Организация строительного производства регламентируется строительными нормами и правилами. Она охватывает четко определенный круг вопросов: общие положения, подготовку строительного производства, материально-техническое обеспечение, механизацию, транспорт, организацию труда, оперативное планирование и диспетчеризацию, организацию контроля качества.
В общих положениях применительно к строительству магистральных газонефтепроводов наиболее важно следующее: создание необходимых условий для заблаговременной (в ходе строительства) подготовки к освоению проектного объема тран-
спортировки продукта; неукоснительное выполнение всех строительно-монтажных и специальных работ в соответствии со СНиП; соблюдение правил охраны труда, пожаровзрывобезопасности, охраны окружающей среды; круглогодичное ведение строительства с полной и ритмичной загрузкой строительно-монтажных и специализированных организаций и их подразделений; максимально возможное применение ВКУ; оптимальная концентрация материально-технических и трудовых ресурсов на всех объектах; использование современных экономико-математических методов и вычислительной техники для оптимизации проектных решений по организации строительного производства; надлежащее ведение исполнительно-технической документации.
|
|
Специфика строительства газонефтепроводов требует выполнения в подготовительный период дополнительных мероприятий и работ:
утверждения в установленном порядке технорабочего проекта со сводной сметой; оформления и открытия финансирования строительства (при получении соответствующего разрешения можно приступить к выполнению подрядными организациями строительно-монтажных и специальных работ);
уточнения вопросов обеспечения строительства трубами, технологическим оборудованием, материалами, конструкциями, изделиями, в том числе нестандартным и импортным оборудованием;
утверждения в установленном порядке рабочих чертежей и передача их исполнителю до 1 сентября (в северных районах — до 1 марта) года, предшествующего году строительства (на объем работ первого года), а спецификаций для заказа оборудования, приборов, кабельной продукции и др. — до 1 апреля;
получения фондов и размещения заказов на трубы, оборудование, материалы и другие первоочередные поставки в соответствии с графиками производственно-технической комплектации;
разработки и утверждения в установленном порядке пускового комплекса (очереди) магистрального трубопровода;
подготовки внутрипостроечного титульного списка;
отвода трассы трубопровода в натуре, передачи ее заказчиком (ДСТ) генеральному подрядчику, а в соответствующих частях — генеральным подрядчиком субподрядным организациям с оформлением и утверждением актов приемки-передачи в вышестоящих инстанциях (главных управлениях министерства заказчика и подрядчика);
|
|
разработки проекта производства работ (ППР) и передачи его исполнителям не позднее чем за 2 мес до начала проведения внеплощадочных подготовительных работ;
определения организаций, обеспечивающих снабжение, медицинское обслуживание и связь на период строительства трубопровода;
решения кадровых вопросов. 20
Материально-техническое обеспечение строительства магистральных газонефтепроводов осуществляют на основе производственно-технологической комплектации строящейся линейной части (обособленно) и наземных объектов (КС или НС). Трубы, материалы, строительные конструкции (или БКУ), изделия, инженерное оборудование, технологические комплексы поставляют в соответствии с принятой проектной технологией проведения строительно-монтажных и специальных работ.
Материально-техническое обеспечение строительства магистральных газонефтепроводов возложено на управления производственно-технической комплектации (УПТК), подразделения которых осуществляют поставку материальных ресурсов, необходимых для выполнения производственной программы, независимо от источников их поступления; повышение заводской готовности изделий и подготовку материалов к непосредственному применению в строительном производстве; комплектацию строящихся объектов конструкциями (БКУ), изделиями, материалами и инженерным оборудованием путем централизованной доставки их на строительную площадку по утвержденным графикам.
Механизация строительно-монтажных работ при сооружении магистральных газонефтепроводов, как правило, комплексная. Наиболее эффективны способы и средства механизации, обеспечивающие высокое качество, снижение себестоимости и сокращение трудоемкости строительно-монтажных и специальных работ.
Режимы работы общестроительных и специальных машин и механизмов зависят от технологии проведения работ. Их увязывают (по производительности отдельных машин) с режимом работы ведущей машины. Виды и типоразмеры ведущей и комплектующих машин при сооружении КС и НС зависят от характерных особенностей возводимого здания (компрессорный цех, РЭБ, СЭБ и т. п.), прогрессивной технологии, объемов, темпов и природно-климатических условий строительства.
где <ЭобЩ — объем работ данного вида; У — доля работ, выполняемых машинами принятого вида в общем объеме работ; Пч — часовая (средняя за соответствующий период времени) |
При сооружении наземных объектов в общем случае состав парка и число машин, необходимых для выполнения установленной программы строительно-монтажных работ, определяют исходя из объемов работ, принятых способов механизации работ и эксплуатационной производительности машин. Среднесписочное число машин Мс, требующихся на соответствующий период для выполнения заданного объема работ, определяют по формуле
При небольших объемах перевозок можно пользоваться упрощенной формулой |
производительность одной машины или производительность, приходящаяся на единицу измерений главного параметра (на 1 м3 вместимости ковша, на 1 м грузоподъемности и т. п.); Кв — коэффициент использования внутрисменного времени; Т — рабочее время одной машины за соответствующий период.
Общую потребность в строительных и специальных машинах определяют как сумму потребности в отдельных видах машин для выполнения каждого вида работ.
Поставку машин Мп для пополнения парка в планируемом периоде определяют по формуле М„= (Мс — Н)К+А, где Я — число машин данного типа, имеющихся в наличии до начала планируемого периода; К — коэффициент, учитывающий равномерность поставки; А — число выбывающих или списываемых машин.
|
|
При определении потребности в строительных и специальных машинах необходимо учитывать эксплуатационную производительность за соответствующий период: П3 = ПЧ — КвТ.
Потребность в средствах малой механизации определяют исходя из годовой программы строительно-монтажных и специальных работ, численности рабочих по профессиям и действующих норм.
Работа транспорта должна быть организована так, чтобы обеспечивалось бесперебойное обслуживание строительства в соответствии с планами и графиками проведения строительно-монтажных работ и поставки материально-технических ресурсов. При выборе вида транспорта учитывают расстояние, на которое осуществляют перевозки, состояние дорожной сети, сроки перевозок, их стоимость, характер грузов, требования к их сохранности, способы погрузки-разгрузки и т. п. Технико-экономическое сравнение разных вариантов позволяет выбрать оптимальный способ перевозки грузов с учетом централизации, установления кратчайших маршрутов движения и т. п.
При определении потребности в транспортных средствах следует использовать формулу
где N — необходимое число одновременно работающих машин; О — общая масса намечаемого к перевозке груза; ц — грузоподъемность машины; / — расстояние, на которое перевозится груз; Угр, уПор — скорость движения машин соответственно с грузом и без него; /ПОг, ^выг — время, необходимое соответственно для погрузки и выгрузки груза; К — коэффициент использования рабочего времени, учитывающий состояние дорог, погодные условия и другие факторы (/(=0,8 для зимних условий и /С = 0,9 для летних условий); Т — заданный срок перевозки груза; ^Сут — продолжительность работы машин в течение суток. 22
где (2— объем грузоперевозок; Кн — коэффициент неравномерности подачи транспорта (/Сн = 1,05-М,2); </ср — средняя выработка транспортной единицы.
|
|
Расчеты, как правило, выполняют в таком порядке: определяют общую массу перевозимых грузов по основным видам; устанавливают среднюю дальность перевозки; определяют объем грузоперевозок, виды транспортных средств по маркам (автомобили, трактора, прицепы и т. п.).
По действующим нормативам устанавливают суточную производительность транспортных средств применительно к конкретным условиям: уточняют скорость движения транспорта и продолжительность перевозок; по нормам определяют время погрузки и выгрузки грузов; выявляют число транспортных единиц.
Транспортные средства для неосновных видов перевозок в период строительства (перебазирование производственных подразделений, снабжение, ремонтная служба, перевозка рабочих, медицинское обслуживание и т. п.) предусматривают в ППР (раздел «Хозяйственный транспорт»).
Транспортные предприятия обязаны иметь помещения для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.
Организация труда при строительстве магистральных нефтегазопроводов, как и в строительном производстве в целом, предусматривает систему мероприятий по рациональному использованию рабочей силы, расстановке рабочих в процессе производства, разделению и кооперации труда, его нормированию и стимулированию безопасных условий труда. Конечная цель их — повышение производительности труда рабочих, улучшение качества работ, экономия материалов, эффективное использование времени, средств механизации, материальных ресурсов и т. п.
Мероприятия предусматривают совершенствование форм организации труда, изучение и распространение передовых методов, улучшение организации и обслуживания рабочих мест, обеспечение наиболее благоприятных условий труда, совершенствование его нормирования, внедрение прогрессивных форм и системы оплаты и морального стимулирования, подготовку и повышение квалификации рабочих, укрепление трудовой дисциплины, развитие социалистического соревнования, воспитание трудящихся в духе коммунистического отношения к труду.
Бригада — основная форма кооперации труда в строительстве. Бригадный подряд на основе хозяйственного расчета сти-
мулирует экономное расходование материально-технических ресурсов, позволяет снижать себестоимость строительно-монтажных работ, сокращать сроки строительства.
Оперативное планирование и диспетчеризация строительства магистральных газонефтепроводов обеспечивают регулирование строительного производства, непрерывный учет, контроль и координацию деятельности производственных и хозяйственных подразделений с целью своевременного выполнения установленных заданий по объемам строительно-монтажных работ и вводу объектов в эксплуатацию. Оперативное планирование предусматривает интенсификацию производственных процессов за счет внедрения передовых методов организации и технологии строительного производства; максимальное использование мощностей строительных, монтажных и специализированных организаций и их подразделений; выявление производственных резервов; своевременное и комплексное обеспечение строительства трудовыми и материально-техническими ресурсами.
Оперативные планы проведения строительно-монтажных работ составляют генподрядные строительные организации с привлечением субподрядных организаций. При этом исходными данными являются производственная программа по объемам и структуре работ; ППР с комплексными сетевыми графиками (или линейными графиками — ленточными диаграммами Ганта); данные о состоянии работ на отдельных объектах к началу планируемого периода; данные о возможности обеспечения строительства на планируемый период трудовыми материально-техническими ресурсами; планово-производственные нормы затрат труда и заработной платы работающих; показатели выработки строительных машин, механизмов и оборудования, нормы расхода строительных материалов и др. Оперативные планы выдают исполнителям не позже чем за пять дней до начала проведения работ.
Основные функции диспетчерской службы — оперативный контроль и регулирование проведения строительно-монтажных работ, увязка работы производственных подразделений (на строительстве линейной части трубопроводов — синхронизация проведения работ), подразделений производственно-технологической комплектации и предприятий — поставщиков конструкций, изделий, материалов и др.
Распоряжения диспетчера в пределах осуществляемых им функций (диспетчер стройучастка, СУ, СМУ, треста, главного управления по строительству, главного производственно-распорядительного управления) обязательны для всех работников подведомственных и субподрядных организаций, участвующих в строительном производстве.
Персонал диспетчерских служб несет полную ответственность за своевременное принятие мер по предупреждению нарушений планового режима строительного производства и ликвидации их последствий. 24
Для передачи оперативной информации используют разные виды связи (телефонная, радиосвязь, радиорелейная, телеграфная, телетайпная и др.).
Оперативное планирование и диспетчеризацию строительства в системе Миннефтегазстроя выполняют диспетчерские службы в контакте с руководителями КТП, строительных участков СУ, СМУ, трестов, объединений, главных управлений. Общее руководство осуществляют Главные производственно-распорядительные управления, в том числе территориальные. Обработку информации по объектам и организациям ведет Главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ), где широко используется современная вычислительная техника.
Организация контроля качества строительно-монтажных работ в системе Миннефтегазстроя характеризуется прежде всего долгосрочной программой повышения качества строительства и надежности магистральных трубопроводов. На первых этапах ее реализации было предусмотрено создание системы управления качеством, включающей совершенствование и развитие существующих функциональных подразделений и служб, осуществляющих контроль и управление качеством на всех уоовнях производства. Показатели качества строительной продукции в настоящее время поставлены в один ряд с планируемыми количественными показателями. Один из основных пунктов программы — повышение технологической культуры на основе научной организации труда и научно-технического обеспечения производства. В этом плане качество — совокупность функциональных (эксплуатационных и производственных) характеристик строительной продукции, определяющих степень ее пригодности.
Непрерывное повышение качества строительства магистральных газонефтепроводов в настоящее время определяется целенаправленной реализацией таких основополагающих принципов, как полная ответственность исполнителей за качество работ; четко определенная ответственность лиц и организаций, осуществляющих контроль; административная самостоятельность должностных лиц и организаций по отношению к контролируемым организациям и объектам; комплектное обеспечение контролирующих организаций и строительно-монтажных подразделений собственными средствами метрологического контроля (геодезическими и контрольно-измерительными инструментами и приборами); осуществление непрерывного технологического контроля при проведении строительно-монтажных работ; комплексность контроля качества работ, т. е. охват контролем всех без исключения объектов наземного и линейного строительства; осуществление пооперационного, выборочного и приемочного контроля на всех этапах строительства контролирующими лицами и организациями всех административно-управленческих уровней; стимулирование повышения качества строительно-монтажных работ как материально, так и морально; непрерыв-
ное осуществление процесса управления качеством на каждом этапе формирования строительной продукции вплоть до полностью законченного строительством магистрального трубопровода.
Внедрение управления качеством при строительстве магистральных трубопроводов потребовало соответствующего и обязательного обеспечения:
научного—по результатам выполненных исследовательских работ технического, технологического, организационного и управленческого планов, нашедших обобщение в СНиП и отражающих современные достижения науки и техники;
экономического — по совокупности объективных условий, обусловливающих моральную и материальную заинтересованность коллективов (система стимулов и санкций);
правового —соблюдение норм, регламентирующих качество строительства и ответственность за несоблюдение установленных правил и требований;
организационно-управленческого — единая отраслевая (для Миннефтегазстроя) система контроля и управления качеством на всех административно-управленческих уровнях: звено, бригада, механизированная колонна, строительный (монтажный, специализированный) участок, производственный комплекс (КТП), СУ, СМУ, трест, объединение, главное управление, министерство;
технологического — технология производственного оперативного контроля качества строительно-монтажных работ разработана на научной основе и апробирована по формам, методам, средствам и периодичности выполнения контрольных операций в соответствии с картами технологии пооперационного контроля;
метрологического — правила и практические методы установки, надзора и ремонта контрольно-измерительных приборов и испытательных средств, рекомендации и нормы оснащения ими производственных организаций в соответствии с типовыми номенклатурами и каталогами.
Формирование конечного качества строительной продукции (магистрального трубопровода) аналогично формированию организационно-технологической надежности строительного производства. Рассмотрим поэтапный выпуск продукции.
/ этап —проектирование магистрального трубопровода:
изыскание трассы трубопровода —■ материалы изыскания трассы;
разработка технорабочего проекта строительства трубопровода— технорабочий проект строительства;
// этап — изготовление труб, компрессоров (насосов), деталей, блоков, узлов, конструкций — продукция трубных и других заводов, предприятий стройиндустрии, строительных материалов и др.;
/// этап — транспортировка труб, компрессоров (насосов, деталей, блоков, узлов, конструкций и др.) к местам проведе-26
ния работ — та же продукция после транспортировки к местам проведения работ;
IV этап — промежуточная обработка труб, укрепление узлов
технологического оборудования, обработка материалов, дета
лей, конструкций — та же продукция после промежуточной об
работки, укрупнения и др.;
V этап — строительство (проведение строительно-монтажных
работ) — магистральный трубопровод (линейная часть и на
земные сооружения), предъявленный к сдаче в эксплуатацию.
В системе Миннефтегазстроя основную роль в контроле и управлении качеством строительства магистральных газонефтепроводов играет Государственная инспекция по качеству строительства — самостоятельное подразделение центрального аппарата Министерства. Ее права и обязанности следующие:
организация и проведение государственного контроля за качеством строительства объектов нефтяной и газовой промышленности;
контроль за качеством применяемых конструкций, материалов, изделий и за соответствием их требованиям государственных стандартов, технических условий, проектов и т. д.;
проверка соблюдения действующих норм и правил при выполнении строительно-монтажных операций;
рассмотрение и согласование инструктивно-нормативной базы совершенствования качества строительства;
координация деятельности и методическое руководство всеми подразделениями Государственной инспекции, лабораториями по контролю качества в объединениях, трестах, на предприятиях строительной индустрии;
организация и осуществление надзора за выполнением контроля;
анализ и обобщение результатов проверок;
разработка и представление на утверждение в Министерство предложений по улучшению качества строительства;
совершенствование структуры служб и подразделений Государственной инспекции (подразделения являются зональными инспекциями, а их филиалы — территориальными).
Соответствующие службы контроля качества строительства газонефтепроводов имеют министерства-заказчики.
ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
Проекты производства работ (ППР) составляют на основе проектов организации строительства (ПОС), разрабатываемых в составе технорабочего проекта, и рабочих чертежей для определения наиболее эффективных методов выполнения строительно-монтажных работ, способствующих снижению себестоимости и трудоемкости, сокращению продолжительности строительства объектов, повышению степени использования строительных машин и оборудования, улучшению качества
строительно-монтажных работ. Строительство без ППР запрещается.
ППР разрабатывает генеральная подрядная строительная организация при участии субподрядных строительно-монтажных и специализированных организаций. В последние годы ППР на строительство магистральных трубопроводов разрабатывают НИПИОргнефтегазстрой и региональные тресты Орггазнефте-строй Миннефтегазстроя (преимущественно при сооружении крупных трубопроводов) по договорам с генподрядными организациями. В отдельных случаях, например для строительства крупного Байтового мостового перехода магистрального трубопровода через водную преграду, ППР (по договору с генеральным подрядчиком) может быть разработан организацией, выполняющей проект этого перехода.
Для строительства линейной части магистрального трубопровода, как и для других линейно-протяженных строительных объектов, при соответствующих обоснованиях разрешается изменять состав ППР применительно к конкретным природно-климатическим условиям. Однако общий состав ППР определяется строительными нормами и в обязательном порядке должен включать следующие документы: комплексный сетевой график или календарный план проведения работ; строительный генеральный план; график поступления на объект строительных конструкций, деталей, оборудования, материалов и др.; график потребности в рабочих кадрах; график потребности в основных строительных и специальных машинах; технологические карты на сложные работы и работы, выполняемые новыми методами; схемы размещения геодезических знаков; решения по охране труда; документы по контролю качества строительно-монтажных и специальных работ; мероприятия по применению бригадного подряда; мероприятия по охране окружающей среды; пояснительную записку.
Рассмотрим ППР по сооружению КС. Комплексный сетевой график строительства КС эффективнее линейного, так как он позволяет контролировать ход строительства таким образом, чтобы внимание подрядчика и заказчика было сосредоточено на основных работах, определяющих продолжительность строительства в целом (рис. 5). Исходными данными для составления сетевого графика служат принятая технология и объемы строительно-монтажных работ, заданный срок строительства, сроки поставок, обеспеченность трудовыми ресурсами и транспортом, строительными и специальными машинами, природно-климатические условия строительства, технологические карты, субподрядные договоры и др.
Сначала детальные сетевые графики составляют на отдельные виды работ, здания и сооружения, а затем их объединяют в комплексный график.
Календарный план проведения работ по КС, составленный на основе комплексного сетевого графика, включает следующие
позиции: наименование работ, объем работ (единица измерения и количество); необходимые машины (наименование и число машино-смен); продолжительность работы; число дней; число смен; число рабочих в смену; состав бригады; график работ (дни, недели, месяцы).
В отдельных случаях календарный план упрощают. В нем указывают лишь наименование работ и график их выполнения, а также график движения рабочей силы.
Строительный генеральный план охватывает все объекты в соответствии с проектом постоянных, а также временных зданий и сооружений, строительной базы, механизированных установок и др. (рис. 6). На детализированном строительном генеральном плане указывают приобъектные постоянные и временные транспортные пути, сети водо- и теплоснабжения, административно-хозяйственную и диспетчерскую связь, монтажные краны и др. В нем должны учитываться требования пожарной безопасности.
В графике поступления на КС строительных конструкций, деталей, материалов и оборудования указывают их наименование, единицу измерения, требуемое количество и время поступления по дням, неделям и месяцам.
График потребности в рабочих кадрах включает в себя следующие позиции: наименование профессий, число рабочих по разрядам, среднесуточное число рабочих по месяцам, неделям, дням.
Потребность в основных строительных машинах также оформляют графиком, в котором указывают их наименование, единицу измерения, число машин, а также среднесуточное число машин по дням, неделям и месяцам.
Технологические карты, разрабатываемые в составе ППР на строительство КС, как правило, включают четыре раздела (аналогично типовым технологическим картам): область применения, организация и технология строительного процесса, технико-экономические показатели, материально-технические ресурсы.
В пояснительной записке ППР приводят следующие материалы:
расчеты потребности в электроэнергии, воде, паре, кислороде, сжатом воздухе;
решения по освещению строительной площадки и рабочих мест;
перечень инвентарных временных зданий и сооружений;
мероприятия по защите действующих коммуникаций от повреждений;
технико-экономические показатели решений, принятых в ППР.
Наиболее эффективной формой внедрения в строительство КС и НС передовой технологии и организации в последние годы признана разработка и применение типовых ППР, что позволяет на 8—12% сократить продолжительность строительства. Кроме 30
Рис. 6. Строительный генеральный план КС:
постоянные здания и сооружения: / — компрессорный цех; 2 — операторная КИП и щитовая БКУ; 3,4 — площадки соответственно пылеуловителей и аппаратов воздушного охлаждения газа; 5 — АТРС 1/3; 6 — площадка блоков адсорберов и выморажи-вателя; 7,8 — площадки блоков соответственно сепараторов топливного газа и БТПТ; 5 _ площадка подогревателей газа; 10, 11 — блоки соответственно емкости конденсата газа и вспомогательных служб (БКУ); /2 — склад ГСМ; 13 — насосная склада масел; 14, 15 — площадки для складирования материалов и труб; 16 — стеллажи для труб; 17 — площадка для мойки автомобилей; 18 — канализационная насосная; 19 — площадка для стоянки личного транспорта; 20 — распределительное устройство; 21 — насосно-пневматическая установка; 22 — резервуар для воды (вместимость 250 м3); 23 — склад для хранения одоранта в таре; временные здания и сооружения; 24 — помещения для обогрева рабочих; 25 — туалеты; 26 — вагон-прорабская; 27 — передвижная электростанция; 28 — временные зоны складирования
того, унификация методов проведения работ обеспечивает сокращение номенклатуры строительных и специальных машин и оборудования, оснастки, средств малой механизации. Схема разработки и состав типового ППР следующие:
типовая часть ППР, принимаемая без привязки,— пояснительная записка; типовые технологические карты (комплект); комплексная сетевая модель; указания по технике безопасности; ведомость инвентаря, приспособлений, средств малой механизации, инвентарных (временных) зданий и сооружений; техническая документация на временные здания и сооружения приобъектной производственной базы; ведомость грузоподъемных и транспортных машин;
часть ППР, разрабатываемая при привязке,— график работы основных строительных машин и механизмов с привязкой по типам и маркам; перечень, объемы и технология проведения работ подготовительного периода; график движения рабочей силы; график поступления технологического оборудования и конструкций (в том числе нестандартного оборудования); порядок обеспечения строительства материально-техническими ресурсами; комплексный сетевой график; строительный генеральный план.
В данном случае типизация части разделов ППР привела к некоторому изменению его состава, однако последний полностью обеспечивает выполнение основных задач ППР как ведущего документа по организации строительства КС и НС.
Строительство наземных объектов в блочном исполнении осуществляется методом долгосрочного потока, поэтому при разработке ППР предусматривают создание специализированных и объектных потоков по изготовлению БКУ, их транспортировке и монтажу.
В последние годы используют методы макетно-модульного проектирования проведения работ при сооружении КС и НС. Макет КС или НС на стадии ППР выполняют в масштабах 1: 50; 1: 25, а на стадии разработки заводских и монтажных узлов трубопроводов, технологического оборудования и строительных конструкций — в масштабе 1: 20 и даже 1:10. Такой ППР называется объемным (ОППР). Для многократно повторяющихся или сложных проектов создаются фильмы, проекты, демонстрирующие на макете технологию и организацию сооружения КС и НС.
Примерное содержание ОППР (масштаб 1:25) следующее:
строительная часть — изображается конструктивная схема строительного каркаса с показом моделей строительных конструкций, монтажных балок и приспособлений;
технологическая часть—доказываются расположение оборудования и технологических трубопроводов, модели оборудования, трубопроводов и их деталей;
контроль и автоматика — изображается расположение оборудования, приборов и трасс контроля и автоматики с показом моделей приборов, шкафных и панельных щитов, пультов управления, защитных труб, коробов, мостов для прокладки трасс;
санитарно-техническая часть — дается расположение оборудования и коммуникаций с показом моделей вентиляторов, калориферов и воздуховодов;
энергетическая часть — изображается расположение оборудования и трасс с показом моделей оборудования, распределительных щитов, электродвигателей, шкафов, трансформаторов, лотков для кабелей, кабельных каналов и светильников.
ППР по сооружению линейной части магистрального трубопровода имеет примерно тот же состав, что ППР по сооружению наземных объектов, но он специфичен по содержанию. Так, на строительство трубопровода (или его участка) составляют не 32
комплексный сетевой график или календарный план проведения работ, а директивный линейный график. При его составлении необходимо решение основной задачи линейного строительства: определение оптимального числа и расстановки по трассе ДОСП (КТП), необходимых для строительства линейной части магистрального трубопровода данного диаметра и данной протяженности в конкретных природно-климатических условиях при известном материально-техническом обеспечении в нормативный (директивный) срок. Учитывая, что строительство будет вестись по пятой схеме организации ЛОСП (см. рис. 1, д) расчеты выполняют по следующим формулам:
где искомое оптимальное число ЛОСП (КТП) равно числу слагаемых левой части выражения (1); Л^Пл1, Л^лг, ...,Мплп — число колонно-смен, предполагаемых к выполнению 1, 2, п-й изоляционно-укладочными колоннами в период строительства трубопровода; Ьпр — приведенная протяженность трассы трубопровода; Кем — коэффициент сменности работы изоляционно-укладочных колонн; Рем — сменная производительность изоля-циошю-укладочпой колонны при ее работе на трубопроводе данного диаметра в нормальных условиях; 2/гЯг — сумма произведений суммарной протяженности специфических участков трассы трубопровода (болота, пески, горы и др.) на соответствующие коэффициенты, учитывающие сложность проведения изоляционно-укладочных работ на этих участках; КпеР, Ккл — коэффициент, учитывающий потери времени изоляционно-укладочной колонной соответственно при ее перебазировке через переходы (строительство ведут ПМК или отряды УПТР) и по климатическим (погодным) условиям; 2/и.ДИз — сумма произведений суммарной протяженности участков трубопровода с различными типами изоляционных покрытий на соответствующие коэффициенты, учитывающие сложность нанесения этих покрытий; Ь — расчетная протяженность трассы трубопровода; /нед — фактическая (планируемая) продолжительность рабочей недели; /норм — продолжительность (нормативная) рабочей недели; Ыпл — планируемое число рабочих смен на весь период строительства трубопровода; Л^кл — число смен в период строительства трубопровода, в которые изоляционно-укладочные работы не могут проводиться по климатическим (погодным) условиям (температура 2 з
Заказ № 1997
воздуха выше 40 °С или ниже —35 °С; ветер более 2 баллов, снег, дождь, поземка, пыльная буря и т. п.); /-общ — общая проектная протяженность трассы трубопровода; Т.ЬПер — суммарная протяженность переходов трубопровода через естественные и искусственные преграды, сооружение которых ведут ПМК и отряды УПТР.
Формулы (1) — (5) используют при расчетах по методу приведенной протяженности трассы магистрального трубопровода, представляющей собой некую условную протяженность, соответствующую нормальным условиям проведения изоляционно-укладочных работ (равнинный рельеф местности, отсутствие переходов через естественные и искусственные преграды, скальных пород и болот, постоянно благоприятная для проведения работ погода, постоянное работоспособное состояние техники, требуемая квалификация рабочих, бесперебойное материально-техническое обеспечение, предельно синхронное проведение предшествующих видов работ и т. п.).
Значения коэффициентов следующие: Кг — для болот I типа — 1,7, II типа — 2,5 (болота III типа во всех случаях рассматривают как переходы, сооружение которых выполняют ПМК), для скальных грунтов — 0,95—2,3, для песчаных пустынь, каменистых плато, барханных песков и дюн—1,25—1,45; для сложного рельефа местности—1,85—2,5; /Спер — для числа переходов, приходящихся на 100 км трассы трубопровода, от 1 до 5—1,05—1,25; Л'из — для изоляционных покрытий из полимерных лент с защитной оберткой—1—1,2; для изоляционных покрытий на битумной основе с защитной оберткой—1,4—1,6.
Значения Рсм берут из ведомственных (Миннефтегазстроя) НиР на изоляционно-укладочные работы, а М„л — из ведомственных указаний по учету природно-климатических условий при строительстве линейной части магистральных трубопроводов, где рассмотрено политико-административное районирование территории СССР; Л'п.ц, Мил 2,. •., ^н„ определяют арифметическим подбором с учетом как поставки труб (по месяцам), так и наличия КТП — производственных единиц.
Для определения участков работы каждого ЛОСП (КТП) используют метод сопоставимых трасс, сущность которого заключается в следующем: па миллиметровой бумаге в приемлемом для работы масштабе последовательно на одной шкале откладывают Ь-ар, соответствующую 10-километровым рабочим чертежам, всей трассы магистрального трубопровода, сохраняя на границах каждого участка проектный километраж; на той же шкале последовательно откладывают 1пр участка работы каждого ЛОСП (КТП), а затем определяют границы этих участков в проектном километраже. При этом используют формулу
где 1„р«— приведенная протяженность участка работы 1-го ЛОСП (КТП); ^ —время функционирования 1-го ЛОСП (КТП); п — число ЛОСП (КТП), необходимое для строительства трубопровода в заданный срок при условии, что 1\, 1%,..., 1и ■ ■ ■ 1п — время функционирования 1, 2, I,..,, я-го ЛОСП (КТП).
На директивном графике строительства линейной части магистрального трубопровода указывают лишь начало и окончание проведения основных видов работ (рис. 7).
На строительство крупных переходов магистральных трубопроводов, как правило, составляют сетевые графики. Их существенный недостаток — отработка вручную, хотя число работ, включенных в графики, достигает нескольких сотен.
Строительный генеральный план линейной части магистрального трубопровода во многом восполняет календарный план проведения работ, так как именно в нем указывают объемы работ по видам и в технологической последовательности, выполняемые каждым ЛОСП (КТП), т. е., по-существу, он является документом ППР, дополняющим директивный график строительства линейной части магистрального трубопровода.
Особое место в составе ППР на строительство линейной ча
сти магистрального трубопровода занимает транспортная схема.
Цель ее разработки — определение пунктов поступления труб,
материалов, строительных и специальных машин, оборудования
сварочно-монтажных и битумоплавильных баз, полевых жилых
городков и т. п., участков трассы трубопровода, которые эти
пункты должны обслуживать в процессе строительства трубо-
2* 35
провода. При выборе этих пунктов необходимо соблюдать следующие требования:
железнодорожные станции, порты, пристани должны находиться на минимальном (по сравнению с другими станциями, портами, пристанями) расстоянии от соответствующих участков трассы трубопровода;
на железнодорожных станциях должны быть тупиковые пути с разгрузочными площадками соответствующих размеров или не менее четырех обгонных путей;
в речных портах и на речных пристанях, в морских портах должны быть разгрузочные площадки, рассчитанные на максимальный объем приемки грузов (прежде всего труб) и временное их хранение;
на разгрузочных площадках железнодорожных станций, речных портов и пристаней, морских портов должны быть подъезды, обеспечивающие необходимую маневренность трубопроводов, погрузочно-разгрузочных средств и грузового транспорта общего назначения.
Дороги от пунктов поступления труб, материалов и оборудования до трубосварочных, битумоплавильных, трубоизоляцион-ных и других баз и мест расположения полевых жилых городков, а также непосредственно до трассы трубопровода должны быть наикратчайшими и пригодными для транспортировки по ним труб, трубных секций и других грузов в любое время года в течение всего периода строительства. Необходимо, чтобы грузоподъемность автодорожных мостов соответствовала грузоподъемности перевозимого груза, а в повороты автомобильных дорог вписывались длинномерные грузы: трубные секции, отдельные трубы, окопы линий связи, ЛЭП и др. Эти требования определяют состав и объемы работ по реконструкции существующих дорог, строительству временных дорог, мостов, переездов и объездов, содержанию дорог в период строительства. В той же мере требования к пунктам поступления труб, материалов, оборудования определяют состав и объемы работ по реконструкции или строительству (при соответствующих согласованиях) железнодорожных тупиков, разгрузочных площадок, подъездов, причалов и др.
Для определения участков трассы трубопровода, обслуживаемых каждым пунктом поступления труб, материалов и оборудования, используют графический метод (рис. 8), суть которого заключается в следующем. Трассу магистрального трубопровода в принятом масштабе изображают прямой линией, на которой отмечают точки выхода кратчайших дорог от пунктов поступления труб, материалов и оборудования — А', В', С и О'. Из этих точек восставляют перпендикуляры к линии трассы трубопровода. На них в принятом масштабе откладывают замеренные в натуре кратчайшие расстояния а, Ь, с и й до пунктов поступления труб, материалов и оборудования — А, В, С и Б. Из этих точек вверх под углом 45° к линии трассы трубопровода
проводят наклонные, пересекающиеся в точках Е, Р, С. Затем уже из этих точек на линию трассы трубопровода опускают перпендикуляры ЕА", РВ" и ОС". Пункты А, В, С я В должны обслуживать участки трассы трубопровода соответственно Ьл, Ьв, Ьс и Ьц.
Участки трассы //, //', 12', У и т. д. могут быть определены по формуле, аналогичной следующей:
Для количественной характеристики транспортной схемы строительства магистрального трубопровода используют понятия моментов возки М и средневзвешенной возки ^ср:
где Ь — протяженность трассы трубопровода.
Изложенным графическим методом и формулами (6) — (8) удобно пользоваться в тех случаях, когда трубосварочные базы расположены в пунктах А', В', С и В'.
Специальный документ ППР на строительство линейной части магистрального трубопровода — перечень и объемы вне- и
внутриплощадочных работ, уточненные при изменении объемов строительства, например при сдвиге срока начала работ по сезонам лето — зима (или наоборот), конкретной привязке ППР к исполнителям — субподрядным организациям с учетом их производственных возможностей (наличие высокопроходимой техники и транспорта, мобильность ремонтной службы и др.), принятии рациональных решений (прокладка трубопровода на болотах методом сплава, применение анкеров раскрывающегося типа, вертолетов для навески на трубопровод железобетонных пригрузов и т. п.). Перечень и объемы работ в обязательном порядке дополняют графиком их выполнения с учетом опережающего срока начала проведения работ.
Графики поступления на строительство труб, материалов и оборудования, обеспеченности рабочей силой, движения рабочих по профессиям упрощаются и заменяются графиком движения механизированных колонн, бригад и звеньев по их специализации, прежде всего по выполнению подготовительных работ и сооружению малых переходов.
Дополнительно в состав ППР по строительству линейной части трубопровода включают график работы транспорта по вывозке труб и трубных секций и рабочие чертежи временных зданий и сооружений (полевые передвижные жилые городки, разные склады, укрытия, навесы на стоянках машин и др.).
Многолетняя практика строительства линейной части магистральных трубопроводов свидетельствует о том, что ППР не всегда оказываются действенными. Иногда они просто неосуществимы в своих основных частях. Прежде всего это объясняется непредсказуемостью изменения природно-климатических условий строительства. Известны случаи, когда весенний паводок начинался на полтора месяца раньше обычного, зимы бывали «теплыми», болота не промерзали и по ним не могла проходить техника; очень часто весенняя распутица длилась намного дольше обычного и т. п. В этой связи в последние годы наметился весьма заметный и имеющий положительные результаты переход от разработки традиционных ППР к многовариантным (МППР). Так как в процессе строительства трубопровода исходная информация для составления ППР обновляется, то изменяются и первоначальные решения, принятые в МППР.
МППР включает разделы, имеющие как однозначные, так и неоднозначные решения. Разделы с однозначными решениями разрабатывают на основе детерминированных исходных данных на весь срок строительства магистрального трубопровода или его участка. В них включены строительный генеральный план с транспортной схемой; расчет срока строительства трубопровода; пояснительная записка. Она содержит обоснование решений по проведению работ, расчеты потребности в материально-технических ресурсах, графический материал и технико-экономические показатели (общая продолжительность строительства трубопровода, в том числе продолжительность подготовитель-
ного периода; расчетные сроки опережающего выполнения работ по инженерной подготовке трассы и строительству как крупных, так и малых переходов; механовооруженность производственных подразделений, выполняющих отдельные виды работ; энерговооруженность этих подразделений; уровень индустриализации строительства — отношение суммы стоимости материалов, труб, конструкций, оборудования и изделий, изготовленных вне трассы трубопровода, и стоимости строительно-монтажных и специальных работ, выполняемых механизированным способом, к капитальным вложениям в строительство линейной части трубопровода без учета стоимости проектно-изыскательских работ; трудоемкость; среднедневная выработка по строительству трубопровода в целом и среднемесячная выработка на одного рабочего).
Разделы МППР с неоднозначными решениями разрабатывают на основе вероятностных исходных данных и включают альтернативные и корректируемые решения. Первоначальные варианты корректируемых неоднозначных решений, реализация которых зависит от воздействия изменяющихся факторов, уточняют в процессе строительства. К этим разделам относят директивные и рабочие совмещенные графики проведения работ; графики поступления труб, материалов и оборудования; графики движения производственных подразделений; графики работы основных строительных и специальных машин; протяженность участков и границы их, где используют отдельные ЛОСП (КТП); число ЛОСП (КТП).
Альтернативные решения в зависимости от условий строительства разрабатывают в нескольких вариантах, число которых различно для перечисленных разделов МППР. В ходе строительства используют тот из них, который наиболее полно соответствует фактическим условиям проведения работ. Альтернативные решения могут быть как типовыми, так и индивидуальными. Последние разрабатывают исключительно для одного конкретного трубопровода. В них включены варианты транспортной схемы, сезон строительства, технологические карты.
Типовые альтернативные решения включают варианты технологических карт и схем проведения отдельных видов работ; мероприятия по технике безопасности, пожарной безопасности, охране окружающей среды; схемы пооперационного контроля качества строительно-монтажных работ, алгоритмы и программы принятия и корректировки решений МППР. Типовые решения привязывают к условиям сооружения трубопроводов, объемам работ, применяемым машинам и механизмам, схемам и способам проведения работ, необходимым материально-техническим ресурсам. Типовые графические и текстовые материалы в состав МППР не включают (на них делают ссылки).
Неоднозначные решения разрабатывают для пяти вариантов начала строительства: в директивный срок, на 1,5 мес раньше, на 1,5; 3 и 6 мес позже директивного срока, что соответствует
изменению общего срока строительства на 0,5 сезона, сезон и 0,5 года. В рамках каждого срока начала строительства целесообразно рассматривать варианты для наиболее неблагоприятных, наиболее благоприятных и наиболее вероятных условий строительства. Число рассматриваемых вариантов определяют производственно-распорядительные отделы (ПРО) строительных организаций, которые разрабатывают МППР на основе количественных оценок вероятностных факторов.
Порядок разработки, рассмотрения и утверждения МППР такой же, как и ППР.
Внедрение в практику строительства магистральных трубопроводов МППР — первый шаг в реализации «САПР-трубопровод» (системы автоматизированного проектирования трубопроводов).
Глава 2