Профессиональные требования к личности учителя. Основные П3ЛК учителя

Педагогически целесообразен вариант классификации профессионально значимых личностных качеств (ПЗЛК), разработанный В.П. Симоновым. В этой классификации содержатся конкретные оптимальные характеристики качеств личности педагога:

1. Психологические черты личности как индивидуальности:

а) сильный, уравновешенный тип нервной системы;

б) тенденция к лидерству;

в) уверенность в себе;

г) добросердечие и отзывчивость;

е) гипертимность (активность, подвижность).

2. Педагог в структуре межличностных отношений:

а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами;

б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;

в) адекватная, нормальная самооценка;

г) стремление к сотрудничеству с учениками и коллегами;

д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.

3. Профессиональные черты личности преподавателя:

а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;

б) умение учитывать индивидуальные психофизические возможности учащихся;

в) хорошая техника речи (поставленный голос, четкая дикция, оптимальный темп речи), общая и специальная ее грамотность;

г) элегантный внешний вид, выразительная мимика, общий артистизм;

д) направленность на учащихся (обращение к ним по именам, знание не только личностных особенностей, но и жизненных обстоятельств воспитанников, стремление помочь делом и советом);

е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;

ж) умение четко сформулировать конкретные цели;

з) умение организовывать всех учащихся в целом и каждого в отдельности;

и) наличие обратной связи с учениками и оценочных суждений, сопровождающих выставление отметок, систематический контроль за успеваемостью школьников [9].

Этот авторский вариант профессионально значимых личностных качеств не претендует на полноту и неоспоримость, однако в нем находят отражение самые важные профессиографические аспекты модели современного учителя.

Интересна классификация ПЗЛК, предложенная Т.А. Юзефавичус [17, 42—43]. Для данной классификации автор берет доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые личностные качества учителя.

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых не позволяет добиться положительного профессионального результата.

Периферийные качества не оказывают решающего влияния на эффективность педагогической деятельности, но желательны в системе профессионально значимых личностных качеств.

Негативными предстают те, которые обусловливают снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности учителя.

Доминантные качества:

1. Социальная активность, наличие желания и готовности к выполнению педагогической деятельности.

2. Профессиональная целеустремленность.

3. Эмоциональная уравновешенность.

4. Способность к эмоциональной саморегуляции, умение не теряться в экстремальных ситуациях.

5. Интерес к личности ребенка.

6. Обаяние — сплав духовности, привлекательности и вкуса.

7. Честность, искренность в общении, добросовестность в работе.

8. Справедливость — способность действовать беспристрастно.

9. Современность — осознание учителем собственной принадлежности к одному времени с учениками, общность интересов с ними в жизненно важных проявлениях.

10. Гуманность — стремление оказать помощь в личностном развитии ученика.

11. Широкая эрудиция.

12. Наличие педагогического такта (соблюдение общечеловеческих норм общения с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей).

13. Толерантность — терпеливость в работе с детьми.

14. Педагогический оптимизм — вера в духовные и физические силы ученика, в его способности.

Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость как наличие жизненного опыта, внешняя привлекательность.

Негативные качества:

1. Пристрастность — выделение из среды учащихся “любимчиков” и “нелюбимых”, публичное выражение своих симпатий и антипатий к воспитанникам.

2. Неуравновешенность, неумение контролировать свое временное психическое состояние, регулировать его.

3. Мстительность, проявляющаяся в стремлении сводить личные счеты с учениками.

4. Высокомерие, педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учащимися.

5. Рассеянность, несобранность, забывчивость, необязательность (пообещал и не сделал).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: