Педагогически целесообразен вариант классификации профессионально значимых личностных качеств (ПЗЛК), разработанный В.П. Симоновым. В этой классификации содержатся конкретные оптимальные характеристики качеств личности педагога:
1. Психологические черты личности как индивидуальности:
а) сильный, уравновешенный тип нервной системы;
б) тенденция к лидерству;
в) уверенность в себе;
г) добросердечие и отзывчивость;
е) гипертимность (активность, подвижность).
2. Педагог в структуре межличностных отношений:
а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами;
б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;
в) адекватная, нормальная самооценка;
г) стремление к сотрудничеству с учениками и коллегами;
д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.
3. Профессиональные черты личности преподавателя:
а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;
б) умение учитывать индивидуальные психофизические возможности учащихся;
в) хорошая техника речи (поставленный голос, четкая дикция, оптимальный темп речи), общая и специальная ее грамотность;
|
|
г) элегантный внешний вид, выразительная мимика, общий артистизм;
д) направленность на учащихся (обращение к ним по именам, знание не только личностных особенностей, но и жизненных обстоятельств воспитанников, стремление помочь делом и советом);
е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;
ж) умение четко сформулировать конкретные цели;
з) умение организовывать всех учащихся в целом и каждого в отдельности;
и) наличие обратной связи с учениками и оценочных суждений, сопровождающих выставление отметок, систематический контроль за успеваемостью школьников [9].
Этот авторский вариант профессионально значимых личностных качеств не претендует на полноту и неоспоримость, однако в нем находят отражение самые важные профессиографические аспекты модели современного учителя.
Интересна классификация ПЗЛК, предложенная Т.А. Юзефавичус [17, 42—43]. Для данной классификации автор берет доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые личностные качества учителя.
Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых не позволяет добиться положительного профессионального результата.
Периферийные качества не оказывают решающего влияния на эффективность педагогической деятельности, но желательны в системе профессионально значимых личностных качеств.
Негативными предстают те, которые обусловливают снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности учителя.
|
|
Доминантные качества:
1. Социальная активность, наличие желания и готовности к выполнению педагогической деятельности.
2. Профессиональная целеустремленность.
3. Эмоциональная уравновешенность.
4. Способность к эмоциональной саморегуляции, умение не теряться в экстремальных ситуациях.
5. Интерес к личности ребенка.
6. Обаяние — сплав духовности, привлекательности и вкуса.
7. Честность, искренность в общении, добросовестность в работе.
8. Справедливость — способность действовать беспристрастно.
9. Современность — осознание учителем собственной принадлежности к одному времени с учениками, общность интересов с ними в жизненно важных проявлениях.
10. Гуманность — стремление оказать помощь в личностном развитии ученика.
11. Широкая эрудиция.
12. Наличие педагогического такта (соблюдение общечеловеческих норм общения с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей).
13. Толерантность — терпеливость в работе с детьми.
14. Педагогический оптимизм — вера в духовные и физические силы ученика, в его способности.
Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость как наличие жизненного опыта, внешняя привлекательность.
Негативные качества:
1. Пристрастность — выделение из среды учащихся “любимчиков” и “нелюбимых”, публичное выражение своих симпатий и антипатий к воспитанникам.
2. Неуравновешенность, неумение контролировать свое временное психическое состояние, регулировать его.
3. Мстительность, проявляющаяся в стремлении сводить личные счеты с учениками.
4. Высокомерие, педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учащимися.
5. Рассеянность, несобранность, забывчивость, необязательность (пообещал и не сделал).