Пространственная композиция градостроительных объектов

Композиция плана.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. КОМПОЗИЦИЯ ПЛАНА. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ ОБЪЕКТОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНА. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТЕ.

Лекция 14

Дополнительная

1. Варламов А.А., Гальченко С.А. Земельный кадастр. В 6 тт. Т. 6: Географические и земельные информационные системы. – М.: Издательство: КолосС, 2006. - 400 с.

2. Сосновский В.А. Прикладные методы градостроительных исследований: учеб. пособие / В.А. Сосновский, Н.С. Русакова. – М.: «Архитектруа-С», 2006. – 112 с.

3. Наназашвили И.Х. Кадастр, экспертиза и оценка объектов недвижимости: Справ. пособие / И.Х. Наназашвили, В.А. Литовченко, В.И. Наназашвили. – М.: Высш. шк., 2009. – 431 с.

4. Саркисов С.К. Архитектурная эвристика. Архитектурное проектирование с элементами эвристики: Учебник. – М.: ГУЗ, 2002. – 123 с.

5. Этенко В.П. Управление архитектурным проектом: Учебное пособие / В.П. Этенко. – М.: ГУЗ, 2003. – 171 с.

6. Журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель».

7. Журнал «Вестник Росреестра».

Понятие «композиция» (от лат. сотроsitio — сочинение, составление, соедине­ние) обычно используется применительно к произведениям искусства. Под градостроительной композицией понимается упорядоченное в соответ­ствии с художественными требованиями взаимное расположение созданных чело­веком (антропогенных) и природных ком­понентов формируемой архитектором пространственной среды.

Градостроительная композиция рас­сматривается в двух аспектах — как ком­позиция плана и как пространственная, визуально воспринимаемая композиция городской застройки и открытых про­странств.

Геометрическая форма плана. В гео­метрической форме плана градостроите­ли с древних времен пытались найти идеальное построение города. Круг и квад­рат в наибольшей степени соответствова­ли таким представлениям. Композиционные решения городского плана весьма разнообразны. Наряду с простыми геометрическими формами — круг, звезда, многоугольник, разработаны и более сложные планиро­вочные построения.

Композиционная структура плана включает наиболее важные в композици­онном отношении элементы плана — ком­позиционные центры и оси.

Композиционные центры (узлы) важные в композиционном отношении компактные градостроительные комплексы и объекты. Композиционные центры служат ориентирами в пространстве. Ком­позиционные оси — основные направле­ния обзора градостроительной компози­ции, ориентированные на композицион­ные узлы. Композиционные оси могут быть урбанизированными (транспортная магистраль, «разрыв» в застройке) или природными (река, берег озера, «зеле­ненный коридор»). Иерархически орга­низованная система композиционных центров и осей образует композицион­ный каркас поселения.

Разнообразие пространств. Среда жизнедеятельности современного чело­века — среда упорядоченная, простран­ственно структурированная. Она не одно­родна и включает пространства разной величины, функционального назначения, имеющие разных владельцев и пользова­телей, разную культурную, информацион­ную, экологическую ценность, что оказы­вает существенное влияние на построе­ние городского пространства. Задача архитектора при проектирова­нии градостроительных объектов заклю­чается в обосновании и выделении гра­ниц разных типов пространств. Границы выделяются на основании физических характеристик (планировочные парамет­ры, плотность и этажность застройки и др.), а также психологических критериев (сложившихся традиций и обычаев, раз­деления светских и сакральных про­странств, общественных, соседских, инди­видуальных пространств и др.). Границы должны быть четко зафиксированы, что­бы не было «ничейных» участков, созда­ющих конфликтные ситуации. По физическим качествам в поселени­ях выделяются два основных типа про­странств: застроенные (закрытые) и не застроенные (открытые).

По психологическим качествам типоло­гия пространств значительно разнообраз­нее. Существенно различаются простран­ства для уединения, соседского общения или массовых посещений, сакральные или светские. Качество жизненной среды во многом зависит от того, в какой степени качество различных типов пространств соответствует потребностям и идеалам человека.

Для разных типов пространств приме­няются разные приемы композиционно­го построения.

Формирование направленных видо­вых перспектив способствует упорядо­чению композиции. При этом использу­ются приемы линейного раскрытия про­странственной композиции и раскрытия с меняющимся направлением обзора.

Композиционные доминанты. Осо­бую роль для обеспечения ориентации в пространстве выполняют доминанты (от лат. dominantis — господствующий) — господствующие в пространстве архитек­турные сооружения, контрастно отлича­ющиеся от окружения размерами, фор­мой, цветом.

Размещение архитектурных доми­нант в ландшафте позволяет усилить или ослабить их композиционную значимость. Широко распространен­ным композиционным приемом является размещение архитектурных доминант на повышенных отметках рельефа — на вер­шинах холмов, на бровках крутых откосов. Набольший композиционный эффект достигается при размещении ар­хитектурных доминант на возвышенностях у водных пространств — на высоких бе­регах рек, озер, водохранилищ, хорошо просматриваемых с обширных территорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: