Леонардо да Винчи (1452-1519)

Леонардо да Винчи, крупнейшая фигура итальянского Высокого Возрождения – прекрасный пример универсального человека, обладателя многоликого таланта: он был не только великим представителем искусства - живописцем, скульптором, музыкантом, писателем, но и ученым, архитектором, техником, инженером, изобретателем. Появился на свет он неподалеку от Флоренции, в небольшом городке Винчи (отсюда его имя). Леонардо был сыном зажиточного нотариуса и крестьянки (многие биографы считают, что внебрачным) и воспитывался с малых лет отцом. Он питал надежды на то, что подросший Леонардо пойдет по его стопам, однако общественная жизнь не казалась тому интересной. В то же время не исключено, что ремесло художника было выбрано по той причине, что незаконнорожденным детям не были доступны профессии юриста и врача.

Как бы там ни было, после переезда их с отцом во Флоренцию (1469) Леонардо устраивается подмастерьем в мастерскую Андреа дель Верроккио, одного из наиболее известных флорентийских живописцев того периода. Технологии работы художника флорентийской мастерской в те времена подразумевали технические эксперименты. Сближение с Паоло Тосканелли, астрономом, стало еще одним фактором пробуждения у Да Винчи серьезного интереса к различным наукам. Известно, что в 1472 г. он являлся членом Флорентийской Гильдии художников, а к 1473 г. относят его первую датированную самостоятельную художественную работу. Через несколько лет (в 1476 или 1478 г.) у да Винчи появляется собственная мастерская. Буквально с первых полотен («Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов») он заявил о себе как великий живописец, а дальнейшее творчество лишь увеличивало его славу.

С начала 80-х гг. биография Леонардо да Винчи связана с Миланом, работой у герцога Людовика Сфорца в качестве живописца, скульптора, военного инженера, устроителя празднеств, изобретателя разнообразных механических «чудес», которые прославили его хозяина. Да Винчи активно работает над собственными проектами в разных сферах (например, над подводным колоколом, летательным аппаратом и др.), однако Сфорца не проявляет к ним никакого интереса. В Милане Да Винчи прожил с 1482 по 1499 г. – до тех пор, пока войска Людовика XII не захватили город и не вынудили его отбыть в Венецию. В 1502 г. его берет к себе на службу военным инженером и архитектором Чезаре Борджиа.

В 1503 г. художник вернулся во Флоренцию. К этому году (ориентировочно) принято относить написание, пожалуй, самой известной его картины - «Мона Лиза» («Джоконда»). На протяжении 1506-1513 гг. да Винчи снова живет и работает в Милане, на этот раз он служит французской короне (под контролем Людовика XII тогда находился север Италии). В 1513 г. переезжает в Рим, где его творчеству покровительствуют Медичи.

Последний этап биографии Леонардо да Винчи связан с Францией, куда он в январе 1516 г. переезжает по приглашению короля Франциска I. Поселившись в замке Кло-Люсе, он получил официальное звание первого королевского художника, архитектора и инженера, стал получателем крупной ренты. Работая над планом монарших апартаментов, главным образом, выступал в ипостаси советника и мудреца. Через два года после приезда во Францию он серьезно заболел, ему было сложно передвигаться одному, правая рука онемела, и в следующем году он полностью слег. 2 мая 1519 г. великий «универсальный человек», окруженный учениками, умер; похоронили его в расположенном неподалеку королевском замке Амбуаз.

Помимо произведений, являющихся общепризнанными шедеврами («Поклонение волхвов», «Тайная вечеря», «Святое семейство», «Мадонна Литти», «Мона Лиза»), да Винчи оставил после себя порядка 7000 не связанных между собой рисунков, листов с записями, которые были после смерти мастера сведены воедино его учениками в несколько трактатов, дающих представление о мировоззрении Леонардо да Винчи. Ему принадлежит заслуга многочисленных открытий в области теории искусства, механики, естественных наук, математики, внесших весомый вклад в развитие наук и инженерной мысли. Леонардо да Винчи стал воплощением идеала итальянского Ренессанса и последующими поколениями воспринимался как своеобразный символ творческих устремлений, присущих тому времени.

Источник: http://www.wisdoms.ru/avt/b125.html

Линней Карл

 

Линней родился в местности Росхульт в южной Швеции в семье деревенского пастора, владевшего небольшим деревянным домиком и садом, в котором Карл впервые встретился с богатым миром растений. Он собирал их, сортировал, сушил и составлял гербарии. Начальное образование Карл получил в местной школе (учителя считали его малоспособным ребенком).

Родители послали сына в Лунд в университет в надежде на то, что он получит медицинское образование. Спустя год Линней переехал в Упсалу и здесь получил высшее ботаническое образование. Королевское научное общество в Швеции отправило Линнея в Лапландию в научную экспедицию. Оттуда Линней привез огромную коллекцию растений, животных и минералов. Отчет о том, что он видел во время этого путешествия, ученый предложил Королевскому обществу 9 ноября 1732 г.Результатом этого путешествия был первый труд Линнея по ботанике "Флора Лапландии". Однако славу великого ученого Линней завоевал небольшим трудом (12 страниц), озаглавленным "Система природы", который он опубликовал в 1735 г. в Лейдене (Голландия).

Линней классифицировал органический мир - каждое животное и растение получило два латинских названия: первое обозначало род, второе - вид. Понятие вида как суммы индивидов, разнящихся один от другого не больше, чем дети одних родителей, ввел в биологию Джон Рей (1627-1705 гг.), а Линней определил все известные в то время растения и всех животных. Взгляды Линнея носили статический характер.

Получив степень доктора медицины в Гарткали (Голландия), Линней два года провел в Лейдене. Здесь у него созрели гениальные идеи систематического упорядочения принципов классификации во всех трех царствах природы. Находясь в Голландии, он опубликовал свои важнейшие труды. Следует, однако, отметить, что в классификации органического мира важнейшее место заняли "Системы природы" (в зоологии) и "Виды растений" (в ботанике). Во втором издании книги (1761 г.) было описано 1260 родов и 7540 видов растений, причем отдельно выделены разновидности.Линней делил растения на 24 класса. Он признавал существование пола у растений и положил в основу своей классификации, получившей название сексуальной (половой), характерные особенности тычинок и пестиков.

Он различал следующие соподчиненные друг другу систематические категории живых организмов: классы, отряды, роды, виды, разновидности. Линней сознавал искусственность своей системы, условность классификации по произвольно выбранным признакам. Стремясь к совершенству, Линней ввел другую классификацию. Все растения он распределил по порядкам (лучше сказать семействам), которые ему казались естественными.

В 1762 г. Линней был принят в члены Академии Наук в Париже.

Итак, Линней первым дал точное описание видов и родов 10 000 растений, обратил внимание на явление движения цветов и листьев у растений, хотя и не пытался как-либо объяснить его механику; создал хотя и искусственную, но простую систему классификации растительного царства, положив в ее основу величину и расположение тычинок и пестиков цветка.

Классификация, принятая Линнеем, получила международное признание.

Однако ученый не был сторонником эволюционного направления в биологии. В соответствии с библейской легендой он утверждал, что первые пары организмов, с течением времени распространившихся и размножившихся по всей земле, были созданы на каком-то райском острове. Первоначально он считал, что каждый вид оставался в неизменном состоянии со дня творения, но позднее Линней заметил, что в результате скрещивания организмов могут возникать новые виды. Несмотря на это Линней утверждал, что всякого рода рассуждения об изменяемости видов являются отступлением от религиозных догм и достойны порицания. Таким образом, в основу своей искусственной классификации растительного царства Линней положил теорию о неизменности видов.

Хотя Линней и не был эволюционистом, созданная им статическая систематика органического мира стала краеугольным камнем в развитии естествознания.

Двойные наименования растений и животных не только упорядочили хаос в классификации фауны и флоры, но со временем превратились в важное средство определения родства отдельных видов. Таким образом, классификация Линнея сыграла выдающуюся роль в эволюционной теории. В 1774 г. ученый тяжело заболел. Умер Линней 10 января 1778 г. в Упсале.

Матиас Шлейден

 

 

Шлейден Матиас Якоб 1804–1881 гг.

Выдающийся немецкий ботаник Матиас Якоб Шлейден родился 5 апреля 1804 г. в Гамбурге. В родном городе он окончил гимназию, а в 1824 г. поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета, намереваясь посвятить себя адвокатской деятельности. Несмотря на то, что учебу закончил с отличием, юристом он не стал. Затем в Геттингенском университете Шлейден изучал философию и медицину. В конце концов он заинтересовался биологическими науками, посвятив себя физиологии и ботанике. Первый труд о растениях он опубликовал в возрасте 33 лет.

Именно тогда совместно с зоологом Теодором Шванном Шлейден занялся микроскопическими исследованиями, которые привели ученых к разработке клеточной теории строения организмов. В 1839 г. в Иенском университете Шлейден получил степень доктора философии. Степень доктора медицины он получил в 1843 г. в Тюбингенском университете, а с 1863 г. состоял профессором фитохимии (науки о химических процессах в живых растениях) и антропологии в Дерпте, а также вел научную работу в Дрездене, Висбадене и Франкфурте.

Будучи прогрессивным ученым, Шлейден принимал активное участие в общественной жизни. Он опубликовал много научно-популярных работ. Именно Шлейден, благодаря своим открытиям в области физиологии растений, положил начало дискуссии между биологами, продолжавшейся свыше 20 лет.

Ученые не хотели признавать справедливость взглядов Шлейдена. В качестве аргумента против представленных им фактов был выдвинут упрек, что его прежние работы по ботанике содержали ошибки и не давали убедительных доказательств теоретических обобщений. Шлейден опубликовал ряд трудов по физиологии и анатомии растений.

В книге "Данные о фитогенезе" в разделе о происхождении растений Шлейден представил свою теорию возникновения потомства клеток из материнской клетки. Работа Шлейдена подтолкнула Теодора Шванна заняться длительными и тщательными микроскопическими исследованиями, которые доказали единство клеточного строения всего органического мира. Труд ученого под заглавием "Растение и его жизнь" был опубликован в 1850 г. в Лейпциге.

Главный труд Шлейдена "Основы научной ботаники" в двух томах был опубликован в 1842-1843 г. в Лейпциге и оказал огромное влияние на реформу морфологии растений на основе онтогенеза. Онтогенез различает в развитии отдельного организма три периода:

образование половых клеток, т.е. доэмбриональный период, ограничивающийся образованием яйцеклеток и сперматозоидов;

эмбриональный период – от начала деления яйцеклетки до рождения индивида;

послеродовой период – от рождения индивида до его смерти.

В конце своей жизни Шлейден оставил ботанику и занялся антропологией, т.е. наукой о различиях во внешнем виде, строении и деятельности организмов отдельных человеческих групп во времени и пространстве.

 

Умер Шлейден 23 июня 1881 г. во Франкфурте-на-Майне.

Мендель Грегори Иоганн

 

 

Мендель (Mendel) Грегор Иоганн (22.07.1822, Хейнцендорф – 06.01.1884, Брюнне), австрийский биолог, основоположник генетики. Учился в школах Хейнцендорфа и Липника, затем в окружной гимназии в Троппау. В 1843 окончил философские классы при университете в Ольмюце и постригся в монахи Августинского монастыря св. Фомы в Брюнне (ныне Брно, Чехия). Служил помощником пастора, преподавал естественную историю и физику в школе. В 1851–53 был вольнослушателем в Венском университете, где изучал физику, химию, математику, зоологию, ботанику и палеонтологию. По возвращении в Брюнн работал помощником учителя в средней школе до 1868, когда стал настоятелем монастыря.

В 1856 Мендель начал свои эксперименты по скрещиванию разных сортов гороха, различающихся по единичным, строго определённым признакам (например, по форме и окраске семян). Точный количественный учёт всех типов гибридов и статистическая обработка результатов опытов, которые он проводил в течение 10 лет, позволили ему сформулировать основные закономерности наследственности – расщепление и комбинирование наследственных «факторов». Мендель показал, что эти факторы разделены и при скрещивании не сливаются и не исчезают. Хотя при скрещивании двух организмов с контрастирующими признаками (например, семена жёлтые или зелёные) в ближайшем поколении гибридов проявляется лишь один из них (Мендель назвал его «доминирующим»), «исчезнувший» («рецессивный») признак вновь возникает в следующих поколениях. Сегодня наследственные «факторы» Менделя называются генами.

О результатах своих экспериментов Мендель сообщил Брюннскому обществу естествоиспытателей весной 1865; год спустя его статья была опубликована в трудах этого общества. На заседании не было задано ни одного вопроса, а статья не получила откликов. Мендель послал копию статьи К. Негели, известному ботанику, авторитетному специалисту по проблемам наследственности, но Негели также не сумел оценить её значения. И только в 1900 забытая работа Менделя привлекла к себе всеобщее внимание: сразу три учёных, Х. де Фриз (Голландия), К. Корренс (Германия) и Э. Чермак (Австрия), проведя почти одновременно собственные опыты, убедились в справедливости выводов Менделя. Закон независимого расщепления признаков, известный теперь как закон Менделя, положил начало новому направлению в биологии – менделизму, ставшему фундаментом генетики.

Сам Мендель, после неудачных попыток получить аналогичные результаты при скрещивании других растений, прекратил опыты и до конца жизни занимался пчеловодством, садоводством и метеорологическими наблюдениями.

Среди трудов учёного – «Автобиография» (Gregorii Mendel autobiographia iuvenilis, 1850) и ряд статей, включая «Эксперименты по гибридизации растений» (Versuche uber Pflanzenhybriden, в «Трудах Брюннского общества естествоиспытателей», т. 4, 1866).

1884 г. – Грегор Мендель скончался. Он так и ни был признан современниками. Интересно, что на его могиле выгравировали надпись: «Мое время ещё придет!».

Важность выводов, сделанных Менделем, ученые осознали только вначале 20 в. В это время ряд исследователей заново открыли законы наследования, ранее выведенные священником. Фактически ученый-любитель открыл важные принципы, которых не замечало много выдающихся биологов до него. В Старобрненском монастыре августинцев, расположенном на окраине Брно, установлен памятник Менделю. Рукописи, рисунки и другие документы Менделя находятся в специально созданном музее. Здесь можно также увидеть старинный микроскоп и другие приборы, которые учёный использовал во время опытов.

 

В честь Менделя названы университет и площадь в Брно, а также 1-я чешская научная станция, созданная в Антарктиде.

Источник: http://stories-of-success.ru/biografiya_gregora_mendelya_osnovatel_genetiki

Мечников Илья Ильич

Илья Ильич Мечников – яркий деятель науки, известнейший биолог, основоположник эмбриологии, сравнительной патологии и микробиологии, талантливейший зоолог, лауреат Нобелевской премии. Творческий и научный путь великого научного деятеля начинается на Украине, где в 1845 году возле Харькова, он появился на свет, став уже пятым ребенком в семье. Еще в детстве проявился интерес мальчика к природе. Может быть, толчком к этому послужил учитель старшего брата, студент-медик.

Еще в школе Илья Мечников был частым гостем на лекциях в Харьковском университете. Это позволило ему сделать вывод, что продолжение учебы будет более выгодным в Европе. И после окончания гимназии с отличием, он отправляется в Германию, в Вюрцбургский университет. Но через некоторое время возвращается, будучи удивленным холодным приемом и равнодушием, и поступает всё-таки в Харьков.

Именно в этом периоде Мечников впервые столкнулся с теорией Дарвина. Книгу о естественном отборе он привез из Франции и, несколько раз перечитав ее, написал рецензию с несколькими критическими замечаниями. В 1863 году он заявил о своем желании быть отчисленным из Харьковского университета. Столь странный поступок быстро объяснился – вскоре Мечников самостоятельно освоил всю учебную программу и сдал экстерном все экзамены.

Следующий год молодой ученый посвятил экспедиции на остров в Северном море. Там он изучал разные формы морских животных и налаживал контакты с ученым миром. По наущению знаменитого ботаника Кона Мечников устроился на работу к не менее известному зоологу Лейкарту. О своих исследованиях он успешно заявил на съезде ученых в Гиссене, в 1964 году. Талант юного ученого не остался незамеченным. Благодаря Н.И. Пирогову он получил стипендию и вместе с тем возможность полностью посвятить себя науке, оставив заботы о пропитании.

Илья Ильич работает в лаборатории Лейкарта, делая несколько важных открытий из жизни круглых червей, позже он перебирается в Неаполь, где посвящает себя эмбриологии, работая с Ковалевским. На тот момент 22-х летний ученый впервые сталкивается с проблемой с глазами. Эта боль в глазах не переставала мешать его работе всю оставшуюся жизнь. Итогами этих трудов стали премия Бэра, полученная в 1865 году, и защищенная в 1867 году диссертация об эмбриональном развитии рыб и ракообразных.

Получив докторскую степень Мечников начал преподавательскую деятельность в Петербургском университете.

Изучая личинки морских звезд, он обнаружил блуждающие клетки, названные им фагоцитами, которые поглощали чужеродные тела. Осуществив несколько исследований и проведя параллель с человеческим организмом, он открыл явление «фагоцитоз». Это было первым шагом к построению ним позже стройной теории об иммунитете.

В 1886 году ученый снова возвращается в Одессу, где проводит исследования и возглавляет первую в России бактериологическую станцию, которая занимается разработкой вакцин против бешенства, холеры, сибирской язвы. Однако многие упрекали ученого в отсутствии медицинского образования, из-за чего ему пришлось снова уехать за границу.

Некоторое время Илья Ильич жил в Германии, но в 1888 году Луи Пастер помог ему создать лабораторию в Париже. До конца жизни ученый работал там, исследуя фагоцитоз и упорядочивая теорию об иммунитете. Он много писал. Это были как статьи, так и полноценные книги. Он пытался доказать, что человек может жить гораздо дольше, чем это происходит сейчас. Именно Мечников является изобретателем современного йогурта. Он считал, что кисломолочные продукты способны ощутимо продлить жизнь.

В 1908 году Мечников и Эрлих получили Нобелевскую премию за труды по иммунитету. А в следующем году Илья Ильич вернулся на родину, где продолжал научную деятельность практически до самой смерти, которая наступила в 1916 году после нескольких инфарктов.

Мичурин Иван Владимирович

 

 

Иван Владимирович Мичурин родился 15 (27) октября 1855 года в лесной даче «Вершина» близ деревни Долгое-Мичуровка Пронского уезда Рязанской губернии (ныне в Пронском районе Рязанской области) в семье обедневшего мелкопоместного дворянина отставного губернского секретаря В. И. Мичурина.

И. В. Мичурин получил начальное образование дома, а затем в Пронском уездном училище, посвящая свободное и каникулярное время работе в саду. Окончил училище в июне 1872 года. Отец готовил его по курсу гимназии к поступлению в Александровский лицей в Санкт-Петербурге, однако внезапная болезнь отца и продажа имения за долги внесли свои коррективы в эти планы.

В 1872 году И. В. Мичурин поступил в 1-ю Рязанскую классическую гимназию, однако в том же году был из нее исключен «за непочтительность к начальству». Тогда же ему пришлось переехать в Козлов, уездный город Тамбовской губернии, в котором прошла вся его дальнейшая жизнь.

В 1872-1876 годах И. В. Мичурин работал на станции Козлов Рязано-Уральской железной дороги. Сначала он был коммерческим конторщиком товарной конторы, с 1874 года занимал должность товарного кассира, а затем одного из помощников начальника станции. В 1876-1889 годах И. В. Мичурин был монтером часов и сигнальных аппаратов на участке железной дороги Козлов - Лебедян.

Борясь с постоянным недостатком средств, И. В. Мичурин открыл в городе, при своей квартире, часовую мастерскую. Свободное время он посвящал работам по созданию новых сортов плодово-ягодных культур. В 1875 году И. В. Мичурин арендовал в Козлове участок земли (около 500 кв. м), где начал работы по сбору коллекций растений и по выведению новых сортов плодовых и ягодных культур. В 1888 году он приобрел на окраине города новый участок (около 13 га), куда перенес свои растения и где жил и работал до конца жизни. С 1888 года этот участок близ слободы Турмасово стал одним из первых в России селекционных питомников.

В 1906 году увидели свет первые научные работы И. В. Мичурина, посвященные проблемам выведения новых сортов плодовых деревьев. В 1912 году труды ученого-селекционера были отмечены орденом Святой Анны 3-й степени, в 1913 году – знаком «За труды по сельскому хозяйству» в память 300-летия дома Романовых.

С установлением Советской власти в Козлове в 1917 году И. В. Мичурин без промедления заявил о своей готовности сотрудничать с новой администрацией. Его работы были оценены и получили широкое распространение. Ученый принимал участие в агрономических работах Наркомзема, консультировал специалистов сельского хозяйства по вопросам селекции, борьбы с засухой, поднятия урожайности, посещал местные агрономические совещания.

В 1920 году В. И. Ленин дал указание наркому земледелия С. П. Середе об организации изучения научных работ и практических достижений И. В. Мичурина. По поручению В. И. Ленина 11 сентября 1922 года ученого посетил Председатель ВЦИК М. И. Калинин. 20 ноября 1923 года Совнарком РСФСР признал опытный питомник И. В. Мичурина учреждением, имеющим государственное значение. На базе Мичуринского питомника в 1928 году была организована Селекционно-генетическая станция плодово-ягодных культур, которая в 1934 году была реорганизована в Центральную генетическую лабораторию имени И. В. Мичурина.

Труды ученого были отмечены орденами Ленина (1931) и Трудового Красного Знамени (1926). При его жизни в 1932 году город Козлов был переименован в Мичуринск. И. В. Мичурин скончался 7 июня 1935 года и был похоронен на территории коллекционного питомника Плодоовощного института имени И. В. Мичурина (ныне Мичуринский государственный аграрный университет).

И. В. Мичурину принадлежит большой вклад в развитие генетики, в особенности плодовых и ягодных растений. Он стал одним из основоположников научной селекции сельскохозяйственных культур. Им были разработаны теоретические основы и некоторые практические приемы отдаленной гибридизации. Талантливый экспериментатор, почетный член АН СССР, действительный член ВАСХНИЛ, И. В. Мичурин вошел в науку как создатель свыше 300 видов растений.

Морган Томас Хант

МОРГАН, ТОМАС ХАНТ

(1866-1945) американский биолог, один из основоположников генетики

Томас Морган родился в 1866 г. в Лексингттоне (штат Кентукки). В двадцать лет он закончил университет род­ного штата, а через 5 лет -университет Дж.Гопкинса в Балтиморе. Он сразу же стал профессором колледжа в Брин-Море, с 1904 по 1928 г. работал профессором Ко­лумбийского университета, а с 1928 г. до конца жизни возглавлял лабораторию в Калифорнийском технологи­ческом институте.

Хотя первый шаг на пути решения проблемы наслед­ственности сделал Мендель, когда открыл математичес­ки правильные законы при передаче потомству отдельных свойств организма, но все же развитие науки о наслед­ственности связано с именем Моргана, потому что имен­но он экспериментально обосновал хромосомную теорию наследственности.

Морган и его сотрудники, начиная с 1910 г. пример­но за 15 лет получили неопровержимые доказательства того, что гены линейно расположены в хромосомах; ус­тановили факты сцепления генов, то есть их совместно­го наследования в случае локализации в одной хромосо­ме; открыли принцип независимого расхождения каждой из пары хромосом в дочерние, в том числе и половые клетки.

Удача сопутствовала ученому в его исследованиях во многом потому, что он сумел найти для своих опытов жи­вое существо, способное быстро размножаться в ограни­ченном пространстве и не требующее больших затрат на содержание. Этим условиям полностью соответствовала всем хорошо знакомая и широко распространенная пло­довитая мушка дрозофила. Для того чтобы узнать, какие же признаки родителей унаследовали потомки, их усып­ляли. Теперь ничто не мешало разглядеть под лупой, ка­кого цвета у мушек глаза, спинка, какой формы крылья или брюшко. Когда мушки просыпались, от них получали новые поколения и следили за наследованием признаков дальше. Сравнивая число признаков, наследуемых совме­стно друг с другом, Морган обнаружил, что каждая хро­мосома дрозофилы содержит группу сцепленных между собой генов. Так было установлено, что гены действитель­но находятся в хромосомах.

Одним этим заслуги Моргана не ограничиваются. Уче­ный обнаружил многочисленные отклонения от правила «одна хромосома — одна группа совместно наследующих­ся признаков». Часто признаки, о которых было извест­но, что они определяются генами, принадлежащими к од­ной группе, оказывались в следующих поколениях в но­вой, необычной для себя «компании» других признаков. Для объяснения этого «непорядка» Морган сделал совер­шенно новаторский по тому времени вывод: хромосомы одной пары способны обмениваться между собой частя­ми. Наблюдения за поведением хромосом дрозофил под микроскопом подтвердили: на определенной стадии мейоза две хромосомы сближаются, перекрещиваются и об­мениваются фрагментами. Такое явление получило в на­уке название перекреста хромосом, или кроссинговера.

Морган и его сотрудники представляли себе хромосо­мы в виде ожерелий, на которых упорядоченно располо­жены бусинки — гены. Эта вроде бы и примитивная, осо­бенно с высоты наших сегодняшних знаний, схема оказа­лась очень продуктивной. Относительное расстояние между генами в хромосоме стали определять путем про­стого подсчета частоты «кроссоверных мух». Так называ­ют мушиное потомство с признаками, появление которых можно объяснить только обменом соответствующими участками между хромосомами одной пары. Эти расчеты легли в основу построения первых генетических карт-схем взаимного расположения на хромосоме отдельных генов.

Уже к началу 20-х годов американским ученым были открыты и локализованы на хромосомах сотни генов дрозофил. Ныне у этой мушки известно около 7000 генов, распределенных по четырем хромосомам. Принципы, от­крытые Морганом, легли в основу составления генетичес­ких карт у всех животных организмов.

За труды по изучению наследственности Томас Мор­ган в 1933 году был удостоен Нобелевской премии. В тече­ние ряда лет он был президентом Национальной Академии Наук США, а в 1932 г. стал почетным членом АН СССР.

Николай Иванович Пирогов

 

О Николае Ивановиче Пирогове известно, как о великом враче-ученом, благодаря которому хирургия стала наукой, а врачи получили обоснованную методику оперативного вмешательства. Вспомним и мы про великого сына России, расскажем тем, кто не знает о том, кто такой Пирогов Николай Иванович, краткая биография поможет им исправить это упущение.

В 1810 году, 27 ноября, в Москве в семье государственного служащего (казначея) Ивана Ивановича Пирогова родился 14-й (!!!) и самый младший в семье ребенок, названный Николаем. Это был будущий великий хирург.

До 12 лет он постигал науки дома, для обучения приглашались учителя, в основном студенты Московского университета. Во время индивидуальных занятий с известным московским врачом профессором Е. Мухиным Николай внял его советам и приступил к усиленной подготовке в университет.

В 1824 г. 14- летний Пирогов Николай блестяще сдал вступительные экзамены и был зачислен на медицинский факультет Московского университета.

Успешно окончив Московский университет, Пирогов был направлен для продолжения обучения в лучший для того времени в России Юрьевский университет в городе Дерпта (Тарту). Здесь через пять лет работы в хирургической клинике Николай Пирогов блестяще провел защиту докторской диссертации, и в свои 26 лет был удостоен звания профессора хирургии.

По дороге домой Николай Иванович, тяжело заболев, вынужден был остановиться в Риге. В этом городе он впервые начал оперировать как учитель. Вскоре он получил клинику в Дерпте, где появилась одна из самых значительных его работ «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций». Он создал новую науку – хирургическую анатомию.

Имея профессорское звание, Николай Пирогов продолжал обучение в Германии под руководством профессора Лангенбека.

В 1841 году Николая Ивановича пригласили в Петербургскую Медико-хирургическую академию на должность главы кафедры хирургии. Кроме преподавания в Петербурге он сумел организовать первую в России клинику госпитальной хирургии и руководил ею. В ходе обучения военных хирургов и изучения известных хирургических методов он разработал совершенно новые приемы и в корне изменил многие старые методы. Было создано еще одно новое направление в медицине – госпитальная хирургия.

Проработав более 10 лет в Академии, Николай Иванович стал известен как талантливейший хирург, общественный деятель и прогрессивный педагог.

Пирогов в это же время не отказался и от должности директора Инструментального завода, где он предложил делать новые инструменты, помогающие хирургам проводить операции быстро и хорошо. Соглашался консультировать и в различных больницах.

16октября 1846 года ознаменовалось первым испытанием эфирного наркоза, быстро завоевавшего весь мир. С февраля 1847 года начали практиковать операции с применением этого вещества в России. В течение года в более 10 городах России было проведено под наркозом 690 операций, и 300 из них – Пироговым!

В 1847 году Николай Иванович отправился на Кавказ, где успешно практиковал полевую хирургию, применял свои новые разработки: обезболивание эфиром, перевязку накрахмаленными бинтами и так далее.

Во время военных действий в Крыму он в качестве главного хирурга по личной инициативе оперировал раненых в осажденном Севастополе, и здесь он впервые применил метод сортировки больных, инициировал мед. подготовку женщин-сестер милосердия, начал впервые применять гипсовые повязки.

Пирогов сумел создать свою научную школу в области военно-полевой хирургии и завоевал огромный авторитет в медицинских кругах всей Европы.

Когда Севастополь пал, он прибыл в Петербург. Будучи на приеме у императора Александра II, он высказал свое мнение, указав на бездарное руководство армией. В результате этого врач оказался в немилости у царя. Н.И.Пирогова волновали не только вопросы медицины, но и воспитания, народного просвещения. Когда с 1856 года он начал работать в качестве попечителя в Одесском учебном округе, то начал вводить много новых преобразований. Существующая система образования его во многом не устраивала.

Неизбежный конфликт с властями привел к тому, что в 1861 году вследствие жалоб и доносов на него он был уволен по указу императора.Год спустя, Пирогова снова направили за границу руководить подготовкой будущих профессоров. В 1866 году он был уволен с государственной службы, а группу молодых профессоров расформировали.

Теперь Н.Пирогов возобновил врачебную деятельность, организовав в своем имении (район Винницы) бесплатную больницу. Там был написан его известный "Дневник старого врача".

Иногда он выезжал по приглашениям на чтения лекций в Петербургский университет или за границу. К тому времени Н.И.Пирогов был почетным членом в нескольких иностранных академиях.

Как хирург он принимал участие в войнах: прусско-французской и русско-турецкой.

В 1881 году в Петербурге и Москве с большим торжеством отмечалось 50-летие деятельности Н.И.Пирогова как ученого и общественного деятеля. Многими западноевропейскими научными обществами была дана высокая оценка его научной деятельности и присвоено звание почетного доктора. Пирогова наградили званием почетного гражданина Москвы. Через несколько месяцев великий ученый скончался в своем имении, будучи сам неизлечимо больным. Перед своей смертью великий врач стал автором еще одного открытия - совершенно нового способа бальзамирования тел умерших. До сих пор в сельской церкви (с.Вишни) хранится его нетленное тело, набальзамированное его способом.

Павлов Иван Петрович

 

Иван Петрович Павлов родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823–1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826–1890).

Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь.

В 1870 поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова).

Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете.

Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта.

Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных.

Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения.

В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на XIV Международном Медицинском Конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведённые на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении, см. также classical conditioning (англ.).

В 1919–1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет.

Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года.

Воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б. П. Бабкин, А. И. Смирнов, В. Н. Болдырев и др.

После смерти Павлов был превращён в символ советской науки. Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 г. так называемая «Павловская сессия» АН и АМН СССР (организаторы — К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны.

Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова (см., например, приведенные ниже его цитаты).

Источник: http://www.aphorisme.ru/about-authors/pavlov/?q=3853

 

Пастер Луи

 

Пастер Луи (1822—1895), французский микробиолог и химик, основатель современной микробиологии и иммунологии.

Родился 27 декабря 1822 г. в городе Доль, департамент Юра. Единственный сын кожевенника. Сначала обучался в коллеже города Арбуа, затем в лицее Сен-Луи в Париже. Параллельно Пастер посещал лекции в Сорбонне, в частности слушал знаменитого химика Жана Батиста Дюдма.

Окончив с отличием лицей, юноша был принят в 1843 г. в Эколь Нормаль — Высшую нормальную школу, где изучал естественные науки. По окончании курса (1847 г.) он в течение года защитил две докторские диссертации: одну по физике, другую по химии. Затем в звании профессора преподавал в Дижоне (1847—1848 гг.), Страсбургском (1849—1854 гг.) и Лилльском (с 1854 г.) университетах, а в 1857 г. стал деканом факультета естественных наук в Высшей нормальной школе.

Уже в 26 лет Пастер был известен своими работами в области органической кристаллографии, которые положили начало стереохимии (наука о пространственном расположении атомов в молекулах). Он выявил оптическую ассиметрию молекул, отделив друг от друга две кристаллические формы (право- и левовращающую) винной кислоты. Поскольку ассиметричные кристаллы встречались в веществах, образующихся при брожении, учёный заинтересовался этим химическим процессом. В 1857 г. он обнаружил, что брожение имеет биологическую природу, являясь результатом жизнедеятельности особых микроорганизмов — дрожжевых грибков. Пастер предположил, что вино превращается в уксус под воздействием бактерий, и предложил обрабатывать вина путём нагревания до 60 °С (пастеризация).

В 1861 г., исследуя причины гибели шелковичных червей, он нашёл способ сортировки яиц шелкопряда под микроскопом. Эти работы привели Пастера к мысли, что болезнетворные свойства микробов, возбудителей заразных болезней, можно произвольно ослабить. Организм, которому сделали прививку ослабленной культуры бактерий (вакцины), в дальнейшем приобретает сопротивляемость к самой болезни, вырабатывая иммунитет.

С 1867 г. Пастер, тогда уже профессор химии Парижского университета, и его ученики начали многолетние эксперименты, благодаря которым стало возможным применение на практике вакцины против куриной холеры, сибирской язвы, краснухи у свиней и бешенства.

Одна из первых пастеровских станций, где проводилась подобная вакцинация, появилась в 1886 г. в Одессе по инициативе учёных И. И. Мечникова и Н. Ф. Гамалеи.

Из 350 обратившихся за помощью Пастеру не удалось спасти лишь маленькую девочку, которая была укушена собакой в голову за 37 дней до прививки. Однако и этого оказалось достаточно, чтобы на него посыпались упрёки в шарлатанстве. Даже в стенах Академии наук Франции приходилось выслушивать обвинения в том, что Пастер не лечит, а распространяет бешенство и что его методы противоречат современной науке.

До учёного доходили слухи, будто в некоторых городах разъярённая толпа громила созданные для проведения вакцинации станции. Всё это не могло не отразиться на здоровье исследователя.

Когда в Париже на средства, собранные по международной подписке, был построен знаменитый Пастеровский институт (1888 г.), сам Пастер работать в лаборатории уже не мог.

Умер 28 сентября 1895 г. в Вильнёв-л’Этан близ Парижа.

Роберт Гук

 

Роберт Гук родился 18 июля 1635 года (умер 3 марта 1703 года). Его отец хотел вырастить его духовным наставником, но так как у мальчика было слабое здоровье, его отдали в ученики к часовщику. Впоследствии, увидев рвение мальчика к науке, Роберт был отправлен сначала в Вестминстерскую школу, затем в Оксфордский университет, где он стал помощником известного тогда ученого Роберта Бойля. За всю свою жизнь Гук сделал множество громких открытий и изобретений, одним из которых является открытие клетки.

Коллегия невидимых

Бойль

Открытие клеточного строения произошло в то время развития человечества, когда экспериментальная физика стала претендовать называться госпожой всех наук. В Лондоне было создано общество величайших ученых, которые делали упор в совершенствовании мира на конкретные физические законы. На встречах членов сообщества не происходило никаких политических дебатов, подвергали обсуждению только различные эксперименты и делились исследованиями по физике, механике. Времена тогда были беспокойными, и ученые соблюдали очень строгую конспирацию. Новое сообщество стали называть «коллегия невидимых». Первым, кто стоял у истоков создания общества, был Роберт Бойль - великий наставник Гука. Коллегия выпускала необходимую научную литературу. Автором одной из книг стал Роберт Гук, который тоже входил в это секретное научное сообщество. Гук уже в те годы слыл изобретателем интересных приборов, позволяющих делать великие открытия. Одним из таких приборов был микроскоп.

Микроскоп

Микроскоп Гука

Одним из первых создателей микроскопа был Захариус Йансен, который создал его в 1595 году. Задумка изобретения была в том, что монтировались две линзы (выпуклые) внутри специальной трубки с выдвижным тубусом для фокусировки изображения. Этот прибор мог увеличивать исследуемые предметы в 3-10 раз. Роберт Гук усовершенствовал это изделие, что и сыграло главную роль в предстоящем открытии.

Открытие

Клетка

Роберт Гук в течение длительного времени наблюдал через созданный микроскоп разные мелкие экземпляры, и однажды для просмотра он взял обычную пробку из сосуда. Рассмотрев тонкий срез этой пробки, ученый удивился сложности структуры вещества. Его взору предстал интересный узор из множества ячеек, удивительно похожий на пчелиные соты. Так как пробка - это продукт растительный, Гук начал изучать с помощью микроскопа срезы стеблей растений. Везде повторялась аналогичная картинка - набор пчелиных сот. В микроскоп было видно множество рядов ячеек, которые разделялись тонкими стенками. Роберт Гук назвал эти ячейки клетками.

Заключение

Впоследствии образовалась целая наука о клетках, которая называется цитология. В цитологию входят изучение строения клеток и их жизнедеятельность. Используется эта наука во многих областях, в том числе медицине, промышленности.

Открытие клетки Робертом Гуком стало следствием изучения физических свойств такого материала, как пробка. В частности, Гука интересовала причина высокой плавучести пробки. В попытках выяснить это было произведено множество наблюдений, в которых делались тонкие срезы пробки с дальнейшим их изучением под микроскопом. В результате ученый обнаружил, что пробка состоит из множества очень маленьких ячеек, напоминавших ему монашеские кельи в монастырях. Эти ячейки он впервые назвал клетками. Результаты данных наблюдений Гук опубликовал в сентябре 1664 года в своей книге «Микрография». В ней описываются наблюдения ученого с использованием микроскопа и различных линз.

Роберт Кох

 

 

КОХ РОБЕРТ (Koch Robert) (1843–1910), немецкий бактериолог, удостоенный в 1905 Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие и выделение возбудителя туберкулеза. Родился 11 декабря 1843 в Клаустале близ Ганновера. Учился в Гёттингенском университете, где в 1866 получил степень доктора медицины. Во время франко-прусской войны служил военным хирургом. С 1872 – уездный санитарный врач в Вольштейне (ныне Вольштын, Польша), где организовал частную микробиологическую лабораторию. Когда в его уезде разразилась эпидемия сибирской язвы, Кох занялся изучением этой болезни. Ему удалось культивировать возбудителя, изучить его жизненный цикл и инфицировать подопытных мышей. В 1876 Кох сделал доклад в университете Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) об открытии им возбудителя сибирской язвы.

В 1878 были опубликованы результаты экспериментов Коха по культивированию стафилококка, возбудителя раневых инфекций, и впервые описаны сделанные под микроскопом наблюдения этого микроорганизма, выделенного из инфицированных ран. В 1882 Кох сообщил об обнаружении бациллы, вызывающей конъюнктивит (бацилла Коха – Уикса), и представил на заседании Берлинского физиологического общества статью о возбудителе туберкулеза. В ней были сформулированы знаменитые требования, на основании которых можно констатировать связь заболевания с определенным микроорганизмом (постулаты Коха): 1) микроорганизм должен быть выявлен во всех случаях данного заболевания, причем все симптомы болезни должны объясняться числом и распределением микробов; 2) микроорганизм должен быть получен в культуре в чистом виде; 3) при инфицировании культивированным микроорганизмом подопытного животного у последнего должно возникать соответствующее заболевание; 4) микроорганизм должен быть получен от больного животного. С некоторыми поправками эти постулаты верны и сегодня. К 1883–1884 относится опубликование еще одной работы Коха – об открытии холерного вибриона и способе его передачи. Этот результат был получен Кохом в ходе изучения холерных эпидемий в Египте и Индии. В 1883 ученый сообщил о создании вакцины против сибирской язвы.

В 1885 Кох был назначен профессором Берлинского университета и избран директором Института гигиены. В 1889 впервые выделил (совместно с Ш.Китасато) чистую культуру возбудителя столбняка. На Международном медицинском конгрессе в Берлине, состоявшемся в 1890, представил доклад об открытии туберкулина – вещества, продуцируемого туберкулезной бациллой. Клинические испытания показали, что туберкулин не обладает терапевтическим эффектом, хотя его можно использовать для диагностики туберкулеза (проба Коха).

В 1891 Кох возглавил основанный им Институт инфекционных болезней в Берлине. В 1896 предпринял поездку в Африку для изучения эпидемии чумы рогатого скота и разработал вакцину против этой болезни, а в 1897 отправился с этой же целью в Индию. В 1903, изучая инфекционные заболевания жителей Африки, обнаружил спирохеты в крови людей, страдающих возвратным тифом, в 1906 установил, что переносчиком возбудителя сонной болезни является муха цеце.

Кох создал многие важнейшие методы исследования: ввел в практику анилиновые красители, предложил использовать в микроскопии иммерсионные системы и конденсор Аббе, разработал метод культивирования микроорганизмов на биологических жидкостях и плотных питательных средах, ввел в практику метод дробных посевов.

В 1906 году ученый был удостоен прусского ордена Почета, присуждаемого германским правительством. Он был удостоен почетных докторских степеней университетов Гейдельберга и Болоньи. Роберт Кох стал иностранным членом Французской академии наук, Лондонского королевского научного общества, Британской медицинской ассоциации и многих других научных обществ. Интересен и тот факт, что профессор Роберт Кох был также избран член - корреспондентом Императорской академии в Санкт-Петербурге. Умер Кох в Баден-Бадене 27 мая 1910.

Медаль вручается Президиумом Европейской академии естественных наук по представлению государственных и общественных организаций различных стран.

Сеченов Иван Михайлович

 

 

Сеченов появился на свет тринадцатого августа 1829г, на тот момент населенный пункт носил наименование Теплый Стан и располагался в Симбирской губернии, сейчас же это село Сеченово, которое находится в Нижегородской области. Его отец был помещиком, а мать – бывшей крепостной. Отец мальчика умер достаточно рано, что стало причиной ухудшения материального состояния семьи. Из-за этого молодому Ивану пришлось познавать все азы науки в домашних условиях.

В 1848г Иваном Петровичем было окончено Главное инженерное училище, располагавшееся в Санкт-Петербурге. Не доучившись один курс, юноша отправился в саперный батальон, а вскоре после отставки поступил в Московский университет, а именно на медицинский факультет. Во время обучения Иван успел разочароваться в медицине, он заинтересовался психологией, а также философией. В то время будущий ученый жил крайне бедно, частенько ему не хватало денег даже на еду. Ближе к окончанию университета Сеченов убедился, что ему куда ближе не медицина, а физиология.

Молодой Иван сдал сложные докторские экзамены, что дало ему возможность заняться подготовкой и защитой докторской диссертации, которую он успешно защитил.

Далее будущий ученый отправился на стажировку в Германию, где пересекся и даже сблизился с Боткиным, Менделеевым, а также композитором Бородиным и пр. Личность Сеченова была достаточно заметной и оказывала сильное влияние на художественную интеллигенцию России тех времен. Так именно с него был списан Кирсанов из романа Чернышевского «Что делать?», и Базаров из произведения Тургенева «Отцы и дети».

Во время своего пребывания за границей Сеченов написал докторскую диссертацию о физиологии алкогольного опьянения. А опыты для этой работы он ставил на себе.

В 1960г Сеченов вернулся в Санкт-Петербург, где защитил диссертацию и получил заслуженную степень доктора медицинских наук. Далее он стал во главе кафедры в Медико-хирургической академии и многопрофильной лаборатории. Даже самые первые лекции профессора Сеченова вызывали особенный интерес слушателей, ведь они были одновременно и простыми, и насыщенными современной научной информацией. Иван Михайлович активно работал в лаборатории, занимался научной деятельностью. В 1961г ученый женился на своей ученице, которая также испытывала огромный интерес к медицине. Работа Сеченова критически воспринималась властью, и его чуть ли не отдали под суд. К счастью, до этого дело не дошло, но на всю жизнь ученый остался политически неблагонадежным.

Начиная с 1876г и по 1901г, Иван Михайлович был преподавателем в Московском университете. В это время он продолжает активно заниматься наукой, занимается исследованиями газообмена и создает множество оригинальных приборов, разрабатывая собственные исследовательские методики. Также ученый уделяет много времени работе с нервно-мышечной физиологией. В конце концов, Сеченов издал крупный научный труд, после чего ушел в полную отставку, а спустя четыре года (в 1905) умер в Москве.

Что нового дал нам Сеченов Иван Михайлович, вклад в медицину его какой?

Больше, чем двадцать лет своей жизни Сеченов занимался изучением газов, а также дыхательных функций крови. Тем не менее, самыми фундаментальными его исследованиями принято считать изучения рефлексов головного мозга. Как раз Иван Михайлович совершил открытие феномена центрального торможения, который получил наименование сеченовского торможения. Примерно в то же время ученый попытался напечатать в журнале «Современник» статью под наименованием «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы», однако цензура не пропустила ее по причине пропаганды материализма. Спустя несколько лет Сеченов все-таки издал эту работу, но под названием «Рефлексы головного мозга», а напечатал ее Медицинский вестник.

В 90х годах Иван Михайлович активно изучал проблемы психофизиологии, а также теории познания. Так ним была создана работа «Физиология нервных центров», в которой он рассмотрел достаточно много различных нервных явлений, среди которых были и бессознательные реакции у представителей животного мира, и высшие формы восприятия у людей.

Далее ученый приступил к исследованиям в новой для себя области – в физиологии труда.

Так в 1895г ним была публикована работа, в которой рассматривались критерии, позволяющие устанавливать оптимальную продолжительность рабочего дня. Ученый доказал, что длительность рабочего дня должна составлять не больше восьми часов.

Таким образом, вклад Сеченова в науку достаточен, чтобы гордится им как нашим соотечественником. Сеченов прожил насыщенную и плодотворную жизнь, оставив после себя значимое наследие своим потомкам.

 

Теодор Шванн

 

 

Теодор Шванн родился в г.Нейс 7 декабря 1810 года. После окончания в 1833 г. Боннского университета и пос­ле обучения в Кельне и Вюрцбурге в 1834—1838 гг. он работал ассистентом у известного физиолога Иоганна Мюллера. Молодой Шванн поражал своим трудолюбием и целеустремленностью даже умудренных исследователей. Открытий, сделанных им всего за пять лет, хватило бы не на одну трудовую жизнь ученого. Он занимался самыми различными исследованиями: например, изучая физиологию пищеварения, обнаружил в желудочном соке особое вещество, переваривающее пищу, которое назвал «пепсин». Это открытие он сделал, когда ему было 26 лет. Через год им были открыты дрожжевые грибки (правильнее будет сказать— заново открыты). Истории науки известны случаи, когда разные исследователи приходили к одинаковым результатам почти в одно и то же время. В 1836— 1837 гг. независимо друг от друга немецкие ботаники Ф.Т.Кютцинг и М.Шлейдон разгадали тайну брожения.

Рассматривая дрожжи под микроскопом, Шванн установил, что они представляют собой живые организмы. И тогда молодой ученый решил попытаться найти неоспоримое доказательство того, что дрожжи являются истинной причиной брожения. С этой целью он стал проводить многочисленные опыты. Когда Шванн нагрел бродившую жидкость до высокой температуры, процесс брожения прекратился. Вероятно, это произошло потому, что высокая температура убивает дрожжевые грибки. В таком случае только живые дрожжевые грибки преобразуют сахар в спирт. При брожении образуется углекислый газ (тот самый газ, благодаря которому вода становится газированной, в хлебе при выпечке образуются поры, а в пиве — пена). В результате своих опытов Шванн пришел к выводу, что углекислый газ образуется только там, где присутствуют дрожжи. Как и его предшественник Кютцинг, он заявил: «Дрожжи — живые клетки. Они растут, размножаются и преобразуют сахар в спирт и углекислый газ».

Это заявление молодых неизвестных ученых опровер­гало теорию немецкого химика Либиха, который считал, что брожение является результатом чисто химического процесса, при котором сахар преобразуется в спирт. Либих пользовался большим авторитетом среди европейских химиков, и его слова сомнению не подвергались. По­этому ученые встретили сообщение Шванна отчасти равнодушно, а отчасти даже с некоторым пренебрежением. В это время ему посчастливилось встретиться с хорошо тогда известным в научном мире М.Шлейденом, идеи которого будоражили воображение многих естествоиспытателей. Встреча состоялась в октябре 1838 г. Вскоре Шлейден, и Шванн стали друзьями. Шлейден обосновал свою клеточную теорию для растений. Но оставались еще животные. Шванн решил своими исследованиями ответить на вопрос о том, можно ли говорить о едином для всего живого законе клеточного строения.

Изучая зародыши и ткани животных, ученый обнаружил в них образования, напоминающие растительные клетки. Он поделился своими мыслями со Шлейденом. Следует сказать, что, занимаясь исследованиями в области биологии, оба ученых часто обменивались мнениями по возникающим вопросам. Шлейден не видел принципиальной разницы в строении животных и растений. Обсуждая вопрос о предполагаемой клеточной структуре тканей животных, Шванн и Шлейден все больше убеждались в правильности своих предположений. Нужны были многочисленные доказательства. Лаборатория, микроскоп, срезы заполнили все существование Шванна. Шлейден дал ему в руки хороший компас — искать ядра клеток. Ядро было постоянной частью и животных клеток. Шванн в своей работе применил прием Шлейдена — сначала искать ядра клеток, затем оболочки. Он умело использовал все методические приемы Шлейдена, например, следил за постепенным развитием органов.

В кратчайший срок — всего за год — Шванн закончил свой титанический труд. В книге «Микроскопичес­кие исследования» ученый обобщил результаты всех своих прежних работ. Этот труд, вышедший в свет в 1839 г., познакомил научный мир со многими данными, ранее совершенно неизвестными науке. Главная идея книги, которая вызвала революцию в биологии, была такой — жизнь сосредоточена в клетках!

Данное положение вошло в большинство учебников биологии под названием клеточной теории Шлейдена-Шванна. Однако это не совсем верно. Дело в том, что изучением строения тканей живых организмов занимались и другие ученые, чьи исследования способствовали фор­мированию клеточной теории, выдвинутой впоследствии Шлейденом и Шванном.

С 1839 г. Шванн работал профессором анатомии в малоизвестном университете бельгийского города Лувена. Впоследствии он переехал в Льеж, где с 1858 г. возглавлял кафедру физиологии. Занимался в основном преподавательской деятельностью. Никаких значительных открытий за последние годы не последовало. Умер немецкий биолог в Кёльне 11 января 1882 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: