ТЕМА 8.Формы предъявления научно-педагогических исследований

Существует множество разнообразных форм предъявления результатов научно-педагогического исследования. Это любой печатный продукт, публикация: тезисы, статья, монография, автореферат и т.д. Но все они должны отвечать общим требованиям, к которым относится:

· научный стиль изложения,

· соответствие жанровым особенностям,

· объективность,

· адекватность описания объекта и предмета исследования,

· соответствие излагаемых вводов результатам, полученным в процессе эмпирического исследования,

· обязательность наличия выводов в соответствии с экспериментальными данными,

· четко выраженная концептуальная принадлежность,

· грамотность изложения.

В научно-педагогической публикации может быть отражен любой педагогический объект, заинтересовавший исследователя: педагогические феномены, педагогические явления, педагогические ситуации, педагогические процессы, педагогическая деятельность, педагогические концепции, теории, парадигмы, термины, качества воспитанника и так далее. При этом в каждом случае содержание публикации имеет свои специфические содержательные особенности и логику изложения.

Тезисы – краткий конспект изложения теоретического или практического научного исследования, без комментариев и отступлений, объемом от одной до трех страниц, не более 0,15 п.л. Это способ презентации материала. Основной принцип – единство экономичности и содержательности. Примерами научных тезисов могут служить положения, выносимые на защиту (см. автореферат).

Доклад – устное научное сообщение, осуществляемое на, различного рода, научных конференциях, симпозиумах, вебинаров и т.п. Доклад осуществляется чаще всего на основе тезисов, как краткого конспекта изложения теоретического или практического научного исследования.

Статья – представление результата теоретического или практического исследования для научных журналов или научных сборников. Логика статьи чаще всего ориентирована на раскрытие заявленного названия статьи. Например, статья «Проблемные тексты как средство развития творчества учащихся». План раскрытия может быть такой: 1) понимание творчества и процесса его развития, 2)необходимость его развития у учащихся, 3)понятия текст, проблемность и проблемный текст, 4)условия при которых проблемный текст будет являться средством развития творчества.

Виды статей: информационная, аналитическая, методическая. Информационная статья направлена на представление теоретических и эмпирических исследований. Содержание аналитической статьи отражает новую концепцию, теорию или принцип. Методическая статья содержит чаще всего конкретные рекомендации и предназначена для практиков.

Диссертация – от лат рассуждение, исследование – это научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени.

Магистерская диссертация – квалификационная научно-исследовательская работа, демонстрирующая умения использовать теоретические и эмпирические методы исследования и методы математической и статистической обработки. Магистерскую диссертацию следует отличать от выпускной работы бакалавра, которая может носить реферативный характер или описывать передовой педагогический опыт.

Кандидатская диссертация – научно-исследовательская работа, которая содержит новые знания. Она должна подтвердить наличие у соискателя ученой степени способность к самостоятельному научному исследованию, глубокие теоретические и практические знания в области педагогической научной дисциплины и осуществлена либо под руководством доктора (кандидата) соответствующих наук, либо самостоятельно.

Докторская диссертация – это самостоятельная следовательская работа, в которой содержится теоретической обобщение или решение крупной научной проблемы, представляющей значительный вклад в науку и практику. В настоящее время не приветствуется какой-либо консультирование или руководство докторскими диссертациями. Основное содержание должно быть представлено в виде тезисов и статей в специализированных научных изданиях и монографиях.

Монография – научное издание в виде книги, где всесторонне отражено теоретическое исследование одной проблемы, темы и принадлежащее одному или нескольким авторам с единой точкой зрения. Монография – основа больших обобщений, важных научных концепций. С педагогическом исследовании могут быть представлены результаты теоретико-методологического, теоретико-экспетиментального и историко-педагогического исследования

Автореферат – краткое изложение автором своего научного произведения (докторской или кандидатской диссертации) и представляющий брошюру в 25 – 5- страниц в зависимости от типа диссертационного исследования

Учебная пособие – книга для учеников или студентов, где системно излагается материал в определенной области знания на современном уровне. В отличие от учебника, учебное пособие способствует лучшему усвоению знаний изложенных в учебнике. Оно включает в себя хрестоматийные и иные тексты, справочные данные, краткий словарь терминов, задачи, упражнения, тесты и т.п.

Контрольные вопросы:

1. Общие требования к научным публикациям.

2. Тезисы и требования к их написанию.

3. Научная статья: понятие, виды, требования, логика и структура.

4. Научный доклад.

5. Диссертация: структура, логика, требования к кандидатской и докторской.

6. Автореферат.

7. Монография и ее отличие от диссертационного исследования.

 

Рекомендуемая литература.

Основная литература

 

 

  1. Юдина О. И. Методология педагогического исследования: учебное пособие - Оренбург: ОГУ, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=270324
  2. Андрианова Е.И. Подготовка и проведение педагогических исследований: учебное пособие для вузов.-Ульяновск: УлГПУ, 2013, 116 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=278048
  3. Колмогорова Н.В.,Аксютина З.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебное пособие. - Омск: Издательство СибГУФК, 2012. 248 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=274599
  4. Железнякова О.М.Феномен дополнительности в научно-педагогическом знании: монография / О.М. Железнякова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 349 с
  5. Методология исследования механизма оценивания новых результатов образовательного процесса: монография М., Берлин: Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=435529

 

Дополнительная литература

  1. Качество образования: приглашение к размышлению: Монография

Авторы:Пугач В.Н., Кирсанов К.А., Алимова Н.К.
Москва: Дашков и К, 2012 г., 312 с. Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=338446

  1. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога [Текст] [Текст]: учеб. пособие для вузов по пед. спец. / Борытко, Николай Михайлович.; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 284,[1] с.
  2. Борытко Н. М.. Методология психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для вузов. / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко. —М.: Академия, 2008. – 319с.
  3. Краевский, В. В. Методология педагогики. Новый этап [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский; В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. - 393,[1] с.
  4. Педагогика[Текст]: учеб. для студентов пед. учеб. заведений / [П.И. Пидкасистый, В.И. Загвязинский, Л.И. Маленкова и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед. об-во России, 2008. - 563 с.

 

Тематика рефератов

1 Педагогика в системе наук о человеке и современном социальном процессе: тенденции гуманитаризации.

2 Соотношение реальности и действительности в педагогических исследованиях.

3 Функции теоретического поиска в профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы.

4 Роль теоретического поиска в образовательной деятельности педагога образовательного учреждения.

5 Систематика методов научно-педагогического исследования.

6 Экзистенциализм как философская основа современного образования.

7 Позитивизм как философская основа современного образования.

8 Прагматизм как философская основа современного образования.

9 Неотомизм как философская основа современного образования.

10 Диалектический материализм как философская основа современного образования.

11 Функциональный подход в теории и практике современного образования.

12 Деятельностный подход в теории и практике современного образования.

13 Системный подход в теории и практике современного образования.

14 Целостный подход в теории и практике современного образования.

15 Личностный подход в теории и практике современного образования.

16 Культурологический подход в теории и практике современного образования.

17 Онтологический подход в теории и практике современного образования.

18 Антропологический подход в теории и практике современного образования.

19 Синергетический подход в теории и практике современного образования.

20 Компетентностный подход в теории и практике современного образования.

21 Герменевтический подход в теории и практике современного образования.

22 Метод единства исторического и логического рассмотрения явлений.

23 Классификация и систематизация данных в научно-педагогическом исследовании.

24 Визуализация данных и выводов психолого-педагогического исследования: схемы, диаграммы, графики, рисунки и т.д.

25 Система языковых средств в представлении результатов научно-педагогического исследования.

Тестовые задания

1. Назначение науки в образовании состоит в том, чтобы…..

1. определять нормы деятельности педагога;

2. выявлять существующие в образовании закономерности;

3. оптимизировать деятельность учителя.

 

2.Гуманитарность педагогического знания основана на….

1. признании ребенка субъектом собственного развития;

2. многоаспектности, многогранности образовательных процессов;

3. гуманистическом подходе к обучению и воспитанию.

 

3.Соотношение науки и практики образования состоит в том, что…

1. наука призвана обобщить передовой педагогический опыт;

2. наука помогает оптимизировать практику образования;

3. практика формирует запрос на актуальные исследования.

 

4.Что не входит в понимание методологии образования:

1. нормативное знание о способах организации научного исследования;

2. системное изложение ведущих идей;

3. квалификационные требования к подготовке исследователя?

 

5.Какая система исходных идей относится к философскому уровню методологии образования:

1. личностный подход;

2. диалектический материализм

3. культурологический подход

 

6.Назначение общенаучного уровня методологии образования заключается в необходимости…

1. определить фундаментальные особенности исследования;

2. оформить исследовательскую позицию ученого;

3. отобрать общие способы изучения образовательных феноменов.

 

7.Гипотеза в педагогическом исследовании – это …

1. предположительный ответ на цель и задачи исследования;

2. проект предстоящих исследовательских действий;

3. описание решаемых в исследовании проблем.

 

8.Концепция конкретного педагогического исследования – это…

1. система исходных философских идей;

2. система методов исследования;

3. система ценностно-целевых установок и соответствующих им принципов.

 

9.Моделирование осуществляется…

1. в начале педагогического исследования;

2. в результате педагогического исследования;

3. в начале и в конце педагогического исследования.

 

10.Проект в педагогическом исследовании – это…

1. замысел исследования;

2. план исследовательских действий

3. рекомендации по внедрению в практику полученных выводов.

 

11.Специфика исследований в сфере обучения обусловлена…

1. субъектностью диагностических методик;

2. зависимостью результатов от свойств самого обучаемого;

3. частой сменой стандартов обучения.

 

12.Выбор ведущих методов педагогического исследования обусловлен в первую очередь…

1. методологическими установками исследователя;

2. концептуальными ориентирами исследователя;

3. характером, предметом и задачами исследования.

(см. Приложение на стр. 304-310 учебного пособия «Методология и методы психолого-педагогических исследований» Борытко Н.М., Моложавенко А.В.,Соловцова И.А.:учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: «Академия», 2008.)

Вопросы к зачету

1. Наука как сфера человеческой деятельности. Назначение педагогической науки. Объект и предмет науки

2. Категориальный аппарат педагогической науки. Закономерности как предмет научного исследования

3. Связи психологии и педагогики с другими науками. Объекты и типы связи различных наук.

4. Влияние науки на практику образования. Знания как способ связи науки и практики. Разрыв между теорией и практикой образования

5. Функции методологии в науке и практике образования. Методология как теоретический ориентир в науках об образовании

6. Экзистенциализм (философия существования) как философская основа образования. Гуманитарно-целостная и технократическая стратегии в образовании

7. Философия прагматизма, бихевиоризм и диалектический материализм в образовании.

8. Общенаучный уровень методологии образования: системно-структурный и деятельностный подходы

9. Конкретно-научный и технологический уровни методологии образования

10. Уровни научного исследования в образовании. Основные характеристики научного исследования

11. Принципы научного исследования. Субъектность в научной деятельности

12. Структура педагогической науки. Выбор научной специальности

13. Методологическая культура исследователя. Рефлексия в исследовании и практической деятельности педагога

14. Этические нормы в исследовательской деятельности. Правовые ограничения в исследовательской деятельности

15. Категориальный аппарат как основа научного знания. Использование терминов в педагогическом исследовании

16. Парадигма, теория и концепция в системе научных понятий

17. Логика организации педагогического исследования

18. Понятие и роль моделирования, система моделей в педагогическом исследовании.

19. Проектирование в педагогическом исследовании

20. Опыт и эксперимент в исследовательской работе. Экспериментальная и исследовательская работа образовательного учреждения

21. Понятие исследовательского метода. Классификация методов педагогического исследования и их краткая характеристика

22. Теоретические методы исследования в педагогике

23. Требования к эмпирическим методам педагогического исследования. Наблюдение и контент-анализ.

24. Изучение опыта и диагностический эксперимент как методы педагогического исследования. Методы опроса (беседа, анкетирование, интервьюирование) в педагогическом исследовании

25. Социометрические методы педагогического исследования. Рейтинг. Шкалирование. Тестирование и контрольные работы.

26. Оптимальный выбор методов педагогического исследования. Специфика дидактического исследования, исследований в воспитании. Исследования в системе непрерывного образования

27. Критерии и показатели. Общие требования к методам исследования. Надежность и валидность методов педагогического исследования.

28. Основные этапы математической и статистической обработки результатов в педагогическом исследовании. Распределение данных и их интерпретация в педагогическом исследовании. Репрезентативность выборки

29. Меры центральной тенденции меры связи, их интерпретация и выбор в педагогическом исследовании.

30. Визуализация данных и выводов педагогического исследования: таблица, диаграммы, графики и т.п.

31. Общие требования к представлению результатов исследования.

32. Требования к оформлению тезисов и статьи. Доклад и отчет как формы представления результатов исследования

33. Монография и учебное пособие как формы представления результатов исследования

34. Диссертация и автореферат как формы представления результатов исследования

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: