Характеристика туристских услуг

Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга вообще – есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, то есть при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда.

Для определения особенностей предоставления туристских услуг, необходимо рассмотреть сущностные признаки и особенности услуги как таковой.

Основополагающий сущностный признак услуг – это единый процесс производства и персонифицированного субъективного потребления. Специализированный процесс соединения производителя услуг с индивидуально конкретным потребителем, целеполагающее доведение до потребителя самого труда и его результатов носит название «сервис» или «обслуживание». При этом осязаемого, овеществленного продукта производства потребителю не предоставляется. Процесс обслуживания, как правило, индивидуален, многовариантен, носит творческий характер, дифференцирован по времени, месту, срокам и способам предоставления услуг и т.д.

Услуга – процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия-поставщика услуг. Этот процесс направлен на удовлетворение потребностей покупателя услуги [22, с. 46].

Выделяются два вида самих услуг: материальные (производственные), опосредованные с вещью, и нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотделимо от их потребления.

Если обратиться к определению, принятому в международных стандартах, то туристская услуга – результат деятельности организации (туристского предприятия) или индивидуального предпринимателя по удовлетворению соответствующих потребностей туристов в организации и осуществлении тура и его отдельных составляющих [28, с. 74].

Турист является потребителем туристских услуг, работ и товаров - туристского продукта (рисунок 1). Это непреложная истина, и туристский центр, который забывает или пренебрегает хотя бы одной из данных составляющих, не получает планируемых доходов от туризма.

Наоборот, те туристские центры, в которых все поставлено на службу туристу и гармонично развиваются все отрасли туристской индустрии, преуспевают и могут выделять огромные средства на дальнейшее развитие индустрии туризма.

 

Рисунок 1 - Основные составляющие туристского продукта [34, c. 48]

 

В соответствии с предыдущим анализом, туристская услуга – совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка.

Собственно услуги - это невидимый товар особого рода. Услуга возникает в процессе её потребления и не существует отдельно, сама по себе. Это главное отличие услуги от товара [31, c. 202].

Кроме того, товар обычно доставляется к потребителю, а в отношении туристской услуги - потребитель доставляется к месту её генерации. Поэтому производство и реализация туристских услуг регулируются другим законодательством, нежели аналогичные действия в отношении обычных (материальных) товаров. И хотя в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» предпринята попытка применить нормы розничной купли-продажи к торговле услугами, это с юридической точки зрения некорректно, поскольку розничная купля-продажа регулирует торговлю материальными предметами.

Сложность вызывает определение экспортной туристской услуги. В классическом варианте экспортная туристская услуга туристского лидера (руководителя) туристской группы в части, осуществляемой за рубежом, а также услуги водителя автобуса, направляемого для работы за рубежом должны быть отнесены к экспортным.

Для России важно также определить туристские услуги для иностранных туристов, предоставляемые на территории России, к экспортным. Имеется соответствующее разъяснение Минфина РФ, относящее туристские услуги, оказываемые иностранным туристам на территории России местными туристскими фирмами, к экспортным видам деятельности. Именно в силу этого эти фирмы могут получить вознаграждение за свой труд в валюте.

В состав туристских услуг входят: бронирование услуг, включая перевозку и размещение и все иные, оформление разрешительных документов и части других формальностей, все виды перевозок, встречи, проводы и трансфер, размещение, питание, экскурсии и аттракции, медицинское сопровождение и страховку, услуги гидов-переводчиков и иное обеспечение.

В состав услуг может быть включен руководитель туристской группы, гид-переводчик, который иногда может выполнять роль экскурсовода, если это не противоречит местным правилам организации экскурсий, для бизнес-туристов может быть особо предоставлены услуги специалиста по адаптации.

Перечень услуг каждого тура различен и определяется программой, причем каждый из видов этих услуг содержит в себе множество входящих элементов.

Если рассматривать туризм, то по общим принципам обязательно в туристском пакете наличие как минимум двух услуг - перевозки и ночевки. Пакет услуг может быть расширен организатором туризма по пожеланию туриста, либо такие туристские услуги предоставляются организаторами приема туристов на месте на выбор.

Последнее весьма принципиально, поскольку принципы и традиции ценовой конкуренции при продаже туров приводят к минимизации цены тура, путем минимизации, прежде всего, набора услуг. Кроме того, следует учитывать фактор менталитета, присущий практически туристам всех национальностей, за исключением наиболее обеспеченных слоев населения.

Отметим отдельно психологический фактор. Турист на стадии выбора и приобретения тура стремится любыми способами минимизировать трату денег на его приобретение. Трата денег - неотъемлемое удовольствие туристской услуги, но уже непосредственно на отдыхе.

Турист желает тратить деньги на отдыхе по своему усмотрению, и поэтому покупка дополнительных услуг в виде экскурсий и иных развлечений входит в круг действий, именуемых свободной тратой денег. Тезис, априори применяемый к туризму в данном случае - турист в путешествии тратит значительно больше денег, чем в своей обыденной жизни. Он их копил в общем случае целый год, а в отпуске или туристской поездке с удовольствием их тратит достаточно легко, хоть на неделю-другую освобождаясь от тягот экономии.

По международной статистике туристы за рубежом тратят до 600 USD в неделю в месте пребывания. При этом большая часть российских туристов за рубежом тратит в общем в два-три раза больше, чем туристы иных нации и стран [43].

Специалисты российского туризма выделяют пять чётких особенных факторов, присущих туристским услугам [12, c. 54]:

- в отличие от товара, который только тогда готов к потреблению, когда он закончит передвижение из места производства к месту потребления – туристские услуги и товары могут быть потреблены, если потребитель доставлен в место их производства;

- образование дохода потребителей в той его части, которая предназначена для приобретения туристских услуг и товаров регулируется условиями страны постоянного проживания, хотя сам процесс потребления формируется условиями стран временного пребывания или мировыми ценами;

- в процессе туризма потребитель несет расходы как на удовлетворение потребностей, не зависящих от пребывания вне дома, так и вызванные самим фактом путешествия;

- процесс потребления туриста ограничен во времени (путешествия).

Туристская услуга как «невидимый» товар имеет ряд особенностей [7, c. 235]:

- нематериальный характер;

- неспособность к накоплению;

- производство и потребление происходят одновременно;

- потребитель участвует в процессе производства туристской услуги.

Тур представляет собой комплекс различных услуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские, экскурсионные и другие), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте в определенный срок.

Кроме услуг туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт».

Турпродукт включает [20, c. 70]:

- туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и тому подобные);

- туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и другие);

- товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, значки, сувениры т.д.).

Туристские услуги, предлагаемые в качестве товара на мировом рынке, довольно разнообразны. К ним относятся [43]:

- услуги по размещению туристов (в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах);

- услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране различными видами пассажирского транспорта;

- услуги по обеспечению туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях, пансионатах);

- услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей туристов (посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, природных и исторических заповедников, памятников истории и культуры, фестивалей, спортивных соревнований);

- услуги, направленные на удовлетворение деловых интересов туристов (участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях, ярмарках и выставках);

- услуги торговых предприятий (продажа сувениров, подарков, открыток, диапозитивов);

- услуги по оформлению документации (паспорта, визы и др.).

Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг.

Туристские услуги имеют некоторые особенности, свойственные услугам вообще, по сравнению с традиционными товарами. Имеются в виду четыре специфические особенности, а именно: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость.

Вместе с тем, эти особенности, свойственные услугам вообще, имеют свою специфику в туризме. Речь идет, прежде всего, о комплексности туристских услуг, которая понимается как такое специфическое свойство сервисной деятельности, которое обусловлено оказанием целого набора услуг.

В комплекс туристских услуг входят разнородные виды услуг, объединенных по виду деятельности в следующие группы: услуги гостиниц, услуги питания, услуги по продаже напитков, услуги столовых и услуги по доставке готовой пищи, услуги бюро путешествий и туристических агентов, услуги по оказанию помощи туристам.

Необходимо отметить и положительное свойство специфической особенности несохраняемости туристских услуг, а именно то, что благодаря этому свойству фактически не происходит насыщения потребительского туристского рынка.

Например, если куплен товар длительного пользования, то до тех пор, пока этот товар не устаревает морально или не выходит из строя, не возникает новой потребности приобрести взамен подобный товар.

Тур как товар не сохраняется, по возвращении из тура остаются впечатления, воспоминания, фотографии, сувениры, которые побуждают снова отправиться в путешествие либо в то же место, либо в другое.

Используя это свойство, турфирмы стараются поддерживать отношения с постоянными клиентами, предлагать им такие путешествия, в которые они отправляются повторно.

Туристские услуги не являются материальными, так как они относятся к социально-культурным (нематериальным), поскольку определяются деятельностью исполнителя услуги по удовлетворению физических, этических, интеллектуальных, духовных и других потребностей.

Туристские услуги воспринимаются всеми органами человеческих чувств (осязанием, обонянием, слухом, зрением, вкусом). Это восприятие субъективно, и оно может не совпадать с ожиданиями потребителя, полученными при покупке тура в турфирме.

Субъективное, эмоциональное восприятие туристских услуг накладывает отпечаток не только на потребление, но и на возможность дать объективную оценку результата производственной деятельности туристских фирм, которая выступает в виде полезного эффекта.

Туристским услугам свойственна неразрывность производства и потребления. Поскольку услуга представляет результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, процесс оказания туристской услуги (производство) происходит параллельно с потреблением.

Туристские блага отделены от покупателя во времени и пространстве, потребитель не может ими воспользоваться до момента их потребления, которое осуществляется непосредственно в месте оказания туристских услуг. Это свойство еще усиливается тем, что для получения доступа к туристским благам необходимо отправиться в путь, преодолеть расстояние, добраться до пункта назначения. Потребителю необходима помощь профессионала.

Необходимым условием потребления туристских услуг является личное участие клиента в процессе оказания услуги. От того, как он участвует, от установления хорошего контакта между исполнителем и потребителем, от личностных качеств самого клиента зависит и качество предоставляемой услуги.

Возможность исполнения туристских услуг находится под воздействием внешних факторов, имеющих форс-мажорный характер и не зависящих от действий продавца или покупателя: природные катаклизмы, обострение международной обстановки, военные действия и т.д.

Таким образом, туристской услуге присущи свои специфические особенности:

1. Туристская услуга – это комплекс материальных и нематериальных компонентов, характеризуемый сложной системой взаимоотношений между различными ними.

2. Спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и социальных условий.

3. Как правило, потребитель не может увидеть туристский продукт до его потребления, а само потребление в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги.

4. Потребитель преодолевает расстояние, отделяющее его от самой туристской услуги и места потребления, а не наоборот.

5. Уровень качества туристской услуги зависит от таких переменных, как пространство и время, для нее характерны колебания спроса.

6. Предложение туристских услуг отличается негибким производством. Она может потребляться непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конец сезона или в другой регион. Они не могут приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса.

7. Туристская услуга создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели.

8. Высокое качество туристской услуги не может быть достигнуто при наличии даже незначительных недостатков, поскольку обслуживание туристов состоит из этих самых «мелочей», по которым судят о сервисе в целом.

9. Оценка качества туристской услуги отличается значительной субъективностью: большое влияние на оценку потребителя оказывают лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (например, местные жители, члены туристской группы и т.д.).

10. На качество туристской услуги оказывают воздействие внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер (природные условия, погода, политика в области туризма, международные события и т.д.).

Далее рассмотрим роль и место туризма в рыночной экономике, а также основы предпринимательства в туризме, чтобы составить представление о современном туристическом бизнесе.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: