Организация строительного производства

Организация строительного производства регламентируется строительными нормами и правилами. Она охватывает четко определенный круг вопросов: общие положения, подготовку строительного производства, материально-техническое обеспече­ние, механизацию, транспорт, организацию труда, оперативное планирование и диспетчеризацию, организацию контроля ка­чества.

В общих положениях применительно к строительству магист­ральных газонефтепроводов наиболее важно следующее: со­здание необходимых условий для заблаговременной (в ходе строительства) подготовки к освоению проектного объема тран-


спортировки продукта; неукоснительное выполнение всех строи­тельно-монтажных и специальных работ в соответствии со СНиП; соблюдение правил охраны труда, пожаровзрывобезопасности, охраны окружающей среды; круглогодичное ведение строитель­ства с полной и ритмичной загрузкой строительно-монтажных и специализированных организаций и их подразделений; макси­мально возможное применение ВКУ; оптимальная концентрация материально-технических и трудовых ресурсов на всех объектах; использование современных экономико-математических методов и вычислительной техники для оптимизации проектных решений по организации строительного производства; надлежащее веде­ние исполнительно-технической документации.

Специфика строительства газонефтепроводов требует выпол­нения в подготовительный период дополнительных мероприя­тий и работ:

утверждения в установленном порядке технорабочего про­екта со сводной сметой; оформления и открытия финансиро­вания строительства (при получении соответствующего разреше­ния можно приступить к выполнению подрядными организациями строительно-монтажных и специальных работ);

уточнения вопросов обеспечения строительства трубами, технологическим оборудованием, материалами, конструкциями, изделиями, в том числе нестандартным и импортным оборудо­ванием;

утверждения в установленном порядке рабочих чертежей и передача их исполнителю до 1 сентября (в северных районах — до 1 марта) года, предшествующего году строительства (на объем работ первого года), а спецификаций для заказа обору­дования, приборов, кабельной продукции и др. — до 1 апреля;

получения фондов и размещения заказов на трубы, обору­дование, материалы и другие первоочередные поставки в соот­ветствии с графиками производственно-технической комплек­тации;

разработки и утверждения в установленном порядке пуско­вого комплекса (очереди) магистрального трубопровода;

подготовки внутрипостроечного титульного списка;

отвода трассы трубопровода в натуре, передачи ее заказчи­ком (ДСТ) генеральному подрядчику, а в соответствующих частях — генеральным подрядчиком субподрядным организа­циям с оформлением и утверждением актов приемки-передачи в вышестоящих инстанциях (главных управлениях министерства заказчика и подрядчика);

разработки проекта производства работ (ППР) и передачи его исполнителям не позднее чем за 2 мес до начала проведе­ния внеплощадочных подготовительных работ;

определения организаций, обеспечивающих снабжение, ме­дицинское обслуживание и связь на период строительства тру­бопровода;

решения кадровых вопросов. 20


Материально-техническое обеспечение строительства маги­стральных газонефтепроводов осуществляют на основе произ­водственно-технологической комплектации строящейся линейной части (обособленно) и наземных объектов (КС или НС). Трубы, материалы, строительные конструкции (или БКУ), изделия, ин­женерное оборудование, технологические комплексы поставляют в соответствии с принятой проектной технологией проведения строительно-монтажных и специальных работ.

Материально-техническое обеспечение строительства маги­стральных газонефтепроводов возложено на управления про­изводственно-технической комплектации (УПТК), подразделе­ния которых осуществляют поставку материальных ресурсов, необходимых для выполнения производственной программы, независимо от источников их поступления; повышение заводской готовности изделий и подготовку материалов к непосредствен­ному применению в строительном производстве; комплектацию строящихся объектов конструкциями (БКУ), изделиями, мате­риалами и инженерным оборудованием путем централизованной доставки их на строительную площадку по утвержденным гра­фикам.

Механизация строительно-монтажных работ при сооружении магистральных газонефтепроводов, как правило, комплексная. Наиболее эффективны способы и средства механизации, обеспе­чивающие высокое качество, снижение себестоимости и сокра­щение трудоемкости строительно-монтажных и специальных работ.

Режимы работы общестроительных и специальных машин и механизмов зависят от технологии проведения работ. Их увя­зывают (по производительности отдельных машин) с режимом работы ведущей машины. Виды и типоразмеры ведущей и ком­плектующих машин при сооружении КС и НС зависят от ха­рактерных особенностей возводимого здания (компрессорный цех, РЭБ, СЭБ и т. п.), прогрессивной технологии, объемов, темпов и природно-климатических условий строительства.


где <ЭобЩ — объем работ данного вида; У — доля работ, выпол­няемых машинами принятого вида в общем объеме работ; Пч — часовая (средняя за соответствующий период времени)

При сооружении наземных объектов в общем случае состав парка и число машин, необходимых для выполнения установ­ленной программы строительно-монтажных работ, определяют исходя из объемов работ, принятых способов механизации работ и эксплуатационной производительности машин. Среднесписоч­ное число машин Мс, требующихся на соответствующий период для выполнения заданного объема работ, определяют по фор­муле



При небольших объемах перевозок можно пользоваться упрощенной формулой

производительность одной машины или производительность, приходящаяся на единицу измерений главного параметра (на 1 м3 вместимости ковша, на 1 м грузоподъемности и т. п.); Кв — коэффициент использования внутрисменного времени; Т — рабочее время одной машины за соответствующий период.

Общую потребность в строительных и специальных машинах определяют как сумму потребности в отдельных видах машин для выполнения каждого вида работ.

Поставку машин Мп для пополнения парка в планируемом периоде определяют по формуле М„= (МсН)К+А, где Я — число машин данного типа, имеющихся в наличии до начала планируемого периода; К — коэффициент, учитывающий равно­мерность поставки; А — число выбывающих или списываемых машин.

При определении потребности в строительных и специаль­ных машинах необходимо учитывать эксплуатационную произ­водительность за соответствующий период: П3 = ПЧКвТ.

Потребность в средствах малой механизации определяют исходя из годовой программы строительно-монтажных и спе­циальных работ, численности рабочих по профессиям и дей­ствующих норм.

Работа транспорта должна быть организована так, чтобы обеспечивалось бесперебойное обслуживание строительства в соответствии с планами и графиками проведения строительно-монтажных работ и поставки материально-технических ресур­сов. При выборе вида транспорта учитывают расстояние, на которое осуществляют перевозки, состояние дорожной сети, сроки перевозок, их стоимость, характер грузов, требования к их сохранности, способы погрузки-разгрузки и т. п. Технико-экономическое сравнение разных вариантов позволяет выбрать оптимальный способ перевозки грузов с учетом централизации, установления кратчайших маршрутов движения и т. п.

При определении потребности в транспортных средствах сле­дует использовать формулу

где N — необходимое число одновременно работающих машин; О — общая масса намечаемого к перевозке груза; ц — грузо­подъемность машины; / — расстояние, на которое перевозится груз; Угр, уПор — скорость движения машин соответственно с грузом и без него; /ПОг, ^выг — время, необходимое соответ­ственно для погрузки и выгрузки груза; К — коэффициент использования рабочего времени, учитывающий состояние дорог, погодные условия и другие факторы (/(=0,8 для зимних усло­вий и /С = 0,9 для летних условий); Т — заданный срок пере­возки груза; ^Сут — продолжительность работы машин в тече­ние суток. 22


где (2— объем грузоперевозок; Кн — коэффициент неравномер­ности подачи транспорта (/Сн = 1,05-М,2); </ср — средняя выра­ботка транспортной единицы.

Расчеты, как правило, выполняют в таком порядке: опре­деляют общую массу перевозимых грузов по основным видам; устанавливают среднюю дальность перевозки; определяют объем грузоперевозок, виды транспортных средств по маркам (автомобили, трактора, прицепы и т. п.).

По действующим нормативам устанавливают суточную про­изводительность транспортных средств применительно к кон­кретным условиям: уточняют скорость движения транспорта и продолжительность перевозок; по нормам определяют время погрузки и выгрузки грузов; выявляют число транспортных единиц.

Транспортные средства для неосновных видов перевозок в период строительства (перебазирование производственных подразделений, снабжение, ремонтная служба, перевозка ра­бочих, медицинское обслуживание и т. п.) предусматривают в ППР (раздел «Хозяйственный транспорт»).

Транспортные предприятия обязаны иметь помещения для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

Организация труда при строительстве магистральных нефте­газопроводов, как и в строительном производстве в целом, пре­дусматривает систему мероприятий по рациональному исполь­зованию рабочей силы, расстановке рабочих в процессе произ­водства, разделению и кооперации труда, его нормированию и стимулированию безопасных условий труда. Конечная цель их — повышение производительности труда рабочих, улучшение качества работ, экономия материалов, эффективное использо­вание времени, средств механизации, материальных ресурсов и т. п.

Мероприятия предусматривают совершенствование форм организации труда, изучение и распространение передовых ме­тодов, улучшение организации и обслуживания рабочих мест, обеспечение наиболее благоприятных условий труда, совершен­ствование его нормирования, внедрение прогрессивных форм и системы оплаты и морального стимулирования, подготовку и повышение квалификации рабочих, укрепление трудовой дис­циплины, развитие социалистического соревнования, воспитание трудящихся в духе коммунистического отношения к труду.

Бригада — основная форма кооперации труда в строитель­стве. Бригадный подряд на основе хозяйственного расчета сти-


мулирует экономное расходование материально-технических ресурсов, позволяет снижать себестоимость строительно-мон­тажных работ, сокращать сроки строительства.

Оперативное планирование и диспетчеризация строительства магистральных газонефтепроводов обеспечивают регулирование строительного производства, непрерывный учет, контроль и координацию деятельности производственных и хозяйственных подразделений с целью своевременного выполнения установлен­ных заданий по объемам строительно-монтажных работ и вводу объектов в эксплуатацию. Оперативное планирование предусмат­ривает интенсификацию производственных процессов за счет внедрения передовых методов организации и технологии строи­тельного производства; максимальное использование мощностей строительных, монтажных и специализированных организаций и их подразделений; выявление производственных резервов; своевременное и комплексное обеспечение строительства трудо­выми и материально-техническими ресурсами.

Оперативные планы проведения строительно-монтажных работ составляют генподрядные строительные организации с привлечением субподрядных организаций. При этом исход­ными данными являются производственная программа по объе­мам и структуре работ; ППР с комплексными сетевыми графи­ками (или линейными графиками — ленточными диаграммами Ганта); данные о состоянии работ на отдельных объектах к на­чалу планируемого периода; данные о возможности обеспечения строительства на планируемый период трудовыми материально-техническими ресурсами; планово-производственные нормы затрат труда и заработной платы работающих; показатели вы­работки строительных машин, механизмов и оборудования, нормы расхода строительных материалов и др. Оперативные планы выдают исполнителям не позже чем за пять дней до начала проведения работ.

Основные функции диспетчерской службы — оперативный контроль и регулирование проведения строительно-монтажных работ, увязка работы производственных подразделений (на строительстве линейной части трубопроводов — синхронизация проведения работ), подразделений производственно-технологи­ческой комплектации и предприятий — поставщиков конструк­ций, изделий, материалов и др.

Распоряжения диспетчера в пределах осуществляемых им функций (диспетчер стройучастка, СУ, СМУ, треста, главного управления по строительству, главного производственно-распо­рядительного управления) обязательны для всех работников подведомственных и субподрядных организаций, участвующих в строительном производстве.

Персонал диспетчерских служб несет полную ответствен­ность за своевременное принятие мер по предупреждению на­рушений планового режима строительного производства и лик­видации их последствий. 24


Для передачи оперативной информации используют разные виды связи (телефонная, радиосвязь, радиорелейная, телеграф­ная, телетайпная и др.).

Оперативное планирование и диспетчеризацию строительства в системе Миннефтегазстроя выполняют диспетчерские службы в контакте с руководителями КТП, строительных участков СУ, СМУ, трестов, объединений, главных управлений. Общее руко­водство осуществляют Главные производственно-распорядитель­ные управления, в том числе территориальные. Обработку информации по объектам и организациям ведет Главный ин­формационно-вычислительный центр (ГИВЦ), где широко ис­пользуется современная вычислительная техника.

Организация контроля качества строительно-монтажных работ в системе Миннефтегазстроя характеризуется прежде всего долгосрочной программой повышения качества строи­тельства и надежности магистральных трубопроводов. На пер­вых этапах ее реализации было предусмотрено создание системы управления качеством, включающей совершенствование и раз­витие существующих функциональных подразделений и служб, осуществляющих контроль и управление качеством на всех уоовнях производства. Показатели качества строительной про­дукции в настоящее время поставлены в один ряд с планируе­мыми количественными показателями. Один из основных пунк­тов программы — повышение технологической культуры на основе научной организации труда и научно-технического обес­печения производства. В этом плане качество — совокупность функциональных (эксплуатационных и производственных) ха­рактеристик строительной продукции, определяющих степень ее пригодности.

Непрерывное повышение качества строительства магистраль­ных газонефтепроводов в настоящее время определяется целе­направленной реализацией таких основополагающих принципов, как полная ответственность исполнителей за качество работ; четко определенная ответственность лиц и организаций, осу­ществляющих контроль; административная самостоятельность должностных лиц и организаций по отношению к контролируе­мым организациям и объектам; комплектное обеспечение кон­тролирующих организаций и строительно-монтажных подразде­лений собственными средствами метрологического контроля (геодезическими и контрольно-измерительными инструментами и приборами); осуществление непрерывного технологического контроля при проведении строительно-монтажных работ; ком­плексность контроля качества работ, т. е. охват контролем всех без исключения объектов наземного и линейного строительства; осуществление пооперационного, выборочного и приемочного контроля на всех этапах строительства контролирующими ли­цами и организациями всех административно-управленческих уровней; стимулирование повышения качества строительно-монтажных работ как материально, так и морально; непрерыв-


ное осуществление процесса управления качеством на каждом этапе формирования строительной продукции вплоть до пол­ностью законченного строительством магистрального трубопро­вода.

Внедрение управления качеством при строительстве маги­стральных трубопроводов потребовало соответствующего и обя­зательного обеспечения:

научного—по результатам выполненных исследовательских работ технического, технологического, организационного и управленческого планов, нашедших обобщение в СНиП и отра­жающих современные достижения науки и техники;

экономического — по совокупности объективных условий, обусловливающих моральную и материальную заинтересован­ность коллективов (система стимулов и санкций);

правового —соблюдение норм, регламентирующих качество строительства и ответственность за несоблюдение установлен­ных правил и требований;

организационно-управленческого — единая отраслевая (для Миннефтегазстроя) система контроля и управления качеством на всех административно-управленческих уровнях: звено, бри­гада, механизированная колонна, строительный (монтажный, специализированный) участок, производственный комплекс (КТП), СУ, СМУ, трест, объединение, главное управление, ми­нистерство;

технологического — технология производственного оператив­ного контроля качества строительно-монтажных работ разрабо­тана на научной основе и апробирована по формам, методам, средствам и периодичности выполнения контрольных операций в соответствии с картами технологии пооперационного контроля;

метрологического — правила и практические методы уста­новки, надзора и ремонта контрольно-измерительных приборов и испытательных средств, рекомендации и нормы оснащения ими производственных организаций в соответствии с типовыми номенклатурами и каталогами.

Формирование конечного качества строительной продукции (магистрального трубопровода) аналогично формированию организационно-технологической надежности строительного про­изводства. Рассмотрим поэтапный выпуск продукции.

/ этап —проектирование магистрального трубопровода:

изыскание трассы трубопровода —■ материалы изыскания трассы;

разработка технорабочего проекта строительства трубопро­вода— технорабочий проект строительства;

// этап — изготовление труб, компрессоров (насосов), дета­лей, блоков, узлов, конструкций — продукция трубных и других заводов, предприятий стройиндустрии, строительных материа­лов и др.;

/// этап — транспортировка труб, компрессоров (насосов, деталей, блоков, узлов, конструкций и др.) к местам проведе-26


ния работ — та же продукция после транспортировки к местам проведения работ;

IV этап — промежуточная обработка труб, укрепление узлов
технологического оборудования, обработка материалов, дета­
лей, конструкций — та же продукция после промежуточной об­
работки, укрупнения и др.;

V этап — строительство (проведение строительно-монтажных
работ) — магистральный трубопровод (линейная часть и на­
земные сооружения), предъявленный к сдаче в эксплуатацию.

В системе Миннефтегазстроя основную роль в контроле и управлении качеством строительства магистральных газонефте­проводов играет Государственная инспекция по качеству строи­тельства — самостоятельное подразделение центрального аппа­рата Министерства. Ее права и обязанности следующие:

организация и проведение государственного контроля за качеством строительства объектов нефтяной и газовой промыш­ленности;

контроль за качеством применяемых конструкций, материа­лов, изделий и за соответствием их требованиям государствен­ных стандартов, технических условий, проектов и т. д.;

проверка соблюдения действующих норм и правил при вы­полнении строительно-монтажных операций;

рассмотрение и согласование инструктивно-нормативной базы совершенствования качества строительства;

координация деятельности и методическое руководство всеми подразделениями Государственной инспекции, лабораториями по контролю качества в объединениях, трестах, на предприятиях строительной индустрии;

организация и осуществление надзора за выполнением кон­троля;

анализ и обобщение результатов проверок;

разработка и представление на утверждение в Министерство предложений по улучшению качества строительства;

совершенствование структуры служб и подразделений Госу­дарственной инспекции (подразделения являются зональными инспекциями, а их филиалы — территориальными).

Соответствующие службы контроля качества строительства газонефтепроводов имеют министерства-заказчики.

ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

Проекты производства работ (ППР) составляют на основе проектов организации строительства (ПОС), разрабатываемых в составе технорабочего проекта, и рабочих чертежей для опре­деления наиболее эффективных методов выполнения строи­тельно-монтажных работ, способствующих снижению себестои­мости и трудоемкости, сокращению продолжительности строи­тельства объектов, повышению степени использования строительных машин и оборудования, улучшению качества



строительно-монтажных работ. Строительство без ППР запре­щается.

ППР разрабатывает генеральная подрядная строительная организация при участии субподрядных строительно-монтажных и специализированных организаций. В последние годы ППР на строительство магистральных трубопроводов разрабатывают НИПИОргнефтегазстрой и региональные тресты Орггазнефте-строй Миннефтегазстроя (преимущественно при сооружении крупных трубопроводов) по договорам с генподрядными орга­низациями. В отдельных случаях, например для строительства крупного Байтового мостового перехода магистрального трубо­провода через водную преграду, ППР (по договору с генераль­ным подрядчиком) может быть разработан организацией, вы­полняющей проект этого перехода.

Для строительства линейной части магистрального трубопро­вода, как и для других линейно-протяженных строительных объектов, при соответствующих обоснованиях разрешается из­менять состав ППР применительно к конкретным природно-климатическим условиям. Однако общий состав ППР определя­ется строительными нормами и в обязательном порядке должен включать следующие документы: комплексный сетевой график или календарный план проведения работ; строительный гене­ральный план; график поступления на объект строительных конструкций, деталей, оборудования, материалов и др.; график потребности в рабочих кадрах; график потребности в основных строительных и специальных машинах; технологические карты на сложные работы и работы, выполняемые новыми методами; схемы размещения геодезических знаков; решения по охране труда; документы по контролю качества строительно-монтаж­ных и специальных работ; мероприятия по применению бригад­ного подряда; мероприятия по охране окружающей среды; по­яснительную записку.

Рассмотрим ППР по сооружению КС. Комплексный сетевой график строительства КС эффективнее линейного, так как он позволяет контролировать ход строительства таким образом, чтобы внимание подрядчика и заказчика было сосредоточено на основных работах, определяющих продолжительность строи­тельства в целом (рис. 5). Исходными данными для составле­ния сетевого графика служат принятая технология и объемы строительно-монтажных работ, заданный срок строительства, сроки поставок, обеспеченность трудовыми ресурсами и транс­портом, строительными и специальными машинами, природно-климатические условия строительства, технологические карты, субподрядные договоры и др.

Сначала детальные сетевые графики составляют на отдель­ные виды работ, здания и сооружения, а затем их объединяют в комплексный график.

Календарный план проведения работ по КС, составленный на основе комплексного сетевого графика, включает следующие


позиции: наименование работ, объем работ (единица измерения и количество); необходимые машины (наименование и число машино-смен); продолжительность работы; число дней; число смен; число рабочих в смену; состав бригады; график работ (дни, недели, месяцы).

В отдельных случаях календарный план упрощают. В нем указывают лишь наименование работ и график их выполнения, а также график движения рабочей силы.

Строительный генеральный план охватывает все объекты в соответствии с проектом постоянных, а также временных зда­ний и сооружений, строительной базы, механизированных уста­новок и др. (рис. 6). На детализированном строительном гене­ральном плане указывают приобъектные постоянные и вре­менные транспортные пути, сети водо- и теплоснабжения, административно-хозяйственную и диспетчерскую связь, мон­тажные краны и др. В нем должны учитываться требования пожарной безопасности.

В графике поступления на КС строительных конструкций, деталей, материалов и оборудования указывают их наименова­ние, единицу измерения, требуемое количество и время поступ­ления по дням, неделям и месяцам.

График потребности в рабочих кадрах включает в себя сле­дующие позиции: наименование профессий, число рабочих по разрядам, среднесуточное число рабочих по месяцам, неделям, дням.

Потребность в основных строительных машинах также офор­мляют графиком, в котором указывают их наименование, еди­ницу измерения, число машин, а также среднесуточное число машин по дням, неделям и месяцам.

Технологические карты, разрабатываемые в составе ППР на строительство КС, как правило, включают четыре раздела (аналогично типовым технологическим картам): область при­менения, организация и технология строительного процесса, тех­нико-экономические показатели, материально-технические ре­сурсы.

В пояснительной записке ППР приводят следующие мате­риалы:

расчеты потребности в электроэнергии, воде, паре, кисло­роде, сжатом воздухе;

решения по освещению строительной площадки и рабочих мест;

перечень инвентарных временных зданий и сооружений;

мероприятия по защите действующих коммуникаций от по­вреждений;

технико-экономические показатели решений, принятых в ППР.

Наиболее эффективной формой внедрения в строительство КС и НС передовой технологии и организации в последние годы признана разработка и применение типовых ППР, что позволяет на 8—12% сократить продолжительность строительства. Кроме 30


Рис. 6. Строительный генеральный план КС:

постоянные здания и сооружения: / — компрессорный цех; 2 — операторная КИП и щитовая БКУ; 3,4 — площадки соответственно пылеуловителей и аппаратов воздуш­ного охлаждения газа; 5 — АТРС 1/3; 6 — площадка блоков адсорберов и выморажи-вателя; 7,8 — площадки блоков соответственно сепараторов топливного газа и БТПТ; 5 _ площадка подогревателей газа; 10, 11 — блоки соответственно емкости конден­сата газа и вспомогательных служб (БКУ); /2 — склад ГСМ; 13 — насосная склада масел; 14, 15 — площадки для складирования материалов и труб; 16 — стеллажи для труб; 17 — площадка для мойки автомобилей; 18 — канализационная насосная; 19 — площадка для стоянки личного транспорта; 20 — распределительное устройство; 21 — насосно-пневматическая установка; 22 — резервуар для воды (вместимость 250 м3); 23 — склад для хранения одоранта в таре; временные здания и сооружения; 24 — помещения для обогрева рабочих; 25 — туалеты; 26 — вагон-прорабская; 27 — пере­движная электростанция; 28 — временные зоны складирования

того, унификация методов проведения работ обеспечивает сокра­щение номенклатуры строительных и специальных машин и оборудования, оснастки, средств малой механизации. Схема раз­работки и состав типового ППР следующие:

типовая часть ППР, принимаемая без привязки,— поясни­тельная записка; типовые технологические карты (комплект); комплексная сетевая модель; указания по технике безопасности; ведомость инвентаря, приспособлений, средств малой механиза­ции, инвентарных (временных) зданий и сооружений; техниче­ская документация на временные здания и сооружения приобъ­ектной производственной базы; ведомость грузоподъемных и транспортных машин;


       
 
 
   


часть ППР, разрабатываемая при привязке,— график работы основных строительных машин и механизмов с привязкой по типам и маркам; перечень, объемы и технология проведения ра­бот подготовительного периода; график движения рабочей силы; график поступления технологического оборудования и конструк­ций (в том числе нестандартного оборудования); порядок обес­печения строительства материально-техническими ресурсами; комплексный сетевой график; строительный генеральный план.

В данном случае типизация части разделов ППР привела к некоторому изменению его состава, однако последний полно­стью обеспечивает выполнение основных задач ППР как веду­щего документа по организации строительства КС и НС.

Строительство наземных объектов в блочном исполнении осуществляется методом долгосрочного потока, поэтому при раз­работке ППР предусматривают создание специализированных и объектных потоков по изготовлению БКУ, их транспортировке и монтажу.

В последние годы используют методы макетно-модульного проектирования проведения работ при сооружении КС и НС. Макет КС или НС на стадии ППР выполняют в масштабах 1: 50; 1: 25, а на стадии разработки заводских и монтажных узлов трубопроводов, технологического оборудования и строи­тельных конструкций — в масштабе 1: 20 и даже 1:10. Такой ППР называется объемным (ОППР). Для многократно повто­ряющихся или сложных проектов создаются фильмы, проекты, демонстрирующие на макете технологию и организацию соору­жения КС и НС.

Примерное содержание ОППР (масштаб 1:25) следующее:

строительная часть — изображается конструктивная схема строительного каркаса с показом моделей строительных конст­рукций, монтажных балок и приспособлений;

технологическая часть—доказываются расположение обору­дования и технологических трубопроводов, модели оборудова­ния, трубопроводов и их деталей;

контроль и автоматика — изображается расположение обо­рудования, приборов и трасс контроля и автоматики с показом моделей приборов, шкафных и панельных щитов, пультов управ­ления, защитных труб, коробов, мостов для прокладки трасс;

санитарно-техническая часть — дается расположение обору­дования и коммуникаций с показом моделей вентиляторов, кало­риферов и воздуховодов;

энергетическая часть — изображается расположение обору­дования и трасс с показом моделей оборудования, распредели­тельных щитов, электродвигателей, шкафов, трансформаторов, лотков для кабелей, кабельных каналов и светильников.

ППР по сооружению линейной части магистрального трубо­провода имеет примерно тот же состав, что ППР по сооружению наземных объектов, но он специфичен по содержанию. Так, на строительство трубопровода (или его участка) составляют не 32


комплексный сетевой график или календарный план проведения работ, а директивный линейный график. При его составлении необходимо решение основной задачи линейного строительства: определение оптимального числа и расстановки по трассе ДОСП (КТП), необходимых для строительства линейной части магист­рального трубопровода данного диаметра и данной протяжен­ности в конкретных природно-климатических условиях при из­вестном материально-техническом обеспечении в нормативный (директивный) срок. Учитывая, что строительство будет вестись по пятой схеме организации ЛОСП (см. рис. 1, д) расчеты вы­полняют по следующим формулам:

где искомое оптимальное число ЛОСП (КТП) равно числу слагаемых левой части выражения (1); Л^Пл1, Л^лг, ...,Мплп — число колонно-смен, предполагаемых к выполнению 1, 2, п-й изоляционно-укладочными колоннами в период строительства трубопровода; Ьпр — приведенная протяженность трассы трубо­провода; Кем — коэффициент сменности работы изоляционно-укладочных колонн; Рем — сменная производительность изоля-циошю-укладочпой колонны при ее работе на трубопроводе дан­ного диаметра в нормальных условиях; 2/гЯг — сумма произве­дений суммарной протяженности специфических участков трассы трубопровода (болота, пески, горы и др.) на соответствующие коэффициенты, учитывающие сложность проведения изоляцион­но-укладочных работ на этих участках; КпеР, Ккл — коэффициент, учитывающий потери времени изоляционно-укладочной колон­ной соответственно при ее перебазировке через переходы (строи­тельство ведут ПМК или отряды УПТР) и по климатическим (погодным) условиям; 2/иИз — сумма произведений суммарной протяженности участков трубопровода с различными типами изоляционных покрытий на соответствующие коэффициенты, учитывающие сложность нанесения этих покрытий; Ь — расчет­ная протяженность трассы трубопровода; /нед — фактическая (планируемая) продолжительность рабочей недели; /норм — про­должительность (нормативная) рабочей недели; Ыпл — плани­руемое число рабочих смен на весь период строительства трубо­провода; Л^кл — число смен в период строительства трубопро­вода, в которые изоляционно-укладочные работы не могут про­водиться по климатическим (погодным) условиям (температура 2 з

 

Заказ № 1997


   
 
 
 


воздуха выше 40 °С или ниже —35 °С; ветер более 2 баллов, снег, дождь, поземка, пыльная буря и т. п.); /-общ — общая про­ектная протяженность трассы трубопровода; Т.ЬПер — суммарная протяженность переходов трубопровода через естественные и искусственные преграды, сооружение которых ведут ПМК и отряды УПТР.

Формулы (1) — (5) используют при расчетах по методу при­веденной протяженности трассы магистрального трубопровода, представляющей собой некую условную протяженность, соот­ветствующую нормальным условиям проведения изоляционно-укладочных работ (равнинный рельеф местности, отсутствие переходов через естественные и искусственные преграды, скаль­ных пород и болот, постоянно благоприятная для проведения работ погода, постоянное работоспособное состояние техники, требуемая квалификация рабочих, бесперебойное материально-техническое обеспечение, предельно синхронное проведение предшествующих видов работ и т. п.).

Значения коэффициентов следующие: Кг — для болот I типа — 1,7, II типа — 2,5 (болота III типа во всех случаях рас­сматривают как переходы, сооружение которых выполняют ПМК), для скальных грунтов — 0,95—2,3, для песчаных пустынь, каменистых плато, барханных песков и дюн—1,25—1,45; для сложного рельефа местности—1,85—2,5; /Спер — для числа пере­ходов, приходящихся на 100 км трассы трубопровода, от 1 до 5—1,05—1,25; Л'из — для изоляционных покрытий из полимер­ных лент с защитной оберткой—1—1,2; для изоляционных покрытий на битумной основе с защитной оберткой—1,4—1,6.

Значения Рсм берут из ведомственных (Миннефтегазстроя) НиР на изоляционно-укладочные работы, а М„л — из ведомст­венных указаний по учету природно-климатических условий при строительстве линейной части магистральных трубопроводов, где рассмотрено политико-административное районирование территории СССР; Л'п.ц, Мил 2,. •., ^н„ определяют арифмети­ческим подбором с учетом как поставки труб (по месяцам), так и наличия КТП — производственных единиц.

Для определения участков работы каждого ЛОСП (КТП) используют метод сопоставимых трасс, сущность которого заклю­чается в следующем: па миллиметровой бумаге в приемлемом для работы масштабе последовательно на одной шкале откла­дывают Ь-ар, соответствующую 10-километровым рабочим черте­жам, всей трассы магистрального трубопровода, сохраняя на границах каждого участка проектный километраж; на той же шкале последовательно откладывают 1пр участка работы каж­дого ЛОСП (КТП), а затем определяют границы этих участков в проектном километраже. При этом используют формулу


где 1„р«— приведенная протяженность участка работы 1-го ЛОСП (КТП); ^ —время функционирования 1-го ЛОСП (КТП); п — число ЛОСП (КТП), необходимое для строительства трубо­провода в заданный срок при условии, что 1\, 1%,..., 1и ■ ■ ■ 1п — время функционирования 1, 2, I,..,, я-го ЛОСП (КТП).

На директивном графике строительства линейной части ма­гистрального трубопровода указывают лишь начало и оконча­ние проведения основных видов работ (рис. 7).

На строительство крупных переходов магистральных трубо­проводов, как правило, составляют сетевые графики. Их сущест­венный недостаток — отработка вручную, хотя число работ, включенных в графики, достигает нескольких сотен.

Строительный генеральный план линейной части магистраль­ного трубопровода во многом восполняет календарный план проведения работ, так как именно в нем указывают объемы ра­бот по видам и в технологической последовательности, выполняе­мые каждым ЛОСП (КТП), т. е., по-существу, он является до­кументом ППР, дополняющим директивный график строитель­ства линейной части магистрального трубопровода.

Особое место в составе ППР на строительство линейной ча­
сти магистрального трубопровода занимает транспортная схема.
Цель ее разработки — определение пунктов поступления труб,
материалов, строительных и специальных машин, оборудования
сварочно-монтажных и битумоплавильных баз, полевых жилых
городков и т. п., участков трассы трубопровода, которые эти
пункты должны обслуживать в процессе строительства трубо-
2* 35


         
 
 
   
 
   


провода. При выборе этих пунктов необходимо соблюдать сле­дующие требования:

железнодорожные станции, порты, пристани должны нахо­диться на минимальном (по сравнению с другими станциями, портами, пристанями) расстоянии от соответствующих участков трассы трубопровода;

на железнодорожных станциях должны быть тупиковые пути с разгрузочными площадками соответствующих размеров или не менее четырех обгонных путей;

в речных портах и на речных пристанях, в морских портах должны быть разгрузочные площадки, рассчитанные на макси­мальный объем приемки грузов (прежде всего труб) и времен­ное их хранение;

на разгрузочных площадках железнодорожных станций, реч­ных портов и пристаней, морских портов должны быть подъезды, обеспечивающие необходимую маневренность трубопроводов, погрузочно-разгрузочных средств и грузового транспорта общего назначения.

Дороги от пунктов поступления труб, материалов и оборудо­вания до трубосварочных, битумоплавильных, трубоизоляцион-ных и других баз и мест расположения полевых жилых город­ков, а также непосредственно до трассы трубопровода должны быть наикратчайшими и пригодными для транспортировки по ним труб, трубных секций и других грузов в любое время года в течение всего периода строительства. Необходимо, чтобы гру­зоподъемность автодорожных мостов соответствовала грузоподъ­емности перевозимого груза, а в повороты автомобильных дорог вписывались длинномерные грузы: трубные секции, отдельные трубы, окопы линий связи, ЛЭП и др. Эти требования опреде­ляют состав и объемы работ по реконструкции существующих дорог, строительству временных дорог, мостов, переездов и объездов, содержанию дорог в период строительства. В той же мере требования к пунктам поступления труб, материалов, обо­рудования определяют состав и объемы работ по реконструкции или строительству (при соответствующих согласованиях) желез­нодорожных тупиков, разгрузочных площадок, подъездов, при­чалов и др.

Для определения участков трассы трубопровода, обслужи­ваемых каждым пунктом поступления труб, материалов и обо­рудования, используют графический метод (рис. 8), суть кото­рого заключается в следующем. Трассу магистрального трубо­провода в принятом масштабе изображают прямой линией, на которой отмечают точки выхода кратчайших дорог от пунктов поступления труб, материалов и оборудования — А', В', С и О'. Из этих точек восставляют перпендикуляры к линии трассы трубопровода. На них в принятом масштабе откладывают заме­ренные в натуре кратчайшие расстояния а, Ь, с и й до пунктов поступления труб, материалов и оборудования — А, В, С и Б. Из этих точек вверх под углом 45° к линии трассы трубопровода


проводят наклонные, пересекающиеся в точках Е, Р, С. Затем уже из этих точек на линию трассы трубопровода опускают пер­пендикуляры ЕА", РВ" и ОС". Пункты А, В, С я В должны обслуживать участки трассы трубопровода соответственно Ьл, Ьв, Ьс и Ьц.

Участки трассы //, //', 12', У и т. д. могут быть определены по формуле, аналогичной следующей:

Для количественной характеристики транспортной схемы строительства магистрального трубопровода используют поня­тия моментов возки М и средневзвешенной возки ^ср:

где Ь — протяженность трассы трубопровода.

Изложенным графическим методом и формулами (6) — (8) удобно пользоваться в тех случаях, когда трубосварочные базы расположены в пунктах А', В', С и В'.

Специальный документ ППР на строительство линейной ча­сти магистрального трубопровода — перечень и объемы вне- и


внутриплощадочных работ, уточненные при изменении объемов строительства, например при сдвиге срока начала работ по се­зонам лето — зима (или наоборот), конкретной привязке ППР к исполнителям — субподрядным организациям с учетом их про­изводственных возможностей (наличие высокопроходимой тех­ники и транспорта, мобильность ремонтной службы и др.), при­нятии рациональных решений (прокладка трубопровода на бо­лотах методом сплава, применение анкеров раскрывающегося типа, вертолетов для навески на трубопровод железобетонных пригрузов и т. п.). Перечень и объемы работ в обязательном порядке дополняют графиком их выполнения с учетом опере­жающего срока начала проведения работ.

Графики поступления на строительство труб, материалов и оборудования, обеспеченности рабочей силой, движения рабочих по профессиям упрощаются и заменяются графиком движения механизированных колонн, бригад и звеньев по их специализа­ции, прежде всего по выполнению подготовительных работ и сооружению малых переходов.

Дополнительно в состав ППР по строительству линейной ча­сти трубопровода включают график работы транспорта по вы­возке труб и трубных секций и рабочие чертежи временных зданий и сооружений (полевые передвижные жилые городки, разные склады, укрытия, навесы на стоянках машин и др.).

Многолетняя практика строительства линейной части магист­ральных трубопроводов свидетельствует о том, что ППР не всегда оказываются действенными. Иногда они просто неосу­ществимы в своих основных частях. Прежде всего это объясня­ется непредсказуемостью изменения природно-климатических ус­ловий строительства. Известны случаи, когда весенний паводок начинался на полтора месяца раньше обычного, зимы бывали «теплыми», болота не промерзали и по ним не могла проходить техника; очень часто весенняя распутица длилась намного доль­ше обычного и т. п. В этой связи в последние годы наметился весьма заметный и имеющий положительные результаты пере­ход от разработки традиционных ППР к многовариантным (МППР). Так как в процессе строительства трубопровода ис­ходная информация для составления ППР обновляется, то изме­няются и первоначальные решения, принятые в МППР.

МППР включает разделы, имеющие как однозначные, так и неоднозначные решения. Разделы с однозначными решениями разрабатывают на основе детерминированных исходных данных на весь срок строительства магистрального трубопровода или его участка. В них включены строительный генеральный план с транспортной схемой; расчет срока строительства трубопро­вода; пояснительная записка. Она содержит обоснование реше­ний по проведению работ, расчеты потребности в материально-технических ресурсах, графический материал и технико-экономи­ческие показатели (общая продолжительность строительства трубопровода, в том числе продолжительность подготовитель-


ного периода; расчетные сроки опережающего выполнения работ по инженерной подготовке трассы и строительству как крупных, так и малых переходов; механовооруженность производствен­ных подразделений, выполняющих отдельные виды работ; энер­говооруженность этих подразделений; уровень индустриализации строительства — отношение суммы стоимости материалов, труб, конструкций, оборудования и изделий, изготовленных вне трассы трубопровода, и стоимости строительно-монтажных и специаль­ных работ, выполняемых механизированным способом, к капи­тальным вложениям в строительство линейной части трубо­провода без учета стоимости проектно-изыскательских работ; трудоемкость; среднедневная выработка по строительству тру­бопровода в целом и среднемесячная выработка на одного ра­бочего).

Разделы МППР с неоднозначными решениями разрабаты­вают на основе вероятностных исходных данных и включают альтернативные и корректируемые решения. Первоначальные варианты корректируемых неоднозначных решений, реализация которых зависит от воздействия изменяющихся факторов, уточ­няют в процессе строительства. К этим разделам относят дирек­тивные и рабочие совмещенные графики проведения работ; гра­фики поступления труб, материалов и оборудования; графики движения производственных подразделений; графики работы основных строительных и специальных машин; протяженность участков и границы их, где используют отдельные ЛОСП (КТП); число ЛОСП (КТП).

Альтернативные решения в зависимости от условий строи­тельства разрабатывают в нескольких вариантах, число которых различно для перечисленных разделов МППР. В ходе строи­тельства используют тот из них, который наиболее полно соот­ветствует фактическим условиям проведения работ. Альтерна­тивные решения могут быть как типовыми, так и индивидуаль­ными. Последние разрабатывают исключительно для одного конкретного трубопровода. В них включены варианты транспорт­ной схемы, сезон строительства, технологические карты.

Типовые альтернативные решения включают варианты тех­нологических карт и схем проведения отдельных видов работ; мероприятия по технике безопасности, пожарной безопасности, охране окружающей среды; схемы пооперационного контроля качества строительно-монтажных работ, алгоритмы и программы принятия и корректировки решений МППР. Типовые решения привязывают к условиям сооружения трубопроводов, объемам работ, применяемым машинам и механизмам, схемам и способам проведения работ, необходимым материально-техническим ресурсам. Типовые графические и текстовые материалы в состав МППР не включают (на них делают ссылки).

Неоднозначные решения разрабатывают для пяти вариантов начала строительства: в директивный срок, на 1,5 мес раньше, на 1,5; 3 и 6 мес позже директивного срока, что соответствует


 
 


изменению общего срока строительства на 0,5 сезона, сезон и 0,5 года. В рамках каждого срока начала строительства целе­сообразно рассматривать варианты для наиболее неблагоприят­ных, наиболее благоприятных и наиболее вероятных условий строительства. Число рассматриваемых вариантов определяют производственно-распорядительные отделы (ПРО) строительных организаций, которые разрабатывают МППР на основе коли­чественных оценок вероятностных факторов.

Порядок разработки, рассмотрения и утверждения МППР та­кой же, как и ППР.

Внедрение в практику строительства магистральных трубо­проводов МППР — первый шаг в реализации «САПР-трубопро­вод» (системы автоматизированного проектирования трубопро­водов).

Глава 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: