Культура России в XVII в

Русское народное творчество. Литература.

XVII век — начало нового периода русской истории — явился одновременно и новым этапом в развитии русской культуры. Укрепление экономического и политического положения России создавало благоприятные возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы. Все сильнее во всех сферах жизни стали проявляться светские начала, отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности.

В фольклоре XVII в. отразились основные политические события тех лет. В устном народном творчестве этого периода выделялись три основные темы:

> борьба за независимость, песни и сказания о борьбе с польскими и шведскими интервентами;

> рассказы о восстаниях крестьян и посадских людей, прославление героев крестьянской войны, особенно Степана Разина-

> обличение произвола царского суда и служилых людей.

Преодолевался разрыв между фольклором и письменностью: делаются первые записи произведений устного народного творчества — исторических песен, пословиц, былин, заговоров, преданий. Широкое хождение имели сказки — волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении, о Ермаке, о Степане Разине — народном заступнике.

В центре внимания литературы первой половины XVII в. были события Смутного времени. В сочинениях этого периода делалась попытка осмыслить события начала века, выяснить причины потрясений. К таким произведениям относятся:

«Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, «Иное сказание» князя И. М. Катырева-Ростовского и «Новый летописец. Авторы этих произведений отрицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в ослаблении государственной власти и в пресечении династии Рюриковичей.

Во второй половине XVII в. защита самодержавия, обоснование принципов абсолютизма ярко проявились в трактате Юрия Крижанича «Политика» и сочинениях Симеона Полоцкого.

Выдающимся произведением литературы этого периода было «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», в котором автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, рассказывал о борьбе раскольников и «никониан», о преданности древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. В литературе XVII в. появляются новые жанры, что было обусловлено изменениями в общественной жизни. Новым литературным жанром стала бытовая повесть. Другим новым жанром стала бытовая сатира. Появились сатирические повести, большинство из которых высмеивали быт и нравы церковников, лицемерие духовенства, пьянство и распутство монахов.

Новым в литературе этого периода было и стихотворчество, которое в первую очередь связано с именем Симеона Полоцкого, белорусского просветителя, наставника царских детей. Продолжили это поэтическое направление в конце века Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Школа и образование

Развитие городов, ремесла, торговли, мануфактур, связей с зарубежными сторонами содействовало распространению грамотности и просвещения

С 1621 г. для царя издается первая рукописная газета «Куранты», состоявшая в основном из переводных иностранных изданий, которую писали переводчики Посольского приказа. Наряду с рукописными изданиями в обиход все более входит печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Это позволило издавать массовым тиражом пособия по грамматике и арифметике: «Грамматику» М. Смирницкого, иллюстрированный букварь К. Истомина, «Считание удобное для купующих или продающих» и др. Букварь («Азбука») Василия Бурцева тиражом 2400 экземпляров разошелся в один день. Выпускались также «Псалтыри» и «Часословы».

Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущным становился вопрос организованного обучения. В 1621 г. в Немецкой слободе в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки — латинский, немецкий. Боярин Ф. М. Ртищев устроил школу для молодых дворян при Андреевском монастыре, где обучали греческому, латинскому, риторике, философии. При Спасском монастыре во главе школы стоял сам Симеон Полоцкий. При Печатном дворе существовала школа, где обучалось 232 ученика.

В 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Здесь проходили весь школьный курс от низших до высших классов, начиная с грамматики и заканчивая философией, этикой, богословием. Принимали сюда людей «всякого чина, сана и возраста». В свое время Академию закончат великий М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир.

Развитие Науки

Продолжалось накопление и распространение научных знаний, в основном носивших прикладной, практический характер. Составленный О. Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии. В медицинской практике пользовались переводными «травниками» и лечебниками. В Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей. В 1654 г. в нем проходили лечебную практику 30 стрельцов, отправленных затем в полки для лечения ратных людей, — это были первые русские военные врачи. На русский язык был переведен труд ученого эпохи Возрождения Андрея Везалия «О строении человеческого тела». Атлас Блеу и книга астронома Гевелия «Селенография» знакомили русских читателей с гелиоцентрической системой Коперника. В XVII в. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади.

Освоение новых земель, расширение связей с другими странами способствовало накоплению географических знаний. В 1627 г. в Разрядном приказе были составлены «Большой чертеж» (карта) и «Книга Большому чертежу». Землепроходцы, осваивавшие Сибирь, присылали описания и «чертежи» этого края. После 1683 г. возникло «Описание новые земли, сиречь Сибирского царства». Семен Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири».

Усиливается интерес к истории России. Летопись как вид исторического произведения постепенно уходит в прошлое. Встает вопрос о создании труда по истории государства Российского. Первой печатной книгой по истории стал «Синопсис», созданный монахом Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем. В ней была изложена история Руси с древнейших времен и отношения между Москвой и Украиной. Светским произведением была «Скифская история» Андрея Лызлова, написанная в основном по латинским и польским источникам и рассказывающая о борьбе с татарами и турками.

Живопись

Процесс обмирщения затронул и живопись. Русские живописцы проявляли интерес к человеческой личности, библейские сюжеты служили только поводом для изображения реальной жизни. Руководила художественной деятельностью Оружейная палата Кремля, где работал выдающийся художник — иконописец Симон Ушаков (1626—1686). В его творчестве уже заметны реалистические тенденции, пристальный интерес к изображению человеческого лица. На его иконе «Спас Нерукотворный» изображено живое одухотворенное лицо человека. Кисти С. Ушакова принадлежат иконы «Троица», «Насаждение древа государства Всероссийского» и др.

В рамках церковной живописи развивалась светская портретная живопись — парсуна. Если в первой половине XVII в. парсуны выполнялись еще в иконописной традиции (изображения Ивана IV, М. Скопина-Шуйского), то позднее они принимают более реалистический характер (парсуны царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича).

Новое направление коснулось и росписи храмов. Библейские сюжеты на фресках начинают изображаться в образах реальной жизни. Таковы росписи церкви Троицы в Никитниках, ярославских храмов — церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи.

В конце века живописцы переходят от парсуны к писанию портретов красками на холсте. Сохранились портреты матери Петра I, князя Б. И. Репнина, Л. К. Нарышкина и др.

Архитектура.

Для архитектуры характерны стремление к внешней нарядностьи и отказ от строгих церковных канонов. Строились каменные шатровые храмы. Патриарх Никон заложил запрет на строительство шатровых церквей. Появился новый стиль «московское барокко». В 1667-1678 построен деревянный царский дворец в Коломенском (восьмое чудо света). Создаются крупные архитектурные ансамбли (в Ростове Великом, Ярославле, Костроме). Выдающиеся произведения зодчества: -храм Рождества Богородицы –церковь Троицы –церковь в Останкино. Каменное зодчество переходит от церковного к строительству жилых и хозяйственных построек.

Театр.

-в 1672 году при дворе царя Алексея Михайловича появился первый театр в России

-первая пьеса – «Артаксерово действо» – поставили иностранцы

-Симеон Полоцкий создавал для театра стихотворные пьесы

-церковь враждебно относилась к светскому народному театру

-дальнейшее развитие театр получил в 18 веке


 

Реформы Петра I.

Царем Петр стал в 10-летнем возрасте (1682), однако фактически государством правила старшая сестра Софья и ее фаворит В. В. Голицын. Летом 1689 г. произошел конфликт между Петром и Софьей, которую заподозрили в заговоре. Она была заточена в Новодевичий монастырь.

Главной заслугой Петра 1 (1672—1725) было то, что он понял стоявшие перед страной задачи и энергично принялся за их осуществление. Он развернул преобразования в самых разных сферах жизни страны: в экономике, искусстве, военном и морском деле, быте, внешней политике, финансах, государственном устройстве.

Главной особенностью экономического развития России стало активное вмешательство государства в развитие производительных сил страны. Произошел скачок в развитии мануфактурной промышленности: Северная война заставила создать свое производство железа, меди, сукна, канатов и парусов. Получили льготы купцы, основывавшие частные мануфактуры.

В торговле особенно ярко проявилась государственная политика меркантилизма, т. е. стремления к накоплению богатств за счет превышения вывоза товаров над ввозом. Центр внешней торговли переместился на Балтику: в 1726 г. торговый оборот Петербурга. Россия начала экспортировать железо, в том числе и в Англию. В импорте появилось сырье для промышленности. Т.о. Россия и экономически встала в ряд развитых европейских стран.

Реформы в управлении государством четко выразили стремление Петра к централизации и абсолютизму. Ликвидация патриаршества (1721) и введение Синода (фактически коллегии по делам религии) ознаменовали окончательную победу светской власти над духовной. В 1721 г. Петр получил титул императора (Россия стала империей) и всю полноту власти. Вместо Боярской думы был учрежден Сенат (1711), члены которого назначались самодержцем. Вместо всевозможных приказов в 1717—-1718 гг. были созданы 12 коллегий, ведавших политическими, промышленными и финансовыми делами. Появились фискалы, которые доносили о злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интерес». Страна была разделена на 8 губерний, губернии делились на провинции (всего 50). Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор со всей полнотой исполнительной и судебной власти.

В 1703 г. была заложена Петропавловская крепость, положившая начало Петербургу.

Обмирщение характеризуется появлением светских школ (первые—Навигационная и Артиллерийская— основаны в 1701 г.), в том числе начальных (цифирных) в губерниях (1714), где детей обучали арифметике и началам геометрии. Дворян стали направлять для учебы за границу, а специальный указ Петра 1714 г. запрещал жениться неграмотным дворянам.

В 1725 г. открылась Петербургская Академия наук. В 1697 г. за границу было отправлено великое посольство, в составе которого находились молодые дворяне для обучения кораблестроению и военно-морскому делу. Ехал и Петр под именем урядника Петра Михайлова.

«Табель о рангах» (1722), где 14 ступеней-рангов отражали продвижение по службе. «Табель» вытесняла обычай распределения должностей «по породе», давала возможность по достижении 8-го ранга получать дворянство недворянам.

Культурное развитие России далеко продвинуло ее по пути Просвещения, но коснулось все же лишь верхушки общества, почти не затронув крестьянское большинство.

Все эти меры в области социальной политики привели к тому, что в результате петровского правления все население было объединено, пусть и достаточно искусственно, в 3 сословия: одно из них было привилегированным и служилым - дворянство, а посадское население и крестьянство несли тягло. Над всей этой структурой возвышался государственный аппарат, который все более бюрократизировался во главе с всемогущим монархом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: