Что представляет собой защита курсовой работы, чем она отличается от доклада?

Чем курсовая работа отличается от реферата?

На какие сформированные общеучебные умения Вы будете опираться при подготовке и написании курсовой работы, какие темы, изученные в курсе ТСР, Вам помогут?

Курсовой работы

ТЕХНОЛОГИЯ ПодготовкИ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рецензирование доклада

I. Содержание и структура доклада.

1. Как соответствует основная мысль выступления теме доклада и задачам автора?

2. Какие структурные части доклада можно выделить, насколько они обоснованы, соблюдена ли их соразмерность?

3. Как реализованы задачи каждой из частей выступления?

4. Какие микротемы представлены? Насколько они раскрыты?

5. Охарактеризуйте иллюстративный материал и способы его преподнесения.

II. Способ предъявления доклада.

1. Язык выступающего (соблюдение стиля, языковые средства привлечения внимания, приемы популяризации речи, если они необходимы).

2. Манера речи (соблюдение логического членения, пауз, плавность, эмоциональность, выразительность, темп, громкость, тон, дикция).

3. Невербальные компоненты выступления (мимика, телодвижения, уместность жестов).

4. Приемы привлечения внимания слушателей, организация их деятельности; использование наглядности, технических средств. Их уместность.

III. Эффективность выступления.

1. Адекватность выбранных позиций оратора цели доклада.

2. Учет особенностей аудитории (уровня знаний слушателей, их задач).

3. Контакт с аудиторией, восприятие слушателями основных положений доклада.

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2000.

2. Краевская, Н. М. Композиция устного научного текста (жанр доклада) / Н. М. Краевская // Разновидности и жанры научной прозы: Лингвостилистические особенности. – М.,1989.

3. Мурзо, Г. В. Обучение устным докладам / Г. В. Мурзо // Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся / отв. ред. Т. А. Ладыженская. – М., 1985. ИЛИ: Ученический доклад на уроке развития речи в VIII классе // Русский язык в школе. – 1985. – №5. – С. 40 – 45.

4. Современная русская устная научная речь: В 4 т. / под ред. О. А. Лаптевой. – М. – Т.4. – 1999.

5. Стернин, И. А. Практическая риторика / И. А. Стернин. – Воронеж, 1993.

6. Технология самостоятельной работы: Учебно-методическое пособие / под ред. И. Н. Зайдман. – Новосибирск, 2002.

7. Федосюк, М. Ю. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / М. Ю. Федосюк, Т. А. Ладыженская, О. А. Михайлова, Н. А. Николина. – М., 1999.


◙ Как Вы думаете, какова цель выполнения курсовой работы, какие компетенции формируются у студента в результате такого вида деятельности?

Что Вы знаете об этапах работы, о сборе материала, об оформлении курсовой работы?

Курсовая работа – жанр письменной научной речи, учебно-исследовательская самостоятельная работа студента, которая должна выполняться в течение учебного года (курса) в соответствии с учебным планом специальности по дисциплинам предметной подготовки или психолого-педагогического цикла. Этот вид учебной деятельности оценивается отметкой. Темы курсовых работ (далее КР) и руководители утверждаются на кафедре и на Совете факультета (института).

Студент составляет примерный календарный план работы и согласовывает его с руководителем (определяет сроки сбора библиографии, чтения и конспектирования научной литературы, составления детального плана КР, выполнения практической части исследования, написания отдельных параграфов, подготовки вступления и заключения, завершения чернового варианта, окончательного варианта текста, срок защиты КР), обсуждается регулярность консультаций у научного руководителя.

Курсовая работа может носить преимущественно реферативный или исследовательский характер. В первом случае она представляет собой аналитический, проблемный обзор литературы по теме, который может быть проиллюстрирован собранными студентом примерами, фактами, подтверждающими или опровергающими суждения ученых; во втором случае в КР представлены собственные научные изыскания студента (эксперимент, проект, литературоведческий или лингвистический анализ и проч.), т.е. автор обращается не только к теоретическому анализу научной литературы по проблеме, но и к другим методам научного исследования.

Курсовая работа может стать основой выпускной квалификационной работы (дипломного сочинения, проекта).

Написание КР опирается в первую очередь на учебно-познавательную, информационную, коммуникативную компетенции и формирует их в виде общеучебных коммуникативных умений: определять границы и объем темы, собирать материал и систематизировать его, составлять план будущего высказывания, создавать свой текст определенного жанра, типа и стиля (в данном случае – курсовая работа, рассуждение, научный функциональный стиль речи), совершенствовать написанное, осуществляя редакторскую правку. Кроме того, при работе над КР востребованы такие виды мыслительных операций, как анализ, сравнение, сопоставление разных точек зрения на одну проблему, синтез, обобщение.

Исходя из этих умений, определяются этапы выполнения КР. Написание КР требует серьезной, кропотливой подготовительной работы.

Определившись с темой, постарайтесь хотя бы предварительно выявить предмет и объект исследования, проблему, которую будете изучать, (иногда они бывают очевидны из формулировки темы, ср.: Раздел «Лексика и фразеология» в школе и Затруднения учащихся и пути их преодоления при изучении раздела …). При этом важно сразу установить границы темы: вдуматься в каждое слово ее формулировки и записать, что в КР необходимо рассмотреть обязательно, какие вопросы могут входить в круг Ваших исследований как смежные, а какие не относятся к теме. Перечень этих вопросов поможет при сборе материала, чтение литературы станет более целенаправленным: Вы будете знать, на что следует обратить внимание в первую очередь. Следует также иметь в виду, что круг проблем может меняться: в ходе углубленной работы обнаружится, что казавшиеся второстепенными вопросы станут центральными, поэтому запись рассматриваемых проблем должна постоянно обновляться, совершенствоваться, так постепенно вопросы превратятся в тезисы, которые и будут раскрываться в КР.

Итак, есть тема, определены примерные вопросы для изучения (т.е. наброски предварительного плана КР). Следующий этап – составление библиографии, подбор научной литературы. Библиографический список формируется несколькими способами.

Во-первых, это обращение к систематическому каталогу, работу с которым следует начинать от самой узкой, конкретной, близкой к Вашей теме картотеки, постепенно расширяя круг поисков. Так, например, по теме Особенности обучения орфографии детей группы риска сначала Вы отбираете литературу по методике орфографии и по специфике познавательных процессов детей риска, а уже после ее изучения обращаетесь к вопросам воспитания этих детей, к месту раздела «орфография» в курсе русского языка и т.п.

Во-вторых, поиск литературы в интернете по ключевым словам.

Но если Вы знаете, кто из ученых занимается данной проблемой, то целесообразно начать составление библиографии и изучение литературы с его последней работы, лучше самой крупной (не статьи, а монографии), потому что в ней будут представлены современные взгляды, находки, определено то, что вызывает неоднозначную трактовку, будет приведен основательный список литературы. В таком случае работа с систематическим каталогом и интернет будет дополнять предварительный список, который постоянно пополняется в процессе чтения научной литературы по проблеме. Однако если тема КР кажется очень сложной, Вы в ней мало компетентны, то имеет смысл сначала обратиться к учебной, научно-популярной литературе, чтобы получить какие-то предварительные сведения по проблеме будущего исследования, которые постепенно будут углубляться за счет изучения более серьезных и основательных источников.

Библиография обязательно включает фундаментальные научные труды и публикации последних лет, причем учебники и статьи из популярных изданий таковыми не являются.

Особенности хранения и оформления библиографического списка зависят от Ваших предпочтений. Рассмотрим возможные варианты.

1. Запись выходных данных работы на карточках небольшого формата из плотной бумаги (картона). На оборотной стороне карточки при знакомстве с источником делаются пометки: это может быть указание аспектов, проблем, рассматриваемых в работе; краткая аннотация, чтобы не забыть содержание источника; цитата с указанием страницы (если кроме нее ничего из данной работы не понадобится); отсылка см. конспект. Карточки удобны для группировки научной литературы по проблемам при написании обзора, их легко менять местами, выстраивая логику описания.

2. Если Вы постоянно пользуетесь компьютером (удобнее всего ноутбуком, который разрешено проносить в библиотеку), можно сразу составлять два и более библиографических списка: аннотированный, систематический (по проблемам, аспектам, тогда одна и та же работа может быть в нескольких разделах с указанием страниц, касающихся данного вопроса), по значимости источника, алфавитный.

Использование в списках гиперссылок на законспектированные страницы, тезисы или выписки облегчает написание литературного обзора.

Кроме того, специальными значками, шрифтом помечается уже изученная литература и источники для первоочередного чтения.

3. Менее удобным для дальнейшей работы представляется рукописная запись библиографии на отдельных листах в алфавитном порядке в порядке значимости или по проблемам: списки постоянно пополняются, значение или проблематика того или иного источника может в Вашем представлении измениться после работы с ним, кроме того, необходимо отмечать прочитанные и подлежащие изучению источники. Вот почему такое оформление списка более трудоемко и недостаточно оптимально. Если Вы выбрали этот вариант, учтите, что между записями должны быть достаточные промежутки, чтобы включить в них новые работы; используйте цветовые обозначения и систему знаков для указания на прочитанную литературу, на значимость источника для КР, на наличие конспекта и проч. Эту систему обозначений лучше записать на первом листе библиографии, чтобы потом самому в ней не запутаться.

4. Некоторые студенты не составляют библиографического списка, ограничиваясь бланками библиотечных заявок, черновыми записями при работе с каталогом и конспектированием прочитанного. Недостаток такого подхода прежде всего в отсутствии системы в чтении литературы, а также в потере выходных данных ряда источников, что обнаруживается обычно в последние дни, при оформлении окончательного варианта КР, когда уже некогда идти в библиотеку за уточнением библиографического описания.

Очень важны на предварительном этапе сбора материала его правильное оформление, систематизация, которая облегчает последующий анализ разных точек зрения на проблему. Некоторые студенты предпочитают каждую изучаемую работу конспектировать в отдельной тетради или выписки по всем источникам делать в одной общей тетради, чтобы записи не терялись, были в одном месте. Однако в таком случае их трудно анализировать, группировать впоследствии.

Гораздо более эффективно выписывать необходимый материал на одной стороне отдельных листов небольшого формата (А 5) с полями. На первый лист записываются полные выходные данные работы (см. тему «Библиография»), на остальных фиксируется только автор и начало названия. Каждая новая мысль выписывается на другой лист с указанием страниц источника, на полях отмечается тезис или та микротема, которая раскрывается в конспекте, примеры, а также делаются собственные заметки по поводу суждений автора. Чтобы эти записи легко читались, не сливались друг с другом, используются чернила разного цвета. По окончании конспектирования одного источника все листы нумеруются и сцепляются скрепкой или помещаются в отдельную мультифору. На первом листе можно также записать план, отражающий структуру источника, или его оглавление (см. тему «План. Тезисы. Конспект»).

Ознакомившись с основной литературой, следует выписать на отдельный лист значимые вопросы, положения, представленные в ней (для этого Вы обратитесь к записям на полях составленных конспектов). Сопоставив их с теми проблемами, которые были первоначально определены для изучения в КР, Вы решите, какие вопросы относятся к теме, определите их иерархию (более/менее значимые, второстепенные), от рассмотрения каких проблем, не связанных с темой исследования, следует отказаться. Затем на основе этих записей составляется подробный план КР. Если по плану написать тезисы, дальнейшая работа будет более продуктивной (см. тему «Реферат»).

При написании обзора литературы записи из разных источников по одному вопросу собирают вместе, отмечают одним цветом то общее, что считают разные авторы, другим цветом отличия в их взглядах, при необходимости дополняют свои заметки на полях конспектов. Дальнейшая организация работы зависит от того, как много записей относятся к раскрываемому вопросу и насколько очевидны расхождения в позициях авторов:

1. Либо группируют листы с конспектами разных статей в логической последовательности в том порядке, как их собираются анализировать в КР, и начинают писать черновой вариант фрагмента КР.

2. Либо тезисно на большом листе фиксируют общее и различное в позициях исследователей, потом логически выстраивают эти тезисы, начиная с самых важных для темы КР. Затем в соответствии с тезисами раскладывают свои конспекты, с опорой на которые раскрывают тезисы в связном тексте – фрагменте КР.

После обработки одной-двух микротем ненужные в данный момент листы с выписками возвращают в те конспекты, из которых они были изъяты. Таким образом, во-первых, удается каждый раз выполнять работу по частям, подтемам, прерываясь при необходимости, но не теряя хода своих рассуждений. Во-вторых, сохраняется целостность законспектированного материала, возможность вернуться к нему еще не один раз. А самое главное, описание взглядов исследователей таким образом становится компактным, проблемным за счет сопоставления разных точек зрения (Большинство ученых сходятся во мнении …; Им возражает …, аргументируя это …; М. добавляет …; Особенно важным для нашего исследования представляется положение …; Значимы выводы о …, к которым пришли …). Обзор литературы по персоналиям считается несовременным, плохо воспринимается, так как читателю приходится самому соотносить позиции ученых.

При этом фамилии исследователей могут указываться в основном тексте, в том числе в скобках, можно также без фамилии давать только ссылку на библиографический список (например: Мы использовали принятые в методике преподавания русского языка критерии анализа детских сочинений [37, c. 135-138]). Если приводится дословное высказывание, то оно оформляется как цитата (см. тему «Цитирование»), однако цитирование должно быть умеренным и уместным (на одной странице не должно быть много цитат), недопустимо также использование незакавыченных чужих высказываний. При необходимости передавайте мысли авторов своими словами. Следует иметь в виду, что ссылки на работы обязательны; имена ведущих ученых должны быть представлены в тексте КР, причем их точки зрения приводятся по первоисточникам, а не в переложении учебников и подобных пособий.

Важно высказывать собственную позицию при изложении взглядов ученых, подчеркивать, какие суждения, мысли актуальны для Вашего исследования, делать выводы не только в заключение параграфа или главы, но и по завершении каждой микротемы КР. Эти обобщения вводятся при помощи характерных для текста-рассуждения языковых средств (таким образом, значит, следовательно, соответственно, итак, пришли к заключению, следует вывод и т.п.).

Так как КР представляет собой научный текст, следует обращать внимание на стиль изложения, выбор характерных языковых средств, авторское мы, внешнюю безоценочность, объективность (см. тему «Стили речи. Научный стиль»; клишированные конструкции приведены в темах «Реферат», «Отзыв и рецензия»).

Отличия реферативной КР от реферата как раз и состоят в ее аналитическом характере, в выражении собственной позиции пишущего, в значительно бо′льшем числе проанализированных источников и, соответственно, в количестве рассмотренных вопросов, что приводит к увеличению объема КР по сравнению с рефератом.

Если КР предполагает практическую, экспериментальную часть, то после изучения основной литературы по теме устанавливаются проблемы, требующие самостоятельного исследования студента. Обычно это вопросы, которые недостаточно описаны, неоднозначно решаются или нуждаются в дополнительной проверке (например: есть сведения об уровне развития грамматического строя речи учащихся, но эти данные получены М.Р. Львовым в 70-е гг. ХХ в. ИЛИ не изучено психологическое реагирование учащихся на ситуацию проведения ЕГЭ). В некоторых случаях материал для практического исследования очевиден, заявлен в теме КР (Особенности заголовков в современной газетной публицистике), тогда его сбор и классификация осуществляются параллельно с чтением научной литературы.

Для выполнения практической части КР следует определить, что подлежит изучению (задачи), методы, которыми Вы будете пользоваться, сформулировать предварительную гипотезу. Возможно, окажется необходимым повторить (или изучить) методы исследования, применяемые в той науке, в рамках которой Вы выполняете практическую часть. Если тема предполагает экспериментальное исследование, то составляется программа, подбираются задания, продумываются формы организации эксперимента (подробно о методах педагогического исследования см.: 1, 2, 7, 8). Так, если надо выявить типичные пунктуационные затруднения школьников определенного возраста, то в констатирующем эксперименте Вы можете:

а) использовать метод невключенного или включенного наблюдения (посещая уроки педагогов в школе либо проводя уроки самостоятельно, фиксируете ошибки и затруднения учащихся);

б) подобрать задания для осложненного списывания, диктанта и других видов работ, позволяющих выявить количество и характер ошибок учащихся; продумать, как, когда Вы проведете срезовые работы, как замотивируете учеников на их выполнение; по каким критериям будете анализировать полученные данные.

После проведения констатирующего эксперимента анализируются полученные материалы, описывается организация, содержание, методика проведения эксперимента, его результаты; для бо′льшей наглядности и удобства предъявления часть их них может быть представлена в виде таблиц, диаграмм и т.п., которые обязательно комментируются; затем на основе полученных данных формулируются выводы.

Результаты констатирующего эксперимента могут послужить базой для планирования и проведения формирующего эксперимента, для чего составляется программа опытного обучения, подбирается дидактический материал, предусматриваются формы и методы работы. Полученные экспериментальные данные сравнивают с предварительной гипотезой, уточняют ее формулировку.

Следует иметь в виду, что подготовка и проведение экспериментальной части исследования, тем более в условиях образовательного учреждения (детского сада, школы, колледжа, вуза) требует тщательного планирования, большой подготовительной работы; формирующий эксперимент нецелесообразно начинать до обобщения результатов констатирующего эксперимента; много времени занимает подсчет, анализ, систематизация и осмысление полученных данных.

Структура курсовой работы традиционно трехчастна: введение, основная часть, заключение. Однако существуют обязательные требования к содержанию и оформлению каждой части и КР в целом.

Во-первых, это наличие детального плана (содержания КР), который приводится на 2 странице, после титульного листа (см. образец 1), с указанием страниц (см. образец 2). Если в дипломной работе наличие глав обязательно, то в КР можно ограничиться параграфами и подпараграфами. В таком случае выводы, которые обязательно указываются в «Содержании», будут приводиться не после главы, а после параграфа. Страницы КР нумеруются, начиная с текста, т.е. с 3 листа.

Во-вторых, наличие перечня использованной литературы – библиографического списка, который оформляется в соответствии с правилами (см. Библиография) и приводится в алфавитном порядке. В отдельные списки могут быть вынесены источники – художественные тексты или учебные пособия, анализируемые автором; словари.

В-третьих, возможно включение в КР Приложений, которые в основном тексте затрудняют чтение (детские сочинения; дидактический материал, использованный в экспериментальной работе; известные психологические методики; бланки текстовых заданий; графики, таблицы, схемы, рисунки и проч.). Приложения нумеруются и озаглавливаются (например: Приложение 1. Программа опытного обучения); в Содержании КР заголовки Приложений могут не указываться.

Во Введении обосновывается актуальность проводимого исследования (какие теоретические вопросы недостаточно изучены, какие новые данные необходимо получить, как рассматриваемая проблема вписывается в парадигму современных научных изысканий, каковы потребности практики, в чем состоит социальный заказ). На основании этого формулируется цель КР, ее предмет и объект, задачи исследования и его гипотеза, методы, использованные для проверки гипотезы, исследовательская (экспериментальная) база. Если получены существенные новые данные, то формулируется также новизна и практическая значимость исследования. При наличии апробации (выступлений с материалами КР на конференциях, публикаций) и внедрения в практику это также указывается во Введении. Конкретные примеры формулировок актуальности, гипотезы, объекта и проч. можно посмотреть в пособии 6, с. 113 – 130; однако существует специфика предмета, чтобы ее учесть, лучше обратиться к выпускным квалификационным работам, которые хранятся на тех кафедрах университета, где были подготовлены.

Обычно Введение и Заключение пишут после завершения основной части КР, так как в них сжато сформулированы все аспекты и результаты исследования. Заключение представляет собой ответ на вопрос, достигнута ли цель, решены ли задачи исследования, что в гипотезе подтвердилось, какие ее предположения опровергнуты. Для написания Заключения формулируют, какие результаты получены при решении каждой из заявленных задач, достигнута ли цель исследования, к каким основным выводам в соответствии с гипотезой пришел автор КР, каковы перспективы дальнейшей научной работы в этом направлении.

Защита КР обычно проводится в рамках спецсеминарских занятий и представляет собой публичное выступление с основными результатами исследования. Как и в докладе, большое значение имеет форма преподнесения материала, учет особенностей устной речи, использование наглядности, качество ответов на вопросы. В отличие от доклада, защита КР предполагает выступление оппонентов, цель которых – через вопросы и суждения выявить слабые стороны самой работы и ее предъявления во время защиты.

Требования к оформлению титульного листа курсовой работы в НГПУ пока не разработаны, рекомендуется оформлять титульный лист по аналогии с выпускной квалификационной работой (образец 1).

Образец 1*

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» Институт ______________/ Факультет ____________ Кафедра ___________________ (название кафедры) Курсовая работа ___________________ (тема) Выполнил: студент(ка) ____ курса __________________________________ (Фамилия И.О.) Специальность ____________________ (шифр и наименование специальности) Форма обучения: ___________________ (очная, заочная) Научный руководитель: ________________________________ (Фамилия И.О.) ________________________________ (ученая степень, ученое (почетное) звание) Новосибирск – 20__

______________________

* На титульном листе подстрочные надписи и подчеркивание не выполняются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: