Подъемник — механическая лебедка, монтируемая на тракторе, автомашине или отдельной раме. В первом случае привод лебедки осуществляется от тягового двигателя трактора, автомашин, в остальных от самостоятельного двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя.
Агрегат — в отличие от подъемника оснащен вышкой и механизмом для ее подъема и опускания.
Широко применяются тракторные подъемники «АзИНмаш-43П», АПТ-8, агрегаты «АзИНмаш-43А, «Бакинец-ЗМ», А50У, УПТ, «АзИНмаш-37» и др.
Тракторный подъемник АзИНмаш-43П — предназначен для проведения подземного ремонта скважин, оборудованных подъемными сооружениями. Подъемник представляет собой самоходную механизированную лебедку, смонтированную на гусеничном болотоходном тракторе Т-100МЗБГС или обычный Т-100МЗ.
Управление основными исполнительными механизмами подъемника — электропневматическое; управление тормозом лебедки — ручное механическое, сдублированное ножным пневматическим; управление остальными механизмами — механическое.
|
|
Для обеспечения воздухом пневмосистемы подъемника под капотом двигателя установлен автомобильный компрессор, имеющий привод от шкива вентилятора двигателя.
Масса агрегата 18.2 т, глубина обслуживаемых скважин от 1500 м до 6400 м (при НКТ от 114 до 48 мм).
Подъемная лебедка ЛПТ-8 (Рисунок 42).
Монтажной базой этого подъемника является гусеничный трактор Т130МЗ, обеспечивающий ремонт скважин глубиной до 2500 м.
Основными узлами подъемной лебедки являются: трансмиссия, электропневматическая лебедка, пневматическая система управления, приводы ротора, упорные домкраты и безопасная катушка.
Лебедка — однобарабанная. Все узлы и механизмы лебедочного блока - барабанный вал в сборе, трансмиссионный вал, тормозная система, храповое устройство, ограничитель подъема талевого блока, кожухи и ограждения собраны в цельносварной станине коробчатого типа. Включение барабана осуществляется посредством фрикционной муфты, собранной внутри тормозной шайбы, прикрепленной к ребордам барабана.
На правом конце барабанного вала походу установлена безопасная шпилевая катушка, на левом — цепное колесо привода ротора.
Для длительного удержания колонны труб или штанг на весу в лебедке, предусмотрено храповое устройство.
Рисунок 42 — Подъемная лебедка ЛПТ-8
1 — рама; 2 — топливный бак; 3 — воздушные баллоны; 4 — компрессор; 5 — пульт управления; 6 — лебедка; 7 — карданный вал; 8 — консольная рама; 9 — коробка передач; 10 — безопасная катушка; 11 — механизм привода ротора; 12 — съемная приставная лестница; 13 — откидной винтовой упор.
Пневмосистема подъемника предназначена для управления фрикционной муфтой привода тормозной системы лебедочного блока при ножном управлении или срабатывании ограничителя подъема талевого блока.
|
|
Пневмосистемы питаются от двухцилиндрового одноступенчатого компрессора, привод которого осуществляется от двигателя трактора посредством карданного вала и ременной передачи.
Универсальный винтовой ограничитель подъема талевого блока приводится от барабана цепной передачей. Привод навесного оборудования подъемника осуществляется от тягового двигателя трактора через коробку отбора мощности КОМ-ЧТЗ, карданный вал и коробку передач КП-100.
Техническая характеристика лебедки ЛПТ-8
Таблица 8
Вкл. передача | Частота вращ. барабана n, мин- | Скор-ть набегания каната на барабан, м/с | Тяговое усилие на ходовом конце каната, кН | Оснастка талевой системы | |||
2´3 (четырех струнная) | 3´4 (шестиструнная) | ||||||
Скорость подъема крюка, м/с | Грузоподъемность на крюке, т | Скорость подъема крюка, м/с | Грузоподъем-ность на крюке, т | ||||
Прямая | |||||||
44.6 | 1.13 | 84.0 | 0.28 | 32.3 | 0.19 | 47.5 | |
75.8 | 1.92 | 49.4 | 0.48 | 18.8 | 0.32 | 27.6 | |
124.2 | 3.15 | 30.1 | 0.81 | 11.5 | 0.54 | 16.8 | |
211.0 | 5.35 | 17.7 | 1.34 | 6.7 | 0.89 | 9.9 | |
Обратная | |||||||
75.8 | 1.92 | — | 0.43 | — | 0.29 | — | |
211.0 | 5.35 | — | 1.20 | — | 1.80 | — |
Техническая характеристика: | |
Тяговое усилие на втором ряде намотки каната диаметром 22.5 мм на барабане, кН | |
Лебедка | однобарабанная |
Емкость барабана при намотке, м: | |
каната диаметром 13 мм | |
каната диаметром 15 мм | |
Управление тормозом | ручное, механическое и ножное пневматическое |
Электрооборудование: | |
напряжение, В | |
питание основное | от генератора трактора через аккумуляторную батарею |
дублирующее | от промысловлой сети через выпрямительное устройство |
Габариты, мм | 6430´2550´3087 |
Масса полного комплекта, кг | |
Удельное давление на грунт, МПа | 0.076 |
К подъемным установкам типа УПТ относятся: УПТ-32, УПТ1-50, УПТ1-50Б, предназначенные для спуско-подъемных операций в процессе текущего и капитального ремонта нефтяных и газовых скважин.
Техническая характеристика подъемных установок типа УПТ
Таблица 9
Показатели | УПТ-32 | УПТ1-50 | УПТ1-50Б |
Монтажная база трактора, тип | Т-130МГ | Т-130МГ | Т-130МБГ |
Глубина обслуживания, м | |||
Максимальная длина поднимаемой трубы, м | 12.5 | 12.5 | 12.5 |
Мощность привода, кВт | — |
Установки самоходные, смонтированные на гусеничных тракторах. Состоят из следующих основных узлов: однобарабанной лебедки, установленной на специальном основании под оборудование, вышки с талевой системой, задней и передней опор вышки, кабины водителя.
Установки укомплектованы механизмами для свинчивания-развинчивания труб; оснащены устройством противозатаскивания крюкоблока и взрывобезопасной системой освещения рабочей площадки на устье скважины и пути движения крюкоблока.
В отличие от УПТ-32, установки УПТ 1-50-и УПТ-50В снабжены узлом привода ротора, а также укомплектованы гидрораскрепителем.
Привод лебёдки и других механизмов УПТ-32 — от двигателя трактора; подъем вышки и механизма для свинчивания-развинчивания труб — гидравлический; включение фрикционных муфт — пневматическое.
Привод исполнительных узлов и механизмов УПТ1-50 (рисунок 43) и УПТ1-50Б — от двигателя трактора; лебедки и ротора — через трансмиссию; подъем вышки, привод гидрораскрепителя и механизм для свинчивания-развинчивания труб гидравлические; включение фрикционных муфт — пневматическое.
Рисунок 43 — Подъемная установка УПТ1-50
1 — коробка передач; 2 — однобарабанная лебедка; 3 — компрессор воздуха; 4 — передняя опора вышки; 5 — фара; 6 — вышка с талевой системой; 7 — управление; 8 — кабина машиниста; 9 — гидродомкрат; 10 — задняя опора
|
|
вышки.
Подъемные установки типа АзИНмаш-37 (рисунок 44) предназначены для спуско‑подъемных операций с укладкой труб и штанг на мостки при текущем и капитальном ремонте нефтяных и газовых скважин, не оборудованных вышечными сооружениями.
Подъемные установки этого типа подразделяются — на АзИНмаш-37А, АзИНмаш-37А1, АзИНмаш-37Б, смонтированные на базе автомобилей повышенной проходимости КрАЗ-255Б и КрАЗ-260.
Подъемные установки АзИНмаш-37А и АзИНмаш1-37А1 комплектуются автоматами АПР для свинчивания и развинчивания насосно-компрессорных труб и автоматическим ключом типа КШЭ с электроприводом для свинчивания насосных штанг.
Подъемные установки оснащены ограничителем подъема крюкоблока, системой звуковой и световой сигнализации установки вышки, контрольно-измерительными приборами работы двигателя и пневмосистемы, а также другими системами блокировки, обеспечивающими безопасность ведения работ при монтаже установки вблизи скважины и спуско-подъемных операциях.
Рисунок 44 — Подъемная установка АзИНмаш-37
1 — талевая система; 2 — вышка; 3 — силовая передача; 4 — передняя опора; 5 — кабина оператора; 6 — лебедка; 7 — гидроцилиндр подъема вышки; 8 — задняя опора.
Управление всеми механизмами установки при спуско-подъемных операциях осуществляется из трехместной отапливаемой кабины оператора, расположенной между лебедкой и кабиной автомобиля. Управление установкой вышки, в рабочее и транспортное положения, осуществляется дистанционно — с ручного выносного пульта.
Техническая характеристика установок типа АзИНмаш-37
Таблица 10
Показатели | АзИНмаш-37А | АзИНмаш-37А1 | АзИНмаш-37Б |
Монтажная база | КрАЗ-255Б | КрАЗ-260 | КрАЗ-260 |
Грузоподъемность, т | |||
Вышка: | |||
Высота от земли до оси кронблока, м | |||
Допустимая длина поднимаемой трубы, м | 12.5 | 12.5 | 12.5 |
Габариты установки (в транспортном положении), мм | 10050´2750´4300 | 10320´2750´4300 | 10470´2750´4300 |
Масса установки, кг |
Подъемная установка АзИНмаш-37Б в отличие от АзИНмаш-37А и АзИНмаш-37А1 оснащена спайдером СГ-32 и манипулятором МТ-З с гидравлическим дистанционным управлением для свинчивания и развинчивания НКТ.
|
|
Установки АзИНмаш-37А1 и АзИНмаш-37Б смонтированы на шасси автомобиля КрАЗ-260 с относительно повышенной грузоподъемностью и мощностью двигателя и обладают высокими скоростями подъема крюка.
Лебедка с приводом от двигателя автомобиля оснащена однодисковой фрикционной муфтой.
Рисунок 45 — Агрегат подъемный АПРС-32
Агрегаты подъёмные АПРС-32 (рисунок 45) (АПРС-32-01,.АПРС-32-02) предназначены:
· для производства спуско-подъемных операций при ремонте скважин, не оборудованных вышечными сооружениями;
· для свинчивания и развинчивания насосно-компрессорных труб и глубинно-насосных штанг;
· для производства тартальных работ;
· для чистки песчаных пробок желонкой;
· для возбуждения скважин поршневанием (свабированием).
Техническая характеристика: | АПРС-32 | АПРС-32-01 | АПРС-32-02 |
Монтажная база | шасси КрАЗ-255 | шасси КрАЗ-260 | УраЛ-4320 |
Грузоподъемность на крюке, т | |||
Высота подъема крюка, м |
Работоспособность агрегата обеспечивается в районах с умеренным и холодным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 45 °С до плюс 40 °С.
Агрегат подъемный для ремонта скважин АПРС-40 (рисунок 46) предназначен для производства спуско-подъемных операций при ремонте скважин, необорудованных вышечными сооружениями, для производства тартальных работ, для чистки песчаных пробок желонкой и для возбуждения скважин поршневанием (свабированием). Кроме того, с его помощью промывочным агрегатом и ротором с индивидуальным приводом можно проводить промывку скважин и разбурибание песчаных пробок.
Рисунок 46 — Агрегат подъемный для ремонта скважин АПРС-40
Агрегат является самоходной нефтепромысловой машиной, смонтированной на шасси трехосного автомобиля высокой проходимости УРАЛ‑4320 или КрАЗ-260, и состоит из однобарабанной лебедки и двухсекционной телескопической вышки с талевой системой.
Вышка агрегата имеет повышенную прочность, изготовляется из низколегированной морозостойкой стали.
Кабина машиниста имеет улучшенную теплоизоляцию.
Основные технические данные: | |
Монтажная база | шасси автомобиля Урал-4320 или КрАЗ-260 |
Максимальная грузоподъемность на крюке, т | |
Высота подъема крюка, м | |
Лебедка | однобарабанная с приводом от коробки передач шасси |
Вышка | телескопическая двухсекционная с открытой передней гранью |
Агрегат для освоения и ремонта скважин А-50М (рисунок 46) предназначен для:
· разбуривания цементной пробки в трубах диаметром 5 - 6 дюймов и связанных с этим процессом операций (спуска и подъема бурильных труб, промывки скважин и т.д.);
· спуска и подъема насосно-компрессорных труб;
· установки эксплуатационного оборудования на устье скважин;
· проведения ремонтных работ и работ по ликвидации аварии;
· проведения буровых работ.
Рисунок 47 — Агрегат А-50М
1 — передняя опора; 2 — средняя опора; 3 — электролебедка; 4 — компрессорная установка; 5 — гидросистема; 6 — лебедка; 7 — домкрат; 8 — индикатор веса; 9 — талевый канат; 10 — талевый блок; 11 — подвеска ключей; 12 — подвеска бурового рукава; 13 — вертлюг; 14 — мачта; 15 — домкратная штанга; 16 — пневмоуправление; 17 — гидроротор; 18 — домкрат; 19 — зубчатая муфта; 20 — редуктор; 21 — карданный вал; 22 — рама; 23 — коробка отбора мощности; 24 — силовые оттяжки; 25 — манифольд; 26 — промывочный насос; 27, 28 — карданные валы; 29 — силовая передача; 30 — цепная передача; 31 — гидрораскрепитель; 32 — кожух; 33 — промежуточный вал; 34 — электрооборудование; 35 — площадка оператора; 36 — узел управления и освещения шасси.
Техническая характеристика агрегата А-50М: | |
Допустимая нагрузка, кН | |
Мощность привода, кВт | 132.4 |
Максимальное тяговое усилие на набегающем конце каната, кН | |
Компрессор: | |
Тип | М115-2В5 |
Производительность, м3/мин | 0.6 |
Давление нагнетания, МПа | до 10 |
Промывочный насос: | |
Тип | НБ-125 (9МГр-73) |
Максимальное давление (при подаче 6,1 л/с), МПа | |
Максимальная подача (при давлении 6 МПа), л/с | 9.95 |
Монтажная база — прицеп | 710Б или СМ-38326 |
Масса насоса с прицепом, кг | |
Габариты установки в транспортном положении, мм | 14000´2900´4300 |
Масса установки без насосного прицепа, кг |
Рисунок 48 — Высокомеханизированный комплекс КВМ-60 для ремонта скважин
Изготовитель: ВНИИнефтемаш, г. Москва
Высокомеханизированный комплекс КВМ-60 (рисунок 48) предназначен для капитального ремонта и освоения скважин глубиной до 3000 м, расположенных в кусте или отдельно. Комплекс позволяет также вести буровые работы на глубину до 2000 м.
Техническая характеристика: | |
Нагрузка на крюке, кН | |
номинальная (при спуско-подъемных операциях без внешних оттяжек) | |
максимальная (при кратковременных нагружениях) | |
Привод механизмов | двигатель ЯМЗ-238 |
Мощность привода, кВт | |
Высота мачты, м | |
Емкость трубохранилища (для НКТ-диаметром 73 мм), м | |
Масса комплекса в целом, кг |
Мобильная установка УПД-5М используется для:
· разрушения гидратных и парафиновых пробок;
· закачки в скважину технологических жидкостей;
· цементирования скважин в призабойной зоне;
· геофизических исследований.
Работы проводятся при герметизированном устье скважины (поставляется специальный превентор), что обеспечивает экологическую защиту окружающей среды.
УПД-5М представляет собой самоходную нефтепромысловую машину совместно с монтажной базой, включающей в себя барабан с укладчиком для намотки длинномерных труб, механизм подачи трубы в скважину, закрепленную на шасси автомобиля КаАЗ-65101/100, или каком-либо другом типе шасси, по желанию заказчика.
Привод всех механизмов установки осуществляется гидромоторами, для проведения вспомогательных работ имеется гидроманипулятор грузоподъемностью 300 кг.
Механизм подачи с помощью специального устройства механизма подъема и перемещения приподнимается над монтажной базой из транспортного положения и выдвигается над устьем скважины в рабочее положение.
Характеристики установки УПД-5М: | |
Установка УДЦ-5М ориентирована на шасси автомобиля | КРАЗ-250 |
Тяговое усилие | 5000 кгс |
Скорость спуска и подъема непрерывной трубы | 0 ¸ 0.2 м/с |
Давление в трубе | 25 МПа |
При наружном диаметре трубы 33-мм глубина спуска | до 1800 м |
При наружном диаметре трубы 25 мм глубина спуска | до 2300 м |
Одной установкой можно восстановить 100 и более скважина год.
Конструкция установки позволяет переходить с одного диаметра трубы на другой без проведения дополнительных работ.
Изготовитель: Московский завод «Металлист».
Агрегат для ремонта скважин А2-32 смонтирован на базе шасси УРАЛ‑4320‑1912-30, а агрегат А4-32 на базе шасси КрАЗ-260Г.
Предназначены для производства спуско-подъемных операций при ремонте и эксплуатации скважин, не оборудованных вышечными сооружениями, для производства тартальных работ, для чистки песчаных пробок желонкой и для возбуждения скважин поршневанием.
Агрегат состоит из однобарабанной лебедки и двухсекционной телескопической вышки с талевой системой. За отдельную плату агрегат комплектуется механизмами для свинчивания и развинчивания насосно-компрессорных труб и насосных штанг.
Кабина управления снабжена независимым отопителем 0В-65. Подъем и опускание опор задней стойки производится гидроцилиндрами с выносного пульта управления.
Техническая характеристика: | |
Грузоподъемность, т | |
Высота подъема крюка, м | 12.2 |
Скорость подъема крюка, м/с | 0.2 ¸ 1.6 |
Агрегат ремонтно-технологический АРТ-800 предназначен для ликвидации отложений и пробок в нефтяных и газоконденсатных скважинах при герметизированном устье с использованием непрерывной стальной трубы диаметром 26.8 и 33.5 мм при избыточном давлении на устье до 21 МПа.
Кроме того, отечественной промышленностью освоено производство агрегатов для капитального ремонта нефтяных и газовых скважин А60/80 максимальной грузоподъемностью 80 т на спецшасси Брянского автозавода; агрегатов для текущего ремонта нефтяных и газовых скважин АР 32/40 максимальной грузоподъемностью 40 т на спецшасси Уральского автозавода; агрегатов для бурения и ремонта скважин БР-125 грузоподъемностью 125 т, а также других агрегатов для ремонта скважин.