Виртуальный мир библиотеки

Белолипецкая, Н. Сайт как представительство библиотеки в интернете / Наталья Белолипецкая // Библиотечное дело. – 2015. - № 21. – С. 14-16.

Современная библиотека оказывает посетителям информационно-досуговые услуги, качественное выполнение которых просто невозможно без выхода в виртуальное пространство. Однако при организации самого главного представительства библиотеки в Сети – библиотечного сайта – сотрудники в силу особенностей своего мышления совершают одни и те же ошибки.

Если спросить любого сотрудника библиотеки, для кого он работает, то вам ответят – для читателя. Однако при анализе библиотечных сайтов часто возникает ощущение, что их создатели не на читателя ориентируются, а невольно копируют структуру официальных отчётов библиотеки для вышестоящих инстанций, а также повторяют в виртуальном пространстве сложившуюся управленческую структуру библиотеки (деление на отделы, центры, программы и т.д.).

Для многих библиотек появление собственной виртуальной площадки и предоставление читателям доступа к электронным каталогам и оцифрованным книгам – уже прорыв в их повседневной деятельности. Однако то время, когда информации в сети было мало и для привлечения посетителей достаточно было её предоставить хоть как-то, давно миновало. Ежедневно в сеть выбрасываются тарабайты информации самого различного качества. Задача библиотеки состоит в том, чтобы не потеряться в этом информационном шуме, цель – привлечь внимание к книгам, ведь если рассматривать деятельность библиотеки с философской точки зрения, то Библиотека – всего лишь посредник между читателем и книгой. Итак, какие фундаментальные ошибки допускает библиотека при создании своего интернет-представительства?

Стремление выложить как можно больше информации без её анализа и отбора, действуя по принципу «чем больше, тем лучше, авось что-нибудь из этого и пригодится посетителю», причём страницы на сайте создаются в соответствии с представлениями работников библиотеки о нужном и важном, а не регламентированы запросами читателей. Обилие же разнообразных сведений приводит к тому, что посетитель теряется, затрудняется найти то, что ему нужно, и в результате быстро покидает сайт.

Мало того, что библиотеки выкладывают много лишней информации и никак её не структурируют, они пытаются привлечь внимание потенциального читателя, размещая всё это сразу на загрузочной странице, в результате чего она приобретает вид провинциальной доски объявлений: разные шрифты, цветные картинки разных размеров, среди которых теряется меню. Обилие фотографий также зачастую не украшает сайт, поскольку далеко не всегда на сайт выкладываются качественные крупные фотографии, а много мелких лишь усугубляет общее впечатление хаоса.

Сотрудники библиотеки стремятся выложить на сайт абсолютно всё, что они знают и чем занимаются: планы, отчёты, фотографии, описание перспектив развития, и никто не подвергает эти материалы критическому анализу. Выход из этой ситуации один: необходимо проанализировать каждую страницу библиотечного сайта и ответить на вопрос о том, какую полезную для пользователя информацию несёт та или иная страница. Пользователь заходит на сайт библиотеки за информацией о новых поступлениях, интересных мероприятиях, актуальным для него является доступ к электронным каталогам и полнотекстовым базам данных, если они есть, посредством каталогов читатели пытаются составить библиографические списки литературы на определённые темы. Однако далеко не на каждом библиотечном сайте читатель обнаруживает искомое.

Огромное место на библиотечных сайтах занимает информация о различных библиотечных литературных программах, посвящённых великим русским писателям. Сотрудники с удовольствие отчитываются о проведенииразнообразных чтений, дней, недель, посвящённых тому или иному писателю. Однако вместо того, чтобы попасть в раздел «Новости» страницы с детальным описанием этих мероприятий формируют основные разделы библиотечного сайта, захламляя его и делая навигацию сложной и многоуровневой. Если бы рассказы об этих мероприятиях попадали в раздел «Новости» (который, как правило, вынесен ещё и на главную страницу), то их читали бы гораздо большее количество посетителей, они не лежали бы мёртвым грузом, а навигация сайта значительно бы упростилась.

Библиотечные сайты стремятся стать как можно полезнее своим посетителям и размещают «полезные ссылки» на сторонние культурные ресурсы, заводят разделы наподобие «Этот день в истории» и т.д. Всё это приводит к прямо противоположному результату – сайт перегружается информацией, навигация усложняется, а среди лишних ссылок и посторонних сведений теряется основная задача библиотеки – облегчить людям доступ к книгам. Зачастую установленные на сайтах ссылки регулярно не проверяются, часть из них ведёт на закрытые проекты, что не добавляет библиотеке очков в глазах посетителей. Нужно смириться с тем, что библиотечный сайт не сможет привлечь абсолютно всех, это нормальное положение вещей. Не стоит стремиться увеличивать охват аудитории за счёт раздувания содержимого сайта, библиотечный сайт должен стать профессиональным в своей узкой области, тем более, что узкая специализация сегодня – это нормальный путь развития в условиях информационного изобилия.

Сунцова, А. Визитная карточка во всемирной сети, или с сайтом хорошо, а с блогом лучше /Алёна Сунцова // Библиотека. -2015. -№ 6. – С. 8-10.

В нашей библиотеке (Центральная библиотека им. Н. А. Некрасова г. Ижевска) создан социальный сервис – коллективный проект сотрудников научно-методического отдела «Блог «НМО ЦМБ». Аббревиатура расшифровывается так: «Новации. Методика. Опыт. Ценные мысли библиотекаря».

Идея зародилась задолго до реализации самого проекта. Основной целью было определено внедрение новаций в практику филиалов ЦБС г. Ижевска, а также библиотек других городов регионов, республик.

Блог, судя по отзывам коллег, имеет все шансы для профессионального развития в качестве одного из основных и незаменимых источников знаний для повышения квалификации, обмена опытом, развития библиотек. Пожалуй, нами не создаётся ничего революционного, но ранее невидимое становится видимым.

Приступив к работе, мы в первую очередь задались вопросами: каким должен быть наш блог; как сделать его читаемым, привлекательным, востребованным, какой контент размещать и, самое главное, как его представить, не допустив дублирования. Повторения информации уже имеющихся представительств библиотеки в социальной сети?

Ответы нашлись быстро. Во-первых, блог создаётся методическим отделом, поэтому информация, содержащаяся в нём, носит преимущественно научно-методический характер. Во-вторых, это новая платформа, соответственно другие возможности и преимущества. Если аакаунты в сетях – повсеместная тенденция, а собственные сайты – необходимость, то блог – шаг к индивидуальности и новый способ заявить о себе.

Отметим, что важным импульсом и мотиватором стало желание вывести наше учреждение на новый уровень виртуального развития, улучшить обмен профессиональной информацией между коллегами, поделиться и перенять опыт различных библиотек республики, страны, мира, завязать новые профессиональные связи, повысить свою социальную значимость, достичь более эффективного использования вычислительной техники. Ведь сказал Билл Гейтс, один из основателей компании Microsoft: если вас нет в Интернете, значит, вы не существуете…»

Была выбрана бесплатная платформа Blogspotв службе хостинга системы Blogger, обладающая большим количеством преимуществ: простотой в регистрации, гибкостью в настройках, удобным интерфейсом, не требующим денежных вложений, отсутствием сторонней рекламы.

Стоит отметить, что создать блог на данной платформе весьма просто. На оказал большую поддержку блог Сергея Лагунова «Об интернет-заработкеhttp: //lagunof.blogspot.ru/. Здесь в одном из сообщений дана подробная инструкция о создании блога на платформе Blogger.com.

Немалое внимание мы уделили оформлению и дизайну. Евгений Литвин, автор бестселлера «10 шагов к успешному блогу 2.0:10 непреложных законов блоггинга», пишет: «Если ваш блог хорошо оформлен, наполнен хорошим контентом, обладает высококлассным дизайном – тогда всё OK. Ваша аудитория воспримет вас как серьёзного специалиста в своём деле.

Что же интересует читателей? Какие направления работы наиболее востребованы? Ответом на эти и множество других вопросов могут служить так называемые теги, или ключевые слова для поиска информации. Наиболее полные сведения можно узнать благодаря мониторингу реальных читателей блога.

Для удобства пользования предусмотрены виджеты «О блоге, форма обратной связи «Onlineметодист», кнопка навигации «ВЕРХ – ВНИЗ». Разрабатывая дизайн мы позаботились о посетителях, которым удобнее следить за обновлениями через канал RSS. Блог обладает и рядом других интересных гаджетов, благодаря которым можно узнать прогноз погоды, время. День недели, обнаружить ссылки на полезные источники информации.

В левой колонке блога читатель найдёт баннер официального сайта Центральной библиотеки, в правой – подвижные иконки страниц Некрасовки, представленной в таких сервисах и социальных сетях, как Googl+, Facebook, «Твиттер».

В заключение хочется добавить, что успех блога зависит не только от усидчивости и упорства, таланта в донесении информации и умения заинтересовать читателя, но от знания темы, которой посвящён пост.

 

Сердечная, Н. Виртуальные сервисы / Наталья Сердечная // Современная библиотека. – 2015. - № 1. – С. 34-37.

Внедрение интернет-технологий изменили многое: появились возможности предоставления услуг в удалённом режиме. Привычными стали такие понятия, как «электронный каталог», «электронная доставка документов». Читатели охотно посещают странички библиотек в социальных сетях и наконец привыкают получать информацию через виртуальные справочные службы или службы виртуального справочного обслуживания.

Для обеспечения удалённого доступа ко всем ресурсам и сервисам областного центра создано единое информационное пространство, реализуемое на общей платформе АБИС OPACGlobal.

Дистанционное обслуживание удалённых пользователей в муниципальных библиотеках ведётся по нескольким направлениям.

Например, предоставление общей информации о библиотеке, её через сайт библиотеки. Можно с уверенностью утверждать, что веб-сайт библиотеки является основным каналом доступа к различнымбиблиотечным онлайн-услугам и информационным ресурсам и важнейшей площадкой для общения между удалёнными пользователями и библиотечными специалистами.

Или предоставление доступа к электронному каталогу и базам данных как важнейшим библиографическим ресурсам библиотеки. Документные фонды муниципальных библиотек находят отражение в Сводном каталоге муниципальных библиотек Белгородской области. Информация о подписке на периодические издания отражается в Сводном каталоге периодических изданий. Электронные каталоги и базы данных реализуются на базе единой АБИС OPAC-Global… Они доступны для всех пользователей муниципальных библиотек, а также для любого интернет-пользователя. Вне зависимости от его нахождения.

Ещё одно направление – обеспечение доступа к полным текстам редких изданий. Все муниципальные библиотеки участвуют в формировании Сводного электронного каталога «Книжные памятники Белгородчины», который содержит библиографические описания и полные тексты редких изданий, хранящихся в фондах библиотек области.

Предоставление доступа к социально-значимой информации и порталу государственных услуг осуществляется вот всех ЦБС. В них открыты Центры общественного доступа (ЦОД) к социально значимой информации.

Важнейшее направление – организация доступа к пользователей к ресурсам других библиотек с использованием электронной доставки документов (ЭДД). Службы ЭДД действуют на базе всех ЦБС, предоставляя возможность получать электронные копии статей и журналов, газет, сборников, фрагментов книг,хранящихся в фондах других библиотек.

Немаловажен для людей и такой сервис, как возможность продлить срок пользования книгой через Интернет. Новая бесплатная услуга – продление в режиме онлайн позволяет быстро и удобно сделать это с любыми документами не выходя из дома. Данная виртуальная услуга предоставляется в ЦБС г. Белгорода и ЦБС Красногвардейского района.

Не меньший спрос вызывает удалённое справочно-библиографическое обслуживание в муниципальных библиотеках области. Виртуальные справочные службы выдают ответы на запросы в виде ссылок на релевантные ресурсы Интернета или традиционных тематических списков литературы и фактографических данных.

В настоящее время развиваются два типа виртуального справочно-библиографического обслуживания. Первый тип – асинхронный: через электронную почту и/или специально разработанные веб-формы запросов. Второй тип – синхронный, включающий обслуживания в режиме реального времени.

В ЦБС Красногвардейского района действует сразу несколько видов виртуальных справочных служб и два типа их технологической реализации. Пользователи имеют возможность обратиться в службы «Виртуальный библиограф», «Краеведческая справочная служба» и «Виртуальная юридическая консультация», заполнив специальную форму на сайте библиотеки и затем получить ответ специалиста на свой электронный почтовый ящик или в режиме реального времени

На сегодняшний день виртуальные справочные службы становятся привычным видом общей справочной работы. Благодаря им общедоступные библиотеки значительно расширяют круг своих читателей, в том числе выходя за пределы своих муниципальных образований.

 

Баркова, И. «Шкаф поколения NEXT» /Ирина Баркова // Библиотека. – 2015. - № 8. – С. 41-44.

Современные технологии, если правильно ими воспользоваться, помогают привлечь к книге внимание. Это замечательный инструмент, который способен не только обеспечить свободный доступ практически к любому произведению, но и развивать мотивацию к чтению.

Одной из наиболее традиционных форм библиотечной деятельности, переживающей эпоху модернизации и адаптации к удалённому обслуживанию, можно назвать книжные выставки. Работа в виртуальном пространстве позволяет шире использовать дополнительные виды информации: библиографическую, фактографическую и др.

На сайте «Библиотека им. Н. В. гоголя. МБУ «МИБС» г. Новокузнецка» (http://libnvkz.ru) есть раздел «Для детей и не только…» (http://libnvkz.ru/chitatelyam/dlia_detei_i_ne_tolko), где мы, учитывая преимущества мультимедиа, изучая меняющиеся потребности читателей, сохраняя лучшие традиции библиотечной практики, стараемся всё это творчески использовать.

Знания о различных современных интернет-сервисах, полученных на вебинарах, мы постарались применить и создали несколько виртуальных книжных выставок, интересных по форме и содержанию. Раздел «Мы любим, когда нас читают!» (http://libnvkz.ru/chitatelyam/dlia_detei_i_ne_tolko/kogda-nas-chitaut) пополнился буктрейлерами, интерактивными викторинами, кроссвордами и, конечно, виртуальными книжными экспозициями.

Выставки-открытки… Мы посвятили их отдельным книгам. Таких несколько: Э. Блайтон «Зонтик волшебника», А. Богачёв «Сокровища великого хана», Г. Почепцов «Золотой шар», Т. Тудегешева «Элимай» (http://libnvkz.ru/chitatelyam/dlia_detei_i_ne_tolko/kogda-nas-chitaut/v-vistavki-viktorini-krosswordi/otkritki). Выставки созданы с помощью сайта «Плэйкаст». Этот сервис позволяет соединить изображение, текст и звук. Используя всё это, можно создавать виртуальные книжные экспозиции, делать обзоры новых поступлений, готовить буктрейлеры. Самое главное, что сервис прост в работе и даёт возможность проявить творческие способности для выражения собственных впечатлений и эмоций.

Наша выставка-игра для детей младшего школьного возраста «Разноцветный мир игрушек» не только знакомит посетителей сайта с книгами, но и рассказывает о том, как, когда и где они появились (http://www.zooburst.com/zb_books-viewer.php?book=zb01_554ce6fdf00b5). ZooBurst – сервис, который предназначен для создания собственных 3D-книг. Мы же воспользовались им, чтобы создать книжную выставку. Многочисленные опции сервиса дают возможность рассказчику, в данном случае библиотекарю, воплотить в жизнь свои замыслы, фантазии, создать собственный мир, в котором эти рассказы обретут смысл. Для поиска картинок можно воспользоваться библиотекой ClipArt, но мы взяли свои иллюстрации. Любую страницу книги можно рассмотреть под любым углом в 3D-пространстве, вращать, удерживая кликом мыши. Наши действующие лица – игрушки сами «расскажут» о себе. Для этого необходимо нажать на знак «!» - откроется окошко с текстом, который можно озвучивать.

На сайте библиотеки появился раздел «Викторины. Кроссворды» (http://libnvkz.ru/chitatelyam/dlia_detei_i_ne_tolko/kogda-nas-chitaut/v-vistavki-viktorini-krosswordi/viktorini). Интерактивные задания по творчеству писателей, отдельным произведениям и на разные темы сделали этот раздел популярным среди читателей. Сервис LearningApps.orgпозволяет готовые задания тут же опубликовать или сохранить для личного пользования. Доступ к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных читателей. Мы можем использовать задания, составленные нашими коллегами, скопировав ссылку.

Буктрейлеры – видеоаннотации литературных произведений. Небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге, ставит своей целью заинтересовать ею, заинтриговать, привлечь внимание при помощи визуальных средств. Буктрейлеры, представленные в разделе «Мы любим, когда нас читают!», созданы по произведениям писателей, сегодня незаслуженно забытых. Надеемся, что эти рекомендации найдут отклик у наших читателей и посетителей сайта.

 

Лоскутова, С. Кратко, ярко, интересно / Светлана Лоскутова // Библиотека. – 2016. - № 5. – С. 42-43.

У традиционной книги сегодня много конкурентов – телевизор, Интернет, игры, развлекательные акции… Научно-технический процесс трансформировал и сам процесс чтения: многие читают с экрана электронной книги, планшета, мобильного телефона, слушают аудиозаписи художественных произведений. Изменения происходят и в литературном процессе: появляются новые темы, герои, жанры, стили. Не заставили себя ждать и новые формы «продвижения» чтения и литературы».

Самая популярная из них буктрейлер – короткий (1-4 минуты) видеоролик по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о произведении, заинтересовать читателя. История буктрейлеров началась в 2002 г. с показа рекламного ролика модного романа на книжной ярмарке. С развитием видеохостингов и социальных сетей популярность их стала расти. Сегодня почти ни одна рекламная кампания не обходится без буктрейлеров. Активно снимают буктрейлеры библиотеки. Существует несколько ежегодных премий за достижения в этой области. Наконец, появились конкурсы буктрейлеров международного, общероссийского и регионального значения. Устраивают собственные конкуры и библиотеки.

Яркий пример – библиотека Чебоксарского машиностроительного техникума. Если в первых конкурсах учебного заведения участвовали только собственные воспитанники, то в 2014 г. в соревновательный процесс были вовлечены учащиеся учебных заведений города, а в 2015 г. конкурс приобрёл республиканский размах, приняв в ряды участников молодёжь из других регионов республики.

Не ограничиваясь проведением конкурсов, библиотечные специалисты обеспечили для всех желающих обучение технологиям создания буктрейлеров: в программу входят индивидуальные консультации, предоставление информационных материалов и обзоров, коллективные просмотры с последующим обсуждением, обмен опытом, мастер-классы, семинары-практикумы.

Основным местом творческого общения и просмотровой площадки буктрейлеров стали группы «Библиотека ЧМТ» (https://vk.com/chmtbook)и «Конкурс буктрейлеровссузов Чувашии» в социальной сети «В контакте» (https://vk.com/chebbuk).

Сообщество увлечённых людей объединили интерес к литературе, чтению, новым технологиям, творчеству и, что особенно важно, желание поделиться прочитанным, рассказать о самой любимой книге, авторе, собственных впечатлениях.

Ежедневно на странице сообщества появляются новостные сообщения, размещаются свежие буктрейлеры и ссылки на полезные ресурсы, происходит обмен мнениями, на этапе конкурсов идут отсчёт дней и интернет-голосование, собирая новых и новых подписчиков.

В 2015 г. библиотека библиотека Чебоксарского машиностроительного техникума под эгидой Ассоциации организаций профессионального образования Чувашской Республики и регионального учебно-методического объединения библиотекарей, при поддержке Министерства образования и молодёжной политики Чувашской республики стала инициатором и организатором Республиканского конкурса буктрейлеров «В сердцах и книгах – память о войне» для студентов системы профессионального образования, посвятив его Году литературы в России и 70-летию Великой Победы. В конкурсе приняли участие 122 студента из 21 учебного заведения. Литературной основой роликов стали книги военно-патриотической тематики.

Благодаря участию в конкурсе молодые люди прочитали много художественной литературы, открыли для себя замечательных героев и авторов, прониклись патриотическими чувствами. Чтение побудило их обратиться и к литературной критике, и к постановкам на сцене и экране. Таким образом, намного обогатился читательский опыт и окреп художественный вкус.

 

Список использованных источников:

1. Баркова, И. «Шкаф поколения NEXT» / Ирина Баркова // Библиотека. – 2015. - № 8. – С. 41-44.

2. Белолипецкая, Н. Сайт как представительство библиотеки в интернете / Наталья Белолипецкая // Библиотечное дело. – 2015. - № 21. – С. 14-16.

3. Гачко, Е. Мобильность – главное достоинство выставки / Евгения Гачко // Библио-поле. – 2013. - № 3. – С. 35-37.

4. Лоскутова, С. Кратко, ярко, интересно / Светлана Лоскутова // Библиотека. – 2016. - № 5. – С. 42-43.

5. Мартинкенайте, Ю. Оживающие книги / Юлия Мартинкенайте // Библиотечное дело. – 2016. - № 2. – С. 28-30.

6. Мужикова, Е. Мимо наших стендов просто так не пройдёшь / Елена Мужикова // Библио-Поле. – 2015. - № 2. – С. 25-28.

7. Мурзина, Т. Навигатор в лабиринте стеллажей / Татьяна Мурзина // Библио-Поле. – 2016. - № 5. – С. 23-24.

8. Сердечная, Н. Виртуальные сервисы / Наталья Сердечная // Современная библиотека. – 2015. - № 1. – С. 34-37.

9. Сунцова, А. Визитная карточка во всемирной сети, или с сайтом хорошо, а с блогом лучше /Алёна Сунцова // Библиотека. - 2015. -№ 6. – С. 8-10.

Интернет-ресурсы:

10. Горбач, В. К. Библиотека и наглядность [Электронный ресурс] / В. К. Горбач // МКОУ СОШ № 23 / Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - 2013. - Режим доступа: http: // nsportal.ru›Школа›Материалы к аттестации›2013/02/01/biblioteka-i… – (Дата обращения: 29.05.2017).

11. Цирулева, И. М. Информационная среда [Электронный ресурс]: памятка / И. М. Цирулева // Централизованные библиотечные системы Нижнего Новгорода. - [Нижний Новгород], 2005. - Режим доступа: http: // libnn.ru›content/view/106/24. – (Дата обращения: 29.05.2017).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: