Здоровье участников образовательного процесса

и здоровьесберегающая образовательная среда

 

Школьное обучение способно оказывать значительное влия-ние на состояние здоровья детей. В связи с этим особую актуаль-ность приобретает разработка и реализация в образовательной практике школ здоровьесберегающих технологий.

 

К числу непосредственно связанных со школой ситуаций, предрасполагающих к возникновению у учащихся пограничных психических расстройств, можно отнести следующие: 1) неспо-собность справиться с учебной нагрузкой; 2) враждебное отно-шение педагога; 3) смену школьного коллектива; 4) неприятие детским коллективом (Д. Н. Исаев, 1984).

 

Неспособность справиться с учебной нагрузкой возникает в связи с чрезмерным объёмом и сложностью учебного материала либо обусловлена особенностями интеллектуальных свойств уче-ника, препятствующими ему в овладении программными требова-ниями наравне со сверстниками.

 

Вопросы психологического здоровья и психологической культуры человека всё чаще поднимаются в современной педаго-гической и психологической литературе. В научной среде сфор-мировалось и активно используется понятие психологического здоровья. Основу психологического здоровья составляет нор-мальное развитие субъективной реальности в процессе жизни, где


 


под нормой понимается не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека.

 

А. Я. Иванюшкин (1982) в качестве одного из уровней цен-ностного смысла «здоровья» и «болезни» выделяет личностный, психологический: «здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание её в смысле преодоления, так как здоровье — не толь-ко состояние организма, но и "стратегия жизни человека"».

 

Важным элементом психогигиены служит дифференциро-ванный подход к учащимся при обучении. В зависимости от ин-дивидуальных особенностей учеников должны варьироваться сложность программного материала или темпы его изучения, приемы обучения, дозировка классных и домашних заданий, вы-бор классных и контрольных работ и т. д. (В. И. Зыкова, 1968).

 

Доброжелательность учителя, справедливая система оцени-вания, уважительное отношение к ученикам формируют благо-приятный психологический климат в классе, создают положи-тельный эмоциональный фон и способствуют лучшему усвоению знаний учащимися.

 

А. А. Ерошенко (1989) выявлено, что при низком уровне педа-гогического мастерства ригидность в сочетании с экстрапунитив-ностью у учителя при фрустрации выступает в качестве фактора, затрудняющего адекватное принятие и преобразование сложных ситуаций обобщения, способствует закреплению жестких стерео-типов в выборе педагогического воздействия. В то же время с воз-растанием педагогического мастерства снижается выраженность установок относительно дистанции и доминирующей роли учите-ля в общении, применения императивных способов воздействия на учащихся, нетерпимости к ошибкам и недостаткам в поведении детей, требования их беспрекословного подчинения.

 

К. А. Аветисян подчеркивает, что ригидность поведения учи-теля препятствует успешному овладению профессиональной дея-тельностью и в конечном итоге негативно влияет на психическое здоровье личности, поскольку становится фактором деструктив-ной профессионализации. При этом поведенческая гибкость — это характеристика личности учителя, способствующая оптимизации педагогической деятельности. Основным психологическим усло-


 


вием формирования поведенческой гибкости является развитие профессионального самосознания учителя (К. А. Аветисян, 2001).

 

Т. И. Александрова отмечает, что понятие «эмоциональное благополучие» имеет много интерпретаций, но чаще всего оце-нивается по внешним показателям, что приравнивает его к по-нятию «эмоциональный комфорт». По мнению автора, принци-пиально важно дифференцировать данные термины, поскольку эмоциональный комфорт — это временные проявления состоя-ний, а эмоциональное благополучие обладает протяжённостью (Т. И. Александрова, 2006).

 

Одним из показателей нервно-психического здоровья уча-щихся является уровень их школьной тревожности. Результаты многолетних исследований Л. М. Митиной показали, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется невро-тизирующей средой обитания, создаваемой в том числе и учите-лями. Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморе-гуляции. Под профессиональным здоровьем учителя Л. М. Ми-тина понимает способность организма сохранять и активизи-ровать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональ-ной деятельности (Л. М. Митина, 2005).

 

Л. М. Митина отмечает, что полисистемная связь здоровья с трудом учителя предполагает использование новых оздоравли-вающих технологий (НОТ), прогнозирующих моделей в интересах охраны здоровья учителя. Модели, ориентированные на формирова-ние и охрану здоровья учителя, должны быть разработаны для вне-дрения на следующих уровнях: федеральном, региональном, город-ском, школьном и индивидуальном (Л. М. Митина, 1998, 2005).

 

На последних двух уровнях, как подчеркивает Л. М. Мити-на (2005), уже сейчас реализуется ряд направлений «технологий здоровья»:

 

1) информационно-мотивирующее (включает работу через средства массовой информации, выступления, лекции, семина-

 

ры и т. д.);


 


2) организационное (подразумевает решение необходимых административных, организационных, хозяйственных, финансо-вых вопросов);

 

3) медико-диагностическое (медицинское обследование учи-телей, определение общего физического состояния и выявление заболеваний);

 

4) психодиагностическое (психологическое обследование учителей, определение общего физического состояния и выявле-ние заболеваний);

 

5) общеоздоровительное (открытие специальных групп физи-ческого оздоровления, работа по обеспечению школы в целом и от-дельных учителей необходимыми медицинскими препаратами); 6) социальное (решение вопросов постоянной выплаты зар-плат, специальных выплат для поддержания здоровья, премий, со-здание реальной НОТ, материальное обеспечение обучения и т. д.); 7) психологическое (проведение специальных психологиче-ских семинаров для учителей по проблемам психического здоро-вья, работа кабинетов психологической разгрузки, индивидуально-

 

психологическое и семейное консультирование и т. д.); 8) психотерапевтическое (систематическая организация пси-

 

хотерапевтических и коррекционных групп учителей, проведе-ние тренинговых занятий различной тематики, индивидуальная психотерапевтическая работа и т. д.).

 

В качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению психологического здоровья ребенка (как и других проявлений здоровья в целом) необходимо рассматривать здо-ровьесберегающую образовательную среду.

 

Термин «здоровьесберегащие образовательные техноло-гии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасно-сти для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традицион-ные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

 

Психолого-педагогический подход к здоровьесбережению состоит в мобилизации чувства ответственности человека за свое


 


здоровье, воспитании постоянной потребности заботиться о нем (а значит, и о здоровье других людей). Формирование у учащихся ответственности за свое здоровье — одна из важнейших задач учреждений образования.

 

Решение задачи-минимум с использованием здоровьесбере-гающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не ока-зывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов об-разовательного процесса.

 

Необходимо определение здоровьесберегающих образова-тельных технологий как совокупности всех используемых в об-разовательном процессе приемов, технологий, не только обе-регающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствую-щих воспитанию у учащихся культуры здоровья. В соответствии с этим необходимо в рамках данных технологий формирование у детей физического, психического, духовно-нрав­ственного здо-ровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотива-ции к ведению здорового образа жизни.

 

Творческий характер образовательного процесса — крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребен-ка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит раз-витие человека, его адаптационный потенциал, способствует до-стижению цели работы школы — развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления.

 

Одной из характеристик здоровьесберегающего образователь-ного пространства является эмоционально-поведенческое про-странство, которое представлено совокупностью поведенческих паттернов, действий, поступков, эмоциональных процессов, прояв-лений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе. Характеристиками этого пространства могут служить:

 

• уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов; • характеристики эмоционально-психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также в педа-

 

гогическом коллективе школы;


 


• стиль поведения учащихся и учителя на уроке; • формы и характер поведения учащихся на переменах;

 

• забота учащихся и педагогов о психологических результа-тах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интел-лигентности в целом) и т. д.

 

Педагогике оздоровления присущ ряд отличительных черт

 

(Т. П. Лузик, 2011).

 

1. В ее основе лежат представления о здоровом ребенке, ко-торый является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.

 

2. Здоровый ребенок и учитель рассматриваются в качестве целостного телесно-духовного организма.

 

3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических­ мер, а как форма развития, расширения пси-хофизиологических возможностей детей.

 

4. Ключевым системообразующим средством оздоровитель-но-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный­ подход.

 

Таким образом, здоровье — это не только отсутствие болез-ней, но также физическая, социальная и психологическая гармония человека. Под здоровым образом жизни подразумевается, с одной стороны, формирование у личности знаний о средствах и методах диагностики, сохранения и укрепления здоровья, а с другой — ор-ганизация здорового образа жизни (репродуктивной и воспитываю-щей среды) как отдельного индивидуума, так и общества в целом.

 

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся и опирается на принципы при-родосообразности, преемственности, вариативности, прагматич-ности (практической ориентации). Оно достигается за счет сле-дующих средств:

 

- учета особенностей аудитории (изучение и понимание человека);

 

- создания благоприятного психологического фона на уроке; - использования приемов, способствующих появлению и со-

 

хранению интереса к учебному материалу;


 


- создания условий для самовыражения учащихся; инициа-ции разнообразных видов деятельности; предупреждения гипо-динамии.

 

Здоровьесберегающее обучение приводит к таким важным результатам, как предотвращение усталости и утомляемости; повышение мотивации к учебной деятельности; рост учебных достижений учащихся.

 

Вместе с тем оно зависит от следующих ресурсов: лично-го примера педагога; применения специальных педагогических технологий, использования эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.

 

С психогигиенических позиций оптимальным можно счи-тать тот учебный процесс, который дает максимальные учебно-воспитательные результаты при сохранении устойчивого уровня работоспособности школьников и положительной ее динамики на протяжении учебных занятий, то есть не приводит к перегруз-ке и в итоге способствует благоприятному развитию и сохране-нию здоровья учащихся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: