Ненаучное - разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира; донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного; вненаучное: мифология,религия, обыденное познание.художественное познание.
Первые представления об обществе возникли на самых ранних ступенях его существования. Первоначально понятие общества - небольшое локальное сообщество с родственными родоплеменными отношениями. Нормы поведения и деятельности, возникшие в результате опыта повседневного взаимодействия с природой и друг другом - предписания богов, обязательны. Жесткие санкции за нарушения норм, авторитет старейшин и традиция - механизмы объединения людей, обеспечивало выживание. Мифология и религия - первые формы познания природы и общества, поддержания и укрепления устоев. Усложнения общественной жизни - раздвигание границы общества, взаимоотношения более опосредованные и многоступенчатые, иерархичные, обыденное сознание больше ассоциирует понятие общества с государством. Первые попытки философского осмысления общества были вокруг проблематики политики и этики. Многообразные формы вненаучного знания и религиозно-мифологических представлений проникали в теоретические концепции и были критерием их достоверности. Философские, теологические, литературно-художественные описания общественной жизни, формы повседневного знания, здравого смысла, обыденного сознания оказывали и оказывают влияние на научные и философские концепции общества, т.к. обыденное знание формируется под влиянием непосредственного жизненного опыта, эмоционально проживаемого и переживаемого людьми, судьба которых зависит от практической политики и культуры, состояния общественного хозяйства, уровня жизни, духовной атмосферы в обществе.
|
|
Первые попытки теоретического осмысления истории были у древнегреческих философов. История - совокупность последовательно происходивших событий. Описание истории было полным, иногда красочным, но целостного осмысления не было. Это нарративная история. В дальнейшем история представлялась грекам в форме циклически повторявшихся процессов. Значимость государства в жизни общества определяла концентрацию интересов философов в области государства, права, политики, этики. В учениях Платона, Аристотеля государство синоним общества, как форма и способ его устроения. Платон рисует идеал государства, управляемого философами, граждане выполняют функции, предначертаные им их природой. По Аристотелю государство (полис) - изначальная цель развития общества, проходящего ступени внутрисемейной жизни к более развитой форме — селению, управляемому сверхродовым принципом соседства, к городу-государству как высшему проявлению политической природы общества.
|
|
Хотя интерес к государству, политике и праву преобладал, в античности формировались определенные этнографические знания, т.к. развитие мореплавания и торговли порождало потребность в знании языков, обычаев, религий других народов. В Средневековье Августин развивает понимание Цицерона о государстве как достоянии народа и его естественного права на свою долю. Августин объясняет падение Рима отчуждением государства от естественного собственника - народа. В Новое время Гоббс выдвинул понятие общественного договора. Гоббс противопоставляет понятия естественного права и естественного состояния народа. Естественное состояние - пребывание во власти законов природы, т. е. животное состояние, при котором «человек человеку волк». Естественное право как право собственности народа на государство позволяет создать государство как соединение многих людей, т. е. общество. Государство продукт общественного договора, преодолевающий животную разобщенность людей. Утверждает необходимость неукоснительного подчинения абсолютной власти суверена, которому народ передоверил свою власть.
Представления, разделяющие понятия общества и государства, возникают в условиях капитализма. Не случайно, что эта идея получила свое выражение прежде всего в политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо). Смит рассматривает общество как область труда и трудового взаимодействия, где люди трудятся добровольно, на свой страх и риск и не нуждаются в государственном регулировании. Дальнейшее развитие названных представлений выражено в концепциях либерализма Дж. Локка и Д. Юма. Д. Юм в «Трактате о человеческой природе» полагает естественное состояние человека вполне нормальным и в связи с этим утверждает, что «государь совершенно освобождается от обязанности... руководить трудом частных лиц и направлять его к занятиям, более соответствующим интересам общества». В Новое время наука приобретает статус особой области профессиональной деятельности и особого социального института. Усложнение социальной структуры общества, формализация деятельности властных структур и универсализация товарно-денежных отношений, проникавших даже в самые интимные отношения между людьми, - обусловили усложнение структуры научного знания и становление дисциплинарной структуры обществознания.