Нормы расхода оборотных средств разрабатываются непосредственно на предприятиях с учетом конкретно сложившихся условий их работы т.е. учитываются:
отдаленность поставщиков от АТП;
условия снабжения, предусмотренные в договорах;
частота, равномерность и комплектность поставок;
размеры поставляемых партий;
скорость перевозок;
регулярность работы транспорта, доставляющего материальнные ценности;
система и форма расчетов;
скорость документооборота и т.д.
Нормы оборотных средств в днях по покупным производственным запасам включают время:
- нахождения материальных ценностей в пути (транспортный запас);
- разгрузки, складирования и подготовки материалов к производству (технологический запас);
- пребывание материальных ценностей в виде текущего запаса;
- пребывание в виде страхового (гарантийного) запаса.
Таким образом, общая норма запаса материальных ресурсов состоит из транспортного, технологического, текущего и страхового запасов.
Транспортный запас – создается в случае большой отдаленности поставщика материальных ценностей от данного АТП. Он охватывает период со дня оплаты счета поставщика материалов и до прибытия груза на склад получателя.
|
|
Транспортный запас возникает на предприятиях в тех случаях, когда удаленность их от поставщиков значительна и оплата материальных ценностей производится до поступления на склад. Если время доставки меньше или равно времени, необходимому для оплаты счета, то транспортный запас не создается.
Технологический запас на предприятии создается в том случае, если поступающие товарно-материальные ценности требуют предварительной обработки, лабораторного анализа, подготовки к производству и т.д. Например, при нормировании запаса дизельного топлива отводится время на отстой для отделения излишних примесей.
Время, затрачиваемое на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, а также на лабораторный анализ.
Текущий запас создается для обеспечения непрерывности производства в период между двумя очередными поставками материальных ресурсов. Он занимает наиболее значительное место среди производственных запасов, систематически расходуется на производство продукции и регулярно восстанавливается за счет плановых поставок.
Размер текущего запаса рассчитывается на основе норм ежедневного потребления и времени между последовательными поставками. Длительность или интервал между двумя очередными поставками устанавливается либо на основе договоров с поставщиками, либо по отчетным данным складского учета о количестве и периодичности поступлений материалов.
|
|
Величину текущего запаса можно определить по формуле:
Зтек = а Тп,
где а – среднесуточный расход материала;
Тп – средневзвешенный интервал между поставками, дни.
При больших объемах поставок с интервалом свыше пяти дней текущий запас создается в размере 50 % средневзвешенного объема между двумя смежными поставками.
При большой частоте поставок материалов, при небольшом количестве поставщиков определенной группы материалов, а также по поставкам материалов с малыми интервалами, текущий запас может приниматься равным потребностям материалов на этот интервал, т.е. в размере до полного интервала между поставками.
Страховой (гарантийный) запас создается для обеспечения непрерывного производственного процесса в случае израсходования текущего запаса и опоздания поставки очередной партии материала, а также при увеличении потребности в материалах на производстве в связи с перевыполнением плановых заданий, т.е. для гарантии от возможных перебоев в снабжении.
Страховой запас материалов должен обеспечить нормальный производственный процесс предприятия на время, необходимое для срочной доставки материалов от поставщиков. На автомобильном транспорте норма страхового запаса установлена в размере 50% от величины текущего запаса. В случае частичного использования страхового запаса он должен быть пополнен из ближайшей очередной партии завоза до расчетной величины. Страховой запас определяется по формуле:
Зстр = а Тс,
где Тс – время восстановления страхового запас, дни.
Таким образом, норма запаса по отдельным элементам оборотных средств складывается из текущего, технологического, транспортного и страхового запасов.
Помимо текущих и страховых запасов, могут создаваться сезонные страховые запасы на зимний период или на время осенней распутицы. Сезонные запасы рассчитывают на основе показателей среднесуточного расхода материалов и продолжительности периода, в течение которого предполагается прекращение завоза того или иного вида материальных ценностей. При наличии значительного сезонного запаса материалов обычно их текущий запас не создается.