МОДЕЛЬ Д.СТОКМАНА
В задачи руководителя входит:
ПЛАНИРОВАТЬ
Планировать - это значит установить порядок действий.
1. Установить, куда ведет выбранный курс (спрогнозировать).
2. Определить желаемые конечные результаты (установить цели).
3. Решить, как и когда достичь цели (развить стратегии).
4. Установить приоритеты, последовательность и временные интервалы шагов (составить программу).
5. Выделить ресурсы (бюджетировать).
6. Стандартизировать методы (установить процедуры).
7. Принять постоянно действующие решения по важным, часто встречающимся вопросам (сформировать линию поведения).
ОРГАНИЗОВАТЬ
Организовать - это значит построить работы для эффективного выполнения цели.
1. Создать устав (установить организационную структуру).
2. Определить линии связи для облегчения координации (описать взаимоотношения).
3. Определить взаимоотношения, ответственность и полномочия (создать описание должностей).
4. Определить квалификации специалистов на каждую должность (установить квалификации должностей).
|
|
РАБОТАТЬ С КАДРАМИ
Работать с кадрами - это значит подобрать компетентных людей на должности в организации.
1. Набрать компетентных людей на должности в организации (подобрать).
2. Ознакомить новых людей с ситуацией (сориентировать).
3. Выработать навыки инструктированием и практикой (обучить).
4. Помочь улучшению знаний, подходов и навыков (развить).
НАПРАВЛЯТЬ
Направлять - это значит достигать действия, направленного на достижение желаемого результата.
1. Установить ответственность и точную отчетность по результатам (делегировать).
2. Убеждать и вдохновлять людей на принятие желательных действий (мотивировать).
3. Прилагать усилия в наиболее эффективных комбинациях (координировать).
4. Стимулировать творчество и инновации для достижения целей (управлять изменениями).
КОНТРОЛИРОВАТЬ
Контролировать - это значит обеспечить продвижение к целям согласно плану.
1. Определить, какие данные абсолютно необходимы, как и когда (установить систему сообщений).
2. Установить, какие условия должны будут иметь место для надлежащего исполнения ключевых обязанностей (образовать стандарты исполнения).
3. Определить степень отклонения от целей и стандартов (измерить результаты).
4. Откорректировать планы, дать консультации по соблюдению стандартов, запланировать заново и повторить цикл (предпринять корректирующие действия).
5. Вознаградить или наказать (оценить).
Тест
Содержание работы руководителя
Ситуация. Ваша организация только что поручила Вам принять участие в созданной команде, задачей которой является работа над секретным проектом, переданным ей научно-исследовательским отделом, занимавшимся этим проектом ранее. Команда облечена полнотой ответственности и полномочий для, во-первых, разработки плана работ над данным проектом и, во-вторых, осуществления этого проекта после утверждения Ваших планов руководством. Ваша команда сознательно и целенаправленно сформирована из опытных работников, представляющих разные отделы, так как чувствовалась необходимость в большом диапазоне знаний и умений для выработки самых эффективных планов. Ни одному из участников до сих пор ничего не было сказано о проекте, за исключением того, что у проекта замечательные перспективы развития, что потребует привлечения дополнительного количества людей.
|
|
Задание. Несмотря на недостаток информации относительно данного проекта, Вашей команде для начала необходимо разработать предварительный план работы над ним. Далее Вам предлагается список из 20 направлений менеджерской деятельности (от А до Ф), причем направления эти расположены в произвольном порядке. В Вашу задачу входит расположить их в соответствии с той последовательностью, которой Вы будете придерживаться в работе над проектом. Эта последовательность будет проанализирована руководством, и только после этого Вам будет дано "добро" на начало работы над проектом.
Этап 1. В Вашем распоряжении 10 минут. Просмотрите список видов деятельности и, не обсуждая его ни с кем, расположите эти виды в той последовательности, которой, по Вашему мнению, необходимо придерживаться в работе над проектом. В колонке “Этап 1” напротив вида деятельности поставьте число от 1 до 20 (1 - самый приоритетный вид), соответствующее Вашему мнению.
Инструкции к остальным этапам будет даны после выполнения первого этапа.
Виды деятельности руководителя | Этап 1 Ваше ран-жирование | Этап 2 Ранжирова-ние коман-ды | Этап 3 Ранжирова-ние экспер-тов по пла-нированию | Этап 4 Разница между эта-пами 1 и 3 | Этап 5 Разница между эта-пами 2 и 3 | |
А | Найти квалифицированных работников на все должности | |||||
Б | Измерять степень продвижения к целям проекта и/или отклонений от них | |||||
В | Определить и проанализировать различ-ные задания в соответствии со специаль-ностями для осуществления проекта | |||||
Г | Разработать стратегии (приоритеты, последовательности распределения во времени основных этапов) | |||||
Д | Разработать возможные альтернативные варианты | |||||
Е | Продумать возможные последствия деятельности каждого специалиста | |||||
Ж | Распределить ответственность, подотчетность, полномочия | |||||
З | Определить цели проекта (желаемые результаты) | |||||
И | Подготовить (обучить) кадры в соот-ветствии с новыми обязанностями и полномочиями | |||||
К | Проанализировать состояние проекта на настоящее время | |||||
Л | Определить необходимую квали-фикацию для новых должностей | |||||
М | Принять меры коррекции к проекту (пересмотреть планы) | |||||
Н | Скоординировать текущую деятельность | |||||
О | Определить размер выделяемых средств (включая бюджет, техобеспечение и т.д.) | |||||
П | Сопоставлять качество работы участников с должным уровнем | |||||
Р | Определять негативные последствия каждого предпринятого действия | |||||
С | Определить необходимый уровень качес-тва работы, который будет удовлетво-рять и самого работника, и его менеджера | |||||
Т | Определить объем, а также сферы взаимодействия, ответственности и полномочий для каждой новой должности | |||||
У | Определить основной план действий | |||||
Ф | Определить промежуточные пункты подведения результатов | |||||
Всего очков |
|
|
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Ранг, установленный при ранжировании экспертами по планированию | Вид деятельности руководителя | Функция руководителя |
1. | К | Планирование |
2. | З | Планирование |
3. | Д | Планирование |
4. | Р | Планирование |
5. | У | Планирование |
6. | Г | Планирование |
7. | О | Планирование |
8. | Ф | Организация |
9. | В | Организация |
10. | Л | Организация |
11. | Т | Организация |
12. | А | Работа с кадрами |
13. | И | Работа с кадрами |
14. | С | Работа с кадрами |
15. | Ж | Работа с кадрами |
16. | Н | Работа с кадрами |
17. | Б | Контроль |
18. | М | Контроль |
19. | П | Контроль |
20. | Е | Контроль |