Вопросы к коллоквиуму 12.05.2017

ИСТОКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ.

 

 

Дж. Локк. Два трактата о правлении

1. Как определяет Локк «политическую власть»?

2. Какие две важнейшие черты естественного состояния выделяет Локк?

3. Каким законом управляется естественное состояние, каким первейшим правом обладает человек в естественном состоянии, каков источник этого и иных прав?

4. Какие два права существуют в естественном состоянии? Какое из этих прав относится к праву само сохранения, а какое - к праву сохранения всего человечества?

5. В чем суть возражений против теории естественного состояния, предлагаемой Локком, и как сам Локк эти возражения пытается опровергнуть?

6. В чем смысл отличия естественной свободы от свободы в обществе?

7. Является ли частная собственность вечным состоянием? В чем источник собственности, по Локку?

8. Чем отличается собственность от имущества?

9. Почему тот, кто присваивает землю благодаря своему труду, не уменьшает, а, напротив, увеличивает общий запас, имеющийся у человечества?

10. Почему прежде всего люди, а не земли составляют богатство страны? Кто и почему является «великой основой собственности»?

11. Что дало изобретение денег?

12. В чем, по Локку, относительность тезиса «все люди по природе равны»?

13. Что такое «закон в подлинном смысле» и какова его цель?

14. В каком смысле Локк утверждает, что «там, где нет закона, нет и свободы»?

15. В чем источник и относительность (не-абсолютность) власти родителей (и в особенности, отца) над детьми?

16. За что критикует Локк понятие отцовской власти? Можно сказать, что мать или отец обладают законодательной властью над своими детьми?

17. В каком отношении находятся отцовская и политическая власти? Различны они или тождественны? Может ли считаться право правления в большой семье политическим обществом?

18. Почему рабы не являются частью гражданского общества?

19. Что является главной целью гражданского общества?

20. Почему абсолютная монархия не совместима с гражданским обществом?

21. Нужно ли для создания сообщества как единого политического организма согласие всех его членов или достаточно только большинства?

22. Всегда ли необходимо для действия политического организма иметь согласие каждого члена или достаточно решения большинства?

23. Можно ли связывать себя договором с сообществом и не подчиняться решению большинства его членов?

24. Рождается ли человек подданным какой-либо страны, если его отец и мать - ее подданные?

25. В чем разница между выраженным и молчаливым согласием с властью, как они соотносятся?

26. Может ли человек, давший посредством явного волеизъявления свое согласие быть членом какого-либо государства, в любой момент по собственному желанию отказаться от своих прав и обязанностей как подданного данного государства?

27. Если человек подчиняется законам какой-либо страны, пользуется привилегиями и защитой этих законов, делает ли это его подданным данного государства?

28. Какими двумя видами власти обладает человек в естественном состоянии?

29. Что такое форма правления? Как соотносятся понятия государство и форма правления?

30. Что является первым и основным положительным законом всех государств?

31. В чем границы верховной власти, по Локку?

32. Что значит абсолютная деспотическая власть? И почему она - худшее состояние, чем естественное состояние?

33. Как звучит у Локка принцип неприкосновенности частной собственности? Значит ли неприкосновенность принципа частной собственности, что в условиях военного положения офицер имеет права заставить солдата выполнить самый абсурдный и самоубийственный приказ, но не имеет права взять хотя бы копейку из его кармана без его согласия?

34. Что такое принцип разделения законодательной и исполнительной властей, и зачем он нужен в хорошо устроенном государстве?

35. Какую и почему власть труднее строить по постоянным положительнымзаконам: исполнительную или федеративную? Следует ли разделять или не разделять (и почему) исполнительную и федеративную власти?

36. Кому принадлежит верховная власть в обществе: народу или законодательному органу? Когда одно лицо можно назвать «верховным» как носителем верховной власти?

37. Что такое «состояние войны с народом», когда это состояние возникает, и как на него вправе реагировать народ?

38. Обладает ли, по Локку, исполнительная власть правом созывать и распускать законодательный орган? И если да, то даёт ли это ей верховенство над законодательной властью, хотя бы временное?

39. Что должно быть важнее для исполнительной власти при созыве законодательного органа: правильная пропорция или форма представительства?

40. Как исторически менялась роль и место прерогативы в управлении государством? Как правильнее определить прерогативу: как «беззаконие во имя общественного блага» или как «творение общественного блага без закона»?

41. В каком смысле деспотическая власть есть продолжение состояния войны? Почему абсолютная власть далека от того, чтобы быть видом гражданского общества?

42. Обладает ли справедливый победитель властью над имуществом справедливо побежденных?

43. Что такое узурпация и как она соотносится с понятием тирании? Присуща ли тирания только монархии, как об этом говорили Платон и Аристотель?

44. В чем состоит различие между распадом общества и распадом системы правления?

45. Что такое народная революция, и как она выглядит, по Локку?

46. Кто является, по Локку, «истинными мятежниками»?

 

Литература:

Локк Дж. Два трактата о правлении. Книга вторая. Гл. I - Х // Локк Дж. Сочинения в 3-х тт. Т. 3. М.: Мысль, 1988. С. 262-396.

 

 

Монтескье. «О духе законов»

 

1. Какие два типа законов, управляемых отдельными людьми как разумными существами, выделяет Монтескьё, и почему именно эти два типа?

2. Почему в обществе появляются правовые законы? Какие три типа права выделяет Монтескьё?

3. Какое правление следует называть наиболее естественным?

4. Что такое дух законов?

5. Какие три образа правления выделяет и определяет Монтескьё?

6. В чем состоит основной принцип и основные законы демократического правления? В чем сила и ограниченность демократий?

7. Какая аристократия является лучшей, а какая - худшей?

8. Чем объясняется особая роль и сила религии в деспотических государствах?

9. Чем отличается «добрый гражданин» от «добродетельного человека»?

10. Какая сила способна смягчить (ограничить) деспотическую власть?

11. Что такое политическая свобода, и при каком государственном строе она возможна?

12. Почему не бывает политической свободы, если власть законодательная, исполнительная и судебная не отделены друг от друга?

13. Почему необходимо, чтобы время созыва и продолжительность заседания этих собраний определяла исполнительная власть, основываясь на известных ей обстоятельствах?

14. Почему законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти, а также права судить поведение лица, отправляющего исполнительную власть?

15. Почему Монтескьё считает, что «свою идею политического правления англичане заимствовали у германцев»?

16. За что критикует Монтескьё аристотелевскую классификацию монархических правлений? В каком смысле у царей героической эпохи «было и слишком много, и слишком мало власти»?

17. В каком отношении находится статус сатирических сочинений к характеру общественного строя?

18. Каким образом может быть сильно облечено дело государственного управления в условиях монархии? Как русскому царю Петру I удалось резко уменьшить количество подаваемых ему жалоб?

19. Почему различия в законах государства должны соответствовать климатическим различиям?

20. В каком смысле Монтескьё пишет: «Чтобы пробудить в московите чувствительность, надо с него содрать кожу»?

21. Почему Монтескьё считает, что «по мере приближения к югу вы как бы удаляетесь от самой морали»?

22. В чем состоит «великая причина слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии»? А куда при этом относит Монтескье «Московское государство»: к Европе или к Азии?

23. Почему, по мнению Монтескьё, «изменять посредством законов то, что должно быть изменено посредством обычаев, — это очень дурная политика»? В чем - в этой связи - состояла, по его мнению, ошибка Петра I?

24. В чем состоит различие между законами, нравами и обычаями?

25. В каком смысле Монтескьё утверждает, что «у свободного народа может быть освободитель; у народа порабощенного может быть только новый притеснитель»?

26. Почему для деспотического правления равно пагубны и хорошие, и дурные рассуждения?

27. Что значит рассматривать религии «не в качестве богослова, а в качестве политического писателя»?

28. Почему умеренный образ правления более соответствует христианской религии, а деспотический — магометанской?

29. Почему католическая религия более согласуется с монархическим образом правления, а протестантская — с республиканским?

30. Почему бывает так, что наиболее ложные религиозные догматы могут иметь превосходные социальные последствия?

 

Литература:

Монтескье Ш. де. О духе законов // Монтескье Ш. де. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. Книги: 1-5, 11-12, 14, 17, 19, 24.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: