ОСОБЕННОСТИ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ МНОГОБОРЦЕВ
Процесс многолетней подготовки многоборца разделяется на этапы предварительной подготовки, начальной специализации, углубленной специализации и спортивного совершенствования.
Этап предварительной подготовки
Данный этап начинается с 9-летнего возраста. Его продолжительность -- 3 года. Он осуществляется в секциях общеобразовательных школ и в подготовительных группах ДЮСШ.
Основные задачи этапа: всестороннее физическое развитие детей, обучение их различным упражнениям, привитие интереса к спорту, легкой атлетике. Целый ряд исследований показал, что тренировка в младшем школьном возрасте -- важный этап в многолетней подготовке спринтеров. Способность детей к успешному освоению двигательных навыков и умений, высокий уровень развития быстроты, гибкости, выносливости, координационных способностей создают отличные предпосылки для развития физических способностей. При более позднем начале спортивной подготовки эти благоприятные возможности упускаются.
|
|
Развитие быстроты движений
Известно, что темп -- один из основных показателей скорости (число шагов в секунду) -- не увеличивается уже начиная с 12--13-летнего возраста, а наивысшие его показатели зарегистрированы у 10-летних детей. Поэтому в занятиях с детьми 9--12 лет целесообразно воспитывать быстроту преимущественно с помощью тренировочных средств, стимулирующих повышение частоты и скорости движения. Это специально подобранные подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений, эстафеты.
Таблица 1
Комплекс упражнений для развития быстроты движений
Вид заданий | Дозировка | Методические указания | |
Бег в упоре с максимальной частотой шагов (на месте) | 3-5 раз х 3-4 с | Быстро, еще быстрее, «очень быстро», «как можно быстрее». Следить, чтобы бегуны не приседали, не опускали голову, не делали судорожных движений | |
Быстрые движения руками на месте, как в беге | 3-5 раз х 3-4 с | Те же | |
Бег на месте без упора с максимальной частотой | 2-3 раза х 4-5 с | Движение не должно переходить в судорожное топтание. Внимание на ритм | |
Бег с максимальной частотой, укороченными шагами, по меткам | 2х10м, 3-4 серии. Отдых между пробежками 2 мин, между сериями -- 3-4 мин | Следить за осанкой, работой рук, постановкой ноги на грунт | |
Бег с максимальной частотой через набивные мячи | 12-15 мячей х 6-8 раз. Паузы отдыха 1,5-2 мин | Не отклоняться назад. Бежать высоко | |
Продвижение вперед с высоким подниманием бедра, с максимальной частотой | 3 разах 10-15 м. Паузы отдыха -- 1,5-2 мин | После окончания упражнения переходить в свободный бег 10-15м | |
Подвижные игры типа «День и ночь» | 12-13 повторений | Сигнал дается при различных и. п.: стоя лицом, спиной друг к другу; лежа, выполняя прыжки и т. д. | |
Бег по лестнице с максимальной частотой | 4-6 раз х 20-30 ступенек, отдых 2-3 мин | Не делать судорожных движений | |
Повторноепробегание 8 -- 10 м с ходу на максимальной скорости через 30 м легкого бега | (2-3 раза х 8-10 м), 2-3 серии, между сериями отдых 3 мин | Не сжимать челюсти, не сжимать пальцы в кулак | |
Включение в бег на максимальной скорости по сигналу | Быстрый бег 5-6 м, затем бег трусцой, 3-4 повторения | Включаться в бег на максимальной скорости, расслабляться в беге трусцой | |
Разнообразные эстафеты с элементами быстрого бега, прыжков | Пауза отдыха между пробежками 3 мин | Не терять контроль в беге и во время передачи эстафетной палочки | |
На данном этапе подготовки игровой метод является главенствующим не только для развития скоростных качеств, но и для улучшения силовой подготовленности, координационных способностей и выносливости.
|
|
Для усиления положительного воздействия игры необходимо добиться проявления к ней интереса и активности занимающихся. И зачастую это определяется умением тренера подобрать и сочетать игры таким образом, чтобы они соответствовали возрасту и подготовленности детей. Приступать к игре следует тогда, когда занимающиеся усвоят содержание и ход игры, ее правила, технические и тактические приемы. В ходе самой игры тренер должен уметь создавать условия, повышающие активность играющих или, напротив, снижающие ее.
На предварительном этапе подготовки в тренировку включаются упражнения, направленные на комплексное развитие физических качеств спортсмена. Годовые объемы основных тренировочных средств на этом этапе приведены в табл. 2.
Таблица 2
Примерные годовые объемы основных тренировочных средств на этапе предварительной подготовки
Средства тренировки | Объем | |
Бег с максимальной скоростью на отрезках до 60 м, км Беговые упражнения, км | ||
Прыжки, кол-во отталкиваний | ||
Стартовые упражнения, раз | ||
Спортивные игры, ч | ||
Подвижные игры, ч | ||
Упражнения ОФП, ч | ||
Упражнения из других видов легкой атлетики, ч | ||
Кроссовый бег, км | ||
Кол-во соревновательных стартов (эстафеты, подвижные игры, ОФП, «Пионерское четырехборье», раз | 8-10 | |
Выполнение юными спортсменами контрольных нормативов по завершении этапа предварительной спортивной подготовки позволит тренеру оценить предрасположенность к занятиям многоборьями.
Развитие мощности