Форма государственного устройства

Понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источ­ники ее образования и принципы взаимоотношений выс­ших органов власти между собой и населением — форма правления;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями — форма государственного устройства;

в) методы и способы осуществления государственной власти — государственный режим.

Форма правления — это организация верховной государ­ственной власти, порядок образования ее органов и их взаи­моотношения с населением.

Форма правления показывает, как создаются высшие орга­ны государства и каково их строение; как строятся взаимоотно­шения между высшими и государственными органами на мес­тах; как строятся взаимоотношения между верховной государ­ственной властью и населением страны; в какой мере организа­ция высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Основными видами формы правления являются монархия и республика. Монархия — это государство, в котором верховная государственная власть сосредоточена в руках единоличного главы го­сударства — монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха) и в большинстве случаев является пожизненной и передавае­мой по наследству.

Монархии подразделяются на абсолютные и конституцион­ные.

Абсолютная (неограниченная) монархия — это форма прав­ления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие.

Основными признаками абсолютной монархии являются:

1) существование единоличного носителя верховной власти — монарха;

2) монарх, как правило, пользуется своей властью пожиз­ненно и передает ее по наследству;

3) монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;

4) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.

Примерами абсолютной монархии сегодня могут служить го­сударства — Оман, Бутан, Бруней.

Разновидностью абсолютной монархии является теократи­ческая монархия — это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиоз­ную власть (Ватикан, Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом — парламентом — и особым правовым актом — конституцией.

Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической.

В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы помещи­ков и духовенства. Он формирует и возглавляет ответственное перед ним правительство. Парламент формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии и интеллигенции. Пример такой монархии сегодня — Иорда­ния и Марокко.

В условиях парламентарной монархии монарх является лишь главой государства и выполняет сугубо представительские функ­ции. Вся законодательная власть принадлежит парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все акты монарха подлежат скреплению подписью (кон­трассигнации) соответствующего министра, то есть министр принимает на себя политическую и юридическую ответствен­ность за данный акт.

Сохранение этой разновидности монархии обусловлено дове­рием к монарху, верностью традициям и особенностям нацио­нального менталитета. Таковы сегодня Австралия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада, Да­ния, Норвегия, Швеция, Япония.

Республика — это государство, в котором высшие органы государственной власти избираются либо формируются особы­ми представительными учреждениями. Признаки республики следующие:

1) выборность на определенный срок главы госу­дарства и других высших органов государственной власти;

2) осуществление государственной власти от имени народа;

3) юридическая ответственность главы государства в случаях, пре­дусмотренных законом;

4) обязательность решений верховной государственной власти.

Основными видами республик являются: президентская, парламентская и смешанная.

Президентская характеризуется тем, что президент одно­временно является и главой государства, и главой исполнитель­ной власти (правительства). Он свободен в назначении мини­стров, ответственных перед ним. Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а президент не имеет право роспуска парламента. И президент, и парламент избира­ются народом. Родина президентской республики - США.

В условиях парламентарной республики президент являет­ся только главой государства и избирается парламентом или коллегией выборщиков, созданной на основе парламента. Пра­вительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все действия президента подлежат контрассигнации со сторо­ны парламента. Парламентарных республик очень мало. Это Германия, Греция, Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия и Эстония.

Смешан­ная полупрезидентская республика, где глава государства — пре­зидент избирается народом, как и парламент. Он назначает гла­ву правительства по согласованию с парламентом. Парламент имеет право выразить вотум недоверия правительству, но от­правляет его в отставку президент. Он же имеет право роспуска нижней палаты парламента. Россия также является полупрези­дентской республикой.

Таким образом, под формой государственного устройства понимаются внутренняя национально-территориальная организация го­сударственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимо­отношения между государством в целом и его составными частями.

Следовательно, форма государственного устройства показы­вает, из каких частей состоит внутренняя структура государ­ства; каково положение этих частей и каковы взаимоотноше­ния этих органов; как строятся отношения между центральны­ми и местными государственными органами; в какой государ­ственной форме выражаются интересы каждой проживающей нации.

Основными видами формы государственного устройства яв­ляются унитарный и федеративный.

Унитарные государства преобладают в мире. К числу уни­тарных государств относятся большинство стран Европы, Ла­тинской Америки, Африки, ряд стран Азии.

Для этих государств (называемых еще слитными и простыми) характерно наличие следующих основных признаков:

1) единая конституция;

2) еди­ная система высших органов государственной власти (глава го­сударства, парламент, правительство, судебная система);

3) еди­ное гражданство;

4) единая система права;

5)территория уни­тарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

Унитарные государства допускают внутри себя автономию. Автономия — это самоуправление определенной части террито­рии государства, отличающейся национальными, бытовыми, а иногда — географическими условиями, ее населению могут быть присущи определенные исторические особенности, традиции. Существуют две разновидности автономии в унитарном госу­дарстве — политическая и административная. Политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает пра­вом собственного законодательства. Административная автоно­мия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов и т. д.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государ­ство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надеж­но обеспечивает государственное единство.

Второй основной вид формы государственного устройства — федерация. В отличие от унитарии, она сложна и многолика, и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфи­ческими особенностями. Федеративными государствами явля­ются Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Россия, Швейца­рия и др.

Федерация — это сложное (союзное) государство, состоя­щее из государственных образований, обладающих юриди­чески определенной самостоятельностью.

Отличительные признаки федеративного государства следу­ющие:

1) территория федерации в политико-административном от­ношении не представляет собой единого целого, так как состоит из территорий субъектов федерации, которые в то же время не обладают полным суверенитетом (т. е. свойством быть независимыми в сфере как внутренних, так и внешних отношений). К сказанному следует добавить, что субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза);

2) субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной кон­ституции, но при этом конституции субъектов должны полностью соответствовать федеральной конституции (принцип субординации);

3) субъект федерации имеет право издавать свои собствен­ные законодательные акты, при условии их соответствия федеральному законодательству (принцип приоритета об­щефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций);

4) субъект федерации может иметь свою собственную право­вую и судебную системы;

5) одним из формальных признаков федерации является на­личие двойного гражданства (каждый гражданин счита­ется гражданином союза и соответствующего субъекта федерации);

6) обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Нижняя палата рассматривается как орган обще­союзного представительства и избирается по территори­альным избирательным округам. Верхняя палата пред­ставляет интересы субъектов федерации.

Федерации делятся на виды. Федерация может быть адми­нистративно-территориальной (образованной на основе тер­риториального принципа) и национально-государственной (об­разованной по национальному принципу). Примером первой могут служить Германия, США, а второй — Югославия.

Выделяют также симметричную федерацию (субъекты фе­дерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметрич­ную, для которой характерно неравенство правового положе­ния субъектов. Первой является Германия, второй — Россия.

Наконец, федерация может быть договорной (в основу феде­рации положен договор субъектов) и конституционной (право­вым основанием федерации является закрепление факта ее об­разования в Основном законе страны).

Если федерация — это союзное государство, то конфедера­ция — это «государственный союз государств». Иными слова­ми, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.

Конфедерация представляет собой союз, в котором образую­щие его государства сохраняют свою независимость, имеют соб­ственные органы власти и управления. Они создают специальные объединенные органы для координации действий в опреде­ленных целях (внешнеполитических, военных, экономических и др.). Разновидностями конфедерации являются межгосудар­ственные союзы, содружества, сообщества. Например, Европей­ский Союз, Британское содружество наций.

Отношения между членами конфедерации симметричны, т. е. перед законом они равны. Кроме того, государства, объеди­нившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случаях США и Швейцарии, конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации — едино­го государства.

Последний вид формы государственного устройства — им­перия. Сегодня сутью данного понятия является объединение под началом жесткой централизованной власти этнических и административно-территориальных образований на основе от­ношений: метрополия — колонии, центр — провинции.

Империи возникали во многих цивилизациях и в разные исторические эпохи, поэтому в каждом случае они обладали специфическими чертами. Тем не менее, можно выделить и об­щие характеристики имперских систем:

1) обширная террито­риальная основа;

2) сильная централизованная власть;

3) стре­мящиеся к экспансии элиты;

4) асимметричные отношения гос­подства и подчинения между центром и периферией;

5) нали­чие общего политического проекта, стоящего над интересами различных социальных групп;

6) разнородный этнический и культурный состав.

Форма правления представляет собой юридическую модель отношений между соответствующими высшими государствен­ными органами. Реальный же порядок их функционирования и взаимодействия нередко существенно отличается от конститу­ционной модели, а подчас даже противоположен ей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: