Метеорология на службе отечеству

Отечественная метеослужба имеет и исторические заслуги. Стоит напомнить эпизоды войны с гитлеровской Германией. Например, дата начала Сталинградской битвы была назначена с учетом долгосрочного прогноза, обещавшего погоду, благоприятную для сосредоточения войск, действия авиации и танков.

Для составления прогнозов синоптикам приходилось иногда собирать необходимые данные, летая в тыл противника. В 1943 г. они помогли проведению операций по форсированию Днепра и его притоков. Войскам 1-го Белорусского фронта, чтобы форсировать Днепр в среднем течении, была «выдана» плохая видимость, а войска 2-го и 3-го Украинских фронтов использовали предсказанную синоптиками непогоду для маскировки своей переправы в нижнем течении Днепра. Синоптики «приготовили» сильнейшую распутицу под Уманско-Христиновскую операцию в марте 1944 г., что весьма помогло 2-му Украинскому фронту. Для форсирования Вислы и захвата Сандомирского плацдарма на ее западном берегу командование 1-го Украинского фронта также воспользовалось прогнозом плохой видимости, то есть нелетной погоды, блокировавшей вражескую авиацию.

Маршал И. С. Конев приводит в своих воспоминаниях пример тяжелых последствий, когда ценным прогнозом воспользоваться не удалось. С учетом предсказаний метеорологов (блестяще оправдавшегося) планировалось Висло-Одерскую операцию начать 20 января 1945 г. Однако по просьбе западных союзников, терпевших поражение в Арденнах, начало операции было перенесено Ставкой на 12 января. Этот день и несколько последующих наши войска вынуждены были действовать без хорошей поддержки с воздуха — погода стояла нелетная.

Каждое утро командир дивизии собирал у себя начальников всех служб. И первым делом комдиву о состоянии дел докладывал начальник метеорологической службы. День начинался с прогноза погоды на текущие сутки, и на основании этого строился весь распорядок дня. Тем самым погода как бы ставилась «во главу угла», и синоптики гордились своей специальностью, и очень уважали себя за оправдавшиеся прогнозы.

О важности этой службы говорит и тот факт, что во время любых вылетов рядом с руководителем полётов всегда сидел именно дежурный синоптик. Однако наряду с важностью это была ещё и огромная ответственность за жизни других людей.

Стоит упомянуть метеостанцию, которая представляела собой совокупность приборов для измерения метеорологических параметров: температуры, влажности, ветра, атмосферного давления, осадков, солнечной радиации. Также в распоряжении был метеорологический радиолокатор, который использовался для обнаружения областей выпадения осадков в радиусе его действия. Для обеспечения десантных операций выпускался шар-пилот, который давал подробную информацию о профиле ветра, то есть его скорости и направлении, в слое десантирования. С помощью факсимильного аппарата получали синоптические карты, на основании которых затем составляли прогнозы погоды. Кстати, метеорологи были в числе первых, кто начал использовать в своей работе факсимильные средства связи.

Сейчас, конечно, всё намного проще. Например, с 1998 годы используе программный комплекс «ГИС Метео», который позволяет оперативно строить синоптические и прогностические карты на основе данных, поступающих в режиме реального времени.

Синоптическая карта за 19 февраля 2013 года. © Гисметео

Раньше же «рисовали» погоду на специальном информационном стекле. На него наносились различные погодные символы, отражающие текущее состояние атмосферы на вверенной нам территории.

Погодные символы

Особая специфика в прогнозах для военной авиации. Ведь военные самолёты часто летают на небольших высотах, где их не смогут «засечь» радиолокаторы. Поэтому необходимо учитывать все микроклиматические особенности местности, так как при одних и тех же атмосферных условиях некоторые метеорологические параметры будут различными в зависимости от того, лес это или луг, овраг или холм, северный склон или южный. Где-то подует ветер, где-то опустится туман, а где-то вообще пойдёт дождь. Хотя для авиации многие метеорологические характеристики вообще не имеют значения. Как правило, для полётов опасность представляют такие явления, как обледенение самолёта, сильная турбулентность, интенсивная конвекция, грозы... А вот при посадке на первое место выходит дальность видимости. На глиссаде снижения, в точке принятия решения о посадке, лётчик должен уверенно видеть взлётно-посадочную полосу. Очевидно, что слишком густой туман или очень низкая облачность являются серьёзной помехой для приземления.

Вообще, когда дело касается авиации, любая неточность или ошибка в прогнозе может стоить человеческой жизни! Правда тут ещё многое зависит от квалификации самих лётчиков. В сложных погодных условиях могут летать только первоклассные пилоты. Поэтому в армии не спрашивают о том, какая будет погода. Вопрос стоит по-другому: «Будем мы сегодня летать или нет? И, если будем, то при каких погодных условиях?» Расплывчатые формулировки типа «местами-временами» в ответе просто недопустимы.

Сегодня военная метеорология использует современные средства и методики, которые позволяют прогнозировать погодные условия на длительное время вперед. Для этого применяются различные средства программного и аппаратного обеспечения, позволяющие проводить сложнейшие расчеты, основанные на вероятностной теории и метеорологических особенностях местности.

_____________________________________________________________________________________________

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ:

· конец XVII в. (при Петре I) — начались постоянные наблюдения за погодой.

· 1715 г. — первый в России водомерный пост, по приказу Петра I на Неве у Петропавловской крепости.

· 10 апреля 1722 по указу Петра Великого в Санкт-Петербурге начались систематические наблюдения за погодой. Записи вёл вице-адмирал Корнелиус Крюйс. Первое время записи были довольно скупы на интересную информацию и выглядели примерно так: «Апрель, 22, воскресенье. Поутру ветер норд-вест; вода також стоит, как выше упомянуто. Пасмурно и студено… в полдни ветр малый норд-вест и дождь после полудня. Тихо и красный день до самого вечера». Позднее наблюдения приняли более научный характер.

· В 1724 году была образована первая в России метеорологическая станция, а с декабря 1725 года при Академии наук стали проводиться наблюдения при помощи барометра и термометра.

· 30-е годы XVIII в. — создана сеть из 20 метеостанций («Великая северная экспедиция»).

· 1 апреля 1849 г. — в Петербурге учреждена «Главная физическая обсерватория» (ГФО). (Ныне «Главная геофизическая обсерватория» им. А. И. Воейкова (ГГО)).

· 70-е годы XIX в. — массовое развитие сети пунктов гидрологических наблюдений на крупных реках и озёрах.

· 1 января 1872 г. — ГФО приступила к созданию ежедневных синоптических карт Европы и Сибири и к выпуску метеорологического бюллетеня (дату принято считать днём рождения службы погоды в России).

· 1892 г. — начал выходить «Метеорологический ежемесячник».

· 21 июня 1921 г. — В. И. Ленин подписал декрет «Об организации метеорологической службы в РСФСР».

· Август 1929 г. — постановление СНК СССР об организации единой Гидрометеорологической службы. Создатель и руководитель — А. Ф. Вангенгейм, председатель Гидрометеорологического комитета при СНК СССР.

· 1 января 1930 г. — начало работу «Центральное бюро погоды».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: