Специфика формирования московского государства

Московское государство оставалось еще раннефеодальной монархией. В силу этого отношения между центром и местами строились первоначально на основе сюверенитета - вассалитета. Однако с течением времени положение постепенно менялось. Московские князья, как и все другие, делили свои земли между наследниками. Последние получали обычные уделы и были в них формально самостоятельны. Однако фактически старший сын, приобретший «стол» великого князя, сохранял положение старшего князя. Со второй половины XIV в. вводится порядок, по которому старший наследник получал большую долю наследства, чем остальные. Это давало ему решающее экономическое преимущество. К тому же он вместе с великокняжеским «столом» обязательно получал и всю Владимирскую землю.

Постепенно изменилась и юридическая природа отношений между великим и удельными князьями. Эти отношения основывались на иммунитетных грамотах и договорах, заключаемых в большом количестве. Первоначально такие договоры предусматривали службу удельного князя великому князю за вознаграждение. затем она стала связываться с владением вассалами ни вотчинами. Считалось, что удельные князья получают свои земли от великого князя за службу. И уже начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения.

Великий князь. Главой Русского государства был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял руководство государственным управлением, имел судебные полномочия.

Реальное содержание княжеской власти с течением времени меняется в сторону все б6льшей полноты. Эти изменения шли в двух направлениях - внутреннем и внешнем. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В XIV-X вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на правах общей собственности. С падением власти, удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Иван III и Василий III не стеснялись бросать в тюрьму своих ближайших родственников - удельных князей, пытавшихся противоречить их воле.

Ф. Энгельс считал власть главы централизованного государства прогрессивным явлением, «представительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации в противовес раздробленности на мятежные вассальные государства». Таким образом, централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти. Внешним источником ее усиления было падение власти Золотой Орды. В начале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали праве на великокняжеский «стол». После Куликовской битвы эта зависимость стала только формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти были приданы новые формы. Начиная с Ивана III московские великие князья именовали себя «государями веся Руси». Иван III и его преемник пытались присвоить себе и царский титул.

В целях укрепления международного престижа Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог - единственной наследнице уже не существующего константинопольского престола. Делались попытки идеологического обоснования притязаний Ивана III на самодержавие. Кроме брачных связей с Софьей Палеолог стараются установить, конечно мифическое, происхождение русских князей от римских императоров. Была создана теория происхождения княжеской власти.

Дворянские историки, начиная с Н. М. Карамзина, считали, что с Ивана III в России устанавливается самодержавие. Это верно в том смысле, что Иван III, завершивший освобождение Руси от татар, «сам держал» свой княжеский стол, независимо от Орды. Однако говорить о самодержавии в полном смысле слова, т. е. о неограниченной монархии в XV и даже XVI в. Еще не приходится. Власть монарха была ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой. Боярская дума. Важным 'органом государства являлась Боярская дума. Она выросла из совета при князе, существовавшего еще в древнерусском государстве.

Оформление Думы следует отнести (... XV в. Боярская дума отличалась от прежнего совета своей большей юридической, организационной оформленностью. Она была органом, собиравшимся не эпизодически, а действующим постоянно. Дума имела сравнительно стабильный состав. В нее входили так называемые «думные чины» - введенные бояре и окольничьи. Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через думу боярство осуществляло политику угодную и выгодную ему. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую думу, что связано с общим процессом централизации власти. Это особенно относится к княжениям Ивана III и Василия III. Значительная роль Боярской думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов являются одной из характерных особенностей раннефеодальной монархии. Феодальные съезды. Они имели тот же характер, что и во времена Киевской Руси, но по мере укрепления централизации государства постепенно отмирали.

Дворцово-вотчинная система управления продолжала оставаться раннефеодальной монархией. Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, построенные по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приходят в столкновение со старыми формами управления, подготавливают постепенное отмираниедворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления.Преобразование старой системы начинается с ее усложнения. Она подразделяется на две части. Одну составляет управление дворца, во главе которого стоит дворецкий (дворский), имеющий в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворецкий ведал и пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые «пути», обеспечивающие специальные нужды князя и его окружения. О назначении путей красноречиво говорят сами их названия: Сокольничий, Ловчий, Конюший, Стольничий,Чашничий. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не ограничивались сбором тех или иных продуктов и всяких благ с выделенных мест. Они выступали и как административные и как судебные органы. Руководители их именовались путными боярами.Вслед за усложнением системы дворцово-вотчинных органов возрастала их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, они все больше превращались в общегосударственные учреждения, выполняющие важные задачи по управлению всем государством. Так, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять или иных обязанностей в государственном управлении торило прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную и достаточно определенную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными придатками.

Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления, выраставшей з прежней. Такое перерастание началось в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ,, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Раз-ряд (Разрядный приказ, ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.

Местные органы управления. Русское государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на стан, станы - на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости в административно-территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами кое-где сохранялись.еще земли. Существовали также разряды - военные округа, губы судебные округа.Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица - представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости - волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него «корм», т. е. проводили натуральные в денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление, таким образом, было одновременно государственной службой и формой ознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу.Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т. е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.) и иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства. Присылаемые из центра, они не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, тем более что их назначение было обычно сравнительно краткосрочным - на год-два. Все интересы наместников и' волостелей были сосредоточены преимущественно на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. Система-кормления была не способна в условияхобостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере подавление сопротивления восстающего крестьянства. От этого особенно страдали мелие вотчинники и помещики, которые были не в состоянии самостоятельно обезопасить себя от «лихих людей».

Поднимающееся дворянство было недовольно системой кормления и по другой причине. Его не устраивало, что доходы от местного управления шли в карман бояр и что кормление обеспечивает боярству большой политический вес.Местные органы власти и управления не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин. Княжата и бояре, как и прежде, сохраняли в своих вотчинах иммунитетные права. Они были не просто землевладельцами, но я администраторами и судьями в своих деревнях и селах.

Органы городского управления. Городское управление в Московском государстве изменилось по сравнению с киевскими временами. Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наравне с сельской местностью. С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя все земли уделов обычно за их прежними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяли на них непосредственно свою власть. Это делалось исходя из значения городов не только как экономических цент-ров, но прежде всего по военным соображениям. Города были крепостями. Обладание ими обеспечивало великим князьям и удержание бывшего удела в своих руках,, и оборону от внешних врагов. Первоначально великие князья управляли городами так же, как раньшеудельные князья, т. е. не выделяя их из своих прочих земель. Наместники и волостели, руководя своим уездом или волостью, управляли в той же мере и городами, находящимися на их территории.Позже появляются некоторые специальные органы городского управления. Их возникновение связано с развитием городов в первую очередь как крепостей. В середине XV в. появилась должность городчика - своеобразного военного коменданта города. Он обязан был следить за состоянием городских укреплений, за выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной. Уже в XV в. городчики использовались и для других великокняжеских дел, в частности земельных.

Должность городчиков замещалась местными землевладельцами, преимущественно дворянами и детьми боярскими. Городчики, первоначально бывшие довольно малозначительными фигурами в государственном управлении, уже к концу XV в. стали играть серьезную роль. Сначала временно, а потом все более постоянно за ними закреплялись широкие полномочия в земельном, финансовом и других отраслях управления, причем не только в пределах города, но и прилегающего уезда. В соответствии с расширением функций изменилось и название этих должностных лиц. Их начинают именовать городовыми и приказчиками. ведая рядом вопросов военно-хозяйственного и просто хозяйственного порядка, городовые приказчики подчинялись великокняжеским казначеям. На один город назначалось иногда два и больше таких приказчиков. В лице городовых приказчиков дворяне и дети боярские получили свой орган местного управления, а великий князь надежных проводников политики централизации.

Образование Московского государства было обусловлено целым комплексом предпосылок, сложившихся к ХV веку.

Прежде всего разрушение натурального характера хозяйства, вызванное ростом производительности земледелия и ремесла, объективно ставило на повестку дня вопрос формирования единого хозяйственного пространства русских земель в интересах реализации избыточного продукта. Помимо этого, концентрация собственности в руках великокняжеской власти и московской бюрократии, предопределила их стремление к сильной государственности, контролирующей все регионы русских земель.

Социальным интересам большей части населения русских земель также соответствовала перспектива создания единого, крепкого государства. Крестьянское население искало у него защиты от притеснений со стороны княжеской и боярской знати и от внешних врагов. Посадское население: ремесленники, купцы и др. были заинтересованы в государственном обеспечении безопасности торговых путей.

Служилые люди: дети боярские, дворяне, послужильцы видели в едином государстве власть, способную дать им средства к существованию в обмен на военную и государственную службу.

Важнейшей политической предпосылкой являлась необходимость свержения монголо-татарского ига и защиты западных рубежей Руси. Безусловно, что объединение военных сил русских земель было возможным лишь в рамках единого государства.

Рост сопротивления смердов усилению эксплуатации, сопровождавшему утверждением власти - собственности, также побуждал господствующие социальные группы к объединению своих усилий в рамках единого государственного механизма.

Русская Православная церковь, являвшаяся строго иерархической структурой, стремилась к сильной государственной власти, способной защитить ее интересы. А защищать было что - в середине ХVI в. церковь владела почти 1/3 всех земельных угодий страны.

Ментальная составляющая комплекса предпосылок заключалась, прежде всего, в том, что население различных русских земель по-прежнему, осознавало себя единым русским народом единой русской земли.

Кроме того, историческая традиция киевских князей, стремившихся в своем самодержавии стать вровень с византийскими императорами, пример сильной деспотической власти золотоордынских ханов, обусловили восприимчивость русской ментальности к идее обожествляемой самодержавной царской власти.

Православная религия побуждала русский народ к объединению в борьбе с католической и мусульманской экспансией, обеспечивала сохранение единого духовного и идеологического пространства русских земель.

XV век был тем временем, когда Русь фактически превратилась в единое государство. Реально ни тверские, ни другие удельные князья уже не могли противостоять Москве, ставшей центром государства. Постепенно удельные княжества теряли свою самостоятельность и подчинялись московскому князю.

После смерти Дмитрия его старший сын Василий не только получил большую часть Московского княжества, но и Великое княжество Владимирское по завещанию (первый случай в истории Руси). Золотоордынский хан санкционировал подобный прецедент, прислав ярлык. Василий настолько усилился, что не ездил за ярлыком в Орду.

Со смертью Василия I начался политический кризис, который продолжался почти все княжение его сына Василия II (1425-1462 гг.). Он вылился в феодальную войну 20-50-х гг., охватившую само Московское княжество. Поводом послужили споры о престолонаследии. На Руси существовал обычай, по которому после смерти главы княжества престол переходил к его брату, удельному князю. В Московском же княжестве к середине XIV в. утвердилась практика передачи престола от отца к сыну. Когда умер Василий I и престол перешел к Василию II, о правах на престол заявил брат умершего - удельный князь Галицкий Юрий. За этим конфликтом скрывалось столкновение двух тенденций: к наследственной монархии, централизации государства - и к феодальной раздробленности. О столкновении двух тенденций свидетельствует и расстановка сил противников: Юрия Дмитриевича Галицкого, а после его смерти сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемяку поддержала коалиция удельных князей и местных бояр; Василия II - дворяне, московское боярство, церковь и горожане. Борьба была ожесточенной, велась с переменным успехом и осложнялась вмешательством внешних обстоятельств. В 1445 г. в Московское княжество вторгается татарская орда хана Улу-Махмета. Московское войско было разбито. Василий II взят в плен, на за выкуп он был освобожден.

Пользуясь недовольством при сборе выкупа, Дмитрий Шемяка захватывает Василия II, ослепляет его (поэтому он получил прозвище Темного) и занимает Москву. Но возмущение московского боярства, церкви и горожан вынуждает Шемяку в декабре 1446 г. освободить Василия II.

Василий II уничтожает почти все удельные княжества Великого княжества Московского и устанавливает свое полное единовластие. Отомстив за поддержку, оказанную Шемяке новгородцами, Василий II совершил в 1456 г. поход на Новгород, закончившийся заключением Яжелбицкого договора. В соответствии с ним были существенно расширены права великого князя в Новгороде. Русь отказалась признать флорентийскую унию католической и православной церквей 1439 г., и русская церковь стала автокефальной (независимой). Княжение Василия II ознаменовалось укреплением Московского княжества, возникли предпосылки для создания единого русского государства. Важнейшим этапом в этом стало княжение Ивана III.

Иван III подчинил Ярославское и Ростовское княжества, подавил заговор новгородских бояр (московское войско на реке Шелони в 1471 г. разбило новгородское ополчение). После успешного похода Москвы на Новгород в 1477 г. последний окончательно превратился в протекторат Москвы. В Новгород был назначен наместник князя. Тверь также признала власть Москвы.

В этот период Орда не имела никаких возможностей вмешиваться не только во внутренние дела Руси, но и влиять на ее внешнеполитическую ориентацию. Фактическая стоимость выплачиваемой Русью дани постоянно понижалась. В 1478 г. Иван III полностью отказался выплачивать дань, это привело к противостоянию войск хана Ахмата и войск Ивана III на реке Угре в октябре- ноябре 1480 г. и закончилось уходом татар без боя. Так в 1480 г. рухнуло иго, была решена судьба Золотой Орды. В 1502 г. крымских хан Менгли-Гирей нанес ослабевшей Золотой Орде окончательный удар и она распалась на несколько татарских ханств: Крымское, Казанское, Астраханское и Ногайскую орду.

При Иване III начинается широкое продвижение русских на северо-восток - в Северное Прикамье и Приуралье, благодаря чему растет Московское княжество. Западнорусские князья, борясь с Литвой и Польшей, один за другим переходят под власть Москвы. Это привело к двум русско-литовским войнам - в 1487-1494 и в 1500-1503 гг., и к Русскому государству отошла территория верховьев Оки и Днепра с городами Чернигов, Новгород- Северский, Гомель, Брянск и др. Важное направление внешней политики Ивана III - борьба за Прибалтику. Ливонский орден, захвативший южное побережье Финского залива, нападал на новгородские и псковские земли. В ходе русско-литовской войны 1500-1505 гг. русские войска наносят ливонским рыцарям близ Юрьева.

Таким образом, при Иване III фактически завершилось объединение Русского государства и произошло окончательное освобождение Руси от татарского ига. За ее пределами оставались лишь Псков и Рязанское княжество. Эти земли были присоединены при сыне Ивана III Василии III (1505-1533 гг.).

В состав единого государства вошли многие народности: помимо русских - мари, мордва, коми, печора, карелы и др. Юридически централизация выразилась в появлении первого общерусского "Судебника" (1497 г.) с едиными правовыми нормами. Статья 57 Судебника ознаменовала оформление крепостного права.

Возникновение единого многонационального государства способствовало развитию экономики и процессу освоения внутренних земель, ликвидировало феодальные усобицы, обеспечило внешнюю безопасность государства и самостоятельность русской церкви от Константинополя, расширило политические, торговые связи со странами Европы и Востока, способствовало развитию культуры. Однако сильная централизованная самодержавная власть несла в себе черты деспотизма, развившиеся при Иване IV.

10. Московское государство в эпоху ивана 4: основные направления и результаты внутренней политики. Реформы «Избранной Рады». Опричнина, ее цели, суть, итоги.

В XVI в. в структуре феодальной собственности на зем­лю произошли важные изменения — заметно возросла доля поместного землевладения. Своеобразной чертой экономи­ческого развития средневековой России стало возникшее территориальное разделение двух форм феодального зем­левладения, а именно: устойчивое поместно-вотчинное зем­левладение светских и церковных феодалов в центральных, давно обжитых районах и общинное крестьянское земле­владение на малонаселенных окраинах.

Общей же тенденцией социально-экономического раз­вития страны в XVI в. было укрепление феодально-кре­постнических порядков. Экономической основой крепостни­чества была феодальная собственность на землю в трех ее видах: поместная, вотчинная и государственная. По своему социальному положению крестьяне делились на три груп­пы: владельческие крестьяне, которые принадлежали раз­личным светским и церковным феодалам; дворцовые крес­тьяне, которые находились во владении дворцового ведом­ства московских великих князей; черносошные (позже го­сударственные) крестьяне, которые жили волостными об­щинами на землях, не принадлежащих какому-либо вла­дельцу, но были обязаны выполнять определенные повин­ности в пользу государства.

Принятый в 1550г. новый Судебник подтвердил нормы крестьянского перехода, введенные Судебником 1497г. По новому Судебнику крестьяне могли переходить от своего помещика к другому лишь в один день в году — в Юрьев день. В конце XVI в. в жизни русских крестьян произошла перемена — Юрьев день был отменен: переход крестьян от одного феодала к другому запрещен. 1 февраля 1597г. был объявлен указ о кабальных холопах, согласно которому они лишались права вернуть себе личную свободу до смерти их господина.

После отмены Юрьева дня бегство крестьян от феода­лов стало широко распространенной формой их протеста против усилившейся эксплуатации. Оно приняло такой мас­совый характер, что правительство было вынуждено издать специальный указ о беглых крестьянах (24 ноября 1597г.).

В XVI в. в городах продолжали развиваться ремесла, торговля. По мере расширения торговли из различных сло­ев общества формировалась богатая прослойка купечества. В Москве были созданы привилегированные купеческие объединения — гости, гостиная и суконная сотни. В пра­вовом отношении они в значительной степени были уравне­ны с феодальными землевладельцами. За все это купечество должно было нести государеву службу, способствуя обес­печению государства доходами.

Молодой Иван IV, прозванный Грозным, был помазан на царство в январе 1547 г. в Успенском соборе митрополитом Макарием. Вокруг царя сложился кружок единомышленников, ставивших своей целью разработку и проведение реформ (Избранная рада). В 1549 г. впервые был созван Земский собор — представительный орган при царе, который одобрил намеченную программу реформ.

В 1550 г. была проведена военная реформа. Запрещались споры между воеводами во время походов, появилось стрелецкое войско, которое служило на постоянной основе. В 1550 г. вышел новый Судебник, увеличивший для крестьян пожилое при переходе от одного феодала к другому в Юрьев день. В 1551 г. был созван Церковный собор, принявший Стоглав — документ, составленный из решений церковнослужителей. Также в середине 50-х гг. XVI в. была завершена губная реформа, ликвидировавшая власть наместников (кормленщиков). В целом реформы Избранной рады были призваны укрепить центральное управление государства, его военную мощь, консолидировать дворянское сословие.

Однако в 1560 г. Избранная рада была распущена, царь взял курс на усиление личной власти. Воспоминания детства о бесчинстве боярства, затягивающаяся Ливонская война, предательство ближайших сторонников царя подталкивали Ивана IV к введению опричнины (1565—1572 гг.).

Согласно условиям царя государство делилось на две части — опричнину и земщину, в которых были свои армии, свой аппарат управления. Опричники действовали жестоко, расправы с неугодными царю людьми происходили повсеместно. В 1570 г. разгрому подвергся Новгород, а вскоре Иван Грозный направился в Псков, но не тронул город, услышав предупреждение юродивого о каре божьей, которая настигнет его. Разорение Москвы Давлет-Гиреем показало неэффективность опричнины, и царь в 1572 г. отменил ее, запретив упоминать само слово «опричнина».

Последствия опричнины заключались в безусловном усилении личной власти царя, неограниченной власти.

11. Основные направления внешней политики и расширение территории Российского государства в 15 – 16 веках.

Неотъемлемой частью процесса объединения русских земель было расширение территорий, признавших свое вхождение в единое государство и подданство московским князьям. Титул «государя и великого князя московского и Всея Руси», принятый Иваном III, как и венчание Ивана IV на царство в 1547г., отражали стремление правителей единого государства довести до логического завершения его централизацию, то есть создать единую систему органов власти и управления, сплотить территории, находившиеся под их властью. Вместе с тем Российское государство на протяжении второй половины XV—XVI в. проводило активную внешнюю политику, направленную в том числе и на приобретение новых территорий. К началу правления Ивана III (1462) в Московском княжестве было 430 тыс. км2 земель. За время княжения его и его сына Василия III (1505— 1533) в состав единого Российского государства вошли Новгород (1477), Тверь (1485), Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521) и др. Территория государства выросла почти в шесть раз. К концу XVI в. в пределах России находилось 5 млн 400 тыс. км2 — в 12,5 раза больше, чем в 1462 г.
Рубежной датой в процессе формирования единого Российского государства принято считать 1480 г., когда «стоянием на Угре» Иван III покончил с ордынским игом. Наследниками Золотой Орды были Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Ногайская Орда, Сибирское ханство и другие государственные образования, отношения с которыми играли важную роль во внешней политике России в конце XV—XVI в.
Другим ключевым направлением внешней политики единого Российского государства были отношения с западными соседями — Литвой, Ливонским орденом, Польшей, позднее — Речью Посполитой. Поддерживались контакты с Данией, германскими княжествами, Англией, Швецией.
На юго-восточном и южном направлениях Россия достигла в XVI в. значительных успехов. В первой половине столетия особую опасность представляли Крымское и Казанское ханства, чьи правители совершили не один набег на приграничные русские земли. В расчетах Москвы кроме соображений безопасности играла роль и хозяйственная выгода — волжский торговый путь, обладание плодородными поволжскими землями. В 1552 г. было завоевано Казанское, а в 1556 г. — Астраханское ханство. К России присоединилась Башкирия. В конце 50-х гг. признала свою зависимость Ногайская Орда, в 1566г. она была ликвидирована. С целью уменьшения опасности, которую создавало опиравшееся на поддержку Османской империи Крымское ханство, началось строительство оборонительной засечной черты на южных рубежах страны. Во второй половине XVI в. начинается складывание особого военного сословия — казачества, формировавшегося из беглых крепостных и охотно соглашавшегося за деньги, продовольствие и боеприпасы охранять русские границы от набегов крымских татар. Тем не менее Крымское ханство оставалось источником серьезных угроз. В 1571 г. во время Ливонской войны хан Девлет-Гирей сжег Москву, в 1591 г. хан Ка-за-Гирей был остановлен у стен Данилова монастыря в непосредственной близости от Москвы. Лишь в 1598 г. Борису Годунову удалось принудить крымских ханов к подписанию мирного договора с Россией.
Заключительным аккордом в процессе продвижения России на восток стало вхождение Сибири в состав Российского государства. В середине 50-х гг. XVI в. правитель Сибирского ханства признал зависимость от Москвы в обмен на ее покровительство. В 70-е гг. отношения России с новым сибирским ханом Кучумом испортились. Особенно страдали поселения купцов Строгановых, которые и снарядили в 1581 г. отряд волжского казака Ермака для похода в Западную Сибирь. После нескольких лет борьбы Сибирское ханство прекратило свое существование, Ермак был убит в 1585 г. До конца XVI в. в Сибири возникли города-крепости Тюмень, Тобольск, Тара, Верхотурье, ставшие опорными пунктам i для дальнейшего продвижения русских торговы ч людей в Сибирь и на Дальний Восток.
В 1558—1583 гг. главные внешнеполитические и военные усилия России были сосредоточены на балтийском направлении. Война за балтийские земли, начатая в 1558 г. против Ливонского ордена (отсюда название — Ливонская война), началась удачно для Москвы. В 1561 г. орден распался, но его территорию поделили между собой Литва, Швеция и Дания. Взятие Полоцка в 1563 г, было последним серьезным успехом Ивана IV. В 1564г. русские войска проиграли сражения у Полоцка и Орши. Опричнина и опричный террор (см. билет № 6) резко подорвали военную мощь России. Между тем ей пришлось иметь дело с сильной Речью Посполитой, государством, в котором объединились Польша и Литва (Люблинская уния 1569 г.).
Наступление русских войск в Прибалтике началось в конце 70-х гг. Успехов оно не принесло. В 1578—1580гг. шведы овладели частью новгородских земель, а польский король Стефан Баторий — почти всей Ливонией. В 1581 г. он осадил Псков. Мужество псковичей, не отдавших город полякам, заставило Стефана Батория в 1582г. заключить Ям-Запольское перемирие. Россия потеряла город Велиж на границе Смоленской земли, но сохранила устье Невы. По Плюсскому перемирию со Швецией (1583) Россия утратила Нарву, Ям, Копорье, Иван-город. Эти города (за исключением Парны) Россия вернула в результате новой войны со Швецией в 1590г. Вопрос о выходе России к побер,кью Балтийского моря в XVI в. остался нерешенном.

12. «Смутное время»: причины, ход, характер организации власти, последствия.


Социально-политические причины способствовавшие «смуте»:
Уходя от налогового бремени, многие русские люди бежали на окраины·
страны, превращаясь в вольных людей – казаков.
Правительство, обеспокоенное массовым бегством тяглого населения·
временно запретило переход крестьян от одного владельца к другому и
установило пятилетний срок розыска и возврата беглых тяглецов на ста-
рое место. Что привело к полному закрепощению крестьян.
Голодный народ, оставшийся без средств к существованию занимался·
грабежом и разбоем, усиливая общий хаос.
Противоречие в сознание разных слоев населения: государство – как на-·
родный союз и государство – как вотчина княжеской династии.
Конфликт церкви и светской власти.·
Внешнеполитические проблемы:
Последствия Левонской войны.·
Ослабление Московского государства позволяет агрессивным соседям·
надеяться на захват русских территорий.
Появление в Польше самозванцев провоцирует интервенцию.

Краткая хронология «смуты» такова:
1598 г. - пресечение династии Калиты. Начало правления Бориса Годунова;
1601-1603 гг. - неурожаи и массовый голод в России. Нарастание социальной
напряженности в стране;
1605г. - смерть царя Бориса Годунова. Воцарение Лжедмитрия I;
1606-1610 гг. - правление Василия Шуйского;
1006-1607 гг. - крестьянское восстание под руководством Болотникова.
Лжедмитрий II;
1609 г. - втягивание в войну Польши и Швеции. Начало польской интервенции;
1610-1612 гг. - «семибоярщина»;
1611-1612 гг. - первое и второе ополчения, освобождение Москвы от польских
интервентов;
1613 г. - начало династии Романовых.
Историки выделяют три основных этапа смуты:
Первый этап (1598 - 1605) – династической период, представляет со-
бой борьбу за московский престол, которая велась между различными претен-
дентами и носила характер придворной интриги и завершилась воцарением
Бориса Годунова. Но его умеренный и непоследовательный курс, не смог раз-
решить стоявших перед обществом проблем, что повлекло за собой перенесе-
ние «смуты» из дворца в народные массы.
Второй этап (1605 - 1609) - период социальной борьбы - характеризу-
ется полным распадом государственного порядка, падением политической са-
мостоятельности Москвы вследствие социального междоусобия. В граждан-
скую войну втягиваются все слоев общества: дворянства, крестьянства, каза-
чества. На этом этапе происходят частые смены правителей, задерживавшихся
на престоле весьма непродолжительное время (Лжедмитрий I, Василий Шуй-
ский, Лжедмитрий II, "семибоярщина"). Однако никто из них не оказался спо-
собным стабилизировать ситуацию в стране.
Третий этап (1610 - 1613) - период национального сопротивления.
Это время попыток восстановления государственной самостоятельности и об-
щественного порядка, разрушенных в ходе гражданской войны и польско-
шведской интервенции. В этих условиях важную роль в спасении государства
сыграла Русская Православная Церковь и патриарх Гермоген. Гермоген не
только отказался сотрудничать с интервентами, но и всячески побуждал рус-
ский народ к организации сопротивления. Таким образом, всенародная война
против польских интервентов в глазах народа приобрела освободительный, за-
конный характер. Решением Земского собора был выбран новый царь Михаил
Романов не потому, что был чем-то лучше других претендентов, а потому, что
устроил, в конечном счете, всех – бояр, дворянство, казачество и духовенство.
Будет ошибкой считать, что с избранием Романова на царство «смута»
закончилась. Перед новым правителем возникли чрезвычайно сложные задачи
преодоления розни и восстановления государства и государственного порядка.
Уставшее от смутных времен общество стремилось к консолидации. Тяжелым
оказался процесс обуздания вольного казачества, которое угрожало самой идее
стабилизации.
Главной проблемой для правительства Михаила Романова стало завер-
шение освобождения страны от интервентов. Поляки и шведы не спешили
признать Романовых и, пользуясь слабостью, Московского государства, стре-
мились к его дальнейшему завоеванию.
Вернувшийся в 1619 г. Филарет, отец государя, был избран патриархом.
Человек властный и решительный, он по сути дела оттеснил на второй план
своего сына и с новым титулом «великого государя» сосредоточил в своих ру-
ках управление страной.
Первые годы царствования Михаила Федоровича во многом были опре-
делены Смутой, последствия которой ощущались во всех сферах жизни.
3. Последствия «смуты»
Последствия смутного времени можно трактовать как с отрицательных
позиций, так и найти множество положительных последствий.
Смута – страшное и тяжелое время для Российского государства:
Страшное разорение и запустение страны, в описаниях того времени·
упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне "сбежа-
ли" или "сошли безвестно куды", или же были побиты "литовскими
людьми" и "воровскими людьми". По некоторым данным погибло до
трети населения.
Резко ухудшилось международное положение страны. Россия оказалась·
в политической изоляции, ослаб ее военный потенциал, долгое время
практически беззащитными оставались южные рубежи.
В 1617 г. со Швецией был подписан Столбовский мир, по которому Рос-·
сия теряла выход к Балтийскому морю.
В 1618 г. заключено Деулинское перемирие. Россия потеряла Смоленск·
и северские земли, но в страну возвратились русские пленные.
В России возродилось самодержавие и крепостное право. Но иного пути·
спасения и сохранения российской цивилизации в тех экстремальных
условиях и не существовало.
Смута – необходимое потрясение, своего рода «революция»:
Народ сумел отстоять независимость и воссоздать государственность.·
Перемена в составе и значении Земских соборов. На соборы призывались·
выборные и от «простых» людей. Обстоятельства заставляли тогда обще-
ство принимать прямое участие в общественных делах.
Произошла смена господствующего класса, постепенно исчезло родови-·
тое боярство, а вместо него стало появляться зарождающееся дворянство.
Что привело к отмене местничества в 1682 г., а потом легло в основу пет-
ровской табели о рангах 1722 г.
Отношения с Западом начинают составлять основу всей политической,·
экономической, идеологической и военной истории России. Эти отно-
9
шения выражали две противоположные, но взаимосвязанные тенденции:
первая представляла Запад «в образе врага», вторая характеризовала его
как «пример для подражания».
Признание московского патриаршества, интронизация первого Москов-·
ского патриарха Иова. Признание автокефалии Москвы, как самостоя-
тельной национальной поместной Церкви.
Усиливается незыблемость православной веры и недопустимость отсту-·
плений от ценностей национальной религии и идеологии.
Народ стал уже не таким безропотным, послушным и бессловесным. Не-·
довольство становится и до конца века остается главной нотой в на-
строении народных масс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: