Согласно варианту, разработанному отечественными учеными И. Т. Фроловым и В. В. Загладиным, все глобальные проблемы делятся на три большие группы.

Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток – Запад», богатые и бедные страны и т.д. Эти проблемы можно назвать интерсоциальными.

Вторая группа объединяет те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы.

Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой «индивид – общество».

Интерсоциальные проблемы

К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

На смену двухполюсному миру пришел мир многополюсный. Существует тенденция его превращения в однополюсный. На место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов. Несмотря на свою локальность, каждый из них имеет свою меру глобальности, поскольку чреват втягиванием в орбиту конфликта множества сторон.

На планете существуют группы стран, резко различающиеся по уровню общественно-экономического развития и соответственно по уровню благосостояния населения. Разрыв между «золотым миллиардом» и остальной частью Человечества не сокращается, а возрастает.

Проблемы, связанные с взаимодействием природы и общества

Это, во-первых, экологические проблемы, во-вторых, проблемы сырьевых и энергетических ресурсов, в-третьих, проблемы, связанные с освоением Мирового океана и космического пространства. Экологические проблемы – меры против загрязнения окружающей среды. Они включают в себя охрану водного и воздушного бассейнов, охрану почв, сохранение растительного и животного мира, сохранение генофонда.

Проблемы взаимоотношений человека и общества

Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Это проблемы «человеческих качеств» – развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека. Сюда относятся проблемы здравоохранения и образования, а также вопросы контроля за численностью населения.

24. Характерные черты античной философии. Эпикуреизм. Стоицизм.

Характерные черты античной философии:

1.Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов философствованию. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например, на мир человека и мир природы, для каждого из этих двух миров характерны свои черты. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть только человек. Античный же философ, как правило, распространял этические категории на весь Космос.

2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Это означает, что именно античные философы выработали самые универсальные категории. Современный же философ, как правило занимается разработкой узких проблем, например проблемы времени, избегая рассуждений о Космосе в целом. 3.Античная философия исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого. В этом смысле она в отличие от средневековой философии не теоцентрична, т.е. не ставит на первое место представление о Боге. Впрочем, Космос в античной философии часто считается абсолютным божеством (не личностью): это означает, что античная философия пантеистична.

4.Античная философия многого достигла на понятийном уровне – концепции идей Платона, понятие формы (эйдоса) Аристотеля, понятие смысла лектона у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности – это преимущественно логика общих имен, понятий. Впрочем, в логике Аристотеля весьма содержательно рассматривается и логика предложений, но опять же на уровне, характерном для эпохи античности.

5.Эпоха античности – это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга и ценностей. Античные философы характеризовали человека в основном как наделенного добродетелями и пороками. В разработке этики добродетелей они достигли необычайных высот.

 

25. Характерные черты средневековой философии. Апологетика, патристика, схоластика.

Характерные черты средневековой философии:

1) теоцентризм – философский принцип, согласно которому высшей реальностью признается Бог - сверхъестественная и всемогущая сила, являющаяся источником и основой всего сущего;

2) умозрительный характер: философское мышление основано на отвлеченных логических построениях, не связанных с опытными данными;

3) креационизм – идея сотворенности мира Богом из ничего, лежавшая в основе средневековой онтологии;

4) идея откровения, т.е. познания мира через изъявление божественной воли путем приобщения к христианскому вероучению, изучения христианской литературы, составляющая основу гносеологии;

5) дидактизм, т.е. назидательный, поучительный характер;

6) экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.

Апологетика

Первый этап определялся как апологетический. Его главными адептами были Квинт Септимий Флорент Тертуллиан и Климент Александрийский. Апологетические особенности средневековой философии кратко можно охарактеризовать как борьбу с языческими представлениями о мироустройстве. Вера должна быть выше разума. Что в христианстве невозможно проверить, то следует принять как истину от Бога, не высказывая сомнений или несогласия. Вера в Бога не должна быть рациональной, но она должна быть несокрушима.

Патристика

Второй этап является по определению патристическим, так как в это время уже нет необходимости доказывать существование Бога. Теперь философы требуют принимать всё приходящее от Него как благословение, как чудесный и полезный дар. Средневековая философия кратко и доходчиво доносит Благую Весть до язычников через организацию крестовых походов. Кто не с христианской церковью, тот против неё, огнём и мечом выжигалось инакомыслие. Блаженный Августин Аврелий в своей «Исповеди» неверие в Бога и греховные желания человека определяет как основные проблемы средневековой философии. Он утверждает, что всё хорошее в мире от Бога, а плохое – от злой воли человека. Мир создан из ничего, поэтому всё в нём изначально задумано как добро и польза. Человек имеет собственную волю и может управлять своими желаниями. Человеческая душа бессмертна и сохраняет память, даже покинув свою земную обитель – физическое тело человека.

Схоластика

Третий этап – это схоластическая средневековая философия. Краткая характеристика данного периода может быть обозначена как придание формы церковно-христианским догматам, установленным в предыдущий период. Возникают учебные заведения, философия переходит в теологию. Теоцентризм средневековой философии, кратко выражаясь, проявляется как создание школ и университетов с богословской направленностью. Естественные и гуманитарные науки преподаются с точки зрения христианского вероучения. Философия становится на службу богословия.

26. Философия эпохи Возрождения. Социально-политическое учение.

Возрождение – период в истории философии, что припадает на 15-16 века, характеризуется гуманистическими направленностями, отходом от церкви, переключением внимания на светские науки, зарождения практического критерия истины, то есть соотношения опыта и пользы, что породило новую основу методологии естественных наук.

Причиной возникновения философии Возрождения послужили следующие факторы: усиление светской власти на фоне укрепления и централизации европейских государств, снижение зависимости объединений в государстве от Церкви, кризис схоластической философии, деградация ее знаний, научно-технические открытия, которые, явно, разбивали в прах систему христианских учений, великие географические открытия, кризис феодальной системы власти, повышения уровня образования, развитие торговли и ремесла.

В эпоху Возрождения философия акцентировало свое внимание на социальной сфере и месте человека в обществе, происходило возрождение гуманистических ценностей, эстетизма и морали, которые были со времен античной философии, человек рассматривался, как главная идея, суть существования – провозглашался на этом фоне индивидуализм и нивелировалась форма в пользу сути идеи, то есть, к содержанию, в обществе провозглашалась идея социального равенства, а также возвращения к истокам – естественная среда, природа.

Высшая цель политики, по Макиавелли, сохранение государства всеми доступными средствами и любой ценой.

Базовой предпосылкой его теории власти является пессимизм по отношению к людям: люди в целом не благодарны, лживы, лицемерны, малодушны, алчны и дурны. В отличие от Аристотеля, считавшего основой политики благо, Макиавелли, напротив, считал, что тот, кто хочет добиться успеха в политике, не может руководствоваться в своих поступках только законами морали; напротив, он часто просто вынужден поступать дурно. Государь должен обладать силой духа и творить добро, насколько это возможно, и зло насколько это необходимо. В основе политического поведения лежат выгода и сила: государю необходимо уподобиться лисице, чтобы обходить капканы, и льву, чтобы отпугивать волков. Смелость, гибкость, самоуверенность – вот слагаемые успеха политической деятельности. Восемнадцатая глава «Государя» с исключительным цинизмом рисующая портрет «идеального властителя» – настоящий кодекс вероломства, насилия и двурушничества. С тех пор термин «маккиавилизм» используется обычно для характеристики политики, основанной на культе грубой силы и пренебрежения нормами морали, как защитник принципа «цель оправдывает средства».

Большой исторический интерес представляет мысль Бодена о связи между политикой и географической средой. Так, с его точки зрения, народы умеренной климатической полосы превосходят как южан, так и северян политическими талантами и чувствами справедливости. Зато они ниже первых по умозрительным способностям и ниже вторых по физической силе. Поэтому северными народами надо управлять посредством силы, южными – посредством религии, народами умеренных стран – посредством разума.

Как юрист, Боден развивал свои политические идеи в связи с анализом природы и содержания закона, примыкая к теоретикам естественного права. В своем нашумевшем произведении «Разговор семерых», где он изобразил диспут представителей семи вероисповеданий, он сделал вывод о вторичности всех позитивных религий по сравнению с единой «естественной религией», от природы присущей человеку. Поэтому человеческий закон, считал он, основывается на универсальных принципах. Таким образом, задачи государства, по Бодену, состоят в том, чтобы противостоять теократии, феодальной и сословной раздробленности. Оно должно обеспечивать «порядок» в стране и защищать «жителей» от военных бедствий, насилий и грабежей.

Родиной социалистических утопий была Англия. Автором первой социалистической утопии был Т.Мор(1478-1535), юрист по образованию, лорд – канцлер Англии. В последующем вступил в конфликт с королем ГенрихомVIII, был обвинен в «государственной измене» и казнен в 1535 г. В последующем канонизирован церковью. Главное произведение Т.Мора «Золотая Книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». С тех пор слово «утопия» (по греч. – «место, которого нет») стало нарицательным.

Совершенно неожиданно Мор ввел в свое идеальное общество рабов. Рабство им обосновывается двумя соображениями: во-первых, это наиболее гуманный способ наказания преступников; во-вторых, это способ разрешить проблему «неприятных» работ.

Вся продукция в идеальном государстве доставляется в общие склады, откуда каждый получает по своим потребностям. Изобилие продуктов является предпосылкой того, что их хватит всем, и никто не возьмет лишнего.

Основной производственной ячейкой является семья, более крупная – город, над которым стоит центральный орган управления, имеющий хозяйственные функции: организацию производства, потребления, внешней торговли. Выдвижение всех должностных лиц происходит исключительно в порядке выборов.

Таким образом, в «Утопии» элемент новых воззрений на сущность государства и положение его подданных переплетается с сильными еще элементами средневековых представлений.

Продолжателем идеи Т. Мора в Италии был Т.Кампанелла. Экономический упадок ИталииXVIвека жесточайшим образом ударил по плебейско-крестьянским массам. По количеству нищих Италия могла конкурировать только с Англией эпохи Т.Мора.

Свои идеи Т. Кампанелла выразил в книге «Город Солнца» (1602), написанной во время его заключения в тюрьме. Сюжет произведения такой же, как и в «Утопии» Мора: генуэзский мореход рассказывает смотрителю монастырской гостиницы о своем кругосветном плавании и о чудесном городе – «Городе Солнца», расположенного на одном из островов Индийского океана.

Власть в городе находится в руках своеобразной духовной аристократии, соединяющей в себе черты светской духовной интеллигенции и религиозного жречества. Верховный правитель – мудрейший философ и первосвященник, именующийся на языке Соляриев «Солнце».

В идеальном обществе нет мотивов для ненависти человека человеку, нет питательной среды для пороков несовершенного общества. Взаимная любовь, дружба, приветливость и правдивость характерны для обитателей солнечного города.

Т. Мор и Т. Кампанелла в вопросах государственного устройства видели дальше своих современников. В момент рождения капиталистической формации они в своих утопиях пытались преодолеть недостатки зарождающегося общественного устройства.

27. Классическая немецкая философия.

Немецкая классическая философия рассматривается отдельной темой в курсе философии, потому что на небольшом отрезке времени появились четыре гиганта. Философы - теоретики, которые сделали теоретические открытия столь глобального масштаба, которые изучаются и подтверждаются в современной науке. Основоположники немецкой классической философии: И. Кант родился (1724-1804). Всю жизнь он прожил в городе Кенигсберге (Калининград). Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинг (1775-1854), Г. Гегель (1770-1831). Философы были связаны узами дружбы и учительства. Фихте считал себя учеником Канта, Шеллинг был учеником Фихте. В процессе жизни они разошлись, дружба была прервана, многие их них обвинили друг друга. В Германии была благоприятная среда для развития науки, исследований. К этому времени в Германии образовалась сеть университетов. Философы были преподавателями. Университеты поддерживались государством в материальном плане. Научная информация была доступна для широкого круга людей. 19 в. считался развитием Европейской философской мысли. Немецкие философы превратили философию в профессиональный вид занятий. Они сделали попытку превратить ее в высшую форму теоретического познания. Философствование не отделимо от научности. Теория выше, существеннее всякого эмпирического созерцательного бытия. Характерной чертой немецкой философии была абсолютизация понятийного познания на основе особой формы работы с понятием. Главный предмет науки - понятие немецкой классической философии – выступает в предельной форме рационализма заложенного традициями Платона и Аристотеля. В основе традиции лежат мысли: “не человек, а мировой разум. Законы разума лежат в основе мира” (не доказано не истина). Доказательство истины было доведено до крайней черты немецкой классической философии. Для всей немецкой классической философии свойственна особенная техника философствования (работа с понятием). Мыслительная сила способна предвидеть, работающая только с понятием. Отсюда следует вывод: интеллект, имеет чисто теоретические возможности, который способен даже на мысленные эксперименты. Немецкой классической философией был разработан диалектический метод: мир рассматривается в целом, не по частям. Мир рассматривается в движении, развитии. Доказана связь низшего с высшим. Мир развивается от низшего к высшему, изменения происходят количественно, и переходит в новое качество. Развитие имеет внутреннюю цель. Особое открытие в диалектике сделал Гегель. Он предположил, что существует тройственный метод мышления. Например, тезис-антитезис - синтез; бытие – небытие – становление. Гегель размышляет спекулятивно, т.е. умозрительно, обращаясь к понятию, а не к опыту через единство и противоположность этих понятий. Гегель начинает с простого, через движение к синтезу, от абстрактного к конкретному, от одностороннего к многостороннему. Пока не получится вся “ткань” действительности. Его мышление соответствует закону логики и подчинено единству логического и исторического. Немецкая классическая философия стоит на границе с современной философией. Она смогла синтезировать идею романтизма и просвещения. Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом (1679-1754), который систематизировал и популяризировал учение Г.Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России, например М.В.Ломоносов, учились у Х.Вольфа, который впервые в Германии разработал систему, охватившую основные области философской культуры.

Философия развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ж.Б.Ламарка, по сути предшественника Ч.Дарвина, об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, а также теории развития человеческого общества – все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

28. Общая характеристика детерминизма. Необходимость и случайность.

Первоначально смысл слова «детерминация» был связан с буквальным его значением и имел антропоморфный характер. Термин «детерминация» происходит от латинского determinare, означающего «определять», «отделять», «отграничивать», и в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Ясно, что детерминация в этом смысле обязательно предполагает существование познающего субъекта. Позже детерминацию в философии стали понимать в объективном смысле, как формирование, становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов. Но такое изменение употребления термина «детерминация» путем приписывания ему объективного статуса с необходимостью вело и к изменению его смыслового значения. Детерминация в объективном смысле уже означает не определение, ограничение или отделение, а обусловливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями, процессами и состояниями, в результате чего первые и приобретают определенные признаки, которые можно зафиксировать в определениях.

Именно это объективное значение термина «детерминация», характеризующее существование в мире отношения объективного обусловливания, и имеет в виду современная философия, когда утверждает детерминированность всех объективных явлений.

Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой - следствием и предпосылкой универсального характера развития.

В ряду онтологических принципов (напр., принципом субстанциального единства мира, принципом развития) принцип детерминизма является фундаментальным принципом философского учения о бытии.

Принцип субстанциального единства мира дает ответ на вопрос о том, является ли мир единым или множественным и что лежит в основе его единства; принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает изменения.

Принцип детерминизма дает ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер.

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности.

Необходимость – это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном именно так, а не иначе.

Случайность – то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть.

Важным вопросом философского детерминизма является вопрос о познавательном статусе категории случайности. Суть проблемы заключается в следующем. Если принимать принцип причинности, то и случайные связи следует считать причинно обусловленными. Следовательно, случайность тоже необходима, и объективное противопоставление необходимости и случайности лишено смысла. В истории философии предлагались два выхода из данной ситуации: 1) случайность выводится за рамки действия принципа детерминизма; 2) случайность объясняется лишь временным незнанием причин того или иного явления. Первое решение ведёт к отрицанию принципа детерминизма, второе – к лишению категории случайности объективного познавательного значения.

29. Диалектика. Законы развития.

Диалектика зафиксировала закон. Согласно этому закону, развитие совершается скачками, путем перехода количественных изменений в качественное и наоборот. Новое качество, которое возникло на месте старого качества, влечет за собой и новые количественные отношения, показатели. Например, когда мы постепенно нагреваем воду, у нас образуется пар, который имеет новые качественные показатели. Изменится, например, плотность вещества.

 

Согласно диалектике источником развития является действие закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон еще называют законом взаимного проникновения противоположностей. Тем самым фиксируют внимание на переходе вещи, стороны, элемента в свою противоположность. Для раскрытия этого закона необходим конечный отрезок пути и времени, в течение которого могут накопиться и суммироваться скрытые количественные изменения, которые проявляются себя как изменение качества.

 

Согласно третьему закону диалектического развития, всякое развитие происходит путем противоречия. В ходе взаимной борьбы противоположностей, они превращаются в друг друга. Без этого взаимного превращения нет качественного изменения вещи. Сам ход развития напоминает спираль. Начав с определенного пункта, мы переходим на противоположную сторону витка спирали, совершив тем самым первое отрицание, а потом в ходе развития мы возвращаемся как бы назад, к исходному пункту. Количество перешло в качество, которое задало новое количественное соотношение. Тем самым совершилось второе отрицание. Закончив виток спирали, мы переходим на следующий виток и так бесконечно. Этот закон называется законом отрицания отрицания. В раскрытие этого закона так же как и второго закона весьма важным моментом является конечный отрезок пути и время. Другим словами, для его обнаружения необходимо, чтобы процесс развития совершился, т. е. достиг стадии второго отрицания. Если этого нет, то не будет перехода количества в качество и обратно.

Движение, независимо от того, что движется, есть изменение. Когда что-то изменяется – или положение тела в пространстве, или физическое состояние любого тела, или его химический состав, или совершаются изменения в живом теле или в человеческом обществе, то можно говорить о движении. И каждое движение, каждый его вид связан с материей. Движение – это способ, в ком существует все на свете. Это способ существования материи.

Получается, что материя постоянно меняется, оставаясь в то же самое время сама собой. Действительно, возьмем какой-либо предмет, например, ручку. В ней происходит движение молекул, но в то же самое время она вроде бы не изменяется внешне. Есть заметные резкие изменения, а есть едва уловимые, незначительные. С чем мы здесь имеем дело с единством тождества и различия. Никогда нет полного тождества у любого предмета с самим собой. Постоянное изменение предмета означает, что в нем постоянно возникает что-то новое, чем он отличается от самого себя. Значит, он и тождественен самому себе, и все время снова и снова оказывается различным с самим собой. Как бы не изменялись наши близкие, но когда мы их встречаем, то безошибочно узнаем, что это они, а не какие-то совсем другие люди.

30. Неокантианские концепции методов научного познания.

Неокантианские концепции методов научного познания (Марбургская и Баденская школы)

Одним из направлений "философии науки" является неокантианство. Неокантианство стремилось возродить некоторые важные принципы философии Канта. Неокантианство зародилось в 60-х годах XIX столетия в Германии. Пик его популярности приходится на конец XIX - начало XX века. Однако и по сей день оно продолжает оказывать довольно сильное влияние на всю европейскую философию. В неокантианстве отчетливо выделяются две философские школы, получившие свое название от имени университетских центров, где работали их представители: Марбургская и Баденская (Фрейбургская). Этим школам присущ ряд общих установок:

1) Положительная оценка ими наследия Канта как учения, опираясь на принципы философствования которого можно в современных условиях решить насущные проблемы науки и общественной практики.

2) Ориентация на исследование методов научного познания, понимание философии как критической теории науки.

3) Приверженность трансцендентальному методу истолкования действительности, в соответствии с которым познание понимается не как отражение действительности и не как описание реальности, а как деятельность по созданию предмета познания вообще и науки, в частности. Истолкование же этих общих принципов подхода в различных школах неокантианства имеет довольно существенные различия. Рассмотрим же конкретно учение Марбургской и Баденской школ.

В Марбургской школе -Г. Коген (1842-1912 гг.), П. Наторп (1852-1922гг.), Э. Кассирер (1874-1945 гг.) - основные усилия были направлены на разработку трансцендентального метода познания. При разработке основных положений этого метода неокантианцам пришлось переосмыслить ряд положений кантовской теории. Они выступили против истолкования "вещи в себе" как объективной реальности, которая, действуя на органы чувств человека, производит ощущения. "Вещь в себе", по их мнению, не может быть дана познанию. Однако она "задана", как задаются математической функцией числовой ряд и каждый из его членов. Следовательно, "вещь в себе" не объект, а цель, регулятивный принцип познания, его идея. Вместе с тем, неокантианцы отвергают субъективизм, сводящий все к односторонней активности мышления. В ортодоксальном субъективизме они видят угрозу сведения познания, мышления к психологическим процессам. Трансцендентальный метод в трактовке Марбургской школы сводится к освобождению научного познания от психологизма, то есть от антропологического обоснования единства научного знания.

Источником научного знания, по их мнению, является не структура сознания познающего субъекта, а логическая структура науки. Природа естествознания вытекает из самих естественных наук. Следовательно, местом, где природа обладает реальностью, являются естественные науки. В результате теория познания превращается в логику чистого познания, то есть исследование логической структуры познания независимо от ее связей не только с действительностью, но и с чувственным познанием. В отличие от неопозитивизма, неокантианцы искали пути развития логики научного познания не в формально-аналитической сфере, а в содержательной. Поэтому в их изысканиях присутствует довольно сильный налет гносеологизма. Отсюда вытекают внутренние противоречия неокантианцев. В чем же состоят эти противоречия? Конечной целью философии объявляется исследование логических основ точных наук. При этом утверждается, что логика исследует лишь правильность, закономерность, всеобщность и необходимость знания, но не истинность. Однако в неокантианстве постоянно возникает проблема соотношения знания с действительностью, необходимость ответа на вопрос об объективной основе знания. "Антиметафизическая" направленность их философии исключала возможность идти по пути Гегеля и восстановить абсолют как основу всего бытия, в том числе бытия культуры, однако марбургцы прибегают к допущению Бога (Коген) или Логоса (Наторп) как объективной основе бытия, мышления и нравственности.

31. Философия марксизма

Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии на волне рабочего движения, как идейное выражение этого процесса. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоритическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. Специфика марксистской философии состояла в ее изначальной обращенность к вопросам общественной жизни – экономика, социальные отношения, политическая жизнь.

Появление марксистской философии было обусловлено рядом обстоятельств:

1. Началом индустриальной революции, ускоренным становлением капиталистического способа производства и революционными событиями в Европе, поставившими перед философией ряд задач в исследовании закономерностей развития общества.

2. Возникла потребность в философском осмыслении достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это - открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы.

3. Сложились теоретические предпосылки, позволившие сделать дальнейшие шаги в развитии философского знания. Ведущую роль в этом сыграла немецкая классическая философия - гегелевское учение о диалектическом методе и материализм Фейербаха.

Философская эволюция Маркса и Энгельса выразилась в переходе от идеализма к материализму и явилась основой для переосмысления ими своих экономических и социально-политических взглядов. Существенное влияние на формирование философских позиций Мракса и Энгельса оказали английская политическая экономия в лице А.Смита и Д.Рикардо и французский утопический социализм (А. де Сен-Симон и Ш.Фурье).

Главными положениями новой философии стали:

Органическое сочетание принципа материализма с диалектическим методом познания природы и общества, что нашло выражение в развитии диалектического и исторического материализма. Используя разработанный Гегелем диалектический метод мышления, Маркс и Энгельс применили его к анализу объективной действительности, утверждая, что субъективная диалектика (диалектика мышления) есть ни что иное, как отражение в сознании людей объективной диалектики, то есть развития и связей самой природы и общества.

Центральной категорией марксизма стала «практика», понимаемая как целенаправленная общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем самым подчеркивался активный деятельный характер отношения человека к миру (преобразованию природы и общества). Практика также рассматривалась как основа, источник и цель познания и объективный критерий истины.

Совершенно новаторским в марксизме стало рассмотрение общества как сложноорганизованной системы, в которой ведущую роль играло материальное бытие, имеющее в своей основе экономическую деятельность людей, порождающую социально-классовое деление общества. Тезис о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания явился способом решения основного вопроса философии применительно к обществу. Это позволило преодолеть односторонность социального идеализма, господствовавшего в истории философской мысли до середины XIX в.

Гуманистическая направленность марксистской философии связана с поисками путей освобождения человека от социального отчуждения. Именно этой идеей проникнуты все совместные ранние работы Маркса и Энгельса, связанные с переосмыслением антропологического материализма Фейербаха.

32. Позитивизм. Прагматизм.

Позитивизм – философское течение, которое ставит в центр рассмотрения науку и научную методологию и за философскую основу всего берет опыт (преимущественно в научном понимании этого слова - эксперимент).

Как самостоятельное течение позитивизм сформировался в 30-е годы XIXв. и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму. Субъективный идеализм – одна из основных разновидностей идеализма (сознание, мышление, духовное первично, а материя, природа, вторичны), в отличие от объективного идеализма отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении науки и философии. Главная цель и назначение философии – разработка методов научного знания. Основные тезисы позитивизма:

1) все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения.

2) философия, как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Позитивизм в определенном смысле существует до сих пор, пережил определенную эволюцию – размышление над тем, что такое опыт, можно ли его считать критерием истины. Можно выделить 4 стадии позитивизма:

1) Классический позитивизм (Конт, Спенсер)

2) Эмпириокритицизм, или махизм (Мах, Авенариус)

3) Неопозитивизм, или логический позитивизм (Мур, Рассел)

4) Постпозитивизм (Поппер, Кун)

Характерные черты позитивизма:

1) Нам известно только то, что сообщают нам науки, научные знания являются единственно адекватными.

2) Любая проблема может быть решена, будучи переведена на позитивную стадию. Серьезным достижением в этой области является разработка Контом основ новой науки – социологии.

3) Любая наука может достигнуть успеха, только будучи переведена, на позитивную стадию. Серьезным достижением в этой области является разработка Контом основ новой науки – социологии.

4) методы различных наук могут неограниченно трансплантироваться (переносится) из одной в другую. В качестве примера такой трансплантации другой идеолог позитивизма – Г. Спенсер – разработал концепцию социал-дарвинизма. Дарвин поднял биологию на позитивную стадию другой науки – социологии. Он распространил Дарвиновскую терминологию на общество, показав, что в нем, также существует естественный отбор, и борьба за выживание, приспособление человека к окружающей среде.

5) Вера в бесконечный прогресс науки и безграничные возможности человеческого познания.

6) Св


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: