Термин «ликвидность» существует в различных разделах финансовой науки. В более общем смысле под ликвидностью фондового рынка понимают полную свободу передвижения инвестиций, оформленных в виде ценных бумаг. Благоприятный инвестиционный климат, информационную открытость компаний, разветвленную инфраструктуру рынка, обеспечение равных прав для всех инвесторов и профессиональных участников рынка, наличие законодательной, нормативной базы и другие факторы, во многом определяющие степень ликвидности рынка, количественно описать почти невозможно.
Понятие «ликвидность» в более узком смысле как некая мера скорости превращения активов в денежные средства используется в корпоративных финансах. В процессе оценки бизнеса эксперт сталкивается с понятием ликвидности акций.
На практике существуют различные качественные определения ликвидности акций компаний. Так, акции, ликвидность которых велика, называют «голубыми фишками», а акции, ликвидность которых мала, - «вторым эшелоном». Иногда еще говорят о «третьем эшелоне» и «неликвиде». Такая градация несколько грубовата и в значительной мере условна, так как грани между этими категориями весьма размыты.
Очевидно, что актив, востребованный рынком, имеет большую ценность, нежели актив, реализация которого связана с некоторыми трудностями. Это объясняется следующим: во-первых, в случае, если для реализации актива требуется длительный период времени, собственник актива несет убытки в размере альтернативной рыночной доходности за период реализации низколиквидного актива, во-вторых, собственник сталкивается с неопределенностью относительно рыночной стоимости актива по окончании периода, необходимого для его продажи на рынке, в-третьих, продажа низколиквидного актива может повлечь за собой дополнительные организационные расходы. Для отражения степени ликвидности в стоимости бизнеса используется скидка на низкую ликвидность.
Другими словами, рынок выплачивает премию за ликвидность и. напротив, снижает цену при ее отсутствии. На относительную ликвидность различных пакетов влияет множество факторов. С течением времени важность фактора ликвидности в оценке бизнеса получает все большее признание. По данным зарубежной статистики, непригодность к продаже снижает стоимость акции закрытых компаний по сравнению с акциями публичных компаний в среднем на 35-50%[70].
Поправка на ликвидность на практике рассчитывается, как правило, для компаний акции которых не котируются на фондовой бирже. В случае, если принимается решение о применении скидки к стоимости котируемых акций, поправка рассчитывается путем построения экспертной шкалы соотношения коэффициента ликвидности и величины поправки.
Скидка на недостаток ликвидности акций закрытых компаний определяется либо исходя из среднего значения поправки, либо исходя из стоимости регистрации акций и брокерских комиссионных, взимаемых за продвижение акций компании на фондовый рынок.
Приведенные способы расчета скидки на недостаток ликвидности, так же как и способы расчета поправки на контроль, находятся в зависимости от экспертного мнения, что обуславливает субъективность результатов. В меньшей степени субъективная составляющая присутствует при определении затрат для выхода на фондовом рынок. Однако данный способ не позволяет учесть различия в степени ликвидности обращающихся на рынке акций. Кроме того, данный способ не применим к оценке неконтрольных пакетов, поскольку миноритарные акционеры не имеют возможность решающим образом повлиять на решение общего собрания акционеров по поводу вывода акций компании на фондовый рынок.
Ключевые термины:
· Доходный подход к оценке
· Сравнительный подход к оценке
· Затратный подход к оценке активов
· Метод дисконтирования денежных потоков
· Метод капитализации дохода
· Метод стоимости чистых активов
· Метод ликвидационной стоимости
· Терминальная стоимость
· Прогнозный период
· Постпрогнозный период
· Премия за контроль
· Скидка за низкую ликвидность
· Итоговая величина стоимости
· Метод компании-аналога
· Метод сделок
· Метод отраслевых коэффициентов
· Ценовой мультипликатор
· Мультипликаторы собственного и инвестированного капитала
· Моментные и интервальные мультипликаторы.
Контрольные и дискуссионные вопросы:
1. Какие факторы следует учитывать при выборе метода сравнительного подхода?
2. Какие критерии используются для принятия решения о сходстве компаний?
3. Что такое ценовой мультипликатор? Какие виды мультипликаторов используются в процессе оценки?
4. Какие основные виды корректировок применяются к итоговой стоимости сравнительного подхода?
5. На каких принципах оценки базируется доходный подход и для каких целей он используется?
6. Какие методы оценки, включает доходный подход и какова сфера их применения?
7. Перечислите основные этапы оценки бизнеса методом дисконтирования денежных потоков
8. В чём заключаются преимущества и недостатки метода дисконтирования денежных потоков?
9. Перечислите основные этапы оценки бизнеса методом капитализации. В чём заключаются его преимущества и недостатки?
Задачи:
1. Рассчитать стоимость организации при допущении, что денежные потоки поступают равномерно в течение года. Начиная с 6-го года, темпы роста денежного потока составят 4%. Ставка дисконтирования равна 18%.
Первый год | Второй год | Третий год | Четвёртый год | Пятый год |
2. В конце каждого из последующих четырёх лет акционерное общество "Радуга" предполагает выплачивать дивиденды в размере: первый год - 2 дол., второй год - 1,5 дол., третий год - 2,5 дол., четвертый год - 3,5 дол. Если ожидается, что в дальнейшем дивиденды будут расти на 5% в год, а требуемая ставка дисконтирования составляет 12%, то какую цену целесообразно заплатить сегодня за акцию данного акционерного общества?
3. Используя приведенную ниже информацию, вычислите для компании-аналога «Салют» все возможные виды мультипликаторов «Цена/прибыль» и «Цена/денежный поток». Расчет сделайте исходя из цены одной акции и собственного капитала предприятия в целом.
Капитал фирмы «Салют» поделен на 250 000 обыкновенных акций, рыночная цена одной акции — 75 руб.
Отчет о прибылях и убытках (выписка)
Показатель | Сумма, тыс. руб. |
Выручка от реализации | 60 000 |
Затраты | 50 000 |
В том числе амортизация | 15 000 |
Сумма уплаченных процентов | 3 000 |
Ставка налога на прибыль, % |
4. Определите стоимость одной акции предприятия «Байкал», использую следующую информацию: чистая прибыль предприятия — 450 тыс. руб.; чистая прибыль в расчете на одну акцию — 25 руб.; балансовая стоимость чистых активов — 5 млн руб.; мультипликатор «Цена/балансовая стоимость» — 1,5.
5. Оцените с помощью мультипликатора инвестированного капитала предприятие «Сирена», годовая выручка от реализации которого составляет 1 800 000 руб.
Пассив баланса предприятия «Сирена», руб.: собственный капитал — 4 000 000; долгосрочные обязательства — 600 000; краткосрочные обязательства — 1 400 000.
Аналогом является предприятие «Гудок», рыночная цена одной акции которого составляет 25 руб., число акций в обращении — 550 000. Годовая выручка от реализации — 1 600 000 руб.
Пассив баланса предприятия «Гудок», руб.: собственный капитал — 8 000 000; долгосрочные обязательства — 2 000 000; краткосрочные обязательства — 4 000 000.
Ключевые функции Bloomberg:
GLCO – Мировые цены на сырьевые товары
FXC – Матрица валютных курсов
ECFC – Экономические прогнозы
ECST – Мировая экономическая статистика
LOIS – Монитор ликвидности 3-м. спред LIBOR-OIS
WEI – Мировые фондовые индексы
MOST – Наиболее активные бумаги
FXIP – Информационный портал валют
CBQ – Обзор рынка по стране
IBQ – Анализ индустрии