Характер трудностей, возникающих в учебно-тренировочной деятельности тренера при работе с футболистами 11-12 лет

Для того чтобы выяснить, какие трудностями возникают в работе у тренеров СДЮШОР, как повысить качество подготовки футболистов 11-12 лет в спортивных детско-юношеских школах олимпийского резерва нами была разработана анкета, которая представлена в Приложении 1. Она была адресованная тренерам по футболу, работающих в СДЮШОР. Анкета была размножена и предложена для ответов тренерам, работающих в СДЮШОР «Буревестник».

В результате основного исследования было получено 50 анкет, из них 50 (100%) заполнено правильно.

Рис.2. Соотношение правильно заполненных и неправильно заполненных анкет.

Это является свидетельством того, что качество разработки анкет высокое и работа организована квалифицированно.

При ответе на I вопрос: «При работе, с какими возрастными группами в зависимости от этапа подготовки Вы испытываете наибольшие трудности?» Тренеры-преподаватели ответили согласно рисунку 3:

 

 

Рис.3. Трудности, возникающие в процессе подготовки спортивного резерва в зависимости от этапа подготовки.

- этап спортивного совершенствования – 37 человек

- этап начальной специализации – 8 человек

- этап углубленной специализации – 3 человека

- этап начального обучения – 2 человека

 

Анализируя ответ на этот вопрос, можно отметить, что у большинства тренеров трудности вызывает процесс подготовки спортивного резерва на этапе спортивного совершенствования. Это связано с тем, что в мониторинге принимали участие детские тренеры, а этап спортивного совершенствования у футболистов начинается после окончания школы. К тому же в этом возрасте дети определяются с последующей профессией, и многие решают не продолжать тренировки или тренируются исключительно для поддержания своей физической формы.

Далее с большой разницей (29 баллов) следует этап начальной специализации. Это связано с тем, что в 11-12 лет основной задачей является обучение основным техническим приемам таким как, пас, жонглирование мячом, ведение мяча, закрывание, перехват которыми владеет любой тренер, независимо от квалификации.

Этапы углубленной специализации и начального обучения вызывают значительно меньше трудностей. Вероятно, это связано с психологическими сложностями работы с подростками, такими как: особенности переходного возраста (переоценка ценностей у подростков, конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, с тренером, проблема становления личности, общения с противоположным полом и т.д.).

При ответе на II вопрос: «При работе, над какими сторонами специальной подготовки футболистов Вы испытываете наибольшие трудности в зависимости от этапа подготовки?» были получены результаты, которые отображены в приложении 2 и на рис. 4:

Рис.4. Трудности, возникающие при работе над различными сторонами специальной подготовки в процессе подготовки спортивного резерва в зависимости от этапа подготовки.

 

Рис.5. Тенденции изменения уровня трудностей, возникающих при работе над различными сторонами специальной подготовки в зависимости от этапа подготовки.

Условные обозначения:

1 - Этап начального обучения.

2 - Этап начальной специализации.

3 - Этап углубленной специализации.

4 - Этап спортивного совершенствования.

 

На этапе начального обучения наибольшие трудности в тренерской работе вызывает физическая подготовка. Это связано с тем, что в этом возрасте она должна доминировать над другими сторонами специальной подготовки. Незначительно отстает по уровню вызываемых трудностей психологическая подготовка, т.к. личность спортсмена еще не сформировалась. Техническая и тактическая подготовки вызывают наименьшие трудности, поскольку в этом возрасте (11-12 лет) происходит только становление техники и развитие тактического мышления.

На этапе начальной специализации наибольшие трудности вызывает техническая и психологическая специализация. Это связано с тем, что основные приемы уже разучены, но в соревновательной деятельности мало применялись. Тем же объясняются трудности в психологической подготовки, т.е. отсутствие соревновательной деятельности.

На этапе спортивного совершенствования физическая и тактическая подготовки, по уровню трудностей, по мнению тренеров, выходит на первый план. И плавно снижается этот уровень в отношении психологической подготовки (рис.5).

Очевидна тенденция повышения трудностей в тактической подготовке. Эта сторона специальной подготовки занимает первое место на этапе спортивного совершенствования. Не вызывает сомнений, что такая тенденция также соответствует значимости тактической подготовки на данных этапах подготовки.

При ответе на III вопрос: «При работе, над какими сторонами физической подготовки футболистов Вы испытываете наибольшие трудности в зависимости от этапа подготовки?» были получены результаты, которые отображены в приложении 3 и на рис. 6:

 

Рис.6. Трудности, возникающие при работе над различными сторонами физической подготовки в процессе подготовки спортивного резерва в зависимости от этапа подготовки.

Условные обозначения:

1 - Этап начального обучения.

2 - Этап начальной специализации.

3 - Этап углубленной специализации.

4 - Этап спортивного совершенствования.

 

При работе над силовой подготовкой наибольшие трудности у тренеров возникают на этапах начальной специализации и углубленной специализации. Примерно одинаковое количество баллов набрали эти два этапа. Это свидетельствует о том, что уровень развития силовых качеств оказывает все большее значение на успешность выступлений занимающихся в среднем возрасте.

Прослеживается тенденция снижения трудностей при воспитании двигательно-координационных качеств. Характерно, что сенситивный период их развития приходится на период 11-12 лет, то есть на этапе начальной специализации, но большинство тренеров напрямую связывают техническую подготовку футболистов и развитие двигательно-координационных качеств. Отсюда и весьма схожие тенденции снижения трудностей с последующими этапами подготовки. Многие тренеры говорили о значимости своевременного формирования двигательной базы, необходимой для обучения технике.

Большинство детских тренеров заявляют о том, что современное поколение не проходит этап «дворового воспитания», который был неотъемлемой частью в воспитании практически любого ребенка предыдущих поколений. Игра в «казаков-разбойников», прятки, салки и другие подвижные игры, принятие участия в играх в футбол, хоккей, баскетбол во дворах вместе со старшими ребятами подталкивали на проявление двигательных качеств в экстремальных условиях игры, что способствовало формированию необходимой двигательной базы, на основе которой несложно было обучить технике движений в конкретном виде спорта. В настоящее время многих детей буквально приходится учить простому бегу, прыжкам и другим естественным двигательным действиям.

При ответе на IV вопрос: «При работе, над какими сторонами технической подготовки футболистов Вы испытываете наибольшие трудности в зависимости от этапа подготовки?» были получены результаты, которые отображены в приложении 4 и на рис. 7:

 

Рис.7. Трудности, возникающие при работе над различными сторонами технической подготовки в процессе подготовки спортивного резерва в зависимости от этапа подготовки.

 

Условные обозначения:

1 - Этап начального обучения.

2 - Этап начальной специализации.

3 - Этап углубленной специализации.

4 - Этап спортивного совершенствования.

 

Тренеры считают нецелесообразным придавать особое значение обучению технике приемов в нападении и защите (характерно, что все тренеры единогласно присвоили этому компоненту подготовки коэффициент 1 на первом этапе). Основные трудности возникают при обучении технике защиты. На третьем и четвертом этапе, практически не вызывают трудности при обучении технике приемов и приемов защиты.

Обучение технике защиты на всех этапах стоит на втором месте по уровню трудностей, но в беседах с тренерами многими было отмечено, что на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования целесообразнее было бы говорить не столько о технике, сколько о тактике защиты. Еще нужно отметить, что все, что касается защиты, воспринимается тренерами весьма неоднозначно.

 

При ответе на V вопрос: «Какие трудности Вы испытываете при работе над психологической подготовкой футболистов?» были получены результаты, которые отображены в приложении 5 и на рис. 8:

 

Рис. 8. Трудности, возникающие при работе над психологической подготовкой в процессе подготовки спортивного резерва в зависимости от этапа подготовки.

 

Условные обозначения:

1 - Этап начального обучения.

2 - Этап начальной специализации.

3 - Этап углубленной специализации.

4 - Этап спортивного совершенствования.

 

На этапе начального обучения самые большие трудности вызывает создание благоприятных условий для адаптации футболистов к большому объему нагрузки. Далее, с небольшим отставанием следует воспитание морально-волевых качеств и практически не вызывают трудностей комплексный подход к формированию гармоничной личности спортсмена и учет при выборе средств психорегуляции индивидуальных особенностей спортсмена

На втором этапе подготовки значительно повышаются трудности, связанные с проблемами создания благоприятных условий для адаптации к большим объемам нагрузки, учетом при выборе средств психорегуляции индивидуальных особенностей спортсмена, комплексного подхода к формированию гармоничной личности и воспитанием морально-волевых качеств.

Тренеры выделили этап начальной специализации как самый важный и трудный при работе над психологической подготовкой футболистов. Все предложенные трудности заняли первое место именно на этом этапе. Из этого можно сделать вывод, что на этом этапе начинается психологическая подготовка спортсменов и длится на протяжении всей его спортивной карьеры.

Но необходимо ответить, что тренерско-преподавательский СДЮШОР «Буревестник» имеет весьма приблизительное представление о различных аспектах психологической подготовки при воспитании спортивного резерва, а ведь именно в умении найти общий язык с воспитанниками кроется решение многих проблем в работе. Становится совершенно очевидно, что тема психологической подготовки должна стать одной из ключевых тем на тренерских семинарах и курсах повышения квалификации.

При ответе на VI вопрос: «Какие направления деятельности тренера в процессе подготовки футболистов 11-12 лет вызывают наибольшие трудности?» Тренеры-преподаватели ответили согласно рисунку 9:

Рис.9. Трудности, возникающие в различных направлениях деятельности тренера в процессе подготовки спортивного резерва.

 

Условные обозначения:

1 - Этап начального обучения.

2 - Этап начальной специализации.

3 - Этап углубленной специализации.

4 - Этап спортивного совершенствования.

В данном случае трудности, вызываемые теми или иными сторонами подготовки, связаны с возрастным соответствием: проблема отбора и комплектования класса стоит на первом месте, т.к. это самая первая трудность, с которой придется столкнуться тренеру-преподавателю, от набора зависят все последующие успехи.

Наоборот обстоит дело с трудностями, связанными с профилактикой травматизма и заболеваний у спортсменов. Очень часто тренеру-преподавателю приходится оказывать первую медицинскую помощь на тренировках по футболу, т.к. это очень травмоопасный вид спорта. Также тренер должен уметь предупреждать травматизм, для этого тренеры по футболу проводят раз в месяц лекции по теме: «Профилактика травматизма и заболеваний у футболистов».

Планирование учебно-тренировочной деятельности в процессе подготовки спортивного резерва, без сомнений, занимает важное место в деятельности любого тренера, но в этом компоненте работы не возникает особых трудностей в силу его хорошего освещения в профессиональной литературе.

При ответе на VII вопрос: «Как Вы считаете, насколько возникающие трудности связаны с ниже перечисленными моментами?» Тренеры-преподаватели ответили согласно рисунку 10:

Рис.10. Причины возникновения трудностей, возникающих в процессе подготовки спортивного резерва.

 

Условные обозначения:

1 - Этап начального обучения.

2 - Этап начальной специализации.

3 - Этап углубленной специализации.

4 - Этап спортивного совершенствования.

В отношении данного вопроса на всех этапах подготовки мы видим одинаковую картину, а именно: главной причиной возникновения профессиональных трудностей является отсутствие должного уровня материально-технической базы. Очень часто в СДЮШОР нет тренажерного зала или только один стадион для тренировок, что не позволяет сделать тренировочный процесс более эффективным. А на аренду других залов, в том числе и тренажерного зала у школ не хватает денег. Также не хватает денег на летние и зимние сборы, на поездки на различные турниры, где спортсмены приобретают необходимый и незаменимый опыт соревнований. Все это, безусловно, снижает уровень подготовки спортсменов.

На втором месте - отсутствие специальной литературы. Вся имеющаяся литература давно устарела, а за последние 3 года, по данному вопросу, вышло только 5 книг, но даже в них систематизируются и анализируются давно изученные методы тренировок. Многие тренеры строят свой тренировочный процесс основываясь на собственном опыте или на опыте старших товарищей.

Далее – недостаточный уровень знаний по различным сторонам специальной подготовки и сложности по дозированию нагрузки и отдыха. То есть детские тренеры считают, что им не достаточно тех знаний, которыми они владеют.

При ответе на VIII вопрос: «Каким образом Вы стараетесь разрешить возникшие в процессе работы трудности?» Тренеры-преподаватели ответили согласно рисунку 11:

 

Рис.11. Существующие пути разрешения трудностей, возникающих в процессе подготовки спортивного резерва.

 

Большинство тренеров видят решение трудностей, возникающих в работе, во встречах и беседах с коллегами, а также в участии в тренерских семинарах и в просмотре матчей с участием российских и иностранных футболистов. По поводу чтения специальной литературы многими тренерами было высказано мнение, что существующая литература уже достаточно устарела, и поэтому не в силах решать многие проблемы; хотя, если специальная литература будет выпускаться в соответствии с современными требованиями, она может стать весьма эффективным источником необходимой в тренерской деятельности информации.

 

Выводы

 

Анализ специальной научной литературы, касающейся проблем формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 11-12-ти лет позволил заключить, что требуется выявление новых форм, видов и содержания профессиональной деятельности, поскольку большинство представленных в литературе сведений значительно устарели, либо рассматривают отдельные элементы содержания тренировочного цикла, не характеризуя его комплексно.

1. Разносторонность технической подготовленности спортсмена определяется числом двигательных действий, которыми он владеет. Разносторонность техники характеризуется тем, насколько разнообразны тактические ходы в действиях игрока. В футболе, мастерство игрока характеризуется объемом, разносторонностью, рациональностью и эффективностью техники и тактики. Оценка эффективности выполнения футболистами индивидуальных атакующих и оборонительных тактических действий в соревновательных играх показала, что максимальные и минимальные оценки эффективности выполнения разными игроками различных индивидуальных тактических действий в соревновательных играх различаются более чем в 1,5 раза, то есть футболисты в значительной степени отличаются друг от друга по успешности выполнения индивидуальных тактических действий в условиях соревнований.

2. Наибольшие трудности у тренеров – преподавателей возникают в отношении процесса подготовки спортивного резерва этапе начального обучения. Наибольшие трудности в тренерской работе вызывает физическая подготовка, при работе над силовой подготовкой трудности возникают на этапах начальной специализации и углубленной специализации. На этапе начального обучения самые большие трудности вызывает создание благоприятных условий для адаптации футболистов к большому объему нагрузки, возникает проблема отбора и комплектования класса, выступление спортсмена на соревнованиях. Но главной причиной возникновения профессиональных трудностей является отсутствие должного уровня материально-технической базы.

3. В ходе исследования нами была выявлена объективная иерархия значимости мнений тренеров-преподавателей о тех трудностях, которые возникают при работе с футболистами 11-12 лет. Было установлено, что трудности возникают практически на всех этапах подготовки спортсмена, а, следовательно. Это связано, прежде всего, с самим тренером - преподавателем и тем, с каким контингентом ему легче работать в силу тех или иных психологических причин. Также это может быть связано и со спортивной подготовкой самого тренера, ведь чем старше воспитанники, тем труднее приемы защиты и нападения, а тренеру часто не хватает спортивной подготовки для показа того или иного приема.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: