В современных условиях морские порты представляют собой сложные транспортные комплексы. По геометрической схеме подхода к порту транспортные коммуникации различают тупиковые (вытянутые в длину) и радиальные узлы. Большинство морских портов России связано с ЖД сетью страны. Только отдельные порты, расположенные в отдаленных районах Севера и Арктики, не имеют ЖД устройств. Железнодорожный транспорт является главным видом сухопутного транспорта в портах по обслуживанию транзитных и смешанных грузовых операций и в первую очередь связанных с внешней торговлей России.
Рациональное размещение основных ЖД устройств способствует повышению эффективности эксплуатационной деятельности портов.
Общая схема железнодорожного оснащения портов.
Железнодорожные устройства, обеспечивающие взаимосвязь морского транспорта с железнодорожным транспортом, состоят в крупных портах из следующих элементов:
- ЖД станции общего назначения, к которой примыкает портовый подъездной путь;
|
|
- специальной портовой грузовой станции;
- портовых районных ЖД парков;
- погрузо-разгрузочных путей на причалах и у складов;
- подъездных, соединительных, весовых и других вспомогательных
Схема ЖД оснащения порта, конструкция, размеры ЖД устройств выбираются в зависимости от характера и объема работы порта, территориального расположения его и ближайших ЖД устройств, технологии переработки грузов, порядка сортировки вагонов, формирования поездов и передач, а также участия в грузообороте других видов транспорта.
Подъездные портовые пути для приема и отправления поездов примыкают к сортировочной или грузовой станции ЖД узла, обслуживающий данный портовый город. Специальная портовая станция может размещаться как на территории порта так и вне ее (на подходах к порту). Наиболее целесообразно эту станцию максимально приближать к грузовым районам порта.
Портовые районные ЖД парки располагаются на территории порта возможно ближе (не далее 0,5-1 км) к обслуживаемым грузовым районам. Районные парки составляют часть портовой станции, приближенную к фронтам переработки грузов.
Погрузо-разгрузочные пути – первичный элемент ЖД устройств. Часть погрузо-разгрузочных путей размещается непосредственно на причалах, обычно параллельно кордону (Прикордонные пути), между подкрановыми путями, а другая часть – в тылу причального фронта, у складов (тыловые или складские пути). Все эти устройства сообщаются между собой отдельными ходовыми соединительными путями.
ЖД обслуживание крупных портов с большим грузооборотом выполняется в основном по следующей схеме. Маршруты, имеющие назначение в порт, обрабатываются на портовой станции. Здесь составы принимают, расформировывают и сортируют вагоны по причалам, трюмам судов или по складам. Вагоны с грузом в адрес порта, поступающие на сортировочную станцию узла в сборных поездах, передаются на портовую станцию передаточными поездами. После накопления на портовой станции вагоны группами направляются передаточными поездами в соответствующие районные парки, откуда отдельными подачами с помощью маневрового локомотива попадают к местам разгрузки.
|
|
Порожняк по мере разгрузки накапливается на специальном пути в районном парке, затем поступает на станцию, откуда направляется под погрузку в другие районы порта либо на станцию общего назначения.
При обратном направлении грузопотока (из порта) Порожние вагоны с портовой станции подаются в районные парки, а оттуда группами под погрузку на Прикордонные или тыловые пути. Груженые вагоны собирают на выставочном пути районного парка и передают на портовую станцию. На станции формируют маршруты, а отдельные вагоны, не входящие в них, передаточным поездом направляются на станцию общего пользования для включения в сборные поезда.
В портах со сравнительно небольшим вагонооборотом специальная портовая станция не устраивается, а районные парки или погрузо-разгрузочные пути непосредственно связываются с ЖД станцией общего назначения, обслуживающей порт.