В архитектуре барокко можно различить три периода развития

Стиль раннего барокко обнимает промежуток времени при­близительно от 1600 до 1633 года и, в общем, приближается к архитектурной системе позднего итальянского Ренес­санса Италии. Наиболее замечательными представителя­ми его являются Джакомо делла Порта (ок. 1540—1602), строитель купола собора св. Петра и создатель послужив­шего образцом для многих зданий фасада Иезуитской церкви в Риме, и Карло Модерна (1556—1629), прославив­шийся преимущественно сооружением продольного кор­пуса собора св. Петра. Назначенный с 1629 года руково­дителем постройки собора св. Петра Бернини (1598—1680), снискавший себе нетленную славу сооруженными им пред собором колоннадными галереями, воздвигает в 1633 году свой знаменитый высокий алтарь собора св. Петра.

Джованни Лоренцо Бернини, таким образом, откры­вает собой период расцвета итальянского барокко, который обнимает время от 1633 до 1700 года. Бернини был наи­более почитаемым художником своего времени, указав­шим новые пути также пластике; в архитектуре он про­ложил совершенно новые пути, научив учитывать впе­чатления, вызываемые перспективой, создавать великолепные помещения и использовать пространство в целях монументального впечатления.

Период позднего итальянского барокко, обнимающего время от 1700 до 1750 года. Фасады вновь снабжаются плоскостями правильной формы; кон­структивные элементы более тщательно взвешиваются, то есть контуры становятся строже, а внутреннее декора­тивное убранство проступает яснее, хотя при этом удер­живаются еще общая архитектурная концепция периода расцвета барокко и характерное для него стремление к монументальной мощи.

До конца XVII века стиль барокко развивал­ся преимущественно в церковной архитектуре; но затем на первый план выступает светская архитекту­ра. Светские и духовные князья соперничают друг с дру­гом в возведении грандиозных дворцов, этого величес­твенного выражения пышной и расточительной жизни высших сословий того времени.

Архитектура Рококо

Стиль рококо не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится о целесообразности форм частей сооружения, а распоряжается ими как угодно, по велению каприза, избегая строгой симметричности.

Скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты. Камерность и уютность помещений рококо создавалась за счет гораздо меньших размеров и особого декорирования. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Цвета приоритетные в этот период - приглушенные, пастельные, разбеленные: жемчужный, серебристый, бледно-охристый, перламутровый, лёгкий голубой и зеленоватый, пастельно-розовый. Сочетание ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно феерическое зрелище.

Большинство построек рококо — это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли «отелями») и загородные дворцы.

Как правило, высокая ограда отделяла особняк от города, скрывая жизнь владельцев дома. Комнаты отелей часто имели криволинейные очертания; они не располагались анфиладой, как было принято в особняках XVII в., а образовывали очень изящные асимметричные композиции. В центре обычно помещался парадный зал, так называемый салон. Комнаты были гораздо меньше, чем залы дворцов эпохи классицизма, и с более низкими потолками. А окна в этих особняках делали очень большими, почти от пола. Интерьеры построек рококо были оформлены скульптурными и резными украшениями, живописью на фантастические темы и множеством зеркал.

В созданиях этой архитектуры не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами (невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.) и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами.

Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil, Zopfstil).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: