В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы используются различные методы бюджетного регулирования.
1. Метод закрепленного дохода. ЗД – это такие доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной (более трех лет) основе поступают в соответствующий бюджет.
2. Метод регулирующих доходов. РД – это такие доходы, которые поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других обязательных платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
3. Дотации. Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджета РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления текущих расходов.
4. Субвенции. Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, а также юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов.
5. Субсидии. Это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
|
|
6. Бюджетные ссуды. Бюджетное средство, предоставляемое другому бюджету на возвратной, возмездной или безвозмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
7. Трансферт. Перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня.
8. Секвестр. Специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета.
Глава 25 БК посвящена регулированию исполнения федерального бюджета. Особое внимание в ней уделяется установлению очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств.
В первую очередь производится списание по судебным актам для удовлетворения требований по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц.
Во вторую очередь производится списание по судебным актам для возмещения реального ущерба в размере недофинансированию, а также – для возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов (в т.ч. если убытки получены в результате издания нормативного акта, несоответствующего закону или иному НПА).
|
|
В третью очередь осуществляется списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет.
В четвертую очередь происходит списание по платежным документам, предусматривающее финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долго.
В пятую очередь происходит списание по платежным документам, предусматривающее финансирование иных расходов бюджета.
Списание этих средств в пределах одной очереди производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнение бюджетов и контроля за их исполнением признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителям определенных мер принуждения. Все виды нарушений бюджетного законодательства установлены в ст. 289-306 БК. Их 18.
В 282 ст. перечислены меры принуждения, которые могут применяться к нарушителям:
1. Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
2. блокировка расходов;
3. изъятие бюджетных средств – до одного месяца;
4. приостановление операций по счетам в кредитных организациях – до одного месяца;
5. наложение штрафа;
6. начисление пени;
7. иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Применять эти меры могут руководители федеральных казначейств и их заместители, которые наделены очень широкими полномочиями.
Правовой статус руководителей федеральных казначейств и их заместителей:
1. Вправе списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, использованных не по назначению.
2. Списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек.
3. Списывать в бесспорном порядке суммы процентов или платы за пользование бюджетными средствами, предоставленных на возвратной и возмездной основах.
4. Взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств и просрочку оплаты процентов за пользование бюджетными средствами.
5. Вправе выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов власти местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
6. Составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов.
7. Взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств.
8. Приостановление операций по счетам в кредитных организациях на срок до одного месяца.
Перечень исчерпывающий, содержится в 284 ст. БК.