Риск в государственно-частном партнерстве – степень потенциальной опасности при реализации проекта на условиях государственно-частного партнерства, измеряемой вероятностью возникновения потерь, ущерба, убытков ресурсов или увеличения затрат на проект. Большинство рисков в период осуществления проекта на условиях государственно-частного партнерства – это возможная помеха успешному завершению этого проекта, однако риск может и ускорить развитие проекта.
Так, управление рисками можно запланировать заранее, на этапе формирования плана проекта. В период реализации проекта систематически проводить выявление и классификацию событий, которые могут отрицательно повлиять на ход проведения работ или на сам проект в целом, и своевременно вырабатывать методы реагирования на риски, имеющие целью уменьшить степень отрицательного влияния на проект. Процесс разработки методов реагирования на риски совмещается с мониторингом за существующими рисками, что позволяет идентифицировать новые риски, управлять существующими рисками и вырабатывать новую тактику управления вновь возникающими рисками.
Такой и иные методы управления можно применять к известным рискам, однако неизвестными рисками управлять невозможно. Для их покрытия целесообразно создавать определенного рода резервы (резерв руководства, материальный резерв, финансовый резерв, венчурный проект и т. д.).
Высокая степень рисков проекта, планируемого к реализации на условиях государственно-частного партнерства, заставляет разработчиков проекта искать способы снижения рисков.
Основными способами уменьшения рисков могут быть:
привлечение к разработке проекта компетентных партнеров, компаньонов и консультантов;
глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем;
прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на данную продукцию или услуги;
сбалансированное распределение рисков между участниками проекта, его соисполнителями;
страхование;
резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.
Риски в государственно-частном партнерстве могут встречаться на всех стадиях – от стадии проработки и согласования проекта до финального завершения деятельности партнерства. Они могут определяться внешними и внутренними факторами, могут зависеть непосредственно от участников партнерства, а могут и не зависеть от них.
Условно их можно разделить на политические, макро– и микроэкономические, отраслевые, административные, юридические, экологические, форс-мажорные, зависящие от участников проекта и не зависящие от них.